ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Бондаренко Е.В. (г. Ставрополь)

ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

УДК 159.923.2

English version:

Аннотация. В статье рассматривается понятие отношения к здоровью как система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, уделяется внимание проблеме формирования ответственного отношения к здоровью, основным составляющим отношения к здоровью. Приводятся результаты изучения компонентов отношения к здоровью в процессе профессионального становления преподавателей высшей школы.

Ключевые слова: здоровье как ценность и как потребность личности, субъективное отношение к здоровью, ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты ответственного отношения к здоровью, здоровая жизнедеятельность, профессиональное становление.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Понятие отношение находится в психологической науке не так давно. Его хронологию можно проследить с работ Павлова И.П. и Бехтерева И.М. Первый говорил о том, что психическая деятельность устанавливает тончайшие отношения организма к внешнему миру. Второй – выделял в жизни организма вегетативную жизнь (жизнь питания) и психическую (жизнь отношений). Так, понятие отношений связано с физиологией.

В психологии понятие отношения приобрело известность в трудах А.Ф. Лазурского, развившего учение об экзопсихике как отношении человека к своей среде, С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, и, конечно, В.Н. Мясищева, который существенно развил данное понятие. На наш взгляд, интересно, что в параметрах характеристики любого отношения Мясищев В.Н. выделяет – сознательность, эмоциональность, активность и относительную устойчивость. Опора на эти характеристики отношений прослеживается и в работах многих современных авторов.

Развиваясь, понятие «отношения» становится некоторой синтетической категорией, позволяющей рассматривать человека в единстве трёх уровней его взаимодействия с действительностью: физиологического (условно-рефлекторная временная связь), психического (психические отношения) и социального (социальные и межличностные связи субъекта с другими людьми). Личность представляет собой систему многообразных, многоуровневых и взаимосвязанных отношений, проявляющихся в привычных способах поведения (Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г.) [8].

Продолжая оставаться актуальной, категория отношения пополняется ныне употребляемым термином «субъективное отношение». В самом общем смысле под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

В случае, когда речь идет о здоровье, модель субъективного отношения приобретает такой вид: во-первых, потребность в здоровье, во-вторых, состояние здоровья или явление мира, влияющее на здоровье и, в-третьих, объективная связь. При этом объективная связь между потребностью в здоровье и состоянием здоровья или явлением мира, на него влияющим, преломляется через индивидуальный опыт, полученный человеком в условиях временного снижения показателей здоровья, и через индивидуальную систему потребностей, удовлетворение которых невозможно без данной. В разные возрастные периоды потребность в здоровье имеет, во-первых, разную потенциальную ценность, актуализирующуюся в состоянии болезни, а, во-вторых, ценность, различную по смыслу. Т.В. Белинская считает, что субъективное отношение человека к объектам и явлениям мира определяется тем, какие именно потребности и в какой степени «запечатлены» в них. Если же в данном объекте (или явлении) не запечатлена ни одна потребность, то личность относится к нему «никак», он не охвачен ее субъективным отношением [2].

Здоровье должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, опосредованный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что, во-первых, в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека); во-вторых, здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека [11].

Истинные отношения человека к действительности до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях. Данный факт представляет дополнительную сложность анализа системы отношений в целом и отношения к здоровью в частности.

Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния [11]. Следует отметить парадоксальный характер отношения к здоровью современного человека: несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия – с другой.

Далее, следует отметить появление ряда терминов, обозначающих то отношение к здоровью, которое следует развивать человеку для преодоления сложившегося кризиса здоровья, таких как «ответственное», «осознанное», «ценностное», «позитивное», «рациональное», «грамотное», «правильное», «адекватное».

Так, по мнению Д.В. Колесова, «ответственное отношение» включает: отношение к здоровью как к ценности; формирование представления о себе как о здоровом человеке; переживание возможности утраты здоровья; способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья [7].

Согласно мнению В.М. Кабаевой, «осознанное отношение» к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния [6]. Когда человек самостоятельно и осознанно распоряжается своим здоровьем, он фактически реализует право на свое здоровье. Он реализует самостоятельно и ответственно свой потенциал, свои возможности развития. Здоровье принадлежит человеку на правах личной собственности. Он может по своему личному и свободному выбору улучшать или, наоборот, ухудшать свое здоровье. При этом понимании, осознанное отношение к здоровью может быть как позитивным, так и негативным.

При использовании термина «ценностное отношение» к здоровью, речь однозначно идет о внутренней детерминации поведения, о ценности здоровья для себя, исходя из личной значимости.

Применение любого из вышеперечисленных терминов для обозначения того отношения к здоровью, которое следует развивать, является допустимым, поскольку каждый из них подчеркивает отдельную сторону этого отношения: ответственность перед обществом, осознанность и ценность для себя. Однако, по мнению Белинской Т.В., направив усилия на развитие ценностного отношения к здоровью, одновременно мы обретем его осознанность и ответственность.

