ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Макеева А.П. (г. Москва)

МАНДАЛЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье описываются мандалы как символ гармонии и целостности мира и отражение психического состояния и внутреннего мира человека; изложена подробная инструкция использования мандалы – как проективного метода. Дается подробное описание символики и цветов в мандале.

Ключевые слова: интерпретация, трансформация, мандала, самость, Юнг.

Об авторе

Ссылка для цитирования

«Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения».

Дж. Келлогг

Мандала – символ гармонии и целостности мира. Мандалы появились в Индии и стали помогать, монахам уравновешивать взаимосвязи духовного и материального миров. Индейцы племени Навахо использовали мандалы в шаманизме с целью исцеления людей от различных недугов, а также для призыва духов.

Они считали что болезни – это результат нарушения естественной гармонии, для исцеления нужно было восстановить природный баланс бального. Целитель Навахо разглаживал окружность на земле и создавал мандалу из цветного песка. Рисунок из песка создается в традиционной манере и выбирается целителем в соответствии с нуждами ситу­ации. Священный порядок в рисунке мандалы должен восстано­вить гармонию, пригласить божеств-помощников и, таким обра­зом, восстановить здоровье. Время шло, но суть мандалы оставалась неизменной как сакрального предмета.

Оглянувшись вокруг, мандалу можно увидеть везде. Круглая форма солнца, срез дерева, цветы, снежинки – все это искусно созданные природой мандалы. Этот символ сравнивают с зарождением новой жизни, с зачатием и развитием плода в утробе матери.

Монахи в храмах использовали мандалы для практик, она служила зрительной помощью при медита­ции. Мандала является попыткой проиллюстрировать текущую духовную реализацию. Юнг предполагал, что именно так были придуманы первые ритуальные мандалы. Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, который обратил свое внимание на мандалу и заметил, что с ее помощью можно отслеживать свое психическое состояние и менять его. Он каждое утро рисовал в своем специальном дневнике мандалу, отдаваясь своему внутреннему порыву. Юнг сделал вывод, рисую каждый день круглые символы, что они кардинально отличаются, заметил, что когда он прибывал в раздраженном состоянии – края нарисованного им кружка были разорваны. Рисунки отражали динамику его психики. Юнг адаптировал мандалу для современной психологии. Он считал, что мандала это проекция самости, внутренний мир человека и его идентичность. Мандала, как проективная методика эффективна в психодиагностике, так как в ней отражаются не только сознательные стороны личности, но и бессознательные. Вот что К.Г. Юнг пишет в книге «Воспоминания, сны, размышления»:

«Каждое утро я набрасывал в записной книжке маленький рисунок круга, мандалу, который отражал мою внутреннюю ситуацию в этот момент, лишь постепенно я обнаружил, что мандала на самом деле это: Самость, целостность личности, которая обнаруживается, если все происходит гармонично».

Как начать работать с мандалой

Приготовьте необходимые принадлежности для создания мандалы: мелки, карандаши, краски, фломастеры и бумагу. Интересные рисунки получаются на черной бумаге, так как цвета выглядят более насыщено. Мандала также может быть создана из сыпучих материалов (песка, крупы), из глины, камней, шишек, дерева.

Найдите уеденное место, медитируйте, сделайте дыхательную гимнастику, включите легкую музыку, зажгите благовония и свечи, чтобы создать уютную атмосферу и расслабиться. Добейтесь такого эффекта, чтобы ваш разум был очищен от навязчивых мыслей, задержитесь в этом безмятежном состоянии и прочувствуйте момент, уже на этом этапе вы можете увидеть символы, цвета, формы и фигуры, затем начинайте творить.

В процессе создания мандалы старайтесь как можно меньше размышлять и анализировавать, а больше чувствовать и переносить эти состояния на лист бумаги. Процесс рисования мандалы напоминает ритуал. Когда мандала будет готова, зафиксируйте, где верх, а где низ, укажите дату, и дайте ей имя. У одной клиентки мандала называлась «Цветок моря». Эти детали важны для отслеживания трансформации и динамики мандале. Групповое рисование мандал, целительно действует на людей – позволяет увидеть внутренний мир других и получить обратную связь на свои внутренние состояния.

