Гусева Ю.Е., Науменко Н.В. (г. Санкт-Петербург)
ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СПОСОБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И САМОИЗОЛЯЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ГАРМОНИЯ В КРАСКАХ»)
УДК 159.922
Аннотация. В статье рассматриваются возможности самопомощи в условиях самоизоляции. В качестве основного средства самопомощи предлагается использовать групповую арт-терапию. Арт-терапевтические приемы позволяют прожить негативные эмоции, стравиться с тревогой, стрессом. Большое внимание уделяется непосредственному взаимодействию участников группы.
Ключевые слова: арт-терапия, психологическая самопомощь, стресс, переживание стресса.
Изменения, происходящие в жизни, неизбежно влияют на эмоциональное состояние людей. Событием мирового масштаба в 2020 году стала пандемия COVID-19. Эпидемия, и как следствие – изменения в образе жизни людей, режиме работы, самоизоляция, неопределенность – все это факторы нарастающего эмоционального напряжения. Возникающие тревога и страх приводят к негативным последствиям для здоровья как отдельного человека, так и общества в целом.
В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как сохранить психологическое равновесие в совершенно новых для каждого человека условиях пандемии, и что может помочь человеку благополучно пережить сложившуюся ситуацию, особенно если получение квалифицированной психологической помощи затруднено? В связи с этим все большую актуальность приобретает вопрос о возможности психологической самопомощи. Может ли человек помочь себе сам? И если да, то каким образом?
Кризис несет в себе не только слом устоев и привычного существования, но и возможности для развития. Любая кризисная ситуация – это вызов нашим ресурсам. Арт-терапия является мощным средством, помогающим человеку справиться со своими переживаниями, прожить негативные эмоции. Применение методов арт-терапии не имеет возрастных ограничений, также одной из особенностей арт-терапии является возможность самостоятельного применения данного метода, что является актуальным в условиях, когда получение психологической помощи затруднено.
Цель статьи: проанализировать возможности арт-терапии как способа психологической самопомощи в условиях пандемии и самоизоляции (на примере проекта «Гармония в красках»).
Основное изложение материала:
Появление такого понятия как арт-терапия («терапии искусством») связано с именем Адриана Хилла, британского художника, который применил этот термин в своей книге «Искусство против болезней» (1945 г.) Его идеи использовались при работе с детьми, которые были вывезены из концентрационных лагерей в период Второй мировой войны. Таким образом, первоначальная практика применения метода арт-терапии была связана именно с преодолением стресса.
Л.Д. Лебедева обращает внимание на то, что в некоторых случаях невербальные средства выражения становятся единственными способами выразить, прожить травмирующий опыт. В некоторых случаях человек делает это неосознанно. Так, если человек испытывает сильные переживания, сам того не замечая, он может начать что-то рисовать, чертить «каракули», просто заштриховывать лист бумаги или чертить палкой на земле [2]. «Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения», – пишет Н. Роджерс [5].
Л.С. Выготский рассматривал искусство как естественный способом нахождения человеком баланса с миром в самые сложных, критических ситуациях. Искусство помогает человеку преодолеть, прожить «величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни» [4]. Арт-терапия дает человеку полную свободу для самовыражения через краски и образы. Человеку не нужно быть художником, чтобы выплеснуть на лист бумаги свои эмоции и чувства. Человек проецирует на бумагу свои переживания и тем самым не только выражает, но и проживает их.
Наша работа посвящена описанию проекта «Гармония в красках», который предполагает создание именно такой группы. В условиях самоизоляции это может группа людей, или семья, проживающих вместе и длительное время находящихся на одной территории. Идея проекта была связана с непосредственной реальностью – вынужденной самоизоляцией. Проект «Гармония в красках» начал свою работу в период самоизоляции, весной 2020 года. В этот период семья находилась дома. Взрослые и дети жаловались на тревожность, страх неопределенности и внутреннюю суету. Такие жалобы встречались все чаще от всех членов семьи, жизненная энергия уходила на тревогу.
В связи с этим было принято решение заниматься совместной деятельностью, в частности, художественным творчеством. Участники группового проекта воплощают через рисунок свои мысли; сомнения; надежды; страхи; скрытые комплексы; мечты. Важно, чтобы участник не закрепощался и свободно выражал на бумаге всё, что чувствует. Совершенно не требуется обладать особыми художественными способностями и талантами. Когда человек спонтанно отдается самовыражению посредством искусства, то создает удивительные красочные образы. Арт-терапия отлично подойдет тем, кто хочет просто расслабиться, отключившись от внешнего мира.
