ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Левченко В. О. (г. Ставрополь)

ПРИМЕНЕНИЕ СОВЛАДАЮЩИХ СТРАТЕГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ЛИЧНЫХ ТЕРАПЕВТОВ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В данной статье раскрывается проблема совладающих стратегий и профилактики профессионального выгорания применительно к обучающим личным терапевтам. Аргументирована необходимость своевременной профилактики и при необходимости коррекции профессионального выгорания психотерапевтов. Раскрыты конструктивные совладающие стратегии, которые способствуют не только успешному разрешению тех или иных жизненных трудностей, но и являются надежным фундаментом профессиональной стабильности и эффективности. Показано, что практика применения совладающих стратегий является необходимой в профилактике профессионального выгорания обучающих личных терапевтов.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, профилактика, коррекция, совладающие стратегии, обучающие личные терапевты.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

На современном этапе российского общества возрастают требования к деятельности, личности и психологическому здоровью психологов-консультантов и психотерапевтов. Данная профессия обладает огромной социальной важностью, так как на психотерапевтах лежит большая ответственность за клиента, его самочувствие, состояние, психологический статус.

В этой связи возникает необходимость обращать пристальное внимание на профилактику и коррекцию возможных личностных и профессиональных деформаций, связанных с профессиональным выгоранием психотерапевта.

Проблема профессионального выгорания психотерапевта является высоко актуальной и значимой, поскольку она затрагивает не только саму личность терапевта, но и тех, с кем он взаимодействует в процессе своей непосредственной деятельности – его клиентов, коллег из профессионального сообщества и другое окружение.

Следствия профессионального выгорания достаточно драматичны и оказывает негативное влияние не только на показатели профессиональной эффективности, удовлетворенности трудом, но и на разные показатели качества жизнедеятельности в целом.

Именно поэтому важно своевременно осуществлять профилактику профессионального выгорания и при необходимости умело применять конструктивные совладающие стратегии для коррекции возможных личностных и эмоциональных деформаций психотерапевта.

Конструктивное совладание предполагает повышение адаптивных способностей человека, его жизнестойкости и умения продуктивно разрешать жизненные трудности. В случае неконструктивного совладания у психотерапевта будет значительно снижена способность противостоять профессиональным и жизненным стрессам, а также может возникнуть фрустрация относительно достижения важных целей.

Проведенный нами теоретико-методологический анализ, посвященный изучению данной проблемы, позволяет констатировать, что вопросы, связанные с синдромом профессионального выгорания, достаточно широко изучены в научной литературе. Выявлены факторы формирования этого феномена. Раскрыты причины профессионального выгорания. Описаны особенности проявления синдрома выгорания в процессе трудовой деятельности специалистов типа «человек-человек». Предложены различные модели профилактики профессионального выгорания.

Вместе с тем, можно с уверенностью констатировать, что отсутствует единство в понимании природы синдрома профессионального выгорания. Перечень симптомов выгорания весьма широк, расплывчат и противоречив. В теоретических и прикладных исследованиях по-разному рассматривается компонентный состав синдрома профессионального выгорания. Разными авторами выделяются разнообразные факторы, оказывающие влияние на данный синдром. Эти факторы группируются в два больших блока: индивидуальные характеристики работников (личностные факторы) и особенности профессиональной деятельности условий ее осуществления (организационные факторы). Внутри этих факторов представлены разные компоненты. Не существует единого понимания механизмов возникновения синдрома профессионального выгорания. Большинство работ носит эмпирический характер, в основном связанных с выявлением связей между выгоранием, особенностями личности и поведения представителей различных профессиональных групп.

В зарубежной психологии на сегодняшний день имеется несколько тысяч работ, посвященных выгоранию (M. Burish, R. Gelembiewsky, M. Liter, T. Marek, C. Maslach, A. Pines, W. Shaufeli и многие др.).

В отечественной психологии учеными также всесторонне рассматривается компонентный состав синдрома профессионального выгорания, этапность формирования данного феномена, факторы, определяющие его развитие (В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А.А. Рукавишников, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк, В.Е. Орел и многие др.).

