ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Беляева А.С. (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

УДК 159.947

English version:

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования эмоционального интеллекта у подростков с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: подростки с расстройствами аутистического спектра, эмоциональный интеллект, условия формирования эмоционального интеллекта.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Специалисты системы образования, работающие с подростками, имеющими расстройства аутистического спектра, как и родители данных детей, видят социально-культурную адаптацию ребенка одной из главных целей приложения своих усилий, что невозможно без сформированного эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект является важнейшим условием для социализации подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС). У подростков данной категории наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы, в основе которого лежит выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояния тревоги, страха перед окружающим (В.В. Лебединский, О.С. Никольская).

В отличие от нормотипично развивающихся сверстников, у подростков с РАС наиболее чаще присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Относительно подростков с РАС специалисты применяют термин «эмоциональная холодность», которая в свою очередь может создавать трудности в установлении положительной коммуникации с окружающими. При организации работы специалистам необходимо учитывать «эмоциональный возраст» ребенка с РАС, который может быть значительно меньше реального биологического возраста. Подросток с РАС имеет трудности в различении эмоционального состояния окружающих по их мимике, жестам, движениям, поэтому чаще всего у ребенка могут отсутствовать адекватные эмоциональные реагирования в различных ситуациях. Детям достаточно сложно угадывать смысл поведенческих реакций, окружающих и реагировать в соответствии с этим смыслом.

В работе с данной категорией подростков, необходимо помнить о важности их социализации для интеграции в общество. Подростковый возраст у детей с РАС, усложнен эмоциональной нестабильностью, которая отягощает адаптацию к изменениям физиологических и бытовым условий. Для этого необходимо разработать программу по формированию эмоционального интеллекта, учитывающую личностные особенности данной категории подростков.

Проблема развития эмоционального интеллекта исследуется многими зарубежными и отечественными специалистами. Так, Дж. Мейер, П. Сэловей и Д. Карузо предложили четырехкомпонентную, иерархичную модель эмоционального интеллекта; Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта; Р. Бар-Он рассматривал эмоциональный интеллект как множество некогнитивных способностей и навыков; П. Фресс, и Р. Лазарус рассматривали как связь между мотивацией и возможностями человека. Ряд авторов считают эмоциональный интеллект основным условием успешной жизнедеятельности человека (Р.К. Купер, А. Саваф, Д. Гоулман, X. Вейзингер). Другие же (Дж. Сиаррочи, Ф.П. Дин и С. Андерсон) считают его предпосылкой физического и психологического здоровья.

Среди отечественных специалистов эмоциональный интеллект исследовали А.Ю. Уланова, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Е.П. Ильин, В.Е. Левкин, О.В. Белавина и другие.

Условия развития социального интеллекта рассмотрены Т.П. Березовской, О.А. Путиловой и К.В. Адушкиной.

Проблема изучения эмоционального интеллекта, разрабатывается также в детской психологии. Так, авторы указывают на то, что наиболее благоприятным периодом для развития эмоционального интеллекта является детство. Изучением данного феномена в детском возрасте занимаются Ю.Б. Гиппенрейтер, О.А. Путилова, Л.М. Новикова, Д.В. Рыжов и другие.

Л.В. Ясюкова и О.В. Белавина придерживаются мнения, что процесс развития эмоционального интеллекта возможен лишь при создании специально организованных условий обучения и воспитания. Именно в дошкольном возрасте формируется большинство эмоций, появляются эмоциональные новообразования, приобретаются новые интересы и потребности.

Однако у детей, имеющих проблемы, как в физическом, так и психическом развитии, могут отмечаться нарушения в эмоционально-волевой сфере: слабость волевых установок, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, либо наоборот вялость, апатия и др.

Дискуссии о подходах к изучению эмоционального интеллекта в отношении детей затронули и психологию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представители специальной психологии отмечают тот факт, что проблема эмоционального интеллекта детей с ОВЗ сложна для изучения, но крайне важна в плане теории и практики.

Специалисты в области педагогики и психологии (О.К. Агавелян, Н.И. Кинстлер, Н.Л. Коновалова, Д.И. Намазбаева, С.Н. Сорокоумова, Е.В. Хлыстова и др.) определяют эмоциональный интеллект как своеобразный компенсаторный механизм социальной адаптации подростков с ОВЗ, поэтому активно изучают и определяют методы и средства развития эмоциональной сферы у детей данной категории.

Исследования в области эмоционального интеллекта у подростков с расстройствами аутистического спектра проводили О.С. Никольская и К.С. Лебединская. Их работы и публикации имеют большое значение для понимания роли эмоционального интеллекта в развитии подростков с РАС.

