Савинков С.Н. (г. Москва)
МЕТОДЫ МОТОРНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
УДК 159.922
Аннотация. В статье рассматривается проблема применения методов психомоторной коррекции для работы с детьми. Главным достоинством методов психомоторной коррекции можно считать их высокую эффективность в сочетании с доступностью при работе с детьми. Однако в рамках проведения коррекционных занятий с детьми, каждый из методов имеет свою специфику.
Ключевые слова: психологическая коррекция, дети, психология, метод.
Введение
Психологическая коррекция является направлением практической деятельности психолога. В детском возрасте она направлена как на ликвидацию отклонений в поведенческом и психическом развитии за счет создания наиболее подходящих возможностей для развития личности ребенка, так и на развитие личностных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, а также профилактику нежелательных, негативных тенденций в развитии психики [3]. Для реализации поставленных целей, психолог должен учитывать возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Методы нейрокоррекции позволяют построить развивающую программу с учетом этих особенностей.
Методы современной нейрокоррекции в работе детьми подразделяют на два направления: когнитивные и моторные (двигательные).
Задачи коррекционной работы с каждым ребенком индивидуальны и могут быть определены только по результатам проведения диагностики развития, установления зоны ближайшего развития (ЗБР) с учетом использования коррекционно-педагогических средств, способствующих общему развитию. В практике работы с детьми, имеющими различные трудности обучения и развития, эффективность показали методы моторной психокоррекции, поскольку «любая познавательная деятельность человека выполняется его мозгом» [1].
Главным достоинством методов моторной психокоррекции можно считать их высокую эффективность в сочетании с доступностью при работе с детьми. Как известно, любое нарушение в индивидуальном развитии личности неизбежно влечет за собой дисфункцию какого-либо параметра психической деятельности. Мозг современного ребенка (даже нормально развивающегося), из-за обилия информации, регулярно подвергается непомерным нагрузкам, при этом асинхронность развития не позволяет ему сразу справиться с ними. Таким образом, моторная коррекция направлена на снижение негативного воздействия и последствий нарушения развития в онтогенезе [3].
Методы психологической коррекции, использующие двигательную активность, основаны на признании взаимосвязи между телом и мозгом. Поскольку психическое и физическое начала, в человеке тесно переплетены, применение двигательной активности решает проблемы мышечного напряжения и скованности, а также и психической резистентности. Гармонизация моторных процессов осуществляет воздействие на психическое состояние ребенка и его поведение.
Главным направлением такого воздействия, по мнению А.А. Осиповой [2] является «развитие невербальной коммуникации, нормализация ритмического протекания движений, приобретение опыта в переживаниях пластичности».
Под руководством А.В. Семенович [4] была создана комплексная методика психомоторной коррекции, в которой сенсомоторный уровень считается отправной точкой для дальнейшего развития высших психических функций. Поэтому в начале коррекционного процесса предпочтение отдается именно двигательным методам, которые не только создают потенциал для будущей работы, но и активизируют взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Процесс актуализации и последующего закрепления моторных навыков у детей, обусловлен обращением к психическим и познавательным процессам (восприятие, память, мышление, внимание, саморегуляция, эмоции и др.). Таким образом, создаются предпосылки для полного участия этих процессов в овладении новыми знаниями и навыками.
Тезис о том, что усилия, затрачиваемые на совершение действий, способствуют осознанию эмоций, стоящих за этими действиями положен в основу метода J. Salkin «Эго-тело» [6]. Детей, в игровой форме, побуждают к совершению таких движений, которые выражают их осознанные и неосознанные мысли и чувства. По мере того как участники экспериментируют с все более смелыми формами двигательного выражения своего физического и эмоционального состояния, у них рождаются новые чувства, влияющие на развитие их личности. Реализация коррекционных целей методами моторной психокоррекции осуществляется следующим образом. Психолог налаживает с ребенком контакт и начинает повторять его движения. По мере того, как нервное напряжение ребенка спадает, он замедляет (или изменяет другим образом) движение.
К основным методам, используемым в современной практической работе с детьми, можно отнести: танцевальную терапию и психогимнастику.
