ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Кузнецова Е.Н., Швецова (Хилько) О.В. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИОФОБИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КРИТЕРИЙ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения психологических особенностей проявления социальной тревожности, социофобии у студентов Ставропольского государственного педагогического института как одного из критериев безопасности образовательном пространстве. Проанализированы представления учащихся о безопасном образовательном пространстве. Представлены результаты исследования ситуационной и личностной тревожности (по Ч.Д. Спилбергера). Даны оценки уровня социофобии учащихся по шкалам Лейбовича. Намечены основные мероприятия по оптимизации эмоциональной устойчивости будущих педагогов.

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, социальная тревожность, личностная тревожность, реактивная (ситуационная) тревожность, социофобия, страх, агенты страха, техники саморегуляции.

Об авторе

Ссылка для цитирования

По определению федерального государственного образовательного стандарта, образовательная среда – это сложное многоуровневое понятие, которое включает в себя сам образовательный процесс, особенности его организации, а также его программно-методическое, учебно-материальное, материально-техническое, психолого-педагогическое, медико-социальное обеспечение [7].

Образовательную среду часто называют образовательным пространством, и определенный акцент ставится в понятии образовательной среды на понимании ее как сферы общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности. И именно в рамках образовательного пространства происходит формирование социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала общества и страны в целом [2]. И, следовательно, если возникает угроза образовательному пространству и его участникам, а также угроза целостности самого государства, которое несет ответственность за качество образования.

Под образовательным процессом, как основным компонентом образовательной среды, мы понимаем целенаправленное и последовательное взаимодействие педагога и обучающегося направленное на решение определенных образовательных задач. И здесь необходимо отметить значение оптимальных психолого-педагогических условий проведения учебных и воспитательных занятий. От особенностей межличностных отношений, которые складываются между всеми участниками образовательного процесса (учителями, учащимися, родителями, администрацией школы) будет зависеть психологический комфорт в школе и в классах, толерантное отношение к детям разных культур и детям с особенностями психического и физического здоровья.

В 2019-2020 учебном году на базе ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» был проведен психодиагностический опрос студентов 1-5 курсов на тему:

  • Что такое хороший институт?
  • Что такое хороший преподаватель?
  • Что такое хорошее образование?
  • Что такое хорошая работа?

Данный опросник был разработан Волковой Е.Н., и апробирован на студентах Нижегородского педагогического института. Результаты исследования были представлены на заседании Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по теме «Безопасность образовательных учреждений» доктором психологических наук Волковой Е.Н. [3]. Кузнецова Е.Н. и Хилько О.В. применили данный опросник в 2019-2020 учебном году для изучения мнения студентов ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». В нашем исследовании участвовало 123 человека с первых по пятые курсы, обучающихся на уровне бакалавриата. В процессе исследований было проведено 317 человекоизмерений [5].

Цель опроса – выявить основное содержание, которое учащиеся педагогического института вкладывают в безопасность образовательной среды.

В опроснике были затронуты все три составляющие, компоненты образовательной среды: пространственно-предметный – Что такое хороший институт?; информационно-образовательный – Что такое хорошее образование? Что такое хорошая работа?; социально-психологический – Что такое хороший преподаватель?

По первому вопросу 70% студентов-первокурсников ответили, что хороший институт – это прежде всего: красивое здание, приятное местоположение, это чистота, дисциплина, хорошая столовая и библиотека. Наряду с желанием находиться в комфортном и безопасном здании, отмечается и желание заниматься под руководством преподавателей, которые дают качественные знания.

У 20% опрошенных были выявлены среди основных представлений о безопасности – надежная охрана (вежливые и профессиональные охранники), отсутствие коррупции.

У 10% опрошенных с хорошим институтом ассоциируется интересные мероприятия, сплоченный коллектив преподавателей.

