ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Лагунова А.И. (г. Ставрополь)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭМОЦИЙ

УДК 159.9

English version:

Аннотация. В данной статье исследуется история происхождения эмоций с учетом психологических, философских и эволюционных аспектов, начиная с рождения человеческого вида. Статья обращается к работам таких философов, как Аристотель, Платон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, исследующих природу и роль эмоций в жизни человека. В контексте эпохи Просвещения обсуждаются сдвиги в изучении эмоций с позиций эмпирического подхода и ранней психологической мысли, представленной такими учеными, как Дэвид Юм и Иммануил Кант. Статья обнаруживает уникальную перспективу в понимании эмоциональной природы человека и ее развитии, объединяя концепции базовых эмоций с эволюционной биологией и философскими доктринами.

Ключевые слова: мозг, развитие, реакция, физиология, эмоция, эмоциональные состояния

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

История происхождения эмоций представляет собой относительно новое направление исследований, которое возникло в связи с растущим интересом к психологическим и нейролингвистическим аспектам эмоциональных состояний в 1980-х годах. Если изначально история эмоций занималась вопросами, касающимися определения эмоций, методов их изучения, а также связей между гуманитарной и естественно-научной перспективами, то в настоящее время наибольшей популярностью пользуются исторические случаи, контекстуализированные в рамках конкретных событий. Есть ли вообще у эмоций история или они суть антропологическая константа? [5, с. 12].

Эмоции важны для интеграции индивидуумов в различные контексты жизни и представляют собой средство взаимодействия и общения. Коллективные эмоции и интерес к жизни являются ключевыми факторами, определяющими жизнеспособность человека. Они обеспечивают стабильное социальное функционирование, при условии соответствия их содержанию, динамике и выразительности ожиданиям участников социальных событий, а также регулируют процессы групповой интеграции.

Эмоции, возникающие в реальной жизни, представляют собой естественное продолжение и динамическую форму социального функционирования, которое включает временные особенности ситуаций и характеристики взаимодействия их участников. Разнообразие и нестандартность эмоций и эмоционального поведения в различных ситуациях обусловлены как культурным опытом, так и творческими способностями и одаренностью человека в освоении образцов, умений и способов регуляции эмоциональных переживаний и поведения. Эмоции не только возникают в социальной жизни, но и формируют историю и перспективы межличностных отношений и взаимодействия [6].

Понимание происхождения человеческих эмоций – это поиск, который углубляется в эволюционные анналы вида Homo Sapiens. Э. Ортони и Т. Тернер предлагают различать две разные концепции базовых эмоций: через понимание их эволюционного происхождения (биологические примитивы) и неразложимости на составные части (психологические примитивы) [9, с. 315-331]. Эмоции в их рудиментарных формах, скорее всего, появились раньше самого человечества, зародившись у наших эволюционных предшественников. Самые ранние истоки эмоций можно отнести к нашим предкам-рептилиям. Базовые эмоциональные реакции, такие как реакция «бей или беги», обеспечивали преимущества выживания в мире хищников. Эти рудиментарные эмоциональные реакции развивались, чтобы повысить шансы организма на выживание и деторождение. Страх, например, играл ключевую роль в выживании ранних позвоночных, вызывая быструю и инстинктивную реакцию на надвигающуюся угрозу.

С появлением млекопитающих усложнилась и эмоциональная составляющая. Лимбическая система, которую часто называют «эмоциональным мозгом», стала заметной особенностью нейроанатомии млекопитающих. Это развитие способствовало появлению более сложных эмоциональных состояний, включая социальную связь, материнскую заботу, а также зачатки радости и печали. Эти эмоции способствовали социальной сплоченности, родительской заботе и привязанности, повышая тем самым шансы на выживание потомства. Эволюция Homo sapiens открыла новую эру эмоциональной изощренности. Люди обладают уникальной способностью к когнитивной оценке, позволяющей оценивать и интерпретировать эмоциональные стимулы. Эта когнитивная способность расширила эмоциональный репертуар, включив в него такие сложные состояния, как гордость, зависть, вина и стыд. Более того, эволюция человеческих обществ и языка еще больше усилила роль эмоций в межличностном общении, сотрудничестве и разрешении конфликтов.

