ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Назаров И.Н. (г. Ставрополь)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы психологии обучения взрослых, раскрываются особенности, принципы (в частности андрагогические), подходы к организации учебной деятельности взрослых; дается понятие взрослого человека, специфика взрослого человека как учащегося, потенциал обучаемости взрослых людей, т. е. все то, что необходимо для организации и проведения обучения взрослых. Обзор методической, психологической, психолингвистической литературы, посвященной проблеме обучения взрослых.

Ключевые слова: обучение взрослых, андрагогика, учебно-образовательный процесс, психологические особенности взрослых, андрагогические принципы обучения, андрагогическая модель организации обучения, принципы андрагогики.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Одно из важных мест в психологии обучения взрослых занимает взрослый человек как субъект обучения. Изучая особенности организации учебно-образовательных процессов для взрослых, прежде всего, необходимо определить основные направления психологии обучения взрослых, а именно: дать определение взрослого человека и определить критерии взрослости; выявить психологические особенности взрослого человека; определить возможности обучения в период взрослости; изучить особенности учебной мотивации взрослых; определить особенности образовательных технологий для взрослых.

Наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации процесса обучения называется андрагогика (от греч. аndros – взрослый мужчина, зрелый муж и ago – веду). Андрагог – специалист в области обучения, управления, консультирования, социальной, реабилитационной, коррекционной работы в середе взрослых людей.

В 1970 г. американский исследователь М.Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики: взрослому человеку, который обучается, – обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения; он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению; взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения; взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям; процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему; процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Эти особенности, отличающие обучающегося, главным в определении подхода к процесса взрослых.

Опыт учебно-образовательного в Центре профессиональной и кадров Ставропольского государственного института (ЦПиПК СГПИ) выделить ряд особенностей обучения людей:

- в самостоятельности, серьезное и отношение к обучению, составляющая в обучении, т. е. к полученных знаний, и навыков;

- жизненного и профессионального опыта, учебной (получение знаний и их применения;

- составляющая в карьерного роста, квалификационной и т. д.).

Взрослые люди необходимость обучения, в условиях роста инноваций, и видят возможности его на практике. Поэтому, основным подходом в организации учебно-образовательного для является практикоориентированный подход.

Учитываются и принципы – наиболее общие правила процесса взрослых людей, свою эффективность в и учебно-образовательного процесса в СГПИ.

Опираясь на социально-экономические, науковедческие и андрагогические факторы, исходя из тех характерных особенностей взрослого обучающегося, которые проявляются в процессе его обучения, ученые разработали основы андрагогики, они были сформулированы следующим образом:

  1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе обучения.
  2. Обучающийся взрослый стремится к самореализации, самостоятельности, самоуправлению и таковым себя осознает.
  3. Взрослый, обучающийся уже имеет жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.
  4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
  5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений и навыков, знаний и качеств.
  6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
  7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и – в определенной мере – коррекции.

Исходя из этого, андрагогика определяет все параметры обучения взрослых. Теоретические положения андрагогики составляют основания к тому или иному характеру, особенностям взаимодействия между обучающимся взрослым и обучающим при осуществлении (модели) обучения.             Обучающий в процессе совместной с обучающимися деятельности по организации и реализации обучения получает огромные возможности для эффективной своих реализации умений, знаний, навыков и качеств, для достижения более весомых результатов в своей профессиональной деятельности.

В результате он приобретает более значительный социальный статус, получает общественное признание. Обучающий самоутверждается как личность и как профессионал, обретает уверенность в своих силах и возможностях. Успешная деятельность придает ему новые стимулы для постоянного развития своих познавательных, общественных, профессиональных интересов. То есть современный преподаватель высшего учебного заведения владеет не только компетенциями как педагога, но так и андрагога [11].