Относительно феноменологии совладающего поведения также скажем, что данная тема на сегодняшний день обсуждается широко и масштабно. Так, она представлена в зарубежных теориях личности (Фрейд З., Фрейд А., Хорни К., Фромм Э., и др.), трансактного анализа (Берн Э.), гуманистической психологии (Роджерс К., Коул К.), социального научения (Роттер Дж., Эфран Д.), учения об общем адаптационном синдроме (Селье Г.), в когнитивно-феноменологической теории (Лазарус Р., Фолкман С.) и др.

 В отечественной психологии относительно изучения проблематики совладающего поведения существует ряд фундаментальных исследований (Анцыферова Л.И., Дикая Л.Г., Махнач А.В., Нартова-Бочавер С.К., Муздыбаев К., Либина А.В., Каменская В.Г., Крюкова Т.Л., Малкина-Пых И.Г., Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В., Белорукова Н.О., Корытова Г.С., Берулава М.Н., Берулава Г.А. и многие др.).

Обобщенные выводы по анализу литературы приводят нас к следующему пониманию данных феноменов.

Синдром профессионального выгорания представляет собой специфический дезадаптационный синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности. Данный синдром выражается в состоянии эмоционального и физического истощения отчуждения от людей, с которыми человек взаимодействует, а также в отсутствии профессиональных планов [2].

Данный синдром оказывает негативное влияние на все показатели профессиональной эффективности и является причиной неудовлетворенности трудом и жизнедеятельности в целом.

Действие синдрома профессионального выгорания определяется на всех уровнях функционирования личности: индивидуально-психологическом, социально-психологическом, и организационном.

Впервые понятие «выгорание» ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер. Он описал клинические проявления данного феномена при обследовании своих коллег, врачей-психиатров и медицинских работников, профессионально связанных с обслуживанием больных психиатрического профиля. Изначально этот термин определялся как состояние истощения с ощущением собственной беспомощности. Затем с развитием представлений о выгорании и его экспериментальном изучении расширялось описание симптомов, которые с ним связаны. Среди них аффективные симптомы: угрюмость, плаксивость, пониженность и нестабильность настроения, истощение эмоциональных ресурсов; когнитивные симптомы: ощущение безысходности и безнадежности, ригидность мышления, циничность отстраненность в общении с коллегами и клиентами, стереотипное отношение; соматические симптомы: головные боли, тошнота, головокружение, беспокойство и бессонница; мотивационные симптомы: безразличие, отсутствие интереса, появление разочарования, неудовлетворенность работой, отказ от должности и др. [8].

Большой вклад в развитие данной проблемы внесла C. Maslach. Она доказала, что «выгорание» отличается от депрессии и хронической усталости и обусловлено особенностями профессий, связанных с оказанием психологической или психиатрической помощи. То есть она определила феномен «выгорание» как результат, следующий из стресса и межличностного взаимодействия, который проявляется в неспособности находиться в эмоциональном контакте с людьми длительное время [10].

На современном этапе, общепринятым является триада синдрома выгорания, которую можно рассматривать как поступательный поэтапный процесс, включающий в себя три основные составляющие:

  • Эмоциональное истощение, характеризующееся ощущением постоянной усталости, нежеланием ходить на работу или заниматься другими рутинными вещами. Более того человек испытывает состояние равнодушия, апатии, отсутствие радости, безнадежности и тщетность своих действий.
  • Деперсонализация – своеобразная отстраненность, безучастность, не желание эмоционально включается в общение с другими людьми. У человека меняются отношения с родными, друзьями, коллегами, учениками/пациентами/клиентами.
  • Редукция личностных достижений, то есть обесценивание своих действий и достижений. Человек фокусируется на своих неудачах, не придает значение своим успехам, оценивая их как недостаточно значимые. Он преуменьшает собственные достоинства, ограничивает свои возможности и тем самым он уничижает собственное «я».

Все названные компоненты, как правило, провоцируют развитие психосоматических заболеваний и серьезных расстройств функционирования нервной системы [7].

