Францева Е.Н., Арутюнова Р.А. (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ
УДК 159.922
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к пониманию феномена саморегуляции в отечественных психологических исследованиях. Раскрываются особенности развития и значимость эмоциональной саморегуляции в студенческий период. Предложены психолого-педагогические условия, способствующие развитию эмоциональной саморегуляции у студентов в образовательной среде вуза.
Ключевые слова: саморегуляция, эмоциональная саморегуляция, студенты, психолого-педагогические условия.
Теоретический анализ отечественной психологической литературы, посвященной исследованиям саморегуляции, позволяет выделить несколько ключевых моментов. В первую очередь, это касается определения саморегуляции как многоуровневой характеристики, которая предполагает достижение цели через ее планирование и соотнесение с различными внешними факторами. При этом, саморегуляция рассматривается как феномен, способствующий достижению как краткосрочных целей (адаптация, отказ от вредных привычек), так и долгосрочных (жизненные планы, обучение, карьера и пр.). Второй ключевой момент отражает разнообразие в понимании саморегуляции, присутствующее в отечественной науке, в которой представлено и теоретическое, и практическое осмысление данного феномена. Именно разнообразие подходов к пониманию саморегуляции позволяет говорить о ее важности в отдельных аспектах деятельности и поведения индивида. Определение сформированности саморегуляции зависит от подхода к пониманию самого феномена, личностных и возрастных особенностей.
Саморегуляция представляет собой качество личности, способствующее организации деятельности и продуктивности достижения цели. Сформированность саморегуляции отражается во всех видах деятельности личности. Существует несколько определений саморегуляции, представленных в работах отечественных исследователей. Ученые В.И. Моросанова, О.А. Конопкин, Л.Г. Дикая, А.К. Осницкий в своих работах рассматривали саморегуляцию, как комплексную характеристику, способствующую выдвижению цели деятельности, следованию плану ее достижения и возможности варьирования средств деятельности. О.А. Конопкин писал: «Необходимым, обязательным условием жизни человека является его произвольная целенаправленная активность, реализующая взаимодействие с различными сторонами действительности. Все успехи в достижении и удовлетворении потребностей разного уровня и содержания являются результатом собственной целенаправленной активности, которая выступает не только условием, но и основным модусом существования человека как сознательного субъекта своей жизнедеятельности» [3].
Чтобы понять особенности формирования саморегуляции, необходимо общее представление о данном феномене. Саморегуляция понимается как направление, сдерживание или побуждение себя для достижения цели. С этой точки зрения саморегуляция предполагает участие воли в организации поведения и деятельности. По мнению Аристотеля, воля представляет собой соединение разума и стремления, направленного на достижение цели. Можно сказать, что изучение саморегуляции имело большое значение для понимания деятельности и поведения, что отражено в философских, физиологичеких и психофизиологических исследованиях прошлого и настоящего времени. В связи с этим в психологической науке проблема саморегуляции стала рассматриваться как самостоятельный объект научных исследований.
В отечественной науке принято разделять саморегуляцию на основании того, что выступает в качестве объекта: состояние, поведение или деятельность.
Исследования А.В. Зобкова посвящены изучению саморегуляции деятельности. Необходимость изучения феномена именно с этой позиции автор обосновывает тем, что сама поведенческая ситуация является сложной системой, активизировать которую можно с учетом мотивов, целей, решений личности. Эти компоненты и включены в формирование саморегуляции деятельности [2].
Изучением регуляции психической деятельности также занимались Ю.Я. Голиков и А.Н. Костин. Исследователи выделяют три типа психической активности и соответствующие им типы регуляции. Текущая активность предполагает решение проблем и немедленную регуляцию деятельности, что позволит уменьшить число допускаемых ошибок и достигнуть актуальной в настоящий момент цели. Ситуативная активность, в свою очередь, предполагает деятельность по разрешению проблемы с учетом нескольких факторов и при наличии большого количества времени. Регулирование в данном случае предполагает анализ сложившейся ситуации, выявление закономерностей, планирование целей деятельности и их реализацию. Последним уровнем является долгосрочная активность. Она ориентирована не на конкретное проявление деятельности, а на общую стратегию. Здесь регуляция в меньшей степени ограничена временными рамками, но затруднена в силу того, что должна происходить в опоре на ценности и мировоззрение [5].