Хотелось бы отметить, что студенты 5 курса отвечая на вопрос о том, что такое хороший институт, на первый план выдвигают: выпускает специалистов высокого класса, четкая организация учебного процесса, хорошие знания, востребованные выпускники, отношение к студенту как к взрослому, хорошая стипендия. А внешний вид здания и чистота отмечены как основные показатели у меньшинства студентов выпускного курса.

На вопрос «что такое хороший преподаватель?», 90% студентов 1 курса назвали такие качества как: улыбчивый, добрый, умеет найти общий язык со студентами, учитель-помощник, наставник, умеющий выслушать и поддержать, преподаватель веселый, с чувством юмора, улыбчивый. Далее учащиеся отметили (около 50%), хорошие знания у идеального преподавателя и способность мотивировать к изучению своего предмета. Менее половины студентов обратили внимание на внешний вид педагога, ухоженный, опрятный, как основные качества хорошего педагога. Около 20% студентов выделили адекватность педагога: «тот, кого я не боюсь».

Студенты 5 курса на первый план ставят такие качества хорошего преподавателя, как: пунктуальный, ответственный, высокий уровень знаний, разносторонний, трудолюбивый; далее выделяются качества: коммуникативный, умеет установить контакт со студентами, психологический климат и менее всех отметили внешний вид преподавателя.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что для первокурсников важно иметь преподавателя – друга, помощника, наставника. На первый план выступают личностные качества преподавателя. Первокурсникам, еще не привыкшим к новым условиям жизни и учебы, очень нужна от преподавателя психологическая поддержка [9].  Тогда как студенты выпускного курса отмечают профессиональные качества преподавателя, его компетентность и коммуникабельность, как основные.

Рассматривая вопрос «Что такое хорошая работа?», можно отметить, что как студенты 1 курса, так и студенты выпускного курса основным условием хорошей работы назвали деятельность, которая приносит удовольствие, работа, где тебя ценят и уважают, не унижают, работа – это место, куда хочется идти, комфортно находиться. Заработок для большей части учащихся педагогического вуза выступает вторым условием успешной работы. Психологическая составляющая является приоритетной.

На вопрос «Что такое хорошее образование?» 90% опрошенных студентов 1 курса отметили, что это хорошая работа, знания, хорошая специальность, уверенность в себе и только потом – хорошая зарплата.

Учащиеся 5 курса отметили, что хорошее образование – это образование без коррупции, справедливые оценки, то, что пригодится в будущей жизни и поможет приспособиться к новым условиям жизни.

Материальная заинтересованность не выходит на первый план для большинства студентов. Важным условием остается психологический комфорт, самореализация, успешное взаимодействие в коллективе.

Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации требует особого внимания и анализа. Среди основных угроз психологической безопасности в образовательной организации выступают внутренние угрозы, а именно: насилие в межличностном взаимодействии, проявление страха и агрессии одного человека по отношению к другому, ксенофобия и экстремизм, различные формы саморазрушающего поведения. И, как следствие, эмоциональный дискомфорт как учащихся, так и преподавателей, утрата доверия к окружающим, тревожность, беспокойство, нежелание общаться, игнорирование личных проблем, отказ от помощи специалистов. А в более масштабном смысле – нестабильность образовательной среды, напряженность в отношениях всех участников образовательного процесса.

Хотелось бы отметить, что деструктивные страхи и тревожность в современном обществе стали всепроникающим и глубинным явлением [6]. Это связано со многими социальными, экономическими и экологическими проблемами современного мира. При этом, каждый человек отмечает не только явные причины, вызывающие страх и тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, природные катаклизмы, политические и экономические перемены, эпидемии, радикальные изменения в геополитической политике государств, человек видит и менее очевидные, однако более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Среди них: отсутствие согласия человека с сами собой, отсутствие психологических ориентиров и общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.