Российский учёный профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации А.В. Дресвянников обозначил следующие основные принципы андрагогики и их реализацию в вузе:

  1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения, реализуется через подготовку преподавателя вуза к составлению программ обучения, подбору и тиражированию учебного материала, для неспешного ознакомления с ними студентов и слушателей, что способствует запоминанию терминов, понятий, классификаций, осмыслению процессов и технологий их выполнения.
  2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем организуется включением активных методов обучения, стимулирующих самообучение студентов и слушателей. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта обучающегося в качестве базы обучения.
  3. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью осуществляются посредством выявления педагогом потребности обучающихся, производственных потребностей и соотнесение их с изучаемой дисциплиной.
  4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний, воплощается с помощью воспитательных мероприятий: бесед, убеждений в несостоятельности привычного, демонстрации новых точек зрения, новых перспектив.
  5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, реализуется с учетом социально-психологических характеристик личности, ее деятельности, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода педагогом выявляются характерные особенности индивида: уровень мышления, анализ его профессиональной деятельности, социальный статус и характер взаимоотношений в коллективе.
  6. Принцип элективности обучения осуществляется с помощью предоставления студентам и слушателям свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, оценивания результатов обучения.
  7. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося.
  8. Принцип системности обучения реализуется в соответствии с целью и содержанием обучения его формами, методами, средствами обучения и оценкой результатов.
  9. Принцип актуализации результатов обучения способствует достижению целей усвоения программы наиболее коротким путем и скорейшим использованием знаний на практике.
  10. Принцип развития обучающегося обеспечивает создание условий к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности и в этом смысле обучение взрослых следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей жизни [10].

Андрогогическая учитывает (возрастные, психологические, и др.) обучающихся и их деятельности в обучения, главной (параметром) обучения взрослых ее считают развитие критического, мышления.

Здесь возможны различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание обучения обучающемуся предоставляет посторонний источник; преподаватель, учебник, учебный фильм и другое; управленческие, когда лидеры направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые, когда содержание обучения не определено целиком, а учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и поиск их решения.

В последнем случае обучающиеся сами отбирают и организуют информацию, содержание обучения, необходимый опыт с целью изучить проблемы и найти их решения.        Целью метода является включение обучающегося в мыслительную деятельность, и тогда восприятие содержания и информации происходит в процессе «мышление, изучение проблемы, решение проблемы». Указанные методы обучения адекватны задачам андрагогической модели обучения.

Исходя из названных выше посылок, с учетом выводов и методов обучения авторы описываемой модели обучения называют характерные черты обучения взрослых: 1) неприказной, недирективный характер обучения; 2) ориентация обучения на достижение результатов в решении проблем; 3) постановка проблем и создание необходимых знаний; 4) связь с практикой и проверка с ее помощью полученных результатов обучения; 5) постоянное обсуждение содержания, форм и методов обучения в учебной группе; 6) принятие на себя ответственности за процесс обучения всеми членами группы и преподавателем, без права контроля за обучением каждого члена группы; 7) процесс оценивания результатов обучения с участием всех членов группы; 8) диалог между членами учебной группы.

В русле андрагогической модели обучения (как комплексной деятельности обучающего и обучаемого при осуществлении обучения) это означает умение выслушать каждого члена группы, уважать чужое мнение, чувства, критически воспринимать высказываемые мысли, задавать корректные вопросы и стремиться разделить мнение другого.

Диалог предусматривает: во-первых, равенство между членами учебной группы, откровенность, доверительность, заботливое отношение друг к другу среди членов учебной группы; во-вторых, взаимоуважение, интегрирование мышления и обучения, при котором индивид контролирует свое мышление и обучение (в отличие от ситуации, в которой мышление индивида просто адаптируется к авторитету или опыту других).

С точки зрения андрагогики, взрослые обучающиеся испытывают глубокую потребность в самостоятельности, самоуправлении, они должны играть ведущую, определяющую роль в процессе обучения. Задача преподавателя сводится, в конечном счете к тому, чтобы поощрить и поддержать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему самоуправлению. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимися параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и необходимых им качеств.

С позиций андрагогической модели обучения человек по мере своего роста и развития аккумулирует свой опыт, который может быть использован в качестве источника обучения. Функцией обучающего в данном случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении его наличного опыта. Соответственно основными становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач и др.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что вопрос психологии обучения взрослых остается актуальным на сегодняшний день. Особенности современного взрослого человека, развитие его психических функций, учебно-познавательной мотивации лежат в основе обучения взрослых.