Многие зарубежные и отечественные ученые описали стадии развития синдрома выгорания и в самом общем виде эти стадии характеризуются следующим.

В начале профессиональной деятельности человек демонстрирует чрезмерную включенность в нее, что проявляется в высокой активности, стремлении брать на себя много работы, выкладываться «по полной» энергетически и эмоционально. При этом такой работник отказывается от удовлетворения других важных потребностей, не связанных с работой и ограничивает социальные контакты.

Постепенно человек устает, что приводит к снижению собственного участия в работе и проявляется отрицательным циничном отношении к коллегам и другим людям, нежелании выполнять свои профессиональные обязанности, концентрации на удовлетворение своих собственных потребностей.

Далее наступает чувство разочарования и потери интереса к работе, что выражается в проявлении глубоких эмоциональных реакций, которые могут принимать как стеническую форму, проявляющуюся в агрессивных тенденциях по отношению к социальному окружению, так и астеническую форму, характеризующуюся депрессивным настроением.

Это в свою очередь ведет к нарушениям функционирования различных сфер личности: интеллектуальной, мотивационной, сферы социальных контактов и затрагивают вегетативные системы организма, что проявляется в разнообразных психосоматических расстройствах (бессонница, боли в позвоночнике, тахикардия, повышение давления, головные боли, расстройства пищеварительной системы, снижение иммунитета и др.). Заключительной стадией становится изменение ценностей и смыслов, формирование отрицательных жизненных установок, чувство бессмысленности своего существования, отчаяние, а также мысли о суициде [2].

С целью приостановить весь цикл процесса, необходимо вовремя осуществлять профилактику и коррекцию.

На наш взгляд одним из способов является применение конструктивных совладающих стратегий. Как уже было сказано выше, конструктивные совладающие стратегии – это такие способы реагирования в трудной жизненной ситуации, которые запускают адаптивные способности, активизируют жизнестойкость и помогают человеку продуктивно разрешать различные жизненные проблемы и трудности. По мнению Л.И. Анцыферовой совладние – это конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам [1].

Еще один крупный специалист в области совладающего поведения – Т.Л. Крюкова трактует его как поведение, основанное на осознанной стратегии действий, направленной на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующей человека к требованиям ситуации и помогающей преобразовать ее в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, изменить которые человек не может [3].

С.К. Нартова-Бочавер характеризует совладание как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [5].

К характерным чертам совладающего поведения, выделенным И.В. Рябченко [6] относятся следующие: осознанность, контролируемость, направленность на ситуацию в сочетании с объективной оценкой ее особенностей, своевременность (адекватность ситуации и моменту времени), динамичность, регулятивность (возможность целенаправленного формирования и развития).

Исходя из перечисленных характеристик, видно, что совладающее поведение в отличие от других видов поведения, в частности, основанных на механизмах психологической защиты имеет принципиальные отличия. Оно по мнению классиков – Дж. Коэна и Р. Лазаруса решает задачи по минимизации негативных воздействий стресогенных условий и повышение возможности поддержания или восстановления активности; адаптацию к сложной ситуации или ее изменение; поддержание положительного образа «Я»; сохранение эмоциональной стабильности; поддержание значимых социальных контактов [9].

Как видно из сказанного, задачи совладающего поведения в целом направлены на то, чтобы легче адаптироваться к требованиям ситуации или даже преобразовать ее, при этом снизить напряжение от стресса и стабилизировать эмоциональный фон.

Если мы обратимся к стратегиям совладания, то их в литературе представлено большое число. Но будучи ограничены рамками статейной публикации, назовем лишь те, которые позволяют наиболее эффективно справляться со стрессом и преодолевать симптомы профессионального выгорания.