Проведенный анализ литературы показал, что на данный момент недостаточное количество практических разработок, направленных на развитие эмоционального интеллекта обучающихся с РАС. Программ по формированию эмоционального интеллекта для подростков с РАС, нами было найдено мало.

Рассмотрим основные подходы к анализу понятия эмоционального интеллекта.

Понятие «эмоциональный интеллект» ввели П. Сэловей и его соавтор Дж. Мэйер в 1990. Под ним они понимали «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий».

П. Сэловеей Дж. Мэйером и Д. Карузо предложили иерархичную модель эмоционального интеллекта, состоящую из четырех компонентов:

  1. Восприятие, идентификация эмоций и их выражение. Первый компонент представляет собой способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт их наличия, адекватно выражать эмоции, а также отличать истинные выражения эмоций от ложных.
  2. Фасилитация мышления – это способность вызвать определенную эмоцию и контролировать ее. Эмоции имеют влияние на восприятие информации. Эмоциональное состояние оставляет свой отпечаток на решении определенных проблем и задач.
  3. Понимание. Способность распознавать эмоции, а также связи между ними, умение улавливать переход от одной эмоции к другой, понимание причин возникновения конкретной эмоции, умение анализировать эмоции, классифицировать их и интерпретировать их значения.
  4. Управление эмоциями. Эта способность напрямую связана с контролем над эмоциями. Рефлексивная регуляция эмоций посредством их осознания. Сюда же можно отнести способность переживать позитивные и негативные эмоции, а также умение снижать интенсивность отрицательных эмоций. Способность вызывать определённые эмоции или же дистанцироваться от них в зависимости от преследуемых целей [4].

Общественный интерес к теории эмоционального интеллекта вызвала работа американского журналиста и психолога, Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь значение больше, чем IQ».

Д. Гоулман предложил смешанную, иерархическую модель эмоционального интеллекта, представляющую собой сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик, таких как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Согласно модели, разработанной Д. Гоулманом, структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих:

  1. Идентификация и вербализация эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием.
  2. Управление эмоциональным состоянием контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными.
  3. Способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха.
  4. Способность идентифицировать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других.
  5. Способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их [2].

Еще один пример смешанной модели эмоционального интеллекта – концепция Р. Бар-Она, дающего следующее определение эмоционального интеллекта: «Множество не когнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения». Психолог выделил пять компонентов в структуре эмоционального интеллекта:

  1. Уверенность в себе, самоуважение, реализация потенциальных возможностей, независимость.
  2. Навыки межличностного взаимодействия: эмпатия, умение построить межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.
  3. Способность к адаптации: решение задач, контакт с реальностью, приспособляемость.
  4. Управление стрессом: стрессоустойчивость, контроль над проявлением эмоций.
  5. Преобладающее настроение: приподнятое, оптимистичное.

Д.В. Люсин, российский исследователь, определил эмоциональный интеллект таким образом: – «способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими».

 Эмоциональный интеллект Д.В. Люсин связывает с наличием интереса к внутреннему миру окружающих людей, со склонностью анализировать поведение, с ценностью эмоциональных переживаний [3].

Исследователь выделяет два вида эмоционального интеллекта: внутриличностный (понимание собственных эмоций и управление ими) и межличностный (понимание чужих эмоций и управление ими). Они предполагают реализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако при этом должны быть взаимосвязаны. Способность к пониманию эмоций по Д.В. Люсину характеризуется тем, что человек:

  • способен установить сам факт наличия определённой эмоции у себя или другого человека;
  • способен определить эмоцию, установить какую конкретную эмоцию испытывает он сам или другой человек, способен выразить ее вербально;
  • понимает причины, по которым данная эмоция возникла и последствия, к которым ее возникновение может привести.

Способность к управлению эмоциями характеризуется тем, что человек:

  • может регулировать интенсивность эмоций, приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • в состоянии контролировать внешнее проявление эмоций;
  • может вызвать необходимую эмоцию усилием воли.

Также Д.В. Люсин отмечает двойственную природу эмоционального интеллекта: с одной стороны, наблюдается связь с когнитивными способностями, с другой – с характеристиками личности. По мнению автора, способность к пониманию и управлению эмоциями тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу. Таким образом, можно отметить, что эмоциональный интеллект – это психическое свойство, которое формируется в ходе индивидуального развития человека под влиянием факторов, обуславливающих специфические индивидуальные особенности [3].

В отечественной науке теория о единстве интеллекта и аффекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Л.С. Выготский заключил, что эмоции косвенно связанны с интеллектом: уровень развития одного обуславливает развитие другого. По его мнению, тот, «кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» и «сделал невозможным изучение обратного влияния мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни».

