ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Пичуркина И.В. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ И УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

УДК 159.947

English version:

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития психологического потенциала подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости средствами трудового воспитания. Показана роль трудового воспитания в развитии личностных характеристик подростков (исполнительность, целеустремленность, настойчивость), эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Ключевые слова: подростки, развитие личности, легкая и умеренная степень умственной отсталости, трудовое воспитание, психологический потенциал.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

 

Труд всегда выступал важнейшим средством воспитания. Подготовка к труду является аспектом социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. Включение в трудовую деятельность данной категории лиц направлено на достижение ими ощущения социального комфорта и равноправия в обществе и обеспечивает им наиболее полную интеграцию в общество. Трудовые умения и навыки, которыми овладевает учащийся с недоразвитием интеллекта способствуют улучшению их морально-психологического состояния и предоставляют им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью.

Овладение навыками трудовой деятельности позволяет подростку стать более самостоятельным и способным к удовлетворению своих жизненно важных потребностей. В этой связи первостепенным элементом образования для этой категории детей является трудовое воспитание как важнейший компонент подготовки к самостоятельной жизнедеятельности. Его конечная цель – научение выполнению несложных работ квалифицированного труда в условиях современного производства.

Трудовое воспитание умственно отсталых детей строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, а также их психологического потенциала. Правильная организация трудового воспитания в школах-интернатах способствует не только развитию ценных трудовых навыков, но личностных характеристик умственно отсталых школьников. С.Я. Рубинштейн утверждает, что трудовое воспитание – это важнейший фактор формирования личности. В труде формируется мировоззрение учащегося, его моральные качества, мотивы поведения, воспитывается воля и характер. В этой связи проблема трудового воспитания и через него адаптации воспитанников школы-интерната всегда занимала важное место в педагогической теории и практике, и остается актуальной в настоящее время.

Проблемы воспитания, обучения и адаптация детей и подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости рассматривались в многочисленных трудах отечественных специалистов в разных аспектах – и психологическом, и педагогическом, и медицинском (H.Л. Белопольская, В.Г. Бочарова, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, В.М. Мастюкова, Н.С. Морова, B.C. Мухина, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, Н.М. Соловьев, Г.Е. Сухарева, Л.M. Шипицына, Ж.И. Шиф и др.).

Вопросы трудового воспитания детей с умственной отсталостью, в том числе психологические аспекты раскрыты в трудах первых организаторов коррекционных школ в России (Х.С. Замский и В.П. Кащенко), а также в работах современных ученых-дефектологов (И.П. Акименко, Б.В. Белявский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Г.Г. Зак, М.И. Кузьмицкая, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский, М.И. Рябцева, В.Н. Тарасов, В.П. Фарафонтов и др.).

В данных трудах показаны особенности деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках трудового обучения, определены условия, позволяющие в различных видах деятельности решать задачи по исправлению недостатков в их развитии.

Несмотря на значительное число исследований некоторые вопросы трудового обучения и воспитания подростков с умственной отсталостью остаются открытыми. В частности, важно выявить каков психологический потенциал этих занятий в условиях специальных учреждений интернатного типа, какие формы и способы организации трудового воспитания наиболее оптимальны с учетом современного рынка труда и при каких условиях он будет использован наилучшим образом для адаптации и социализации данной категории лиц? Это составляет проблему данного исследования.

Цель исследования: изучение психологического потенциала трудового воспитания подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

Объект исследования: процесс трудового воспитания подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: психологический потенциал трудового воспитания подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

Гипотеза исследования. В качестве гипотезы было выдвинуто два предположения:

  1. Включение подростка с легкой и умеренной степенью умственной отсталости в трудовую деятельность, в частности в сельскохозяйственный труд, будет способствовать развитию их психологического потенциала, что в свою очередь положительно повлияет на формирование элементарных трудовых умений и навыков, необходимых для их дальнейшей социализации и профессиональной деятельности, позволяющей удовлетворять жизненно важные потребности.
  2. Развитие психологического потенциала трудового воспитания подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
  • своевременная диагностика уровня развития и потенциальных возможностей подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости;
  • применение специально организованной коррекционно-развивающей программы по трудовому обучению и воспитанию подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости;
  • систематичность использование разнообразных методов трудового обучения и воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые;
  • использование индивидуального подхода с учетом образовательных потребностей подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости;
  • организация межличностного взаимодействия и навыков общения в группе со сверстниками и взрослыми в процессе организации трудовой деятельности в интернате.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа литературы представить теоретические основы проблемы изучения психологического потенциала трудового воспитания подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
  2. Раскрыть общую характеристика подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
  3. Проанализировать психологический потенциал трудового воспитания подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
  4. Разработать программу развития психологического потенциала трудового воспитания подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
  5. Выявить эффективность предложенной программы и дать рекомендации по развитию психологического потенциала трудового воспитания для подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

Представим основные теоретические выводы, сделанные нами на основе выполненного нами аналитического обзора научных данных.

Умственная отсталость является гетерогенной группой состояний, обусловленных различными наследственными, врожденными или рано приобретенными показателями недоразвития психики. Данное понятие применяют к детям и подросткам с разной степенью интеллектуальной недостаточности. Тяжесть последствия умственной отсталости зависит от степени поражения центральной нервной системы и сроков возникновения заболевания. Выраженность интеллектуальных нарушений зависит от воздействия различных вредных факторов. Главным параметром умственной отсталости является стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы.

Дети и подростки с легкой и умеренной умственной отсталостью характеризуются выраженной недостаточностью когнитивных, речевых, социальных способностей, т.е. интеллекта, что в свою очередь сопровождается нарушением адаптивного поведения, затрудняющим адекватное социальное функционирование индивидуума. Несмотря на интеллектуальные отклонения, данная категория детей и подростков способны накопить некоторый запас сведений. У них достаточна развита механическая память, что позволяет овладевать пониманием речи и использованием небольшого запаса слов. Поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения у подростков с легкой и умеренной умственной отсталостью напоминает проблемы у людей с нормальным уровнем интеллекта, но специфика состоит в том, что у них плохо развита способность к самообладанию и подавлению влечений в противовес импульсивности и склонности к подражательству.

Подростки с легкой и умеренной умственной отсталостью при правильном воспитании и обучении, способны овладеть трудовыми навыками, необходимыми для неквалифицированных профессий, в частности ручного труда. Это позволяет им в дальнейшем жить и работать самостоятельно, имея хорошую трудовую и бытовую приспособленность.

Одной из форм психологической реабилитации детей и подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости является трудовая деятельность, которая позволяет подростку стать более самостоятельным и способным к удовлетворению своих жизненно важных потребностей, подготовить его к выполнению несложных работ квалифицированного труда в условиях современного производства. Таким образом, трудовое воспитание и обучение умственно отсталых учащихся обладает высоким потенциалом для личности, позволяя подросткам легче адаптироваться к самостоятельной жизнедеятельности.

Трудовое обучение и воспитание в школах-интернатах для детей и подростков с умственной отсталостью направлено в первую очередь на профессиональную подготовку с целью получения возможности дальнейшего трудоустройства в сфере материального производства.

Получение трудовой подготовки в школах-интернатах для детей с умственной отсталостью является одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения. Трудовое обучение и воспитание подростков с умственной отсталостью должно строиться на их включении в практическую работу для выработки конкретных трудовых и практических умений и навыков. Трудовое воспитание также способствует развитию определенных качеств личности – старательности, самостоятельности, прилежанию, умению работать в коллективе, ответственности. В этой связи трудовое обучение и воспитание обладает высоким реабилитационным потенциалом, поскольку направлено на коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития.

Опираясь на данные теоретического анализа, нами было организовано и осуществлено экспериментальное исследование, направленное на выявление психологического потенциала трудового воспитания подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

Исследование проводилось на базе «Ипатовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» города Ипатово (ГБСУСОН «Ипатовский ДДИ»).

В исследовании приняли участие 12 подростков, из них с легкой степенью умственной отсталости – 2 человека и 10 – с умеренной степенью умственной отсталости.

Экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов:

  1. Констатирующий, предполагал подбор методик и проведение исследования уровня развития и потенциальных возможностей подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
  2. Формирующий, предполагал разработку и реализацию коррекционно-развивающей программы по трудовому обучению и воспитанию подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
  3. Контрольный, предполагал повторную диагностику, интерпретацию полученных данных об эффективности программы.

