ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Кольцова И.В., Долганина В.В., Игнатова А.Ю. (г. Ставрополь)

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 159.947

English version:

Аннотация. В статье анализируется природа вербальной агрессии у детей дошкольного возраста, выявлены факторы и механизмы ее основных проявлений. Анализируются причины, провоцирующие использование агрессивных вербальных средств в коммуникативном поведении детей дошкольного возраста. Установлено, что дети могут легко перейти от агрессии вербальной к физической агрессии.

Ключевые слова: Вербальная агрессия, дети дошкольного возраста, коммуникативная безопасность, агрессивное поведение, конфликт, детско-родительские отношения, коммуникативные навыки.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В условиях динамизма и нестабильности социальных систем объективно возрастают угрозы социальному развитию личности. Это обстоятельство указывает на необходимость обеспечения безопасности развития человека в процессе социализации [5].

Сложившаяся тенденция может приводить к эмоциональной нестабильности личности, в том числе в период дошкольного детства. Негативные трансформации эмоциональной сферы личности отражаются на речевой сфере ребенка, что может повлечь за собой проявление агрессивного поведения. В нашей статье мы подробнее остановимся на вербальном виде агрессии дошкольников.

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение понятию «вербальная агрессия»: «открытая враждебность, провоцирующая неприязнь». Исследователь Ю.Б. Можгинский определил «вербальную агрессию» как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, психической и физической боли другому существу». Вербальная агрессия предполагает использование вербальных средств, причиняющих боль и оскорбления. Это могут быть негативные отзывы и критические замечания, выражение негативных эмоций — недовольства окружающими в виде брани, скрытой обиды, недоверия, ярости, ненависти; выражение мыслей и желаний агрессивного характера, оскорбления, упреки, обвинения; угрозы [8].

В фундаментальных психологических исследованиях агрессии (Л. Берковиц, Р. Барон, Д. Ричардсон, Х. Хекхаузен) вербальная агрессия как самостоятельное явление не была описана по двум причинам. Во-первых, чисто психологический подход явно оказался недостаточным для детального изучения этого феномена, и дальнейшие исследования возможны только в психолингвистике и других смежных областях лингвистической науки. Во-вторых, изучение феномена вербальной агрессии ранее не было столь актуальным. Научный интерес к этому явлению возник за последнее десятилетие, поскольку вербальная агрессия в настоящее время проникла во все сферы современного общества, включая сферу бизнеса и межличностных отношений, средства массовой информации, а также в связи с участившимися случаями детской преступности и жестокости среди подрастающего поколения. Нынешняя экономическая и социальная ситуация порождает повышенную тревожность детей, влечет за собой проявления вербальной агрессии [12].

Вербальная агрессия препятствует выполнению основных задач эффективной речевой коммуникации: она затрудняет полноценный обмен информацией, препятствует восприятию и пониманию собеседниками друг друга и делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Она является спутницей практически любой ссоры и самым опасным врагом вежливости. Поэтому всестороннее изучение вербальной агрессии является необходимым условием обеспечения коммуникативной безопасности отдельного человека и общества в целом [8].

О негативном влиянии этого явления пишет Ю.В. Щербинина: «вербальная агрессия затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия» [11, с. 1]. Но вербальная агрессия может наносить и бóльший урон: «укрепившись в допустимости агрессии вербальной, человек может распространить эту модель на другие сферы жизни, требующие, по его мнению, уже физической агрессии» [1, с. 64].

Уральский ученый Г.С. Чеурин пришел к интересным выводам. Он утверждал, что ненормативная лексика оказывает очень активное воздействие на организм человека, в конечном итоге уничтожая все живое. Гипотеза Г.С. Чеурина «о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов» была проверена несколькими научно-исследовательскими институтами – Московским научным центром при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, техническими университетами Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула и была доказана.