Интерпритация мандалы

Первое с чего начинается интерпретация мандалы, это абстрагирование, и интуитивное видение. То есть, общее впечатление, какие мысли и эмоции вызывает данная мандала, затем анализируем. Лучше смотреть на расстоянии, нужно сконцентрироваться и «впитывать» мандалу отключив при этом интеллектуализацию, так как в это время происходит ценная обратная зрительная связь. Фантазируйте, что вы находитесь внутри мандалы, прочувствуйте себя в разных ее местах. Записывай все метафоры фразы слова все, что приходит, чтобы потом собрать информацию воедино. Смотря на мандалу нужно зафиксировать какие цвета в ней преобладает, какие менее выражены и какие вообще отсутствуют. Записывая цвета, указывайте ассоциации связанные с ними, важно, что у вас появятся свои цвета. Например, цвет первого снега, летнего дождика, цвет едкой сливы и т. д. Рекомендуется создать свой личный словарь цветов, тем самым вы станете лучше понимать себя, и узнаете какие мысли, чувства, события, люди у вас ассоциируются с определенным цветом. Также важны цифры в мандале (количество линий, капель и т.д.). Все данные – это ваши личные ключи позволяющие войти в подсознательное послание вашей мандалы.

К.Г. Юнг предложил делить мандалу на две части сверху рисунок в мандале – это сознательное, а внизу бессознательное. Другой подход предполагает разделить мандалу пополам, где с левой стороны будет женское начало, отношения с матерью, а справа будет мужское начало, отношения с отцом. Иное мнение, что левая часть мандалы отвечает за – бессознательные процессы, правая часть отвечает за сознательные процессы и трансформацию сознания. Эти подходы разняться, но и пересекаются в интерпретации. Ценность веера разных подходов в том, что под каждую мандалу найдется ответ, который подходит именно конкретному случаю.

Общий характер рисунка:

1.) Самый центр мандалы – глубокое бессознательное, самое важное в данный момент, цвет и размер центра отражают разные аспекты «Я». Средняя зона – первый круг – это личное пространство. Последний круг – от середины части к завершению мандалы – это отношения в социуме.

2.) Если в мандале 2 центра, это может быть связано с изменениями «Я», автору свойственно амбивалентное поведение или существует внутренний межличностный конфликт. Так как, мандала это зеркальная проекция внутреннего состояния на данный момент и поэтому этот «всплеск « может быть не свойственен индивиду постоянно, а имеет сиюминутное проявление.

3.) Если центр вообще отсутствует, личность формирует новые стратегии ведения жизни или ценности, идут изменения состояния сознания связанные с целостностью личности, переживание процесса духовного и психического совершенствования.

4.) Границы мандалы можно сравнить с дистанцией в социуме, с умением отстаивать свои права. Последний круг мандалы это степень открытости автора к контактам с внешним миром. Слишком плотные, заштрихованные, острые края – избегание тесных контактов и потребность в самозащите. Границы еле заметны – нюансы с выстраиванием личных границ или автор экстравертного типа и черпает энергию из интенсивного социального взаимодействия с миром.

5.) Хорошая связь, центра с внешними границами – высокая способность ставить цели и достигать их, сила воли. Если спираль связывает все элементы рисунка, и границы с центром, этот способ является регрессивным.

6.) Упорядоченный характер – в мандале изображения связаны между собой и несут смысловую нагрузку, такие изображения свойственны зрелым состояниям.

7.) Хаотичные изображения плохая связь между элементами рисунка. Автор рисует импульсивно, контроль над изобразительной деятельностью низкий. Такие рисунки говорят о регрессивных состояниях.

8.) Симметричные мандалы – правая и левая половины или верхняя и нижняя часть «отзеркаливают» друг друга, могут свидетельствовать о покое, равновесии, пассивности, отсутствии психологических изменений.

9.) Асимметричные мандалы – переживание психологических изменений, внутренний конфликт. Данные мандалы говорят о развитии, и о длительном переживании невыраженных эмоций.

10.) Движение по часовой стрелке – отражает процесс осознания материала бессознательного или динамику духовного развития автора (переживание инсайда). Движение против часовой стрелки – наоборот обозначает регрессивное состояние автора, некий застой, шаг назад.

11.) Мандалы, с прямые и извилистые линии – это гармоничный баланс энергий внутри человека. Человек, у которого рациональное мышление преобладает над чувствами, в основном использует прямые линии. Если преобладают извилистые линии, данный человек эмоционально не стабилен, склонен к перепадам настроения. Одинаковое количество прямых и волнистых линий означает, что человек находится в гармонии, его чувства и разум гармоничны.

Символы в мандале

Важно помнить, что символы имеют классическое прочтение, но воспринимаются каждым человеком через призму своему видения.

Бабочка

символ самообновления и трансформации души, цикличности жизни, утверждение силы духа для продолжения сотворе­ния себя самого.

