ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Шолкова Н.Н. (г. Ставрополь)

КОНФЛИКТ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. Конфликт гендерных ролей относится к новому исследовательскому направлению, возникающему как ответ на потребность, вызванную факторами социокультурного совершенствования последних десятилетий, таких как, изменение в современном обществе политических, социальных, экономических функций мужчин и женщин; поиск путей к гармонии, взаимопониманию, гендерному балансу, лишенного различного видов дискриминации, насилия и угнетения. В данной статье рассмотрены социально-структурные признаки конфликта гендерных ролей в старшем подростковом возрасте. Сделан обзор основных методологических концептов изучения гендера, а также современных социологических теорий трансформации подростков в гендерном аспекте.

Ключевые слова: подростковый возраст, гендерные роли, гендерный конфликт.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Особую актуальность вопросы гендерных ролей приобрели в ХХ веке, вызывая со стороны общественности постоянные споры. Институционализированные в большинстве обществ патриархальные ценности, противопоставлялись эгалитарным, пропагандирующим в различных сферах жизнедеятельности равенство полов. В настоящее время проблема гендерных ролей не менее значима, несмотря на то, что в западных странах традиционные границы маркирования «женское/мужское» постепенно размываются, приводя к формированию альтернативных идентичностей. Так, проявляется социальное многообразие современности, однако традиционная дихотомия «женское /мужское» своего значения все же не утрачивает.

В целом гендерный подход в науке основан на идее приоритетности социального и культурного значения различий между женщинами и мужчинами. Гендер выступает совокупностью культурных и социальных норм, которые посредством доминирования и власти предписывается выполнять людям в обществе в зависимости от их пола.

Конфликт выступает признаком любой социальной системы. Он неотвратим и неизбежен, и именно поэтому, по мнению А.И. Шипилова и А.Я. Анцупова, рассматриваться он должен, как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт необходимо считать одной из форм нормального человеческого взаимодействия.

Как способ взаимодействия женщин и мужчин конфликт гендерных ролей имеет свои особенности, свой предмет и специфику действия. Определение содержания основных понятий и категорий позволяет раскрыть конфликт гендерных ролей и в результате создать схему анализа, которая включает определенные для особой области социальной деятельности последствия.

Конфликт гендерных ролей в социальной психологии выступает межличностным, вызванным потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей и, реализуемый в профессиональной и семейной сферах. По мнению И.С. Клециной конфликт гендерных ролей относится к социально-психологическим феноменам гендерного содержания, возникающим в процессе взаимодействия субъектов гендерных взаимоотношений и рассматриваются на внутриличностном уровне анализа гендерных отношений.

Конфликтологический подход к анализу гендерных различий предполагает сравнительный социокультурный анализ. Конфликт гендерных ролей выступает социокультурным феноменом общественного развития. Именно в конфликте обнаруживается определенный в современном мире социокультурный способ выражения гендерных противоречий.

Психологические исследования показывают, что «чисто» женской или мужской личности не существует. В индивиде в определенной мере присутствует каждая. Зато существует женское и мужское поведение, которое с ранних лет развивают в ребенке. В раннем детстве закладывается достаточно много моделей поведения.

Гендерные конфликты в старшем подростковом периоде оказывают на формирование личности и ее социализацию значительное влияние. Старший подростковый возраст относится к возрасту самоутверждения среди сверстников, бунта против старших, переживаний и сильных эмоций. Главной особенностью старшего подросткового возраста выступает личностная нестабильность.

Старший подростковый возраст отмечается исключительной эгоистичностью, они считают себя единственными, кто достоин интереса, и в то же время, ни в один из последующих периодов своей жизни, они не способны на такое самопожертвование и преданность.

Главное содержание старшего подросткового возраста заключается в его переходе от детства к взрослости. Такой переход разделяется на два этапа: старший подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Старшие подростки обсуждают жизненно важные темы, занимаются совместной деятельностью, а игры остаются в прошлом.

В начале подросткового возраста возникает желание быть похожим на старших, в психологии это называется чувством взрослости. Дети хотят, чтобы к ним относились как к взрослым. С одной стороны, их желание оправданно, потому что родители действительно начинают в чем-то относиться к ним по-другому, разрешают делать то, чего не дозволялось раньше. Но подросток, c другой стороны, не во всем отвечает предъявляемым к взрослому человеку требованиям, он еще не разработал в себе такие качества, как ответственность, самостоятельность, серьезное отношение к своим обязанностям.

Учеба перестает быть самой важной и главной задачей. По мнению психологов, ведущая деятельность в старшем подростковом возрасте заключается в личностном общении со сверстниками. В это время формируются планы на будущее, происходит жизненное самоопределение подростка. Идет экспериментирование в разных социальных ролях и активный поиск своего «Я». Подросток изменяется сам, пытается понять свои возможности и самого себя. Изменяются предъявляемые к нему другими людьми ожидания и требования. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым ситуациям и условиям, но не всегда происходит это успешно.

У подростков в процессе физиологической перестройки организма и бурного роста может появиться повышенная возбудимость, чувство тревоги, заниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечают эмоциональная неустойчивость, изменчивость настроений, неожиданные переходы от веселья к пессимизму и унынию.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных взглядов личности.

Часто взрослые не учитывают особенностей подросткового возраста, что приводит к конфликтному взаимодействию с ними. У подростков в этот период развивается потребность в самостоятельности, самореализации и отделении от семьи. Они протестуют против строгости и надзирательства взрослых, требуя доверия и внимания к себе, но как к взрослому члену общества. Взрослые же, напротив, все еще рассматривают подростков исключительно как детей, которые обязаны слушаться, в результате чего образуется психологический барьер во взаимодействии подростков и взрослых людей, который в свою очередь ведет к формированию конфликтных форм поведения подростков.