С учетом современных угроз здоровью и жизни людей, (распространение COVID-19) появились новые тревоги и страхи и, как следствие, новые случаи психических расстройств, которые происходят с тревожными людьми. По данным СМИ появился термин «коронафобия», а рост числа людей с невротическими расстройствами отмечают по всему миру.

Условия карантина, дистанционный режим работы и учебы, неутешительные прогнозы распространения инфекции и статистика летальных исходов вызывает у людей панику, дистресс, тревожность, паранойю и депрессивное состояние [11].

Согласно общепринятому определению, страх – это эмоция, возникающая в ситуации реальной угрозы биологическому или социальному существованию индивида. Тревога – это неопределенное мрачное предчувствие, вызванное угрозой какой-либо ценности, которую индивид считает необходимой для своего существования как личности. При этом, развитие страха и тревоги определяется биологическими, психологическими и социальными факторами.

Во всех современных обществах интеллигенция, к которой относятся педагоги высшего профессионального образования и педагоги основного общего образования, принадлежат к группе активных агентов страха и личностной тревожности. Они создают общественное мнение и влияют на оценку действительности, и, имея непосредственный доступ к учащейся молодежи, которая итак по субъективным причинам способна преувеличивать грозящую человеку опасность, в результате (тревожные педагоги) создают угрозу безопасности образовательного процесса в целом. Это становится особенно важным, так как переживание страха как базовой эмоции является главным организующим фактором самосознания и основой избирательности и целенаправленности поведения человека.

По мнению Баевой И.А., психологическая безопасность образовательной среды обеспечивается именно педагогическим коллективом, и создание и поддержание благоприятного психологического климата в учебном коллективе должно стать приоритетным направлением [1].

Таким образом, задача исследования психологических особенностей проявления страха и тревожности у представителей педагогической профессии является актуальным, поскольку даст возможность поиска более эффективных путей преодоления иррациональных, деструктивных страхов – с одной стороны и с другой, оптимизации адаптивных страхов у конкретных людей, обладающих индивидуальным опытом профессиональной деятельности, своим видением мира и людей.

 Для решения поставленной задачи нами применялся метод Ч.Д. Спилбергера [10] по исследованию ситуационной и личностной тревожности, математические методы количественной и качественной обработки эмпирических данных, шкалы Лейбовича для оценки реакции человека в различных социальных ситуациях и в ситуациях выступления, а также для выявления социофобии.

Базой исследования послужил Ставропольский государственный педагогический институт. Возраст испытуемых студентов 17-20 лет. В тестировании принимали участие студенты факультета психологии и дефектологии и факультета педагогики.

Результаты применения Шкалы Лейбовича показали у 79% испытуемых слабовыраженную или отсутствующую социофобию, у 12% испытуемых достаточно выраженную социофобию, у 0,4% испытуемых – сильную социофобию, у 0,2% испытуемых – очень сильную социофобию.

Таким образом, большая часть студентов не имеет существенных проблем в общении и сказывающегося на процессе общения выраженного психотравмирующего опыта. Им не свойственно бояться выступления перед аудиторией и испытывать серьезные вегетативные нарушения. Таким образом, можно говорить о сформировавшихся коммуникативных качествах и навыках, связанных с эмоциональной саморегуляцией будущего педагога. Студенты педагогического института легко идут на контакт, способны выступать перед аудиторией, не испытывают деструктивного стресса (дистресса).

Только у 0,6% студентов отмечена сильная и очень сильная социофобия, и они нуждаются в психологическом сопровождении для решения эмоциональных проблем и для адаптации в профессии. Эти 0,6% студентов имеют наибольшие риски не адаптироваться в роли педагога.

В результате психодиагностики с использованием шкалы тревоги и тревожности по Ч.Д. Спилбергеру, мы получили данные по ситуационной и личностной тревожности.