Учитывая тот факт, что трудовое воспитание умственно отсталых подростков строится с учетом умственных и эмоциональных возможностей учащихся, для диагностики нами был выбран и применялся компьютерный программный комплекс Лонгитюд+. Данный комплекс был приобретен Ипатовским детским домом-интернатом для умственно отсталых детей в рамках всероссийской программы «Смогу жить самостоятельно», краевой подпрограммы «Дорога в жизнь».

Лонгитюд+ (а точнее, метод Шкала развития) является не тестом, а экспертной системой продукционного типа, основанной на математической теории нечетких множеств, что определяет ряд важных особенностей как системы в целом, так и отдельных ее блоков. Отдельные принципы построения заключения и рекомендаций основаны как на отдельных вопросах и данных анамнеза, так и на учете их взаимосвязей.

Поскольку главной задачей обучения и воспитания воспитанников с интеллектуальной недостаточностью является развитие потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения воспитанников, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, приобщение их к доступному им общественно-полезному труду и приобретение социального опыта, нами была разработана и внедрена Адаптированная программа дополнительного образования «Юные растениеводы». Данная программа разработана для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью от 14 до 18 лет и молодых инвалидов от 18 до 23 лет. Программа рассчитана для реализации сроком на 3 года.

Цель программы: создание условий для развития психологического потенциала, социальной адаптации подростков в процессе занятий по растениеводству.

В ходе реализации программы помимо иных образовательных, воспитательных и коррекционных задачи, решались задачи на развитие психологического потенциала подростков.

  • Коррекция мыслительной и речевой деятельности путем работы по технологическим схемам, таблицам и рисункам, создания проблемных ситуаций. Расширение словарного запаса специальной терминологией.
  • Коррекция мелкой моторики посредством практических работ в теплице и на участке.
  • Развитие эмоциональные качеств и чувств воспитанников во взаимодействии с педагогом и другими подростками.
  • Развитие волевых качеств (терпение, усидчивость), стремление довести начатое дело до конца и др.

Для выявления психологического потенциала трудового воспитания подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости нами было проведено экспериментальное исследование уровня развития и потенциальных возможностей подростков.

Представим сравнительные результаты, полученные в ходе констатирующего и контрольного этапов.

Критерии оценки по диагностическому комплексу Лонгитюд+

  • Тест Люшера – состояние отношения к цвету (СО) и внимание, концентрация внимания (ВК);
  • Тест «Выбери нужное лицо» – снижение настроения, негативное состояние, удовлетворенность, беспокойство, стрессовая ситуация;
  • Уровень тревожности – высокий – от 50%, средний – до 50%;
  • Эмоциональная сфера – нестабильная, умеренная, энергичная, активная, нормальная, раздражительная;
  • Познавательная деятельность – развивается, частично развивается.

Данные констатирующей диагностики представлены в таблице 1. Исходя из полученных данных видно следующее.

По тесту Люшера выявлено, что энергетические возможности и мотивационные установки большинства учащихся находятся преимущественно на низком и среднем уровне.

При оценке нервно-психического благополучия видно, что состояние большинства подростков нестабильное – либо возбужденное, либо подавленное.

Таблица 1. Результаты обследования подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости по диагностическому комплексу Лонгитюд+ на констатирующем этапе

Ф.И.

Тест Люшер

«Выбери нужное лицо»

Тревожность

Эмоциональная сфера

Познавательная деятельность

1.                    

А.С.

СО=11

ВК=1,4

Беспокойство

Высокий

Нестабильная

Развивается

2.                    

Б.К.

СО=17

ВК=1,1

Сниженное настроение

Высокий

Умеренная

Частично развивается

3.                    

Б.В.

СО=15

ВК=0,6

Удовлетворит

Средний

Нестабильная

Развивается

4.                    

В.Л.

СО=10

ВК=1,3

Беспокойство

Средний

Раздражит.

Развивается

5.                    

Г.Ж.

СО=16

ВК=0,9

Снижение настроения

Высокий

Раздражит.

Частично развивается

6.                    

Д.Л.