Ученые во главе с кандидатом биологических наук П.П. Гаряевым доказали, что бранные слова взрываются в генетическом аппарате человека, в результате чего происходят мутации, которые с каждым поколением приводят к вырождению человека. Исследователи изобрели устройство, которое переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Известно, что они влияют на молекулы ДНК (наследственность). Человек произносит недостойные слова, и его хромосомы «перекручиваются» и «изгибаются», гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать неестественные программы. Постепенно программа самоуничтожения постепенно передается потомству. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, который дает радиоактивное излучение мощностью в тысячи рентген. Ненормативная лексика наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

А.Я. Кибанов отмечает, что одной из особенностей агрессивного поведения детей являются процессы и явления общественной жизни, которые влекут за собой психологически неустойчивое конфликтное явление. По его мнению, агрессия ребенка проявляется в том, что он становится драчливым, несговорчивым, враждебным. Отношения со сверстниками и взрослыми отличаются постоянным психологическим напряжением, что влечет за собой ухудшение самочувствия ребенка в целом [2, с. 55].

В дошкольном образовательном учреждении часто можно встретить воспитанников, которым свойственна ярко выраженная агрессивность: они постоянно ссорятся, обижают сверстников, дерутся, толкаются, отбирают у них игрушки и т.д. Агрессивный дошкольник дразнит других детей, выкрикивает обидные фразы, которые оскорбляют окружающих. Он упрям и самоуверен, сначала возражает, а потом слушает, чаще говорит «нет», чем «да». Агрессивные дети подозрительны и любят перекладывать вину на других. Они часто не понимают собственной агрессии, не замечают, что вызывают страх и беспокойство у окружающих детей. Напротив, им кажется, что весь мир за них или против них.

В характере детской агрессии есть определенные возрастные особенности. Уже в дошкольном возрасте агрессивное поведение приобретает самые разные формы, а именно вербальная и физическая агрессия. В трудах многих исследователей отмечается, что эти формы агрессии существуют уже в дошкольном возрасте.  На появление вербальной агрессии у детей влияют социально-психологические факторы (социум, образовательное учреждение, семья). Поиски причин проявления вербальной агрессии у детей дошкольного возраста ведутся в разных направлениях.

Рассмотрим более подробно основные причины проявления вербальной агрессии у детей дошкольного возраста.

Усвоение норм агрессивного поведения в семье. Первая причина появления признаков вербальной агрессии у дошкольников кроется в процессе социализации: самый экономичный способ социализации ребенка – подражать взрослому. Характер вербальной агрессии у дошкольников состоит в том, что дети, наблюдая агрессию у взрослых, имитируют ее. Агрессивность еще не является чертой характера ребенка, она уже принята им как «взрослый» способ поведения. Если агрессия не прекращается, а также агрессия поддерживается взрослыми, то вскоре ребенок начинает проявлять агрессию осознанно [3].

Вербальная агрессивность как вид буллинга в семье проявляется в том, что референтная группа (родители, родственники) унижает ребенка, подчеркивая его недостатки в индивидуальных, психофизиологических и конституциональных особенностях. Они полагают, что только семья вправе показать ребенку его недостатки и не проявляют тактичность в своих высказываниях. Взрослые при этом ориентируются на благие намерения, считая, что оскорбляя ребенка и показывая на его недостатки они помогают ему.

Неблагоприятная атмосфера в семье отражается на всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста. Опираясь на родительский пример, ребенок выстраивает отношения с внешним миром. Если других примеров нет, он также начинает взаимодействовать с миром через насилие и травлю [6].

Дефицит родительского внимания, неудовлетворенность потребности в родительской любви и принятии. Некоторые ученые (Г. Бреслав, Р. Барон, К. Бютнер) указывают на определенную зависимость агрессивного поведения детей от структуры семьи, от существующих в ней взаимоотношений. Большой процент агрессивных проявлений можно наблюдать у детей из семей, где родители в состоянии развода или уже развелись. Ребенок тяжело переживает эту ситуацию, часто не понимает и не принимает ее. В борьбе за свое право быть со своими родителями (а не с кем-то из них) ребенок проявляет агрессию. При этом дети проявляют агрессию не только и не столько по отношению к одному из своих родителей, сколько переносят ее на какие-то нейтральные вещи, события. Мальчикам свойственна повышенная агрессивность в таких ситуациях. У мальчиков чаще, чем у девочек, развивается враждебность, непослушание взрослым, что впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Иногда ребенок проявляет вербальную агрессию и в полной семье, но это наблюдается, когда он не один, и в семье есть другие дети, как правило, младшие. Внимание родителей к малышу вызывает у ребенка ревность, провоцирующую вербальную агрессию.