Таким образом, понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки, что отражается в многообразии путей исследования и неустойчивости концептуального аппарата, который используется в рассматриваемой области. При этом, отношение к здоровью – один из центральных, хотя и слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к тому, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью. Этот процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный; он детерминирован двумя группами факторов: внутренними (демографическими, индивидуально-психологическими и личностными особенностями человека, пол, возраст, национальность, состояние здоровья); и внешними факторами (характеристики окружающей среды, особенности социальной микро- и макросреды, профессиональной среды, в которой находится человек и др.) [11].

Проблеме формирования отношения к здоровью и здоровому образу жизни у разных групп посвящены исследования Т.В. Сущенко (у руководителей образовательных учреждений), С.А. Чайникова (у педагогов высшей школы), Л.Н. Овчинниковой (у будущих учителей), А.Ю. Акимовой (у работников локомотивных бригад РЖД), а также Е.В. Водневой, B.C. Кучменко, В.Н. Беленова, Е.В. Бондаренко и др. [1, 2, 4, 6]. Ценностное отношение к здоровью представляет собой сложное психическое новообразование, характеризующееся сформированностью знаний и представлений о здоровье как о ценности, позитивной валеологической активностью, осознанностью отношения к здоровью, терминальным характером ценности здоровья, сформированностью умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, способствующее длительным позитивным изменениям поведения. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к одной из главных человеческих ценностей [9].

Анализируя современные исследования, посвященные проблеме развития ответственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, необходимо отметить недостаточное раскрытие механизмов и средств развития ценностного отношения к здоровью, неполную экспериментальную изученность условий его развития, что свидетельствует о важности изучения психологических составляющих рассматриваемого процесса.

Определение структурных характеристик отношения к здоровью, выделение показателей указанных характеристик и выбор методик их изучения представляют собой одно из направлений исследования ценностного отношения к здоровью, разрабатываемых в настоящее время.

По мнению Г.С. Никифорова, к основным составляющим любого отношения к здоровью (осознанного) относятся когнитивная, поведенческая и эмоциональная [11]. Аналогично определяют и компоненты валеоустановки (неосознанного отношения), которая как психическое образование, включает три компонента, соответствующие, но не идентичные таковым по содержанию в структуре сознательного отношения: когнитивный – представления о здоровье (здоровом образе жизни) и о болезни; эмоционально-оценочный – эмоциональное отношение к проблемам здоровья и болезни, их субъективная оценка; поведенческий – стереотипы поведения, направленные на поддержание здоровья и преодоление болезни. Исходя из представлений о трех взаимосвязанных составляющих, можно предположить, что содержание и согласованность этих составляющих у людей с разным отношением к здоровью будет отличаться. Эмоциональная составляющая предполагает использование внутриличностных ресурсов, доступ к которым может быть в силу различных причин затруднен. Если в эмоциональном отношении к собственному здоровью и его ресурсам проявляется субъективность, то когнитивный и поведенческий компоненты – это в значительной степени интерперсональные феномены, поскольку их форма и содержание определяется характером распространенных социальных представлений, практик оздоровления, психологической культурой и выработанных личностью стратегий поведения.

Таким образом, существуют два взаимосвязанных вида субъективного отношения к здоровью: осознанное (сознательное) и неосознанное (валеоустановка).

В проведенных нами ранее экспериментальных исследованиях эффективности реализации идеи здоровой жизнедеятельности в процессе профессионального становления преподавателей высшей школы, изучены основные компоненты отношения к здоровью и здоровой жизнедеятельности в целом, такие, как ценностный, когнитивный, поведенческий [3, 5].

Профессиональное становление преподавателей высшей школы осуществляется под влиянием различных условий и факторов, одни из которых сопутствуют, другие – препятствуют этому процессу [10]. На наш взгляд, определение и формирование ответственного отношения к здоровью будущих преподавателей, будет являться одним из условий, обеспечивающих оптимизацию процесса профессионального становления.

Приведем краткие результаты диагностики сформированности ценностного, когнитивного, поведенческого компонентов отношения к здоровью на основных этапах профессионального становления аспирантов первого и второго года обучения по квалификации «Преподаватель высшей школы». Анализ результатов изучения места здоровья среди жизненных ценностей показал, что для будущих преподавателей вуза здоровье занимает наиболее значимые 1 и 2 место. Приоритетными в рейтинге ценностей также являются познание, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь. Важно отметить, что аспиранты 1 курса на 1 место ставят свободу, а также среди главных ценностей выделяют здоровье, развитие, познание, уверенность в себе. Аспиранты 2 курса отмечают важность активной, деятельной и продуктивной жизни, а также интересной работы.