На практике было проведено несколько встреч в группе, состоящей из 3-х членов семьи. Мы использовали два арт-терапевтических упражнения. Первое – «Три рисунка». Нужно было выбрать два художественных материала: один, который нравится и другой, который не нравится и теперь на трех листах бумаги нарисовать рисунки. Это могут быть линии пятна или образы. На первом листе – одним материалом, на втором – другим и на третьем использовать оба. Дальше последовало обсуждение образов, созданных участниками.
Так, в описании пейзажа, который нарисовала девушка 25 лет, она отметила, что у нее возникла печаль и грусть. Потом она поделилась, что она вспомнила о смерти своей любимой собаки, при этом воспоминании к ней возвращалось подавленное настроение, никого не хотелось видеть. Собака была не только любимым питомцем, но и другом. С помощью группы участнице удалось снова прожить боль утраты, выплеснуть на бумагу свои эмоции и переживания, к рисунку она еще дописала свои чувства. Затем все вместе сожгли листочки. Девушка сообщила, что ей стало существенно легче.
Это упражнение отлично подходит и для способа обратной связи в арт-терапии. Это ассоциации. В качестве ассоциаций участники группы обсуждают полученные рисунки и каждый рассказывает «на что это похоже?». Таким образом, обратная связь превращается в творческую многоплановую коммуникацию. Особенно более ценными являются те ассоциации, которые представляют не просто интерес, а вызывают эмоциональный отклик у автора и способствуют созданию инсайтов.
В качестве примера приведем ассоциации членов группы на рисунок одного из участников, которые увидели в его картинах образ деталей машины. Автор с удивлением отметил, что покупка машины – его давняя мечта, было очень приятно, услышать тому подтверждение от близких людей. Это добавило уверенности и хорошего настроения. Через некоторое время молодой человек сообщил о выборе подходящей модели.
И еще одно арт-терапевтическое упражнение, которое оказалось значимо для всех членов семьи, без исключения – это «Музыкальная сказка», которое позволяет использовать звуки для выражения чувств и эмоций. Участники группы вспоминают сказку. Мы остановились на сказке «Три поросенка». Затем каждый выбрал для себя одного героя, которого озвучивал и соответствующий персонажу музыкальный инструмент. В нашем случае подошли кухонные приборы и звонкие домашние вещи. Весь процесс создания музыкальной сказки записывается на диктофон мобильного телефона и предлагается прослушать участникам группы. Далее все вместе обсудили и поделились своими чувствами и переживаниями. Какие эмоции вызывает тот или иной персонаж? Могут ли звуки как-то менять его характер? В нашем случае у каждого участника появилась возможность выступить и почувствовать себя артистом, это очень помогает выйти из депрессии и снять тревожность. В конце занятия все участники радовались и чувствовали себя лучше.
Описанные примеры упражнений арт-терапии просты и доступны для каждого. Это отличный метод самопомощи, когда семьи находятся в условиях самоизоляции.
Арт-терапию порой называют путешествием внутрь самого себя, в свой собственный внутренний мир. В условиях стресса, эмоционального напряжения для человека важно обратиться к себе, к своим чувствам, не сдерживать их. На наш взгляд, идея проведения арт-терапевтических упражнений в семейном формате оказалась весьма актуальна в условиях самоизоляции. Сейчас, в эпоху онлайн-технологий, совсем мало времени уделяется человеческому взаимодействию. Арт-терапия позволяет людям делать что-то руками, общаться «вживую» в группах, в семьях. Это просто необходимо для того, чтобы людям хорошо проводить время, получая положительные эмоции.
Литература
- Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса: методическое пособие. – СПб., 2015. – 120 с.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
- Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 192 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1986. – 235 с.
- Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 132-139.
Гусева Юлия Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
e-mail:
Науменко Надежда Владимировна – магистрант института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, г. Санкт-Петербург
e-mail:
Гусева Ю.Е., Науменко Н.В. Возможности арт-терапии как способа психологической самопомощи в условиях пандемии и самоизоляции (на примере проекта «Гармония в красках»). [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).