Проблему подростковых конфликтов связывают с психическими новообразованиями, со сложностями перехода из состояния детства к состоянию взрослости.

Из наблюдений за стилями и формами общения мальчиков и девочек, выведено несколько закономерностей, которые можно экстраполировать на поведение взрослых мужчин и женщин:

  • Девочки сконцентрированы больше на важности общения, а мальчики на статусе общения.
  • Для девочек важен сам процесс общения, тогда как для мальчиков – его результат.
  • Мальчики обычно играют в больших группах и не со всеми обращаются как с равными. Они подчеркивают, а не скрывают свой статус, как девочки. В своих группах они обязательно выделяют одного или нескольких лидеров.
  • Фокусируясь на достижении результата, мальчики учатся говорить таким образом, чтобы отстаивать в первую очередь свои интересы.
  • Мир мужчин принимает только свою единственно правильную модель поведения, игнорируя модель поведения женщин.

Агрессивное и конфликтное поведение связано с преобладанием маскулинных черт в личности подростков вне зависимости от пола; и существуют различия в выборе модели поведения в конфликте между подростками с преобладающими маскулинными и фемининными чертами.

Маскулинность и фемининность выступают как категории, обозначающие один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина и женщина, какие качества им приписывают; это совокупность поведенческих и психических свойств и особенностей, присущих мужчинам и женщинам.

Под влиянием модных тенденций и культуры Европы, которая пропагандирует абсолютное равенство полов, мужчины и женщины начинают заниматься новыми для них видами деятельности, которые раньше считались сугубо женскими или мужскими. Мальчики и девочки увлекаются новыми сферами интересов, свойственными противоположному полу и т.д. Данный факт не может не влиять на развитие в них черт характера, присущих противоположному полу.

Повышенная эмоциональность и может служить основой возникновения излишней обидчивости, когда любая критика, будь она обоснованной или нет, может стать причиной активизации агрессивного поведения. Отреагировав агрессивно на какую-либо ситуацию, позже, когда «страсти» утихают, человек начинает испытывать чувство вины за то, что было сказано и сделано в период потери над собой контроля в конфликтном взаимодействии.

Проанализировав психологическую литературу о гендерных конфликтах, способах их разрешения в старшем подростковом возрасте, половых различиях конфликтного поведения, мы узнали, что общение со сверстниками именно в этом возрасте занимает огромное место в жизни старших подростков и может оказывать влияние на его личность, что в конфликтных ситуациях стратегии поведения у девочек и мальчиков имеют свои особенности. В соответствии с этим выделяют следующие основные стратегии поведения: сотрудничество, конкуренция, уклонение, компромисс, приспособление. Однако необходимо помнить, что в конфликте ни одна из приведенных стратегий поведения не является наилучшей – каждая из них в отдельности может привести к положительному результату, когда используется в зависимости от определенных обстоятельств. Человек, который владеет всеми стратегиями и умеет применять их по назначению, в общении и в жизни будет наиболее успешным. Наоборот, если же человек использует преимущественно из этих стратегий только одну или две, то у него могут появляться серьёзные трудности, так как универсального способа реагирования не существует.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

  • старший подростковый возраст выступает одним из главных этапов в становлении и совершенствовании личности человека. Его называют кризисным, так как в структуре самой личности значительные изменения происходят именно в этот период, обусловленные перестройкой раннее сложившихся структур. Как личностная характеристика склонность к конфликтности и агрессивность, в основном формируется у подростков, как форма протеста против контроля и непонимания со стороны взрослых, из-за неудовлетворенности тем, какое в обществе взрослых он занимает положение.
  • в современной ситуации преобладающим психологическим полом выступает андрогинный, обеспечивающий лучшую социальную адаптацию.
  • подростки с преобладанием маскулинных характеристик больше склонны к модели поведения в конфликте типа соперничества, что объясняться может именно наличием в их личности маскулинных признаков. Для них характерны конфликтность, агрессивность, нетерпение к мнению других людей, неуступчивость.
  • подростки, девочки и мальчики, с преобладанием фемининных черт, наоборот, более склонны к поведению типа избегания и приспособления в конфликте, что также может быть связано именно с фемининными характеристиками. Такие личности обидчивы, подозрительны и имеют выраженное чувство вины.

Литература

  1. Васюра С.А. «Гендер» и «гендерный конфликт» в понятийном аппарате психологии. // Социальный мир человека. – 2016. – С. 27-29.
  2. Воеводина Е.В. Гендерный конфликт и современность: равенство или дискриминация? // Социальный конфликт: социетальное, региональное и историческое измерение. – 2017. – С. 20-24.
  3. Козилова Л.В. Ратова И.В., Чвякин В.А. Гендерный конфликт в образовательной среде // Педагогический журнал. – 2016. – № 5А. – С. 326-336.
  4. Прокудина О.О. Внутриличностный гендерный конфликт: причины и разрешение. // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 7 (58). – С. 36-38.
  5. Туринцева Е.А., Решетникова Е.В., Попова В.В. Гендерный конфликт глазами молодежи: биосоциологический аспект. // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 4. – С. 171-184.

 

Об авторе

Шолкова Наталья Николаевна – студентка 3 курса направления подготовки 37.04.01 – Психология, профиль «Социальная психология» Института Дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Шолкова Н.Н. Конфликт гендерных ролей в старшем подростковом возрасте. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).