Танцевальная терапия
Данный метод возник из творческого танца, он является способом выражения мыслей и чувств, трудно переводимых в речь. Танцевальная терапия способствует осознанию своего тела и возможностям его использования, улучшает физическое и эмоциональное состояние. Танец позволяет ребенку создать привлекательный, для него самого, образ своего тела. Выработка позитивного образа тела усиливает чувство собственного достоинства, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».
Танцевальная терапия используется для развития социальных навыков посредством приобретения соответствующего опыта. Танцевальные движения представляют собой средство связи с окружающими, обучаясь и улучшая желаемое поведение. Создавая условия для творческого взаимодействия, танец позволяет преодолевать барьеры речевой коммуникации, помогает вступить в контакт с собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. Групповые занятия танцевальной терапией предполагают совместную детскую деятельность, игры, эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами группового опыта. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движений, развивает и укрепляет физические и психические возможности.
Общая схема построения занятия танцевальной терапией включает три этапа:
- На первом этапе занятия танцевальной терапией проводятся разминочные упражнения, помогающие детям подготовить свое тело к работе. Разминка способствует цели «разогрева» – физического, психического (подготовка чувств к дальнейшей работе) и социального (установление контактов). Началом занятия танцевальной терапии может быть выполнение спонтанных движений под попурри из разных мелодий. Это упражнения, включающие встряхивание, растяжки, хлопки, потряхивания, раскачивания.
- Второй этап служит цели проработки основной темы. Тема прорабатывается на уровне отдельных частей тела, всего организма и на уровне взаимодействия членов группы.
- На заключительной стадии тема разрабатывается с использованием всего пространства, со сменой скорости движений и их последовательности.
Ведущий танцевальной терапии может выступать в качестве партнера по танцам, организатора танцевального действия и катализатора развития личности детей. Он создает обстановку спокойствия и доверия, направляет и развивает спонтанные движения детей. Музыкальное сопровождение в танцевальной терапии решается не однозначно, поскольку, одни ведущие предпочитают стандартные записи народной, танцевальной и иной музыки, другие – собственное импровизированное сопровождение.
Психогимнастика
Одним из невербальных способов групповой психокоррекции, в основе которого лежит представление об использовании двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в детском коллективе, является психогимнастика. Психогимнастика способствует выражению переживаний ребенка, значимых эмоциональных состояний, а также проблем при помощи специальных движений, пантомимы, жестов и мимики.
В основе психогимнастики лежит система приемов, разработанных чешским психологом X. Юновой, и невербальные методики, используемые в группах встреч.
Психогимнастика позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов; это метод относится к реконструктивной психотерапии, которая приводит ребенка к самопознанию и изменению личностных особенностей.
Термин «психогимнастика» употребляется как в широком, так и в узком значении. В узком смысле, под психогимнастикой понимают игры, различные сценки, построенные на двигательной экспрессии. Такая методика, способствует решению некоторых задач: развитие навыков общения, снятие психоэмоционального напряжения, познание себя и других людей. В широком значении психогимнастика – это специально организованный курс занятий, направленных на развитие и коррекцию различных нарушений у детей.
Психогимнастика включает в себя три части: подготовительную, пантомимическую и заключительную.
В начале работы детской группы подготовительной части отводится большая половина всего времени, а иногда и все время занятий. Это объясняется тем фактом, что напряжение, тревожность, скованность, страхи в незнакомой ситуации усиливаются, и требуется система упражнений на преодоление детьми именно этих явлений. В таком случае меньше времени выделяется на заключительную часть.
К задачам подготовительной части мы можно отнести:
- уменьшение напряжения у детей;
- снятие страхов и запретов;
- развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других детей;
- сокращение эмоциональной дистанции между участниками;
- развитие умения выражать чувства, различные психоэмоциональные состояния, решать проблемы общения невербальными методами и учиться понимать других людей.
В подготовительную часть входят упражнения на развитие восприятия и внимания. К упражнениям, направленным на развитие внимания и чувствительности относятся гимнастика с запаздыванием, передача ритма, движения или предмета по кругу и т.д.
Уменьшению напряжения у детей могут способствовать такие упражнения, как мотивированный бег или ходьба, подвижные игры, двигательные импровизации.
Для преодоления эмоциональной дистанции между участниками группы используются упражнения, предусматривающие непосредственный контакт, парное взаимодействие, уменьшение пространственной дистанции, различные двигательные упражнения в кругу: «встретиться на мосту», «передать чувства по кругу», «успокоить обиженного», «войти в круг и выйти из него», «обратить на себя внимание группы».
Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной и в сложившейся группе занимает большую часть времени. Детям предлагаются темы, которые они представляют без помощи слов. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано на проблемы отдельного ребенка или на общие, характерные для большинства детей, проблемы. Чаще всего в этой части психогимнастики используются:
- знакомые ребенку ситуации с эмоциональным подтекстом (требования, обвинения, конфликты и др.);
- сценки, отражающие проблемам конкретного ребенка;
- темы, отражающие общие проблемы и конфликты, представленные в виде решения разных задач и трудностей, страха, смены настроения, выражения счастье и т.д.;
- темы, связанные с межличностными взаимоотношениями в группе (групповой портрет или скульптура, воображаемые ситуации, в которые попадает группа).
В ходе упражнения широко используются дополнительные приемы типа «двойника» или «зеркала». Смысл их заключается в предоставлении детям невербальной обратной связи, позволяющей увидеть себя «глазами другого». После проведения каждого пантомимического упражнения, оно обсуждается со всеми детьми в группе.
Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы, и сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия. Здесь могут быть использованы упражнения из подготовительной части, главным образом те, которые помогают детям пережить чувство общности.
Психогимнастика по методу М.И. Чистяковой
Данный метод ориентирован, в первую очередь, на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тем не менее, психогимнастические упражнения, также могут быть использованы в работе с подростками и взрослыми.
Общей задачей данного метода является сохранение и укрепление психического здоровья, а также профилактика аффективных расстройств у детей. Имитация детьми различных эмоциональных состояний, по мнению автора метода, имеет профилактический характер. Во-первых, активное мимическое и пантомимическое проявление чувств помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. И, наконец, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных раннее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у отдельных детей.
В предлагаемом М.И. Чистяковой методе активно используются вспомогательные средства общения: рисование и музыка [5].
Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, способствует снятию напряжения и выражению (или осознанию) конфликтов.
Музыка является организующим средством. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное утомление, формируют навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого и т.д. Слушание музыки на психогимнастике, предваряющее этюд, помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Кроме того, музыка может быть фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей.
Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр, коротких, разнообразных и доступных детям по своему содержанию. При проигрывании различных этюдов и игр решаются как воспитательные, так и психокоррекционные цели. Участие в одном и том же этюде и в одной и той же роли имеет для разных детей разную цель. Для одних — это воспитание чувств, расширение социальной компетентности, развитие творческого воображения, а для других – отреагирование эмоций, возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, тренинг навыков общения и т.д.
Длительность занятия составляет от 25 мин до 1,5 часа. Продолжительность занятия рассчитывается в зависимости от возраста детей, уровня развития внимания и поведенческих особенностей детей.
Занятия состоят из четырех фаз:
1 фаза – игры по выражению эмоций (мимические и пантомимические этюды);
2 фаза – этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций;
3 фаза – этюды и игры психотерапевтической направленности;
4 фаза – психомышечная тренировка на снятие эмоционального напряжения, внушение положительного настроения, поведения и свойств личности.
Заключение
В настоящее время, в практике применения коррекционного воздействия разработаны методы, позволяющие ликвидировать нарушения в познавательном и личностном развитии, за счет создания наиболее подходящих условий. Данная группа методов позволяет осуществлять работу по развитию навыков общения, снятию психоэмоционального напряжения, познанию ребенком себя и других людей в процессе взаимодействия. В то же время, использование методов моторной психокоррекции в работе с детьми, представляет собой сложную организационную работу, позволяющую создать условия для развития ребенка и объединяющую специалистов различного профиля.
Литература
- Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: СФЕРА, 2002.
- Основы психологической коррекции детей и подростков: учебное пособие / под общ. ред. С.Н. Савинкова. – М.: ИНФРА-М, 2021.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М., 2008.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
- Salkin J. Body Ego Technique: An Educational and Therapeutic Approach to Body Image and Self Identity. Illinoise, 1973.
Савинков Станислав Николаевич – преподаватель кафедры психологии Московского гуманитарно-экономического университета
e-mail:
Савинков С.Н. Методы моторной психокоррекции в работе с детьми. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).