Конечно, психологическая культура личности, определяя и формируя ее представления о здоровье, не только задает эталоны восприятия состояния своего здоровья и активности в его укреплении и развитии, но и включает в себя как составляющие ценностный и эмоциональный компоненты отношения к здоровью [4].

При изучении когнитивного компонента отношения к здоровью, мы выявили адекватность и смысловое понимание терминов «здоровье» и «здоровая жизнедеятельность», которое возрастает в процессе профессионального становления будущего преподавателя высшей школы. Большинство аспирантов понимают здоровье как средство достижения цели (сохранения гармонии, реализации во многих сферах жизни, условия достижения материального и личностного благополучия и т.п.). Когнитивная составляющая отношения к здоровью заключается в осознании собственного состояния. На понимание своего состояния как здорового или болезненного влияют многие факторы социальной и психологической природы, например, психологическая компетентность личности. Также когнитивная составляющая отношения к здоровью непосредственно связана с определенными социальными представлениями о здоровье, господствующими в конкретном сообществе, в том числе профессиональном.

Поведенческая составляющая отношения к здоровью реализуется в поступках человека, его активности и определяется характером включенности субъекта в социальную практику оздоровления. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижении. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию [2, 11].

Изучение поведенческого компонента отношения к здоровью и здоровой жизнедеятельности аспирантов выявило достаточно большое количество (в среднем 65 %) соблюдающих ее среди будущих преподавателей высшей школы. Наиболее высокий процент при этом отмечается на 2 курсе (86 %) при равномерной динамике желающих улучшить свое здоровье и соблюдать принципы здоровой жизнедеятельности в процессе дальнейшего профессионального становления (см. рис.1).

Учитывая то, что коррекция поведенческого компонента отношения к здоровью длительный и часто болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний, особое значение приобретает целенаправленное формирование ответственного отношения к здоровью в разные периоды развития личности: в образовании каждого человека в дошкольных, школьных учреждениях, в колледжах, вузах и в дальнейшем самовоспитании и самообразовании личности.

Полученные результаты подтверждают нашу идею о том, что здоровая жизнедеятельность занимает важное приоритетное место в процессе профессионального становления будущего преподавателя высшей школы [3, 5]. Проведенное нами исследование подтвердило актуальность всестороннего изучения особенностей отношения человека к своему здоровью и показало, что ответственное и ценностное отношение к здоровью и здоровой жизнедеятельности является необходимым условием профессионального становления и залогом как профессиональной, так и личностной успешности будущего преподавателя вуза. Поэтому для достижения высокого уровня развития основных его компонентов (ценностного, когнитивного, поведенческого, эмоционального) в процессе дополнительного образования преподавателей высшей школы необходимо обеспечить такие формы и способы учебной и профессиональной подготовки, которые, независимо от социально-психологических ситуаций, раскроют и совершенствуют резервные возможности организма и обеспечат успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.

Литература

  1. Акимова А.Ю. Ответственное отношение к здоровью как фактор повышения надежности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014. – №3(1). – С. 355-362.
  2. Белинская Т.В. Развитие ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза. // Психология в вузе: Ежеквартальный научно-методический журнал, 2007. – №2. – С. 54-62.
  3. Бондаренко Е.В. Основы здоровой жизнедеятельности в профессиональном становлении будущего преподавателя высшей школы. // Вестник Ставропольского государственного университета. – Рецензируемое издание ВАК России по психологии и педагогике. – Ставрополь, 2009. – Выпуск 65 (6). – С. 142-147.
  4. Бондаренко Е.В., Соловьева Е.В. Психологическое сопровождение профессионального развития и здоровья субъекта труда. // Социальные, гуманитарно-экономические и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире. // Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией О. Н. Чувиловой. – Ставрополь, 2014. – С. 119-121.
  5. Бондаренко Е.В. Профессиональное здоровье преподавателя вуза и повышение его ресурсов в контексте обеспечения психологической безопасности. // [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ, 2015. – №4. URL:http://ppip.idnk.ru(дата обращения: 22.09.2015).
  6. Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Автореферат дисс. …канд. пс. наук. – Москва, 2002.
  7. Колесов Д.В., Колесов Д.Д. Состояния человека. Семантика, психология, медицина. – М.: МПСИ, 2008. – 704 с.
  8. Мясищев В.Н. Психология отношений. / Избранные психологический труды. / Под ред. А.А. Бодалева. – Москва-Воронеж, 1995. – 356 с.
  9. Озеров В.П. Основы здоровой жизнедеятельности: Учебное пособие. – М., 2006.
  10. Плугина М.И. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы: Монография. – Москва, 2008. – 380 с.
  11. Психология здоровья: Учебник для вузов. / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2007.

Об авторе

Бондаренко Елизавета Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Бондаренко Е.В. Ответственное отношение к здоровью как условие оптимизации профессионального становления личности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).