Бесконечность

гармоничный союз двух противоположностей, уравновешивание жизненного порядка.

Глаз

символ видения, самости, понимания и сверхчувствительности. Несколько глаз – бессознательное собирание новой информации отовсюду, ощущение, что за вами следят.

Дерево

символ самообновления, роста, жизни, разворачивание формы в физическом и духовном смысле. Сломанные ветки – забытые несправедливости, шикарная крона – хорошее взаимодействие в социуме, отсутствие листьев – нахождение в «спящем режиме», выходит за границы – стремление вырасти за пределы своей границ идентичности. Корни – чувство небезопасности, уязвимости.

Животные

отражение зрительного представления бессознательного через формы и символы. Символизм животных основан на их природных качествах.

Львы

красота и боевой дух, царь зверей является «обладателем силы и мужского принципа.

Волк

доблесть и верность.

Медведь

хозяин зверей, знак мужской отваги, символ ярости и добродушия, символизирует темные стороны подсознания.

Слоны

 умеренность, мудрость, вечность, сила и власть ли­бидо.

Ягненок

символ неоправданной жертвы.

Рыба, утка и лягушка

(идея первичных вод) – символи­зируют «возникновение вещей и силы возрождения».

Лошадь

символ правильно направленных инстинктов. Дикая лошадь имеет противоположное значение необузданных инстинктов.

Собака

символ верного помощника и спутника.

Сфинкс

трансформация и развитие, спосо­б войти в контакт с частью вашей души, которая ведет глубже человеческой реальности (единорог, феникс, дракон и пегас).

Звезда

напоминание, что вы – создание с душой и должны прожить судьбу, принадлежащую только вам, духовный маяк, устойчивое чувство идентичности, способность принести вдохновение в реальность, чувство собственного достоинства, мис­сию и готовность к достижениям. Россыпь звезд – возможность и завершение целей.

Капли

Возрождение жизни, очищение души или «что-то нужно оплакать?». Черные капли – в вашем окружении есть помеха для вашего развития. Оттенки красного – поведение жертвы.

Круг

самость, целостность, защищенность, гармония, совершенство, бесконечность, озарение, цельность и завершенность

Колесо

символ круговорота жизни ее изменчивости.

Крест

символ объединения духов­ного и материального мира, единство противоположностей. В мандале – вре­мя жертвы, повернутые в форме X – окончание определенного цикла.

Квадрат

ясность мышления, стремление к достижениям, попытка души уравновесить вечно соперничающие возможности, через мышление, чувства, ощущения и интуицию.

Лабиринт

мир, движение, таинственность, загадочность, процесс нахождения выхода из ситуации, или наоборот загнанность в угол, поиск своего собственного центра, поиск выхода, желание действовать.

Цветы

расцвет души, обновление жизни, достигание поставленной цели. Раскрытый цветок – освобождение изнутри.

Молния

символ активации энергий внут­ри вас, увеличение ин­туитивных сил может, мощное духовное пробуждение.

Море

сила жизни, но также всепоглощающей пучины. Желание очистить, «смыть» какое-то событие.

Птицы

свобода, воздух, трансформация, активизации умс­твенных способностей, и духовных процессов. Стая птиц – негатив, опасность, летящие вверх – вынесение на свет идей, летящие вниз – укрепление внутренних ценностей, летящие кругами – самосознание.

Орел

смелость, сила и благородство, духовность, мужественность.

Сова

мудрость, мистические переживания.

Голубь

чистота, мир и духовное посвящение.

Радуга

глубокое переупорядочивание души, устранение старого для того, чтобы добиться нового.

Ракушки

удержание эмоций, закупоривание, закрытость

Руки

способность влиять на окружение, и готовности сдвинуть свой образ жизни от «бытия» к «действию».

Спираль

стремление и рост по направлению к целостности, обличение знаний в форму. Спираль, уходящая в центр – энергия разрушения, движение из центра – раскрытие, освобождение.

Сердце

любовь, вопрос взаимоотношений, но в тоже время раны и стра­дания, если сердца проткнуты стрелой или разбиты.

Свет

жизненная сила, страсть, интеллект, рассвет идей и творчества (солнце).

Стрелы

движения за грань, воинственность, агрессия, направление в центр – агрессия на себя, направление вовне – разрушительные модели поведения в обществе.

Треугольник

символ изменения. Угол на центр – аутоагрессия, угол наружу – потребность в самозащите, угол вверх – перемены в жизни, треугольник в центре – вдохновение, уверенность в себе.

Цвета в мандале

При интерпретации нужно опираться не только на культурное значение цветов, но и на то, как автор трактует тот или иной цвет.

