ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Кобзарева И.И., Трущелева А.В. (г. Ставрополь)

КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

УДК 159.99

English version:

Аннотация. В статье рассмотрена актуальность проблемы психоло-педагогической коррекции девиантного поведения подростков группы риска; приведены результаты диагностического исследования склонности подростков группы риска к девиантному поведения; раскрыто содержание коррекционно-педагогической работы по устранению девиантных форм поведения подростков с трудностями обучения и социализации

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки группы риска, коррекция девиантного поведения.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Анализ социокультурной ситуации в России показывает, что уровень выявленных девиантных форм поведения несовершеннолетних возрастает. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» отмечается, что в последние годы отчетливо проявляются тенденции увеличения девиаций среди несовершеннолетних детей.

Обширная библиография по теме исследования свидетельствует о постоянных попытках всесторонне исследовать проблему.

Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из значимых мест среди других социальных и психологических проблем. 

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Психолого-педагогические аспекты коррекции отклоняющегося поведения рассматриваются в работах С.А. Бадмаева, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Е.В. Змановской, Л.Б. Шнейдер и др.

Несмотря на то, что девиантное поведение уже достаточно изучено на современном этапе, все же остаются не решенные вопросы относительно коррекционной работы с подростками как наиболее восприимчивой группы общества к различным формам девиантного поведения.

Проблема исследования исходит из объективной необходимости изучения психолого-педагогических аспектов коррекции отклоняющегося поведения, и недостаточной теоретико-технологической разработки данного процесса в научной литературе.

Одной из категорий детей, подверженной возникновению девиантного поведения, являются дети, относящиеся к так называемой группе риска.

Категория детей группы риска служит предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций. В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом [1; 2; 8; 9].

Работа с детьми группы риска должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются оптимизация общения детей группы риска со сверстниками и взрослыми, формирование у них чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. Для эффективной коррекционной работы требуются многомерные воздействия на личность и ее ближайшее социальное окружение, комплекс реабилитационных мероприятий, формирующих оптимальные способы социально-психологической реадаптации и разрешения внутри- и межличностных проблем, и конфликтов [3; 4; 5; 6; 7; 10].

Проведённый теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что коррекции девиантного поведения подростков отводится значительная роль в образовательном процессе. В большей степени это касается детей, относящихся к группе риска.

Недостаток эмпирических исследований по рассматриваемой проблеме позволил нам провести опытно-экспериментальное исследование, целью которого стала разработка и апробация программы коррекции девиантного поведения подростков группы риска.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ СОШ № 20 г. Михайловска Ставропольского края.

В экспериментальном исследовании на стадии определения подростков группы риска участвовали учащиеся трех 8-х классов в возрасте 14-15 лет (72 учащихся). Для их выявления нами был использован метод наблюдений (по технологии Н.В. Майсак), методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук), а также метод незаконченных предложений.

В результате данного этапа исследования из всего контингента исследуемых участников эксперимента было выделено 15 подростков, отнесенных к категории группы риска. 

Следующим этапом экспериментального исследования стало изучение у данных подростков склонности к девиантным формам поведения. Для данной цели нами были использованы тест склонности к девиантному поведению (Э.В. Леус), а также карта наблюдений за проявлениями девиантного поведения (Н.В. Майсак). 

На данном этапе из 15 учащихся, отнесенных к категории группы риска была выявлена склонность к девиантным формам поведения у 10 подростков. 

Анализируя результаты предрасположенности подростков на социально обусловленное поведение, нами были получены следующие показатели: для пяти учащихся свойственна ориентация на социально обусловленное поведение, подростковая реакция к созданию группировок, что является нормой для данного возрастного периода, т.к. для подростков характерна потребность в принадлежности к группе; у оставшихся десяти учащихся зафиксировано отсутствие ориентации на социально обусловленное поведение, преобладает индивидуализация, что позволяет предположить нарушение способности приспосабливаться к воздействиям социума; сформированная модель социально обусловленного поведения не зафиксирована, что мы объясняем особенностями подросткового возраста.

Рассматривая склонность подростков к такой форме девиантного поведения как делинквентное, констатировали следующий факт: у пяти подростков очевидно отсутствие признаков делинквентного поведения, у девяти учащихся обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению; у одного подростка зафиксированы показатели, которые говорят о сформированной модели делинквентного поведения.

Отсутствие признаков зависимого (аддиктивного) поведения подростков зафиксировано у пяти учащихся. Ситуативная предрасположенность к зависимому поведению обнаружена у трех учащихся, очевидна их предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем; у семи учащихся наблюдается выраженная психологическая потребность в аддиктивных состояниях.

Анализ шкалы выраженности признаков агрессивного поведения показал, что у 5 учащихся отмечено отсутствие признаков агрессивного поведения, что свидетельствует о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации и высоком уровне социального контроля поведенческих реакций; у четырех подростков обнаружена ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению; у шести испытуемых можно наблюдать уже сформированную модель агрессивного поведения, что свидетельствует об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.

Анализируя склонность подростков к суицидальному (аутоагрессивному, саморазрушающему) поведению, мы обнаружили следующее: у пяти учащихся зафиксировано отсутствие признаков аутоагрессивного поведения, что говорит об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях; у остальных десяти испытуемых обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному поведению, свидетельствующая о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях. Согласно полученным показателям сформированная модель аутоагрессивного поведения у подростков данной группы обнаружена не была. 