Строгие требования родителей к соблюдению ребенком дисциплины. Условием возникновения и проявления вербальной агрессии у дошкольников также могут служить слишком жесткие рамки, в которые взрослые ставят ребенка, требование безоговорочного подчинения, дисциплины, когда послушание возводится в ранг основной линии поведения ребенка. Послушание, которое не обязательно воспринимается и осознается ребенком как благо для него, а послушание, которое воспринимается ребенком как подчинение воле взрослого. В этом случае происходит постепенное накопление протеста, который со временем проявится в агрессивной форме. Жестокость и безразличие родителей предопределяют нарушение детско-родительских отношений и вселяют в душу ребенка уверенность в том, что его не любят. Поэтому он ищет способы привлечь к себе внимание родителей [3].

Утрата члена семьи. Уход из жизни одного из супругов, родителей, ребенка или сиблинга – сильнейшее потрясение, как для взрослых, так и детей. Воздействие данного события на семейный уклад обусловлено значимостью для него ушедшего родственника, его функциональными обязанностями, социальным статусом, степенью эмоциональной близости с членами семьи. Утрата близкого человека приводит к возникновению «функциональной пустоты» в семейной системе, которая способствует пересмотру в ней социальных ролей и функций, к возникновению чувства одиночества. Для некоторых женщин характерны вспышки гнева и агрессии по отношению к себе и окружающим, утрата социальной активности, ажитированная депрессия [4]. Это может стать причиной, по которой ребенок начинает проявлять вербальную агрессию. Недостаток надлежащей коммуникации и внимания со стороны горюющего родителя: дети, которым не уделяется достаточно внимания и не обучаются навыкам эффективной коммуникации, могут выбрасывать свои эмоции через вербальную агрессию. В ситуации, которую ребенок воспринимает как опасную для себя, а себя самого чувствует одиноким, проявления вербальной агрессии могут стать доступным способом заглушить эти переживания.

Подводя итог вышесказанному, мы можем выделить основную социальную причину вербальной агрессии в дошкольном возрасте: неправильная позиция взрослых по отношению к ребенку, которую можно классифицировать таким образом:

  • взрослые уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и любви, и не позволяют детям проявлять собственную инициативу,
  • в воспитании взрослые полагаются на негативные методы жесткого обращения с детьми,
  • они не проявляют уважения к ребенку, не принимают во внимание его мысли и желания, постоянно унижающие ребенка,
  • требуют безусловного соблюдения правил и требований, не объясняя их,
  • не учат ребенка неагрессивным способам поведения,
  • поощряют агрессивное поведение.

Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков. У детей в дошкольном возрасте, склонных к проявлению вербальной агрессии, практически нет ни знаний, ни опыта поведения и разрешения конфликтных ситуаций, и их компетенции в этом вопросе находятся на крайне низком уровне. Дети не могут правильно выстроить логический и конструктивно правильный диалог во время конфликта и «уходят» в агрессию, т.е. в естественную защитную реакцию. Воспитанники ДОО, склонные к проявлению агрессивного поведения, мешают своим сверстникам, часто вызывают их на конфликт. Разрешение конфликтных ситуаций – это начальное умение личности на этапе становления в социуме. Без этого умения ребенок начинает во время конфликта проявлять вербальную агрессию, использовать насильственные и грубые способы решения конфликта, тем самым еще больше усугубляя его решение [10].