Схож с ним во мнении и А.Н. Леонтьев, который считал, что мышление имеет эмоциональную регуляцию. Если у человека есть определенное знание об окружающих его предметах и явлениях, то отношение к ним будут иметь изменчивый характер.

По мнению В.Е. Лёвкина, управлять эмоциональными состояниями и понимать чувства других людей крайне важно, как в личной жизни, так и в эмоциональной.

 В.Е. Левкин утверждает, что уровень эмоционального интеллекта человека демонстрирует уровень его психической зрелости. Низкий уровень эмоционального интеллекта типичен для детей, а также присущ не повзрослевшим, инфантильным и эгоистичным взрослым, иными словами, взрослым людям лишь биологически. Соответственно эмоциональный интеллект высокого уровня свойственен психически зрелым людям, обладающим активной жизненной позицией.

Рассмотрев понятие эмоционалтьного интеллекта, перейдем к психолого-педагогическим условиям развития эмоционального интеллекта у подростков. Исходя из изученной летературы мы можем выявить условия, благоприятно влияющие на формирование эмоционального интеллекта у подростков.

Условия развития эмоционального интеллекта у подростков:

  • Групповая форма развивающей работы.
  • Предоставление информации о том, что такое эмоции, их многообразии и эмоциональных компетенциях.
  • Обогащение работы различными практическими элементами, позволяющее, развивать компоненты эмоционального интеллекта.
  • Наличие рефлексивной работы, направленной на анализ своих переживаний и состояний.

Изучив теоретические материалы по возрастной психологии, мы делаем вывод, что подростковый возраст, как период приобретения основополагающего социального опыта, понимание себя как личности, в том числе в системе отношений, является благоприятным для развития эмоционального интеллекта. Наиболее эффективными формами по развитию эмоционального интеллекта выступает групповая форма работы, в которой присутствуют кейс-метод, ролевая игра и трудовая деятельность, методы арт–терапии.

При работе с подростками, имеющими расстройства аутистического спектра необходимо понимать специфику формирования эмоционального интеллекта.

Данные современных исследований Всемирной Организации Здравоохранения указывают на проблему роста количества установленных диагнозов у детей расстройства аутистического спектра (РАС). У данного явления существует несколько предположительных объяснений.

Во-первых, возрастает информированность в сфере психического здоровья, совершенствуются способы диагностики. А во-вторых, факторы окружающей среды и генетики имеют вероятность быть причиной распространения РАС.

Расстройство аутистического спектра –  это название большой группы расстройств развития, при наличии которых человек может испытывать трудности в общении, поведении и социализации, они сопровождают его всю жизнь, проявившись еще в детстве. РАС характеризуются трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления. Это называется триадой нарушений.

Расстройствам аутистического спектра свойствен целый ряд симптомов и проявлений. Среди основных:

  1. Отсутствие интереса или способности к контактам с другими людьми, недостаток зрительного контакта;
  2. Тяга к стереотипному или повторяющемуся поведению;
  3. Отсутствие или задержка речи;
  4. Проблемы в ориентации во времени и пространстве;
  5. Острая чувствительность к звукам, визуальным образам, вкусам, запахам, прикосновениям [1].

Исследования, направленные на изучение эмоционального интеллекта у подростков с расстройством аутистического спектра (РАС), являются важным направлением в области психологии и психиатрии. Различные ученые по всему миру проводят исследования, чтобы лучше понять, какие особенности эмоционального интеллекта присутствуют у подростков с РАС и как это влияет на их социальную адаптацию и общее благополучие.

У подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) эмоциональный интеллект может проявляться по-особенному:

  1. Ограниченной способности понимания и интерпретации эмоций других людей.
  2. Затруднениях в выражении своих эмоций и чувств.
  3. Частых эпизодах стресса и тревоги из-за неспособности адекватно реагировать на социальные ситуации.
  4. Нередких случаях эмоциональной чувствительности и перфекционизма.
  5. Неумении использовать эмоции в управлении конфликтами и принятии решений.

Исследование эмоционального интеллекта у подростков с РАС может помочь разработать специальные программы и методики обучения, которые помогут им лучше понимать самих себя и других, управлять своими эмоциями и устанавливать позитивные отношения с окружающими.

Теория эмоциональной социализации предполагает, что эмоции и социальные навыки развиваются в процессе взаимодействия с окружающей средой, главным образом с близкими взрослыми. Для подростков с РАС это означает, что важно создавать поддерживающую и стимулирующую среду, чтобы помочь им развивать эмоциональный интеллект и социальные навыки.