Другую группу, сформированную на основании понимания объекта рассматриваемого феномена, составляют исследования саморегуляции поведения. Особое внимание саморегуляции поведения уделяет в своих исследованиях В.И. Моросанова. Согласно позиции автора, саморегуляция представляет собой «интегративные психические процессы, обеспечивающие самоорганизацию психической активности человека как субъекта действий, поведения, жизнедеятельности, а также целостность его индивидуальности» [7]. В.И. Моросанова предлагает рассматривать саморегуляцию как многокомпонентный феномен, в котором можно выделить планирование, моделирование, программирование, оценку и коррекцию результатов, гибкость и самостоятельность. Каждый из этих компонентов соответствует поведенческим этапам достижения цели. Планирование характеризует наличие потребности в постановке цели, готовность к ее формулированию в данный момент и характеристики самой цели. Основными характеристиками в данном случае являются реалистичность и детализированность. Моделирование характеризует следующий этап – построение плана достижения поставленной цели. В данном компоненте отражается наличие опыта в планировании и также, как и в предыдущем компоненте, реалистичность и детализированность. Программирование в большей степени отражает готовность действовать в соответствии со сформулированным планом, наличие опыта в преодолении трудностей, получение желаемого результата, независимо от наличия внешних или внутренних преград. Если эти три компонента в большей степени отражают особенности подготовительного процесса, то последующие связаны непосредственно с самим поведением, направленным на достижение результата. Оценка и коррекция является одним из самых важных компонентов на этапе реализации, так как отражает степень объективности в понимании собственных возможностей и условий среды, которые способствуют или препятствуют достижению поставленной цели. Оценка факторов может осуществляться как при подготовке, так и во время реализации плана и по его окончании. Также важным компонентом саморегуляции, определяющим вероятность достижения цели, является поведенческая гибкость. Этот компонент взаимосвязан с оценкой, так как выстраивается на ее основе. Способность вносить изменения в ранее разработанный план способствует достижению цели. При этом ригидность в поведении или сверхгибкость могут привести к потере интереса, возникновению незапланированных проблем и отказу от достижения поставленной цели. Компонент «самостоятельность» является сквозным, так как отражает готовность выстраивать и реализовывать поведение на основании личностно переработанной объективной информации с учетом внешних и внутренних особенностей [6].
Л.Г. Дикая занималась исследованием саморегуляции состояния. На основании эмпирических данных, полученных автором, была сформулирована концепция психофизиологической саморегуляции. Согласно данной концепции основная деятельность этого процесса направлена на сохранение и преобразование текущего состояния в необходимое. Позиция автора заключается в том, что саморегуляция взаимосвязана с личностными особенностями и деятельностью. В полной мере саморегуляция состояния активизируется при осознании цели и необходимых для ее достижения способов. При этом организация саморегуляции зависит от осуществления конкретной деятельности. В таком случае необходима целенаправленная работа с саморегуляцией состояния, так как при ее осуществлении в опоре на конкретную деятельность могут происходить искажения в получении информации, формулировании целей и т.д. Эмоциональная саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций [1]. Также, в рамках данного подхода, А.О. Прохоровым разработана личностноориентированная концепция регуляции психических состояний. В ней исследователь указывал, что психическое состояние вследствие интегрирующей функции образует «психологический строй» личности: процессы – состояние – свойства, развертывающийся в условиях социального функционирования субъекта и ситуаций жизнедеятельности. Развитие саморегуляции, по мнению автора, – одна из центральных линий развития личности [10].
Согласно данным концепциям, важным условием осознанности цели деятельности является понимание потребностей и мотивов, сформировавших ее. Для поддержания осознания цели также необходимо включение всех психических процессов и эмоциональное подкрепление, основанное на возможности достижения желаемого и порождении положительных эмоций.
Моделирование и программирование деятельности также нуждаются в высокой степени включенности произвольности всех психических процессов. О.А. Конопкин и В.И. Моросанова по-разному рассматривают непосредственную актуальную представленность в сознании всех моментов саморегуляции. О.А. Конопкин рассматривает возможность обращения к осознанности саморегуляции по мере возникновения конкретных проблем. В.И. Моросанова, помимо этого, отмечает важность включения осознанности саморегуляции на момент постановки цели, разработки плана деятельности и в ситуации оценки результата [7].
Осознанность саморегуляция имеет не только индивидуальное, но и профессиональное своеобразие. О.А. Конопкин и В.И. Моросанова говорят о том, что каждая профессия предъявляет определенные требования к структуре и уровню осознанности саморегуляции, что подтверждается также в исследовании В.Н. Неверова. Исследования же Ю.П. Поваренкова отражают изменчивость не только на разных специальностях, но и во взаимосвязи с курсом обучения.
В настоящий момент на основе концепции саморегуляции поведения, предложенной В.И. Моросановой, проведено множество исследований. Среди них работы А.В. Ванина, Е.В. Филипповой, Т.Г. Фоминой, И.Ю. Цыганова и других. В своих работах эти исследователи обращаются к изучению взаимосвязи саморегуляции (в зависимости от степени ее осознанности или стиля саморегуляции) и успешности различных типов поведения.