В своих исследованиях Л.В. Лямина отмечает следующий факт: так как дети в дошкольном возрасте не готовы в конфликтных ситуациях находить конструктивные решения проблемы, а сами конфликтные ситуации возникают достаточно часто вследствие низкого функционального резерва организма (например, невнимательности, низкого уровня развития речи, недоразвития памяти), что влечет за собой плохую адаптацию детей в социуме, то необходимо развивать в них умение выходить из конфликтов или решать их в межличностном общении, а также формировать конфликтоустойчивость для снижения проявлений негативных последствий таких ситуаций [7, с. 940].

 Находясь в группе сверстников (в дошкольном образовательном учреждении, во дворе и т.д.), дошкольник старается стать популярным или авторитетным в этой среде. Это удовлетворяет его желание быть признанным и защищенным. Коммуникативные навыки в этом возрасте еще недостаточно развиты, процессы возбуждения преобладают над торможением, а моральные нормы еще недостаточно сформированы, поэтому ребенок часто пытается занять руководящие позиции, используя агрессивные методы.

Недостаточность двигательной активности или физической нагрузки. Повышенная раздражительность, склонность срываться, проявлять вербальную агрессию возникает в случае малоподвижного образа жизни или регулярного присутствия слишком больших физических нагрузок, переутомления у детей дошкольного возраста. Обе ситуации постепенно приводят к разбалансировке нервной системы, смещению нормальных процессов возбуждения и торможения.

Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки). Чрезмерное увлечение агрессивными мультфильмами сопровождается отождествлением себя с агрессивными персонажами, усвоением опыта решения трудностей с помощью агрессии. Если деструктивный социальный опыт подкрепляется средой (семьей, сверстниками и т.д.), образуется своего рода порочный замкнутый круг.

Агрессивные, захватывающе-динамичные мультфильмы вызывают у ребёнка напряжённость, кратковременный смех, а после просмотра — излишнюю возбуждённость с проявлением словесной и физической агрессии.

Игрушки, вызывающие агрессивное поведение. Среди современных детей растет количество игр с применением насилия. Агрессивные игрушки акцентируют внимание на проявлении индивидуализма, гордости, тщеславия на фоне ложной романтики с героями из мира фантазий (инопланетянами, различными монстрами), поощряют страсть к наживе, культивируют обман, злобу.

Термин «агрессивные игрушки» относится к средствам игровой деятельности, которые по своей форме, сути или назначению могут побуждать ребенка к агрессивным действиям или вызывать сходные чувства: страх, тревогу и т.д. Наглядными примерами таких игрушек могут быть как прямые концентраторы агрессии (автоматы, пистолеты, ножи и т.д.), так и скрытые (монстры, супер-герои и т.д.). Вовлекая такие предметы в игровую деятельность, ребенок может разыгрывать сцены агрессии, имитируя увиденное ранее. Рассматривая агрессивные картинки или играя с агрессивными игрушками, дошкольник программирует себя на агрессивное поведение. Чем больше агрессивных игрушек у ребенка, тем чаще он проявляет вербальную агрессию.

Повышенная тревожность (комплекс несоответствия). У детей с высоким уровнем тревожности может сформироваться отношение к себе как к слабой и неумелой личности, впоследствии может развиться неуверенность в себе. Тревожный ребенок боится совершить ошибку, у него нет уверенности в себе как у целостной личности. Кроме того, высокий уровень тревожности и неуверенности в себе влияет на самооценку ребенка, что также может вызывать агрессию в поведении. Вербальная агрессия может выражаться в жалобах, агрессивных фантазиях или даже прямых угрозах и оскорблениях.

Отражение депрессивного состояния матери основано на теории семейных систем Мюррея Боуэна. Его теория сосредотачивается на эмоциональном функционировании семьи. Тревожность и переживание тревоги матерью не могут не сказаться на ее взаимодействии с ребенком. В случае, если тревога проявляется интенсивно и длительно, неадекватно ситуации, можно говорить о нарушении поведения, отсутствии адаптивного поведения ребенка. Сложившееся ситуация в том числе может спровоцировать проявление вербальной агрессии в дошкольном возрасте.

