ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Агафонов А.В. (г. Ставрополь)

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 159.9

English version:

Аннотация. В статье представлен ретроспективный анализ становления и развития исследований психических состояний человека в зарубежной и отечественной науке. Рассмотрена эволюция взглядов философов и ученых на данную проблему, а также кратко освещен генезис методологических подходов к изучению психических состояний человека.

Ключевые слова: психические состояния, зарубежная психология, отечественная психология, анализ исследований.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Начало изучения психических состояний и попытку их классификации можно усмотреть еще в древнеиндийской литературе, упоминающей о состоянии «нирваны».

В древней Греции основоположник диалектики философ Гераклит (VI- V вв. до н.э.) отмечал, что толкование понятия «состояние» носит противоречивый характер, т.к. слово указывает на устойчивость состояния как психического феномена, а в то же время состояние носит динамичный характер и может переходить из одного качества в другое.

В эпоху эллинистической науки представители детерминизма (Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит и др.) считали, что «психические состояния как состояния души человека обусловлены воздействием внешних и внутренних факторов» [8, с. 8], а представители индетерминизма (Сократ, Платон и др.) считали, что состояния могут не иметь причинно-следственных связей с событиями и существовать без причин.

Изучая творчество древнегреческого философа и естествоиспытателя Аристотеля (IV в. до н.э.), следует отметить, что в трактате «О душе» он первым дал обоснование понятию «состояние» как психологической категории: «состояния души некоторым образом неотделимы от природной материи живых существ и при этом неотделимы в том именно смысле, в каком [можно считать неотделимым] смелость и страх, а не в том смысле, [в каком можно говорить о неотделимости от материи] точки или поверхности» [1, с. 8]. Очень важными являются размышления Аристотеля о том, что психические состояния неразрывно связаны с переживающим их человеком: «Размышлять, любить или ненавидеть – все это нельзя [называть] состоянием мыслящей способности, но того [существа], которое обладает этой [способностью], поскольку это существо ее имеет» [1, с. 23], а также о том, что психические состояния возникают и развиваются под влиянием внешних обстоятельств и воздействий.

Анализируя творчество европейских мыслителей средних веков, А.О. Прохоров [10], Т.А. Немчин [8] и др. выделяют их главную мысль о том, «что способность души сохранять достигнутое состояние зависит от состояния «материи», которая может «сжиматься и расширяться». Соответственно при сжатии «материи» наблюдаются состояния возбуждения, напряжения, а при ее расширении – состояния расслабления, успокоения» [8, с. 9]. Исследователи подчеркивают, что такие воззрения отражают упрощенно-натуралистический взгляд на психические состояния.

В эпоху Возрождения один из основателей европейского рационализма Р. Декарт, отойдя от эмпирико-натуралистических взглядов, считал, что психические состояния могут стать предметом объективного научного исследования.

Значимы в науке ХVIII в. представления немецких философов И. Канта и Г. Гегеля о психическом состоянии человека. Основное внимание они уделяют диалектически противоречивой природе понятия «состояние». Суть размышлений И. Канта состоит в том, что состояния связаны с предыдущими состояниями, непрерывно сменяют друг друга и имеют причину: «всякий переход из одного состояния в другое совершается во времени, заключенном между двумя мгновениями, причем первое из этих мгновений определяет состояние, из которого выходит вещь, а второе – состояние, к которому она приходит. <…> Всякое же изменение имеет причину, которая обнаруживает свою каузальность в течение всего времени изменения. <…> причина производит изменение не внезапно (не сразу или в одно мгновение), а во времени» [5, с. 163].

Анализируя труды выдающихся ученых XIX в., Левитов Н.Д., Прохоров А.О., Немчин Т.А. и др. фиксируют и оценивают достижения позапрошлого века: немецкий физиолог, психолог и основатель экспериментальной психологии В. Вундт [2] в качестве основания для классификации психических состояний «предложил дихотомический принцип, согласно которому каждое психическое состояние соотносилось с одной из трех групп: напряжение – расслабление, возбуждение – успокоение, удовольствие – неудовольствие» [10, с. 12]; американский философ и психолог У. Джеймс [3] подчеркивал необходимость целостного рассмотрения психических состояний; французский психолог Т. Рибо [11] посвятил некоторые свои работы изучению воли и волевых состояний. Следует отметить, что ученые XIX в. значительно пополнили представления о механизмах возникновения и проявления психических состояний, предложили свои обоснования их классификации и отнесения к психологической категории.

Наибольший интерес для нашего исследования представляет путь развития научной мысли относительно психических состояний в отечественной психологии.

Прежде всего, следует отметить вклад в психологическую науку величайшего русского физиолога И.М. Сеченова (1829-1905). Его труды оказали огромное влияние на развитие естественнонаучных представлений о человеке, о его психической организации и поведении, способствовали дальнейшему развитию отечественной науки в области разработки проблем саморегуляции психических состояний и поведения человека, адаптации человека к изменяющимся условиям среды и противодействия организма вредному воздействию [12].

Представления о психических состояниях во 2 пол. XIX в. – 1 пол. XX в. формировались в единстве с развитием физиологии человека и физиологии высшей нервной деятельности.

В исследованиях И.П. Павлова часто подчеркивается значение психических состояний человека: «…состояния есть для нас первостепенная действительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого общежития» [9, с. 244].