По показателям личностной тревожности, которая используется для обозначения относительно устойчивых личностных свойств испытуемых, мы получили следующие результаты. Личностная тревожность как качество находится на высоком уровне у 60% испытуемых, у 39 % она умеренная, у 4% низкая. Таким образом, большая часть реципиентов обладает выраженной тревожностью как чертой характера, как способом взаимодействия с миром и отклика на его воздействия. Эти студенты во многих ситуациях склонны видеть угрозу своей жизни, здоровью, благополучию и самооценке. Они чаще других испытывают неуверенность в своих профессиональных и личностных качествах, компетенциях и особенно переживают по поводу оценки своих достижений со стороны авторитетных людей.

В результате изучения реактивной (ситуационной) тревожности мы отметили, что у 30 % испытуемых она высокая, у 65% она умеренно выражена, у 10% на низком уровне. Данные позволяют нам сделать вывод, что большая часть изученных студентов педагогического вуза склонна испытывать излишнее напряжение, дискомфорт и беспокойство при попадании в стрессовую ситуацию. В результате, студенты педагогического вуза предрасположены к эмоциональному выгоранию и имеют острую потребность в обучении техникам эмоциональной саморегуляции [4; 8].

Для студентов с высоким уровнем личностной тревожности необходимо организовывать тренинги, направленные на повышение уровня самоконтроля и уверенности в различных сферах жизнедеятельности. Данные виды деятельности позволят обеспечить основной критерий психологической безопасности образовательной среды, а именно – ее референтную значимость – эмоциональный комфорт, умение реализовать собственную точку зрения, внимательное отношение к ученикам и коллегам.

Для студентов с низким уровнем тревожности необходимо организовать занятия, направленные на повышение активности, мотивации, заинтересованности и ответственности в реализации профессиональной деятельности.

Перспективы дальнейших исследований в области проявления деструктивных страхов и тревожности у студентов педагогического вуза, кроме вклада в психологию эмоций, позволят подобрать, разработать и использовать техники по повышению уровня самоконтроля, оптимизации навыков достижения эмоциональной устойчивости, по самосовершенствованию и профессиональному развитию.

Результаты исследования послужат разработке критериев комплексной безопасности образовательного пространства.

 

Литература

  1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие. / Под ред. И.А Баевой. – М.: ЭконИнформ, 2009. – 247 с.
  2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: Автореф… дис. кан. наук. – М., 2006 – 24 с.
  3. Волкова Е.Н. Проблемы насилия в образовательном учреждении. // Телевизионная версия Всероссийской научно-практической конференции по теме «Психологические проблемы безопасности в образовании» 2012 г. https://www.youtube.com/watch?v=70fY2576170 (дата обращения: 27.02.2021).
  4. Кузнецова Е.Н., Хилько О.В. Применение йоги айенгара как средства сохранения психического здоровья студентов педагогического вуза. – Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №4(71) – 338-340.
  5. Кузнецова Е.Н., Хилько О.В. Психологические особенности проявления социальной тревожности, социофобии у студентов педагогического вуза как критерий комплексной безопасности образовательной среды. // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2020. – Вып. 69. – Ч. 3. – С. 326-329.
  6. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с.
  7. Соловьева О.В., Литвинова К.В. Развитие лидерского потенциала аспирантов – будущих преподавателей высшей школы. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №3 (40). – С. 211-212.
  8. Федеральные государственные образовательные стандарты. https://fgos.ru/ (дата обращения: 27.02.2021).
  9. Хилько О.В., Долганина В.В. Профилактика нарушения психологического здоровья обучающихся и педагогов. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2019. – 291 с.
  10. https://www.pravmir.ru/https://www.pravmir.ru/ (дата обращения: 27.02.2021).

Об авторе

Кузнецова Елена Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики лингвистического образования и межкультурной коммуникации Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Швецова (Хилько) Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Ставропольского государственного педагогического института.
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Кузнецова Е.Н., Швецова (Хилько) О.В. Психологические особенности проявления социальной тревожности и социофобии у студентов педагогического вуза как критерий комплексной безопасности образовательной среды. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).