Агрессия как способ негативной коммуникация на уровне эмоций основана на теории семейных систем Мюррея Боуэна. Коммуникативное поведение воспринимается адресатом как агрессивное только в том случае, если в нем присутствуют элементы «обидного общения» и «словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной ситуации форме». Следовательно, вербальная агрессия всегда есть нарушение некоторой коммуникативной нормы. В данном случае вербальная агрессия служит средством выражения отрицательных эмоций и чувств и рассматривается как ответная реакция на внешний раздражитель. Агрессия также может возникнуть как целенаправленное желание говорящего унизить, оскорбить, высмеять адресата. В основе такой агрессии, как правило, лежит стремление реализовать свои потребности, такие как самозащита или самоутверждение. Данная разновидность агрессивных проявлений является наиболее опасной в коммуникативном отношении, так как ее цель – разрушение гармонии общения [9].

Таким образом, большинство проявлений вербальной агрессии в дошкольном возрасте наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего преимущества, когда агрессивные действия используются как средство достижения определенной цели. Соответственно, дети получают максимальное удовлетворение при достижении желаемой цели, после чего агрессивные действия прекращаются.

В заключении подчеркнем, что проявление вербальной агрессии аккумулирует множественные риски социализации ребенка дошкольного возраста. Анализ представленных данных свидетельствует о необходимости обеспечения безопасной социализации ребенка, которая заключается в проведении работы по профилактике и коррекции вербальной агрессии среди дошкольников, способствующей гармонизации психического здоровья, развитию представлений о правдивости и лживости, взаимосвязи нравственных представлений, чувств и поведения детей, близости в человеческих отношениях, формированию взаимного доверия.

Литература

  1. Жельвис В. И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. – Ярославль, 1990. – 81 с.
  2. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 137 с.
  3. Кобыльченко В. Природа вербальной агрессии у детей дошкольного возраста // Pobrane z czasopisma Annales N – Edicatio Nova http: // edicatannales.umcs.pl
  4. Кольцова И.В. Психологическая помощь семьям, пережившим утрату близкого человека // Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика: Материалы IV Международной научно-практической конференции 14 мая 2020 года. – В 3- х т. – Т.3: Секция 4: Правовая психология и правосознание личности; Секция 5: Социально-психологические проблемы развития личности. – ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия» / Отв. ред.: к.пед.н., доц. Ю.А. Беликова. – Донецк: «Цифровая типография», 2020. – С. 320-330.
  5. Кольцова И.В. Склонность к предметной лжи в дошкольном возрасте как условие небезопасной социализации // Защита детства: проблемы, поиски, решения. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к Десятилетию детства в России / Под редакцией И.В. Иванченко. – М.: Издательство «Знание-М», 2020. – С. 113-137.
  6. Кольцова И.В., Погребная О.С. Семейный буллинг как социально-психологическое явление // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: материалы Всероссийской конференции / отв. ред. С.Е. Шиянов, А.П. Федоровский. – Ставрополь: АНО ВО СКСИ, 2022. – С. 93-98.
  7. Лямина Л.В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста // Педагогика и психология. – 2009. – № 4 (6). – С. 939-943.
  8. Простакишина Н.П. Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде (на примере студентов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка) // Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 108-110.
  9. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. – М.: «Когито-Центр», 2005. – 496 с.
  10. Тращиева А.С. Формирование конфликтоустойчивости у агрессивных детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации // Мир без границ: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, 09 декабря 2022 года, Ставрополь, ГБОУ ВО СГПИ / под общей ред. С.В. Русиновой. – Ставрополь: СГПИ, 2022. – С. 598-605.
  11. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. – М.: URSS, 2006. – 360 с
  12. Якимова Н.С. Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества // СибСкрипт. – 2011. – №1. – С. 184-187.  

Об авторе

Кольцова Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Долганина Вера Васильевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Ставропольского государственного педагогического института

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Игнатова Антонина Юрьевна – магистрант​​ направления подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование, профиль «Детская практическая психология» Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Кольцова И.В., Долганина В.В., Игнатова А.Ю. Причины проявления вербальной агрессии у детей дошкольного возраста.  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).