ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Хилько (Швецова) О.В. (г. Ставрополь)

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 159.99

English version:

Аннотация. Статья посвящена анализу современного состояния общества с позиции условий, влияющих на гражданско-патриотическое воспитание детей, и кратким методическим рекомендациям по гражданско-патриотическому воспитанию в средней общеобразовательной школе, среди которых регулярное проведение конкурса проектов «Я улучшаю мир». .

Ключевые слова:гражданско-патриотические качества личности, патриотическое воспитание.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Современная школа сталкивается, ввиду специфики общественно-политической обстановки в мире и в России, с острой необходимостью в воспитании гражданско-патриотических качеств личности у подрастающего поколения, и встречает издержки: личностные новообразования, возникшие у населения за последние тридцать с лишним лет за время рассвета капиталистической формации.

Инфантилизация современного населения, как процесс и как результат этого процесса, требует самого пристального внимания и деятельности по воспитанию и перевоспитанию населения. Спад рождаемости, полученный в США и в Европе благодаря пропаганде инфантильного / подросткового образа жизни, в том числе и половому просвещению в школе [14; 16], является не единственным последствием инфантилизации населения, – возрастает количество катастроф по причине человеческого фактора. Подростковый эффект непреодолимости, отсутствие самоконтроля, внедренные в массовое сознание, могут привести человечество к самым плачевным последствиям. В настоящее время и родители, и учителя, осуществляющие воспитание подрастающего поколения, сами являются инфантилами.

Важным средством патриотического воспитания подрастающего поколения являются книги и, особенно в настоящее время, кинематограф. Но и в данной сфере существует идеологический кризис, обусловленный деятельностью компрадоров. К примеру, активно рекламируемый художественный фильм 2022 года выпуска «Сердце Пармы» режиссера А. Мегирдичева, снятый по одноименному роману, который преподносится зрителю, как «историческая драма». Каков его идеологический посыл? – Красной нитью проходящий лозунг, изрекаемый главным героем князем: «От Москвы надо подальше держаться!» – сепаратизм. И «битва народов» по ходу фильма, когда соратники князя, все сплошь представители разных северных наций, бьются в башне с «московскими захватчиками».

Основы патриотического и гражданского воспитания в нашей стране заложили Каптерев П.Ф., Макаренко А.С., Блонский П.П., Сухомлинский В.А., Подласый И.П., и внедрение методов воспитания, предложенных ими, давали свои плоды: СССР стало поистине великим государством, достижения которого зижделись на образованном и воспитанном государством населении. А последние тридцать лет воспитанием населения занимался Запад через внедренные, благодаря отечественным компрадорам, технологии.

Современные авторы предлагают различные технологии патриотического воспитания. Черкесова Е.В. [15] ратует за применение экскурсий в музеи на основе активных и интерактивных методов, благодаря которым у подрастающего поколения будет возможность примерить на себя исторические роли и прочувствовать, и постичь историческое отечественное наследие.

В настоящее время активно создается сеть интерактивных мультимедийных исторических музеев по типу интерактивного парка, «Россия – моя история», на данный момент сеть раскинулась на двадцать три города России, и Ставрополь в том числе [7].

По мнению Звягинцева М.В., практикующего психолога, проживающего на Донбассе, главной целью гражданско-патриотического воспитания следует считать формирование личностных качеств, необходимых для плодотворной жизни в обществе. Звягинцев М.В. в качестве баз, на которые можно и нужно опираться вразвитии нравственности выделяет семью, труд, искусство, науку, религию, природу, человечество и определяет, исходя из этого, психологические аспекты гражданско-патриотического воспитания школьников [7]:

  • Патриотизм – любовь к своей малой родине, своему народу, борьба за своё право на свободу и свободу своей страны. Данный аспект в настоящее время актуален как для всех бывших республик СССР, так и для России. Борьба за независимость как юридическую, так и экономические интересы страны в условиях вялотекущей Третьей мировой войны, когда коллективный Запад, фактически, ведет целенаправленную экономическую войну против России, а также разжигает оранжевые революции на территории бывшего СССР, как в бывших республиках, так и на территории современной России.
  • Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство – данный аспект, выделенный Звягинцевым В.М., можно отнести к опоре на государственность, на нормативно-правовые акты и социальные институты. В современной России существует чудовищный правовой нигилизм населения, исключительная безграмотность даже в вопросах семейного законодательства, не говоря уже об административном и уголовном праве, о гражданском праве.
  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Гражданин, обманываемый и эксплуатируемый всеми при капиталистическом строе, в том числе и государством, никакого доверия ни к комуиспытывать не может. Дети, растущие в подобных условиях, постепенно приобретают выученную беспомощность, – стойкую уверенность, что ничего нельзя изменить.
  • Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, толерантность [7]. В настоящее время так и не установился мировой порядок, в котором экономические и политические вопросы решались бы мирным путем. Война, по-прежнему – это основное средство зарабатывания капитала. В результате такого мироустройства появляются «дети войны», зачастую родившиеся и выросшие во время военных действий, лишенные нормального крова и образования и даже априорного права на жизнь.
  • Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира, стремление познать новое и работать во благо развития своего государства и общества [7]. В настоящее время в России заметны попытки возрождения науки, по крайней мере, развитие практических технологий, которые могут повысить конкурентноспособность страны, стимулируется также и детская наука, например, активно развиваются кружки робототехники для детей.
  • Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода [7]. Семья, как ячейка общества, в современном мире в целом и в России в частности, страдает как от экономической, так и от политической нестабильности. К примеру, в кризисном 2008 году произошел скачок разводов, в последние годы распадается более 70 % браков [1]. В результате, дети находятся в ситуации регулярных перемен в составе членов семьи, с которыми они постоянно проживают, в переменах места жительства, поскольку многие семьи с детьми не имеют собственного жилья и арендуют жилье, также в современной России достаточно широко ведется практика сезонных работ и вахтовых работ, в результате чего дети редко видятся с одним или с обоими родителями.
  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость [7]. В современной России нет должного уважения к созидательному труду, что демонстрируется уровнем заработной платы населения, например, медианная заработная плата составила в 2017 году 28345 рублей [6]. У населения престижными должностями считаются те, заработная плата на которых наиболее высока: управленческий аппарат в государственных органах, работа в нефте-газовом секторе.
  • Уважение религии, представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога [7]. Результатом идеологического кризиса, возникшего после развала СССР, является смена воспитательного курса: раньше речь шла об интернационализме, а в настоящий момент о толерантности, – по сути, термипомости. Не нужно человеку мира, допускающего инкультурацию в одну культуру на фоне полного нигилизма по отношению к другим культурам, быть терпимым, поскольку человек самоактуализирующийся, по А. Маслоу [12] понимает и принимает суть других культур. Современным ответом на проблему воспитания личности является диалог культур [2; 3; 4; 5; 11].
  • Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие и этическое развитие [7]. Данный параметр, выделенный Звягинцевым М.В., может и должен активно использоваться в процессе воспитания личности в средней общеобразовательной школе. Активная практика экскурсий в музеи, на выставки, на концерты и спектакли, в том числе и на выступления молодежных творческих коллективов, повысит культурный уровень учащихся.

Для воспитания патриота в средних общеобразовательных школах целесообразно открывать исторические кружки, посвященные изучению ВОВ, развитию края, культуре и религии, народному искусству и промыслам. Удобной формой для ознакомления с традициями народа являются мини-фестивали народных культур, на которых ученики представляют фрагменты из литературного творчества народов Кавказа, поделки, выполненные в стиле народных ремесел, а также простые блюда национальной кухни, в приготовлении которых участвовали ученики [8; 9; 13].

  • Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание [7]. Важными формами общения с природой и её познания являются экскурсии и труд на природе, субботники, в ходе которых осуществляется не только уборка участков лесопарков и аллей, прилегающих к территории школы, но и привыкание к общению с природой, связанному с бережным рациональным расходованием природных ресурсов и к привычке к их пополнению. В развитии экологического сознания важным моментом является воспитание культуры чистоты. Этому поможет лозунг, пропагандируемый координатором ОНИОО «Космопоиск» Чернобровым В.А.: «После нас должно быть чище, чем до нас».

Одно из самых древних известных на настоящий момент определений патриотизма принадлежит Лао Цзы: «Когда члены общества спорят о том, как лучше организовать общество, – это и есть подлинные патриоты» [10]. В воспитании патриота важным и основополагающим качеством является развитие мотивации к улучшению общества и мира. Привитию ученикам средней общеобразовательной школы активной социальной позиции благоприятствует сензитивный для этого период, поскольку стереотипы мышления и конформизм в детском возрасте, препятствующие этому, ещё недостаточно развились.

Творчеству в области совершенствования общества и мира будет способствовать развитие у учеников навыков анализа и поощрение критического мышления. Например, в ходе учебного процесса при освоении любой темы по любой учебной дисциплине можно предлагать задание: «Собрать информацию о трудностях и несовершенствах изученного метода / способа / системы и предложить собственные варианты или найденные альтернативные варианты по его совершенствованию. Найти лучший способ». Учителям необходимо поощрять любые попытки выполнить данное задание.