СО=12

ВК=1,2

Негативное состояние

Высокий

Нестабильная

Частично развивается

7.                    

К.Е.

СО=18

ВК=1,4

Беспокойство

Высокий

Умеренная

Частично развивается

8.                    

Л.П.

СО=11

ВК=0,9

Стрессовая ситуация

Средний

Нестабильная

Частично развивается

9.                    

М.Н.

СО=14

ВК=1,3

Негативное состояние

Высокий

Активная

Частично развивается

10.                

Р.С.

СО=11

ВК=1,4

Негативное состояние

Высокий

Раздражит.

Частично развивается

11.                

Ш.С.

СО=15

ВК=1,0

Беспокойство

Высокий

Раздражит.

Развивается

12.                

Я.Д.

СО=21

ВК=1,1

Беспокойство

Средний

Нестабильная

Частично развивается

 

Исходя из этих данных, прогноз успешности поведения и деятельности в стрессовой обстановке неблагоприятный. При выполнении больших объемов работы или работы, которая не приносит удовольствия от подростков возможно ожидать вспышки гнева, недовольства и раздражительности.

По тесту «Выбери нужное лицо» в котором определяется значимость ситуации исходя отрицательного эмоционального опыта, приобретенного в подобных ситуациях получены следующие результаты. 5 подростков из 12 имеют беспокойство; у 3 учащихся – сниженное настроение; у 3 человек – негативное состояние, лишь у 1 подростка удовлетворительная степень личностной тревожности.

Такие показатели часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и, тем самым, препятствует стремлению к достижению успеха.

Отдельным диагностическим показателем является индекс тревожности. Так, обследуемые подростки показали следующие результаты. Высокий уровень тревожности (ИТ от 50% и выше) выявлен у 8 из 12 учащихся, у 4 подростков выявлен средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%).

Наблюдение и фиксация по схеме показателей эмоциональной и познавательной сферы показали, что нестабильную эмоциональную сферу имеют 8 человек из 12; 4 человека из 12 характеризуются раздражительностью.

Познавательная деятельность развита частично у 8 учащихся; у 4 подростков находится в стадии развития. Уровень непродуктивной напряженности в пределах средней нормы.

Таким образом, обследование подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости на констатирующем этапе исследования выявило достаточно неблагоприятные показатели обследуемых параметров эмоциональной и познавательной сферы.

 Повторное исследование проходило через год. В этот период подростки проходили обучение по Адаптированной программе дополнительного образования «Юные растениеводы».

Результаты контрольного эксперимента занесены в таблицу 2. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов наглядно отражены на рисунке 1.

Исходя из полученных данных видно, что повторные результаты обследования подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости по диагностическому комплексу Лонгитюд+ отличаются более позитивными характеристиками.

Таблица 2. Результаты обследования подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости по диагностическому комплексу Лонгитюд+ на контрольном этапе

Ф.И.

Тест Люшер

«Выбери нужное лицо»

Тревожность

Эмоциональная сфера

Познавательная деятельность

1.                    

А.С.

СО=10

ВК=1,2

Беспокойство

Высокий

Нестабильная

Развивается

2.                    

Б.К.

СО=14

ВК=1,0

Сниженное настроение

Высокий

Умеренная

Частично развивается

3.                    

Б.В.

СО=12

ВК=0,8

Удовлетворит

Средний

Нестабильная

Развивается

4.                    

В.Л.

СО=10

ВК=1,4

Беспокойство

Средний

Раздражит.

Развивается

5.                    

Г.Ж.

СО=13

ВК=1,5

Снижение настроения

Высокий

Раздражит.

Частично развивается

6.                    

Д.Л.

СО=11

ВК=1,2

Удовлетворит

Высокий

Нестабильная

Частично развивается

7.                    

К.Е.

СО=18

ВК=1,4

Беспокойство

Средний

Умеренная

Развивается

8.                    

Л.П.

СО=11

ВК=0,4

Снижение настроения

Средний

Нестабильная

Частично развивается

9.                    

М.Н.

СО=15

ВК=1,4

Снижение настроения

Высокий

Умеренная

Частично развивается

10.                

Р.С.

СО=14

ВК=1,1

Удовлетворит

Высокий

Раздражит.