Образование взрослых в настоящее время становится важным направлением педагогической деятельности в вузе, так как оно касается всех лиц, обучающихся по заочной, вечерней, дистанционной формам обучения. Обучение взрослых – трудная задача и для педагогов. Процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека происходят не столь продуктивно, как у ребенка или подростка.

Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные модели входят в противоречие с общими целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого [4-9].

Основное отличие андрагогики от традиционной педагогики в том, что обучаемый становится обучающимся. Перенос акцента требует методологической подготовки преподавателей высшей школы, так как курс «овладения системой знаний» меняется на «активизацию познавательной деятельности студентов». Если раньше задача преподавания состояла в том, чтобы передать информацию (а учащиеся должны были ее усвоить), то функция современного педагога высшей школы, работающего со взрослыми студентами, изменилась.

На первый план, кроме научно-профессиональной подготовки, выдвинулись задачи организации и управления образовательной деятельностью учащихся, формирование их познавательной активности. В связи с чем, меняется подход к получению теоретических знаний. Вместо лекций предусматриваются практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, решение конкретных производственных задач и проблем.

На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний. Материал дается в сравнении. Практические и творческие задания преподаватель снабжает методическими указаниями, которые не только приучают обучаемого действовать по алгоритму, но и всю свою дальнейшую деятельность планировать, разделять на этапы и понимать критерии ее оценивания. То есть речь идет об усовершенствовании технологии обучения взрослых, доминирующее положение в которой занимает обучающийся.

В заключение, констатировать, что теоретические и технологические обучения взрослых в настоящее находятся в России в стадии достаточно стабильного и неуклонного развития.

Андрагогика как учебная дисциплина и специальность в прикладном способствует приобретению умений, знаний, навыков, качеств и ценностных ориентаций, для работы в любой сфере деятельности, в которой взрослые люди.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика их обучаемости. // Советская педагогика, 1969. – № 10. – С. 41-44.
  2. Бирюкова Н.А. Взрослый в системе непрерывного образования: аспект андрагогической поддержки// Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика, 2009. – №4. – С.11-14.
  3. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России, 2012. – № 2. – С. 9-12.
  4. Волков А.А. Системно-структурный подход (синергетический) при рассмотрении самореализации личности. // Прикладная психология и психоанализ [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал, 2015. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 25.02.2016).
  5. Волков А.А. Психологический конфликт как условие развития личности. / Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2014. – № 2 (10). – С.145-159.
  6. Волков А.А. Психологические барьеры личности в ситуации жизненного кризиса. // Северо-Кавказский психологический вестник, 2008. – Т. 6. – № 4. – С. 35-41.
  7. Волков А.А., Волков С.А., Волкова В.М. Темпоральное правосознание как форма индивидуального сознания. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2013. – № 1 (5). – С.245-250.
  8. Волков А.А., Волкова В.М. Современное понимание формирование смысла жизни в индивидуальном развитии. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2013. – № 2 (6). – С. 380-385.
  9. Волков А.А., Волкова В.М. Проблема системного психологического исследования личности. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, 2013. – № 3 (7). – С.159-164.
  10. Дресвянников В.А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых. http://www.elitarium.ru/2007/02/09/andragogika.html.
  11. Змеёв С.И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов. // Научный журнал «Человек и образование», 2014. – № 1(38). – С.8-11.
  12. Лебедева Н.В. Психология обучения взрослых: особенности и содержание Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки», 2014. – № 3. – С. 65-67.
  13. Матухин Д.Л. Психолого-возрастные особенности и основные психологические функции взрослых обучающихся. // Вестник Томского государственного университета, 2008. – № 308. – С.159-160.
  14. Никулина Н.Ю., Зиновьева Т.А. Особенности профессионального обучения взрослых. // Молодой ученый, 2015. – №1. – С. 464-466.

Об авторе

Назаров Игорь Николаевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры андрагогики Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Назаров И.Н. Теоретические и технологические проблемы обучения взрослых. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).