Большой вклад в исследование саморегуляции внес О.А. Конопкин. Некоторые исследователи относят его работы к системному подходу, другие – к субъектно-деятельностному. Уделяя основное внимание осознанности саморегуляции, О.А. Конопкин определяет ее как «процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение человеком целей» [4]. Осознанная саморегуляция способна проявляться не постоянно, а в периоды возникающих трудностей в реализации или достижении чего-либо, что осуществляется намеренно и произвольно. Осознанность саморегуляция, по О.А. Конопкину, имеет определенную структуру и проявляется через регуляторные функции (планирование, программирование, контроль), психические средства (умственные умения и операции) и используемые источники информации о себе (Образ Я и самооценка) [4]. Осознанная саморегуляция не является универсальной характеристикой, имеет индивидуальное своеобразие, основанное на преобладании того или иного уровня проявления (осознанности). Она подчеркивает целенаправленность процесса продуцирования цели и управления деятельностью и достижением желаемого. Все это имеет схожие черты с концепцией В.И. Моросановой.
Таким образом, теоретический анализ отечественной психологической литературы, посвященной исследованиям саморегуляции, позволяет выделить несколько ключевых моментов. В первую очередь, это касается определения саморегуляции как многоуровневой характеристики, которая предполагает достижение цели через ее планирование и соотнесение с различными внешними факторами.
Далее мы охарактеризуем особенности развития эмоциональной саморегуляции в студенческий период.
Время обучения в вузе является наиболее значимым этапом личностно-профессионального становления человека. Студенчество – это период адаптации к новой социальной роли, к новым условиям и требованиям, предъявляемым к самоорганизации студентов, к работе над собой, основывается на новой высокой степени ответственности, период активного обучения и развития, профессионализации.
Разнообразие видов деятельности, которые осваивает обучающийся, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование данного возраста – произвольная эмоциональная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Эмоциональная саморегуляция выступает как важнейший фактор успешности адаптации студентов (физиологической, психологической, социальной). Контроль над переживаниями способствует успешной адаптации и повышению эффективности саморегуляции функциональных состояний [1]. Активность личности и способность к осознанной эмоциональной саморегуляции деятельности являются необходимыми условиями успешного профессионального становления и формирования профессиональной пригодности специалиста [8].
Важнейшими психолого-педагогическими условиями для развития эмоциональной саморегуляции студентов являются следующие: перевод студента из позиции объекта воспитания и обучения в субъект саморазвития; систематическая диагностика эмоциональной саморегуляции у студентов; представленность в деятельности специфических компонентов эмоциональной саморегуляции; создание ситуаций личностного развития непосредственно на учебных занятиях; освоение навыков рефлексии и самопознания через собственную деятельность; актуализация развития рефлексивных умений студентов; соотношение личностных и ситуативных факторов в детерминации поведения; реализация тренинговой программы по развитию эмоциональной саморегуляции; обратная связь.
Имеется достаточно много методик, позволяющих изучить индивидуально стилевые особенности эмоциональной саморегуляции студентов. Результаты диагностики необходимы для решения задач индивидуального подхода для успешной адаптации студентов к условиям высшей школы. Использование диагностического материала позволяет выделить особенности или проблемные зоны эмоциональной саморегуляции и на этой основе давать рекомендации студентам.
Разработка и реализация программы развития эмоциональной саморегуляции у студентов позволит развивать навыки рефлексии и самопознания, умения идентифицировать и интерпретировать эмоциональные состояния; субъектные качества личности студента и обучение его методам эмоциональной саморегуляции. Моделирование ситуаций в программе будет способствовать обогащению эмоционального опыта студентов и обучению методам эмоциональной саморегуляции. Панкратов В.Н. подчеркивал роль эмоциональной саморегуляции в поддержании здоровья личности и значимость способности выражать и регулировать эмоции, а также осуществлять надежный внутренний контроль, что особенно важно для будущего специалиста [9].
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что развитие эмоциональной саморегуляции у студентов активно происходит в процессе личностно-профессионального становления студента в условиях учебно-профессиональной среды, при создании соответствующих психолого-педагогических условий.
Литература
- Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: Дис.... д-рапсихол. наук: 19.00.03. – Москва, – 342 c.
- Зобков А.В. Психическая саморегуляция учебнопрофессиональной деятельности с учетом индивидуально-типологических свойств личности студента. // Экономика образования. – 2012. – №1. – С. 152-156.
- Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития. // Вопросы психологии. – 2004. – № 2. – С. 127-135.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М., 1980. – С.57-68.
- Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Организационно-процессуальный анализ психической регуляции сложной деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
- Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека. // Психологический журнал. – 2002. – №6. – С. 5-17.
- Моросанова В.И. Субъект и личность в исследованиях осознанной саморегуляции произвольной активности человека. // Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека. – М.: ПИР АО, 2006. – С. 3-10.
- Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Исследование развития осознанной саморегуляции в период выбора и освоения профессии. // Психологические исследования. – 2012. – № 2(22). URL:http://psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/649-osnitsky22.html
- Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 125 с.
- Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2005.
Францева Елена Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт».
e-mail:
Арутюнова Римма Артуровна – магистрант направления подготовки 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование, профиль «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии», ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт».
e-mail:
Францева Е.Н., Арутюнова Р.А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной саморегуляции у студентов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).