В довоенный период ученые уделили ключевое внимание индивидуальному различию переживаний. Например, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев выдвинули и доказали идею о различном переживании аффекта людьми, которые относятся к нервно-стабильному и нервно-лабильному типу. Люди с нервно-стабильной системой с большим трудом поддаются тревожности, панике, переживанию, чем люди нервно-лабильного типа, которые «очень легко теряют равновесие, очень резко реагируют на каждую неприятность, каждый конфликт, каждое затруднение вызывает у них нарушение всей их нервно-психической деятельности» [7].

Л.С. Выготский в работе «Психология искусства» показал, что искусство может вызывать противо­положные аффекты в зависимости от особенностей воспринимающего его человека.

В науке активно развивалось направление исследований психических состояний в русле психофизиологических и психологических характе­ристик работоспособности. Проблема утомления и снижение работоспособности стала центральной для области психофизиологии труда. Научные дискуссии развернулись вокруг психотехнических исследований, описывающих усталость, утомленность и переутомление. Утомление в работах тех лет рассматривается как фактор, обу­словливающий уровень физической и умственной работоспособности, и как показатель функционального состояния и нервной системы в целом.

В первой отечественной монографии Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека» [6] психические состояния были выделены в осо­бую категорию, рассматривались механизмы возникновения и развития психических состояний в разных видах жизнедеятельности, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями человека и другими категориями психологии. Как счи­тал Н.Д. Левитов, «изучение проблем психических состояний, возможно, позволит заполнить разрыв между процессами и свойствами человеческой психики путем раскрытия её содержания» [6, с. 20].

Дальнейшее изучение психических состояний связано, во-первых, с исследованием функциональных состояний, возникающих в деятельности, особенно осуществляемой в экстремальных условиях, и, во-вторых, с исследованием состояний личности у представителей разного возраста, пола, профессий. В настоящее время ученые подчеркивают, что «разделение психических состояний на функциональные, личностные и т.п., в достаточной мере искусственно и отражает только отдельные стороны одного явления – пси­хического состояния человека» [10, с. 20].

Проблема исследования психических состояний интересует множество современных отечественных (Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, А.О. Прохоров и др.), а также зарубежных ученых (М.А. Торнтон, Д. Тамир, К.М. Лукасик, М. Лехтонен и др.).

К примеру, Л.Г. Дикая, рассматривая психические состояния в русле системного подхода, выделяет психофизиологическую саморегуляцию как специфическую психическую деятельность, направленную на сохранение или преобразование актуального состояния в необходимое состояние. Она выделяет уровни структуры саморегуляции психического состояния по их отношению к активности: произвольность / непроизвольность, осознаваемость / неосознаваемость, целенаправленность [4].

Масштабно представлен вопрос изучения психических состояний в трудах А.О. Прохорова. Им разработана структурно-функциональная модель ментальной регуляции психического состояния, в которой отмечается значимость внутренних и внешних факторов, влияющих на изменение психического состояния человека. Субъективная ситуация всегда представлена в структуре психического состояния как системообразующий фактор, считает автор [10, с. 20].

Зарубежные исследователи в основном рассматривают опыт переживания человеком психического состояния (М.А. Торнтон, Д. Тамир) или динамику психического состояния в процессе учебной деятельности с позиции когнитивного подхода (К.М. Лукасик, М. Лехтонен).

 Анализ литературы показывает, что отечественные исследователи в основном акцентируют внимание на рассмотрении психического состояния с позиции системно-деятельностного подхода и их влияние на эффективность жизнедеятельности человека. Зарубежные же исследователи делают акцент на психическом здоровье человека, уделяя основное внимание практическим вопросам. Следует заметить, что научные подходы и отечественных, и зарубежных ученых являются правомерными и перспективными.

.

Литература

  1. Аристотель. О душе / Пер. П.С. Попова. – М.: Соцэкгиз, 1937. – 180 с.
  2. Вундт В. Введение в психологию. – М.: Комкнига, 2007. – 168 с.
  3. Джеймс У. Психология. – М.: Рипол-классик, 2018. – 616 с.
  4. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности // автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.03 / Ин-т психологии РАН. – М., 2002. – 49 с.
  5. Кант И. Критика чистого разума / Пер. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным; Примеч. Ц.Г. Арзаканяна. – М.: Мысль, 1994. – 591 с.
  6. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 344 с.
  7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
  8. Немчин Т.А. Развитие учения о психических состояниях // Психические состояния как общепсихологическая проблема: хрестоматия / Сост. И.В. Герасимова. – Владивосток: ДВГМА, 2001. – С. 7-13.
  9. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. / ред. Э.Ш. Айрапетянц. – Т. 3. – кн. 1. [Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных: главы I-XXXV (1903-1922 гг.)]. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 392 с.
  10. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 624 с.
  11. Рибо Т. Воля в ее нормальном и болезненном состоянии / репринт оригинального издания (издательство «Санкт-Петербург: В.И. Губинский», 1916 г.). – М.: ARCHIVE PUBLICA, 2022. – 130 с.
  12. Сеченов И.М. Психология поведения: избранные психологические труды / Автор вступ. ст., сост. и ред. М.Г. Ярошевский. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 368 с.

Об авторе

Агафонов Анатолий Владимирович – аспирант направления подготовки 5.3.4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред Ставропольского государственного педагогического института

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Агафонов А.В. Психические состояния человека: ретроспективный анализ исследований.  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).