 При применении данной теории к подросткам с РАС особенно важно учитывать их особенности и потребности:

  1. Индивидуализация подхода. Так как у подростков с РАС могут быть особенности в общении и восприятии эмоций, важно индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывая его уникальные особенности.
  2. Создание безопасной и поддерживающей среды. Расстройства аутистического спектра могут приводить к чувству неуверенности и стрессу в социальных ситуациях. Поэтому важно создавать безопасное и доверительное окружение, где подросток с РАС может почувствовать себя комфортно.
  3. Обучение эмоциональным навыкам. Структурированные программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков, могут быть полезны для подростков с РАС. Важно обучать их умению распознавать и выражать эмоции, управлять стрессом и конфликтами, а также устанавливать позитивные отношения с окружающими.

Понимание и применение теории эмоциональной социализации поможет разработать эффективные методики работы с подростками с РАС, способствующие их социальной адаптации и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Одной из теорий эмпатии, которая может быть применена к подросткам с расстройствами аутистического спектра (РАС), является теория «Theory of Mind» (Теория Ума). Теория Ума предполагает, что у людей есть способность понимать и предсказывать мысли, чувства и намерения других людей [5].

Для подростков с РАС часто характерно затруднение в понимании и интерпретации чувств и эмоций других людей. Использование теории Ума может помочь им развивать навыки эмпатии и социального взаимодействия.

Принципы применения теории Ума к подросткам с РАС могут включать:

  1. Обучение распознаванию и интерпретации эмоций. Проведение тренингов, ролевых игр и других активностей, направленных на развитие навыков распознавания эмоций в жестах, мимике и речи других людей.
  2. Обучение перспективном мышлению. Подросткам с РАС может быть полезно учиться смотреть на ситуацию с точки зрения другого человека, предполагать его мысли и чувства. Это поможет им лучше понимать и сопереживать другим.
  3. Тренировка навыков эмпатии. Поддержка подростков с РАС в развитии умения входить в положение других, понимать их чувства и реагировать на них адекватно.

Применение теории Ума и экспериментальные практики по развитию эмпатии могут способствовать улучшению социальных навыков и адаптации подростков с РАС в обществе.

Представим основные теоретические выводы, сделанные нами на основе выполненного нами аналитического обзора научных данных.

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать, управлять и выражать свои эмоции, а также понимать эмоции других людей. У подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) эмоциональный интеллект может быть значительно нарушен, что создает большие трудности в их повседневной жизни.

Изучение проблемы формирования эмоционального интеллекта у подростков с РАС имеет важное значение для разработки эффективных методов поддержки и помощи этой группе людей. Теоретические основы изучения данной проблемы включают в себя ряд концепций и моделей, которые помогают понять особенности эмоционального развития у подростков с РАС.

Одной из основных теорий, используемых для изучения эмоционального интеллекта у подростков с РАС, является теория эмоциональной социализации. Согласно этой теории, дети учатся распознавать, интерпретировать и реагировать на эмоции через социальный опыт и взаимодействие с окружающими людьми. У подростков с РАС возникают трудности в этом процессе из-за своей особенности в общении и восприятии мира.

Другой важной теорией, которая используется при изучении эмоционального интеллекта у подростков с РАС, является теория эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать и понимать эмоции других людей. У подростков с РАС эта способность может быть сильно ограничена из-за их трудности в понимании социальных ситуаций и невербального общения.

Изучение эмоционального интеллекта у подростков с РАС также включает в себя анализ различных способов поддержки и развития этой способности. Важно проводить специальные тренинги и программы, направленные на развитие эмоциональной социализации и эмпатии у этих подростков. Такие программы могут включать в себя тренировки по распознаванию эмоций, обучение навыкам эмоциональной регуляции и развитие навыков эмпатии через игровые и интерактивные задания.

Таким образом, теоретические основы изучения проблемы формирования эмоционального интеллекта у подростков с расстройствами аутистического спектра включают в себя концепции эмоциональной социализации и эмпатии, а также методы поддержки и развития эмоциональных навыков у данной группы людей.

 

Литература

  1. Баенская Е.Р. Дети и подростки с аутизмом: Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2011. – 224 c.
  2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 478 с.
  3. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Люсина Д.В., Ушакова Д.В. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 29-36.
  4. Salovey P. & Sluyter D. Emotional Development and Emotional Intelligence: Educational Implications. – Basic Books. –
  5. Mayer J.D., & Salovey P. The Handbook of Emotional Intelligence: Theory, Development, Assessment, and Application at Home, School, and in the Workplace. – Jossey- – 2016.

Об авторе

Беляева Анжелика Сергеевна  – магистр Специального (дефектологического) образования Северо-Кавказского федерального университета, педагог-психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Михайловска

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель – Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Беляева А.С. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с расстройством аутистического спектра  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2024. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).