Анализ результатов сравнительного исследования, проведённый на констатирующем этапе эксперимента, доказал актуальность исследуемой проблемы девиантного поведения подростков группы риска. В ходе констатирующего эксперимента были выделены преимущественные формы девиантного поведения. Такими оказались аффективное, агрессивное и аддиктивное поведение. В связи с этим данные формы отклоняющегося поведения легли в основу разработки программы.

Это позволило нам провести формирующий этап исследования, который включал разработку и апробацию экспериментальной программы, целью которой стала организация работы по коррекции девиантного поведения подростков группы риска посредством обобщения и расширения знаний подростков по проблемам аффективного поведения, агрессивности, конфликтности, зависимости, эмпатии, социального взаимодействия, формирования навыков конструктивного взаимодействия, адекватного проявления инициативности, развития способности к саморегуляции, позитивного отношения к себе, позитивной самооценки, расширения репертуара социально одобряемых форм поведения, научения способов достижения целей с помощью форм адаптивного поведения и др. В рамках реализованной программы нами было проведено 18 занятий.

Работа с подростками по комплексу занятий проводилась в таких направлениях как развитие эмоциональной сферы, формирование навыков самоанализа и наблюдения, через осознание внутренних состояний, развитие навыков коммуникации, повышение самооценки, закрепление представлений о здоровом образе жизни, профилактика вредных привычек, развитие навыков преодоления стереотипов конформного поведения и подражания социально не одобряемым образцам поведения, формирование мотивации на решение проблем социально приемлемыми способами.

После окончания формирующего эксперимента нами был проведён контрольный эксперимент с использованием того же диагностического материала, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования.

Анализируя динамику изменений в двух группах, следует отметить следующие количественные и качественные изменения. По показателю выраженности социально обусловленного поведения в контрольной группе увеличение показателей незначительно, в то время как в экспериментальной группе у четверых из пяти учащихся зафиксировано повышение результатов, связанное с усилением у них ориентации на данное поведение. Подростки экспериментальной группе стали в большей мере обращаться к социально приемлемым формам поведения, что подтверждено результатами наблюдения.

По обнаружению признаков делинквентного поведения также очевидна разница в двух группах. В контрольной группе динамика показателей не значительна. В экспериментальной группе, несмотря на то, что у всех пяти подростков обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению, произошло снижение показателей, что говорит о положительной тенденции к преодолению предрасположенности к данной форме поведения. Столь небольшую динамику результатов мы связываем с тем, что устранение данной формы поведения не рассматривалось в качестве ведущего направления проводимой нами психолого-педагогической коррекции. Но вместе с тем, можно отметить, что проведенная коррекция косвенным образом положительно повлияла и на снижение стремления подростков к делинквентному поведению.

Анализируя результаты по параметру «отклонения в нравственной сфере» нами была отмечена следующая динамика. В экспериментальной группе у троих подростков, у которых на констатирующем этапе был зафиксирован высокий уровень отклонений в нравственной сфере, показали повышение результатов, что позволило им перейти на средний уровень.

Анализ изменений по шкале «зависимого поведения» показал, что в экспериментальной группе количество учащихся со сформированной моделью аддиктивного поведения снизилось до двух, что также отразилось и на средних групповых показателях. Изучение динамики выраженности агрессивного поведения учащихся двух групп показало, что в контрольной группе произошло повышение общегруппового показателя агрессивности. В то время как результаты экспериментальной группы свидетельствуют о снижении уровня агрессивности подростков, двое из которых продемонстрировали минимальные проявления данной формы девиантного поведения.

Динамика снижения степени выраженности суицидальной формы девиантного поведения прослеживалась в обеих группах и была относительно равна. 

Таким образом, проанализировав результаты контрольного этапа эксперимента, нами был сделан следующий вывод: показатели по шкалам «агрессивное поведение», «аффективное поведение», «аддиктивное поведение», «отклонения в нравственной сфере» снизились, показатель по шкале «социально обусловленное поведение» напротив повысился, что свидетельствует о том, что уровень проявления склонности к девиантному поведению подростков группы риска при условии проведения психолого-педагогической коррекции значительно снизился. Немаловажную роль в этом сыграла разработанная и реализованная программа коррекции девиантного поведения подростков группы риска.

Литература

  1. Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска» // Журнал практического психолога. – 2000. – № 8-9. – С. 14-18.
  2. Аптикиева Л.Р. Различия подростков «группы риска» и типичных подростков: психолого-педагогический аспект // Вестник ОГУ. – 2019. – №3 (221). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichiya-podrostkov-gruppy-riska-i-tipichnyh-podrostkov-psihologo-pedagogicheskiy-aspekt (дата обращения: 13.03.2023).
  3. Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 320 с.
  4. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход. – М.: Изд-во: Соц. здоровье России, 2006. – 264 с.
  5. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек: преступление и наказание. – 2020. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-vo-vneshkolnoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.11.2023).
  6. Гонеев А.Д. Подготовка учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками. – М.: Изд-во МПГУ; Курск: КГПУ, 2000. – 320 с.
  7. Дроздецкая И.А. Особенности социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением. – СПб.: Питер, 2016. – 160 с.
  8. Духновский С.В. Подросток в трудной жизненной ситуации. Психологическое сопровождение и помощь. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. – 167 с.
  9. Невский И.А. Подростки группы риска в школе: монография. – М.: Наука, 2011. – 112 с. 
  10. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Академия, 2004. – 256 с.

Об авторе

Кобзарева Инна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Ставропольского государственного педагогического института

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Трущелёва Анна Васильевна – старший преподаватель кафедры коррекционной психологии и психофизиологии Ставропольского государственного педагогического института

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Кобзарева И.И., Трущелева А.В. Коррекция девиантного поведения подростков группы риска  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. №3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).