Важно признать, что, хотя эволюционные корни эмоций общие для людей, конкретные эмоциональные проявления и их культурные интерпретации в разных обществах различны. Культурные нормы, ценности и практика социализации определяют способы выражения, управления и понимания эмоций. Таким образом, происхождение эмоций переплетается с культурным и социальным контекстом. Изучение эмоций, центральной темы человеческого существования, привлекало интерес ученых и мыслителей на протяжении веков и культур. История исследований эмоций отмечена сменой парадигм, развитием теорий и растущим пониманием глубокого влияния эмоций на поведение человека и общества.

Основы исследований эмоций можно проследить в древних философских изысканиях. Древнегреческие философы, такие как Аристотель и Платон, размышляли о природе эмоций и их роли в жизни человека. Платон был глубоко заинтересован в человеческих эмоциях и их влиянии на поведение и мораль человека. В своих диалогах, в частности в «Государстве» и «Федре», Платон предложил глубокое понимание эмоций, рассматривая их через призму своей философской системы. Одна из ключевых идей Платона заключалась в том, что эмоции тесно связаны с разумом и добродетелью. Он считал, что эмоции не являются иррациональными по своей природе, но могут направляться и контролироваться разумом. Платон утверждал, что эмоции, если их правильно направлять и согласовывать с разумом, могут привести к добродетельному поведению и нравственному совершенству. Например, он рассматривал праведный гнев как рациональную реакцию на несправедливость, в то время как чрезмерный или неконтролируемый гнев считался разрушительной силой. В основе страха же он находил недостаток мудрости.

Аристотель, другой влиятельный греческий философ и ученик Платона, внес существенный вклад в изучение эмоций в своих работах «Риторика» и «Никомахова этика». Подход Аристотеля к эмоциям был более систематическим и эмпирическим, чем у Платона, что стало значительным шагом в развитии теории эмоций. Если в «Этике» Аристотель связывает эмоции с понятием блага, где чрезмерно сильные или слабые эмоции могут повлиять на добродетель, то в «Риторике» он не рассматривает их с моральной точки зрения: Аристотель учит ритора понимать причины эмоций и использовать их в своих целях, независимо от того, насколько хороши они или плохи [7]. Во второй книге «Риторики» он провел глубокий анализ эмоций (который Мартин Хайдеггер считал непревзойденным) и описал принципы убедительной коммуникации с помощью апелляции к эмоциям, заложив основу для будущих исследований эмоциональной риторики.

Аристотель предложил теорию эмоций, основанную на концепции «катарсиса» (позже заимствованную Й. Брейером и З. Фрейдом). Он утверждал, что переживание и выражение эмоций, особенно в контексте драматических представлений, таких как трагедия, может привести к эмоциональному очищению и психологическому исцелению. Также он полагал, что эмоции выполняют терапевтическую функцию, позволяя людям высвободить сдерживаемые чувства и достичь эмоционального равновесия. Аристотель разделил эмоции на различные типы и рассмотрел их причины, характеристики и последствия. Он проводил различие между «пафосом» (эмоциями) и «логосом» (разумом) и подчеркивал важность достижения баланса между этими двумя аспектами человеческой природы. По мнению Аристотеля, такие добродетели, как мужество, воздержанность и щедрость, достигаются благодаря гармоничному сочетанию эмоций и разума.

В Средние века и эпоху Возрождения исследования эмоций приобрели теологическое и моральное измерение. Такие ученые, как Фома Аквинский, исследовали моральные последствия эмоций, классифицируя их как страсти души. В своем монументальном труде «Сумма теологии» Аквинский рассматривал эмоции как часть более широкой дискуссии о человеческой природе и моральных добродетелях [1]. Аквинский считал, что эмоции, или «страсти», как он их называл, присущи человеческой природе. Он полагал, что эмоции (страсти) можно разделить на вожделительные (связанные с желанием и отвращением) и пылкостные (связанные с надеждой и страхом). Важно отметить, что Аквинский рассматривал эмоции как морально нейтральные, но подчеркивал их роль в нравственном развитии человека.