Красный

Уверенность в себе, страсть и захлестывающие эмоции, сила, воля к выживанию, либидо, но в то же время – ярость, деструк­тивная злоба и страдания. В сочетании с черным – агрессивные тенденции. Отсутствие красного – пассивность и неспособность добиваться своего.

Желтый

Солнце, счастье, разрешение конфликтов и приближение новой главы в жизни. Хороший ум, любо­пытство, целеустремленность и живость. Чистый желтый означает позитивное отношение к отцу, затемненный – негативное.

Зеленый

Естественное самообновление, рост, способность творить, исцелять себя. Зеленый цвет – это объединение матери (го­лубой) и отца (желтый) – способность заботиться и защищать. Много зеленого – чрезмерный внутренний контроль, ригидность, гиперопека.

Бирюзовый

Цвет исцеления, контроля болезненных воспоминаний.

Персиковый

Чувственность, отзывчивость, ответственность, высвобождение творческого потенциала, рассвет сексуальности.

Оранжевый

Власть, потребность в самоутверждении, высокие амбиции, противостояние авторитетам, эмоциональную зависимость от отца. Для женщин – эмоциональная зависимость от мужчины.

Коричневый

Возможность новых начинаний, низкая самооценка, потребность в безопасности, внутренние противоречия, конфликтные отношения с матерью.

Бордовый

Потребность в исцелении старых ран и решения проблем.

Черный

Концентрация, агрессия, разрушительный импульс. Обилие черного – признак депрессии, психологическая смерть – как начало новой жизни.

Голубой

Спокойствие, безмятежность, безусловная любовь, забота и сострадание (материнство). Темно-голубой у женщин – поглощающее материнство, обилие голубого у мужчин – пассивность.

Индиго (темно-синий цвет)

Свидетельство тяжелых переживаний и событий, недоверчивость, попытка пережить депрессию. Потерю, замешательство. Пробуждение интуиции, достижение мудрости. Вместе с красным – борьба за независимость и преодоление симбиотической связи.

Фиолетовый

Мистическая идентификация, духовность, воображение, паранойя. Обилие – эгоизм, авторитарность и поглощенность самим собой и взгляд на себя как на находящегося вне или выше чело­веческого сообщества. Тёмно-фиолетовый в центре – зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти.

Сиреневый

Одухотворенность, чувство оторванность от физического тела, зависимость от фантазий и уход от реальности. Часто встречается у людей, страдающих респираторными заболеваниями (кислородное голодание).

Розовый

Женственность, наслаждение чувственностью, невинность, удовольствие и боль, связанные с жиз­нью в физическом теле. Много розового – уязвимость, страх разоблачения и потребность в заботе. Сочетание с черным – склонность к саморазрушительным тенденциям.

Фуксия

Готовность начать обучение, творческий проект или высказывание своего мнения. Отрицательное значение – нетерпение, эгоизм или потеря концентрации из-за чрезмерной эмоциональности.

Серый

 

Отсутствие или недостаток эмоций, чувств, поиск почвы под ногами в решении мучительной внутренней проблемы, чувство вины, подавленное состояние, депрессия.

Белый

Непорочность, духовность, ясность и готовность к изменениям, в то же время – потеря энергии. Жемчужный эффект – попытка скрыть что-то важное, сокровенное.

Мандала – необычна и интересна, тем, что нет четкой инструкции интерпретации подходящей всем. Есть свобода понимания самим автором своей символики, линий, фигур и цветов. Мы можем не понимать, что конкретно обозначают символы, которые в рисунках наших мандал в один период появляются, а в другой исчезают. Но, мы чувствуем изменения в себе, возможно, это не требует вербального выражения, работа идет на более глубинном уровне. Личность динамично развивается, трансформируется и мандала это транслирует появлением или отсутствием тех или иных символов.

 

Литература

  1. Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» – СПб.: Речь, 2005.
  2. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. – М.: Издательство института психотерапии, 2004.
  3. Финчер С.Ф. Создание и интерпретация мандалы. – М.: Институт Общегуманитарныйх Исследований, 2015.
  4. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения и размышления. – М.: Харвест, 2003.
  5. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: Серебряные нити, 1997

Об авторе

Макеева Ангелина Павловна – студентка 5 курса направления подготовки 37.03.01 – Психология, профиль «Практическая психология» Московского регионального социально-экономического института г. Видное, член Ассоциации Психологов Регионов России
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Макеева А.П. (Москва)Мандалы как отражение психического состояния и внутреннего мира человека. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2019. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).