Важным средством развития активной социальной позиции является регулярное проведение в средней общеобразовательной школе конкурса научных и социальных проектов «Я улучшаю мир», на котором ученики будут представлять собственные рационализаторские проекты, усовершествования в любой области: от школьных принадлежностей до экономической и политической системы, в зависимости от их возраста. На данном конкурсе проекты можно рекомендовать в виде текстовых или предметных моделей, рисунков или схем с описанием, а для старших школьников, возможно, и цифровых.

Литература

  1. Антонова К. Развод в цифрах – статистика разводов в России. – URL: https://planeta-zakona.ru/blog/razvod-v-tsifrakh-statistika-razvodov-v-rossii.html/ (дата обращения: 11.06.2024).
  2. Гарданов А.Р. Поликультурное образование. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. – 72 с. – URL: https://reader.lanbook.com/book/56653#1 (дата обращения: 11.06.2024). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  3. Гарданов А.Р., Юмагужина А.М. Поликультурное направление педагогической деятельности в школе. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2022. – 72 с. – URL: https://reader.lanbook.com/book/288422#1 (дата обращения: 24.04.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  4. Гринвальд О.Н. Образование в мультикультурном социуме. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. – URL: https://reader.lanbook.com/book/197978#1 (дата обращения: 10.06.2024). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  5. Дёмкина Е.В. Воспитание поликультурной личности младшего школьника. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2018. – 132 с. – URL: https://reader.lanbook.com/book/146123#1 (дата обращения: 10.06.2024).
  6. Зарплаты: медианная по регионам России. – URL: https://russia.duck.consulting/maps/183/2017 (дата обращения: 10.06.2024).
  7. Звягинцев М.В. Психологический аспект гражданского и патриотического воспитания современных школьников. – URL: https://konspektum.ru/read/psihologicheskiy-aspekt-graghdanskogo-i-patrioticheskogo-vospitaniya-sovremennyh-shkolynikov.html?page=2 (дата обращения: 11.06.2024).
  8. Кузнецова Е.Н., Хилько (Швецова) О.В. Масс пропаганда и гражданская позиция населения / Е.Н. Кузнецова, // Прикладная психология и психоанализ. – 2023. – № 2. – URL: https://www.ppip.idnk.ru/ (дата обращения: 11.06.2024).
  9. Кузнецова Е.Н., Хилько (Швецова) О.В. Масс-пропаганда в средствах массовой информации: влияние на гражданскую позицию населения. // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. – 2023. – № 78(3). – С. 264-267.
  10. Лао-цзы Даосские чтения [аудиокнига]. / Лао-цзы – URL: https://akniga.org/lao-czy-daosskie-chteniyadao-de-czin (дата обращения: 10.06.2024).
  11. Мажаренко С.В. Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольной образовательной организации. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2019. – 183 с. – URL:https://reader.lanbook.com/book/136130#1 (дата обращения: 10.06.2024). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  12. Маслоу А. Мотивация и личность. / А. Маслоу. – СПб.: Изд-во «Питер», 2019. – 400 с. – С. 186-211. – URL: https://enc-medica.ru/wp-content/uploads/А.Маслоу-Мотивация-и-личность.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
  13. Психологическое сопровождение воспитания гражданско-патриотических качеств личности в системе общего образования: антропологический подход / [Л.В. Лидак и др.]; под. ред. Л.В. Лидак, Е.Ф. Ториковой. – Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2023. – 87 с.
  14. Хилько О.В. Инфантилизация населения: истоки и последствия. // Педагогическая наука и практика – региону: мат-лы XVI региональной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2016. – С. 225-230.
  15. Черкесова Е.В. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданско-патриотических качеств личности подростка. // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 99-102. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-formirovaniya-grazhdansko-patrioticheskih-kachestv-lichnosti-podrostka/viewer (дата обращения: 10.06.2024).
  16. Швецова О.В. Секспросвещение детей: социально-психологические последствия / О.В. Швецова // Актуальные проблемы современной науки: Материалы IV международной научно-практической конференции (27-30 апреля 2015 г.) – Выпуск 4 в 3 томах, Том 1. – С. 342-345.

Об авторе

Хилько (Швецова) Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Хилько (Швецова) О.В.   Воспитание гражданско-патриотических качеств личности у детей в средней общеобразовательной школе.  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).