Для Аквинского нравственная добродетель заключалась в достижении гармоничного равновесия в эмоциональной жизни человека. Добродетельные эмоции – это те, которые согласованы с разумом и руководствуются моральными принципами. Такие эмоции, как любовь, радость и мужество, будучи направленными на достижение добродетельных целей, способствовали нравственному совершенству. И наоборот, пороки были результатом неумеренных или неправильно направленных эмоций. Исследование Аквинским эмоций в теологическом контексте заложило основу для последующей христианской этики и понимания эмоциональной регуляции.

В эпоху Возрождения возник гуманизм, который подчеркивал значение человеческих эмоций и индивидуального опыта. Такие философы, как Рене Декарт и Бенедикт (Барух) Спиноза, внесли свой вклад в данный дискурс, прояснив физиологические основы эмоций. Рене Декарт в своей работе «Страсти души» рассматривал эмоции как психические состояния, возникающие в результате взаимодействия между разумом (мыслящей субстанцией) и телом (материальной субстанцией). Дуализм Декарта утверждал, что эмоции являются связующим звеном между нематериальным разумом и материальным телом. Он рассматривал эмоции как автоматические реакции на телесные изменения. Например, Декарт полагал, что страх – это реакция на восприятие угрозы, которая вызывает физиологические изменения в организме. Это не только крайняя степень боязни, но и трусости или изумления. Декарт также считал, что эмоции можно подвергнуть рациональному контролю. Он выступал за регулирование эмоций с помощью разума и культивирования моральных добродетелей. Его идеи заложили основу для последующих дискуссий о взаимоотношениях разума и тела и о роли когнитивных процессов в эмоциональных переживаниях [2].

Бенедикт Спиноза, философ эпохи Возрождения, подходил к изучению эмоций через призму этического детерминизма. В своем великом труде «Этика» Спиноза исследовал эмоции как естественные явления, управляемые законами природы. Спиноза утверждал, что эмоции являются результатом взаимодействия между разумом и внешними событиями. Он классифицировал эмоции (аффекты) как «радость» (возникающую в результате увеличения силы или благополучия человека) или «печаль» (неудовольствие, возникающее в результате уменьшения силы или благополучия человека), или «желание» (как проявление человеческой сущности). Важно отметить, что Спиноза утверждал, что эмоции не являются по своей природе хорошими или плохими, а являются выражением естественного состояния человека. Этическая философия Спинозы была направлена на достижение эмоциональной свободы через рациональное понимание эмоций. Он считал, что, понимая причины наших эмоций, человек может достичь большего контроля над ними. Работы Спинозы заложили основу для современного понимания эмоций как естественных явлений, поддающихся рациональному исследованию.

Эпоха Просвещения ознаменовалась сдвигом в сторону эмпирических исследований и появлением ранней психологической мысли. Она стала периодом интеллектуального пробуждения и преобразований и привела к значительным изменениям в изучении эмоций. Такие ученые, как Дэвид Юм и Иммануил Кант, исследовали природу эмоций с философской точки зрения.

Дэвид Юм, шотландский философ-эмпирик, бросил вызов традиционным взглядам на эмоции, предложив новый эмпирический подход к их пониманию. В своей монументальной работе «Трактат о человеческой природе» и в сборнике «Четыре диссертации» (в частности, «О страстях») Юм утверждал, что эмоции являются основой человеческого опыта и что их можно понять с помощью эмпирического наблюдения и анализа [8]. Юм полагал, что эмоции, которые он называл «страстями» или «чувствами», основаны на принципах ассоциации и причинности. Он утверждал, что эмоции – это не рациональные суждения, а скорее инстинктивные и автоматические реакции на внешние раздражители. По мнению Юма, наши эмоции формируются под влиянием личного опыта и ассоциаций, возникающих между событиями и эмоциональными реакциями. Однако если какой-либо аффект доступен одному человеку, он также доступен и другому. Теория чувств Юма подчеркивала роль симпатии в понимании эмоций. Он утверждал, что люди могут понимать и разделять эмоциональные переживания других людей благодаря процессу симпатического резонанса. Эта точка зрения опровергала представление о том, что эмоции носят чисто индивидуалистический характер, и подчеркивала их социальные и эмпатические аспекты.