Частично развивается

11.                

Ш.С.

СО=13

ВК=1,0

Снижение настроения

Средний

Раздражит.

Развивается

12.                

Я.Д.

СО=12

ВК=1,3

Снижение настроения

Средний

Нестабильная

Частично развивается

 

Рис. 1. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов обследования подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости по диагностическому комплексу Лонгитюд+

 

Так, по тесту Люшера выявлено, что энергетические возможности и мотивационные установки большинства учащихся находятся преимущественно на среднем уровне, тогда, когда низкий уровень зафиксирован всего у 4 подростков из 12.

При оценке нервно-психического благополучия видно, что состояние большинства подростков стало более стабильным и не отличается резкими подъёмами и спадами.

Исходя из этих данных, прогноз успешности поведения и деятельности в стрессовой обстановке более благоприятный. Хотя при выполнении больших объемов работы или работы, которая не приносит удовольствия от подростков все же возможно ожидать вспышки гнева, недовольства и раздражительности.

По тесту «Выбери нужное лицо» на контрольном этапе получены следующие результаты. У 6 подростков из 12 выявлено сниженное настроение; у 3 человек – беспокойство, и у 3 подростков удовлетворительная степень личностной тревожности.

Индекс тревожности подростков показал следующие результаты. Высокий уровень тревожности (ИТ от 50% и выше) выявлен у 6 из 12 учащихся, у 6 подростков выявлен средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%).

Наблюдение и фиксация по схеме показателей эмоциональной и познавательной сферы показали, что нестабильную эмоциональную сферу имеют 5 человек из 12; умеренная выявлена у 3 подростков и 4 человека из 12 характеризуются раздражительностью.

 Познавательная деятельность развита частично у 7 учащихся; у 5 подростков находится в стадии развития. Уровень непродуктивной напряженности остался в пределах средней нормы.

Таким образом, обследование подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости на контрольном этапе исследования показало некоторые улучшения обследуемых параметров эмоциональной и познавательной сферы.

Исходя из сравнительных данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования видно, что показатели несколько улучшились, что может являться следствием включения подростков в трудовую деятельность в тепличном комплексе.

Сельскохозяйственный труд способствует развитию их психологического потенциала, что в свою очередь положительно повлияет на формирование элементарных трудовых умений и навыков, необходимых для их дальнейшей социализации и профессиональной деятельности.

Развитие психологического потенциала трудового воспитания подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях: своевременная диагностика уровня развития и потенциальных возможностей подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости; применение специально организованной коррекционно-развивающей программы по трудовому обучению и воспитанию подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости; систематичность использование разнообразных методов трудового обучения и воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые; использование индивидуального подхода с учетом образовательных потребностей подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости; организация межличностного взаимодействия и навыков общения в группе со сверстниками и взрослыми в процессе организации трудовой деятельности в интернате.

Таким образом, в результате исследования поставленные цели и задачи достигнуты, а наше гипотетическое предположение нашло подтверждение.

 

Литература

  1. Алексеева Т.В. Подростки с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]. – URL: http://do.teleclinica.ru/184462/ (дата обращения 25.10.2017).
  2. Брызгалова С.О., Зак Г.Г., Арапова О.А., Зигарь А.В., Родомазов В.В. Социально-трудовая адаптация выпускников с нарушением интеллекта: учеб-метод. пособие // под ред. Г.Г. Зак. – Екатеринбург, 2012. – 108 с.
  3. Гомзякова Н.Ю. Пособие А.Н. Смирновой «Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы» как ресурсный методический источник для современного педагога // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2022. – № 205. – С. 86-93.
  4. Пичуркина И.В. Юные растениеводы: адаптированная программа дополнительного образования (для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью от 14 до 18 лет и молодых инвалидов от 18 до 23 лет). – Ипатово, 2022. – 20 с.
  5. Федорова С.И. Психолого-педагогическое сопровождение развития умственно отсталых учащихся в трудовой деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы, 2021. – С. 48-51.

Об авторе

Пичуркина Ирина Васильевна – магистр Специального (дефектологического) образования Северо-Кавказского федерального университета, педагог Ипатовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Пичуркина И.В.   Психологический потенциал трудового воспитания подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).