В соответствии со своей авторской концепцией и моделью саморегуляции поведения, Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют следующие стратегии совладающего поведения:

  • активная деятельность, направленная на преодоление сложной ситуации;
  • прогнозирование тенденций развития ситуации, разработка плана действий, осознанный выбор определенных стратегий поведения;
  • перераспределение активности, концентрация усилий на самой ситуации, избегание тех видов активности, которые способны от нее отвлечь;
  • сдерживание необдуманных и импульсивных действий, определение оптимального момента для реализации соответствующих действий;
  • ориентация на инструментальную социальную поддержку (рекомендации, информация, прямая или косвенная помощь и т.д.);
  • ориентация на социальную поддержку эмоционального характера (сопереживание, понимание, психологическая помощь и т.д.);
  • активное выражение негативных эмоций;
  • переосмысление сложной ситуации, поиск возможных позитивных элементов, оснований для личностного роста;
  • использование юмора как психологического ресурса преодоления трудной ситуации и др. [9].

Различные авторы так или иначе сходятся во мнении, что в числе основных наиболее конструктивных совладающих стратегий следует выделять: аналитический подход к решению проблемы; принятие ответственности и планирование действий и деятельности; поиск социальной и эмоциональной поддержки [4].

Именно эти основные стратегии являются условиями запуска когнитивного механизма рефлексирующего интеллекта, который необходим каждому человеку. При этом подчеркнем, что рефлексирующий интеллект и в целом способность к рефлексии – это одна из наиболее профессионально важных способностей психолога и психотерапевта.

 Обучающий личный терапевт – это терапевт для терапевтов. Процесс обучающей личной терапии – это комплексный психотерапевтический процесс, направленный на познание личности представителя помогающих профессий, повышения качества его работы. Обучающая личная терапия является неотъемлемой частью психотерапевтического образования. Она становится обязательным элементом профессиональной подготовки специалиста-психолога и включает обучение ведению терапии, а также персональный клиентский опыт, направленный на познание границ и ресурсов личности, проработку паттернов поведения, глубинного понимания психотерапевтических практик, проработку личностных ограничений, влияющих на самостоятельную успешную психотерапевтическую деятельность.

В числе наиважнейших задач, решаемых в ходе обучающей личной терапии, стоит профилактика синдрома эмоционального и профессионального выгорания. В этой связи в процессе обучающей личной терапии важно уделять особое внимание вопросам совладающего поведения и практике применения конструктивных совладающих стратегий. Именно этот вопрос направлен на формирование и усиление таких важных профессионально-личностных качеств, как рефлексирующий интеллект, позволяющий аналитически подходить к решению проблемы, планировать, принимать ответственность и при необходимости обращаться за социальной и эмоциональной поддержкой. При регулярном использовании этих стратегий происходит их встраивание в профессионально-личностную структуру, обеспечивая своеобразную совладающую компетентность, которая будет выступать решающим фактором в профилактике профессионального выгорания обучающих личных терапевтов.

 

Литература

  1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита. // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 1. – С. 3-18.
  2. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2013. – 76 с.
  3. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: монография. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. – 344 с.
  4. Левченко В.О. Стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2023. – №1. URL:http://ppip.idnk.ru
  5. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии // Психологический журнал. – – Т.18. – №5. – С. 20-30.
  6. Рябченко И.В. Психология совладающего поведения сотрудников ОВД. // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. – № 2(29) – С. 59-61.
  7. Соловьева О.В., Темрокова С.Б. Изучение и профилактика профессионального выгорания у медицинских работников // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2016. – №1. URL:http://ppip.idnk.ru
  8. Freudenberger H.J. Staff burn-out // J. of Social Issues. – 1994. – Vol. 30. – P. 159-165.
  9. Lazarus R.S., Folkman S. The concept of coping. Stress and Coping. – N.-Y. – 1991. – P. 189-206.
  10. Maslach Сr. Burnout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Eds W.B. Shaufeli, Cr. Maslach and T. Marek. – Washington DC: Taylor & Francis, – P. 19-32.

Об авторе

Левченко Вероника Олеговна – кандидат психологических наук, клинический психолог, клиника пограничных состояний, Ставропольский государственный медицинский университет.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Левченко В.О.  Применение совладающих стратегий в профилактике профессионального выгорания обучающих личных терапевтов  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).