Иммануил Кант, немецкий философ и сторонник рационализма, предложил особый взгляд на эмоции в своей философской системе, в частности в работах «Критика практического разума» и «Антропология с прагматической точки зрения». Исследование эмоций у Канта тесно переплеталось с его моральной философией и стремлением очертить границы разума и морали. Кант признавал существование эмоций, но подходил к ним с рационалистической точки зрения. Он утверждал, что эмоции не являются рациональными по своей природе, а скорее зависят от моральной воли и практического разума. Кант считал, что поступками человека должны управлять моральные принципы и долг, а эмоции должны быть подчинены рациональным моральным суждениям [3, 4]. По мнению Канта, эмоции, возникающие по склонности или из корыстных побуждений, морально ниже эмоций, основанных на моральном долге. Он рассматривал моральные эмоции, такие как уважение к моральному закону и чувство моральной ценности, как отражение моральной добродетели. Моральная философия Канта подчеркивала важность рациональности в регулировании эмоций и их согласовании с моральными принципами.

Эпоха Просвещения стала поворотным моментом в изучении эмоций, поскольку ученые этого времени представили новаторские взгляды, отошедшие от прежних теологических и философских традиций. Эмпирический подход Юма подчеркивал роль ассоциации, причинности и симпатии в понимании эмоций, выделяя их социальные и эмпатические аспекты. Рационалистическая точка зрения Канта, напротив, помещала эмоции в контекст моральной философии, подчеркивая подчиненность эмоций моральному долгу и рациональным моральным суждениям.

Все исследуемые в статье контрастные подходы заложили основу для последующих дискуссий об эмоциях в философии и психологии, продемонстрировав многогранную природу эмоциональных переживаний и их сложную взаимосвязь с разумом, моралью и человеческой природой. История происхождения эмоций также тесно связана с развитием психологии как научной дисциплины в конце XIX -начале XX веков. Различные подходы, такие как теория Джеймса-Ланге, теория Кэннона-Барда, двухфакторная теория Шехтера-Сингера и теория когнитивной оценки Р. Лазаруса, предоставили фундаментальные основы для понимания эмоциональных состояний. Постоянное изучение эмоций остается ключевым элементом психологических исследований, которые освещают многогранность человеческого опыта.

Литература

  1. Аквинский Ф. Сумма теологии: Т. I. первая часть: Вопросы 1-64 / Пер. с лат. А. В. Апполонова, под ред. Н. Лобковица, А.В. Апполонова. Изд. 2-е, испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 832 с.
  2. Декарт Р. Страсти души // Сочинения. В 2 т. – Т 1. – М.: Мысль, 1989. – С. 481-572.
  3. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. – Т. 6. – С. 349-588.
  4. Кант И. Критика практического разума // Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. – Т. III. – М.: Московский философский фонд, 1997. – С. 276-733.
  5. Плампер Я. История эмоций / Ян Плампер; пер. с англ. К. Левинсона. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 568 с.
  6. Тарабакина Л.В. Детерминанты эмоций (комплексный и историкогенетический подходы) // Проблемы современного образования. – 2021. – №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/determinanty-emotsiy-kompleksnyy-i-istorikogeneticheskiy-podhody (дата обращения: 14.04.2024).
  7. Чэнь Жуньцзэ Воплощение термина «катарсис» в Китае // Universum: филология и искусствоведение. – 2023. – №10 (112). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voploschenie-termina-katarsis-v-kitae (дата обращения: 19.01.2024).
  8. Юм Д. Трактат о человеческой природе / Пер. с англ. С.И. Церетели // Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 1 / Вступ. ст. А.Ф. Грязнова; примеч. И.С. Нарского. 2-е изд., доп. и испр. М., 1996. – 800 с.
  9. Ortony A., Turner T.J. What's Basic About Basic Emotions? // Psychological Review. Vol. 97. No. 3. 1990. – 315-331.  

Об авторе

Лагунова Анна Игоревна – аспирант направления подготовки 5.3.4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред Ставропольского государственного педагогического института

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Лагунова А.И. Концептуальные представления о происхождении эмоций. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).