ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Калмыкова Ю.А. (г. Ставрополь)

РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу роли семьи в воспитании у ребенка с нормой и с ограниченными возможностями здоровья; определены духовно-нравственные ценности семьи и ее роль в формировании личности ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова: воспитание, родительство, семья, ценности, нравственно-духовные ценности, ограниченные возможности здоровья.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Традиции, которые образуются в семье и передаются из поколения в поколение, дают возможность охранять и рождать новые ценности проверенные и утвержденные в культурно-историческом процессе общественных отношений. Роль традиций в семье колоссальная, так как имеют непосредственную связь с духовно-нравственным воспитанием молодого поколения. Именно традиции семьи регулируют и стабилизируют отношения между членами семьи, подготавливают ребенка к жизни в обществе. Главной задачей родителей является воспитание своего ребенка как с нормой, так и с ограниченными возможностями здоровья «настоящим человеком», то есть человеком духовным и высоко нравственным. Ильин И.А. говорил «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине» [1].

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Большое внимание среди великих людей уделялось проблеме семейного воспитания, к таковым можно отнести Тацита, Петрония, Вергилия, Конфуция, Канта, Гегеля, Екатерину Великую, Жан Жака Руссо и многих других.

По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения [3]. Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой [4].

Духовно-нравственное воспитание ребенка испокон веков строилось на основе семейных ценностей. Причем первоосновой считалось единство таких ценностей, как супружество, родительство и родство. В этом триединстве, как писал историк и философ B.C. Соловьев, коренится «нравственное начало народа»: преемственность поколений в воспитательной деятельности, почитание старших, особое внимание к малым, воздание чести дому, труду, приобщение детей к истории семьи и семейным традициям, помогающим подрастающему поколению осознать свою роль наследников отечественных ценностей [2].

Современные глобальные социально-экономические преобразования, обновление общественных отношений неизбежно повлекли за собой изменение нравственных ориентиров, ценностей, всех форм общественного сознания. Поэтому наши современники, особенно молодежь, считают традиционный идеал семьи анахронизмом. При этом упускают из своего внимания те нравственные ключевые принципы семейного взаимодействия, на которых он основывался: любовь, соучастие, верность, взаимопомощь, преданность, почитание родителей, предков.

На современном этапе общественное мнение стало терпимо относиться к распаду традиционного набора семейных ролевых позиций – супружества, родительства, родства, оправдывает и одобряет супружество без детей, родство без наличия братьев и сестер и родительство вне брака, воспитание детей без участия старших родственников и др. А это привело к утратам в области духовно-нравственного воспитания детей. Негативно влияет на качество духовно-нравственного воспитания в семье перестановка акцентов в целях воспитания, признание в обществе принципа первичности интересов индивида по отношению к государству, обществу порождает в семейном воспитании ориентации на индивидуализм, примат личных интересов.

В результате возникает угроза утраты понимания интересов общества, государства, гражданских обязанностей. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок – общество.

Ранее мы говорили о том, что семья обладает потенциалом нравственно-духовного воспитания детей, но на практике все чаще поступают тревожные данные о росте числа детей, бродяжничающих, скитающихся по вокзалам, подвалам, избитых и изувеченных собственными родителями, коротающих свой век в учреждениях для сирот воспитания, которые говорят об обратном. Этому есть объяснение, во-первых, родители не до конца или вовсе не осознают важность и значение духовно-нравственного воспитания детей в семье. Во-вторых, старшее поколение не развивается нравственно и духовно, в связи с чем возникает непонимание, того как и зачем нравственно воспитывать своего ребенка. В-третьих, родители воспитывают своих детей стихийно.

Особо остро стоит вопрос о духовно-нравственном воспитании детей с ОВЗ, рождение ребенка с особыми потребностями меняет весь ход жизни семьи, зачастую родитель испытывают чувство вины, гнева, стыда. Благополучие семьи становиться невозможным. Бывает, что родители отдаляются друг от друга, от знакомых и даже от родственников. Такие семьи более других подвержены конфликту и распаду. Родителям нужно скорее овладеть своими чувствами, смириться и понять: важно то, чторебенок есть, а не то, какой он.

Главная задача – воспитать у своего особенного ребенка уверенность в себе. Если отношение родителей не будет адекватным, то ребенку будет сложно жить. В результате у него может возникнуть комплекс неполноценности, болезненное отношение к своему дефекту. А в дальнейшем, зачастую это приводит к нежеланию общаться, нарушению поведения, изменению нравственных качеств дошкольника.

Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по тем же духовно-нравственным законам, что и все дети, но при этом обладают меньшими возможностями для адаптации к окружающему миру. И если семья дает любовь и заботу, то ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него раскрываются духовно-нравственные качества. Школа доброты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его нравственности и духовности. Конечно, любовь родителей к своему ребенку не должна быть слепой или жалостливой. Настоящая родительская любовь выражается в участии родителей в преодолении реальных проблем ребенка, в переживании не только трудностей, возникающих у ребенка, но и радостей от его успехов и маленьких побед, в сочетании доброго отношения с требовательностью к ребенку.

Любящие родители учат ребенка принимать себя таким, какой он есть, развивают правильное отношение к своей болезни и к своим возможностям, воспитывают волевые качества в ребенке, стараются вырастить из него равноправного члена семьи с посильным участием в ее делах и заботах. Семья должна подготовить ребенка с проблемами в развитии жить в обществе.

В тоже время современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, обладающие педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, оказывают родителям в этом помощь и поддержку.

Проведя теоретический анализ литературных источников можно говорить о том, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши родители настолько будут духовно-нравственно развиты их дети, и в целом нравственное здоровье нашего общества.

Литература

  1. Ильин И.А. Душа ребёнка. // Очаг. – 1993. – №9. – С. 89-95.
  2. Прилепко Ю.В., Захарченко Ю.А. Психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с аутистическими расстройствами. // Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции. – Ставрополь, СКФУ. – 2017. – С. 189-193.
  3. Соловьев В.С. Собрание сочинений. – Т. 10. / Под ред. и с примеч. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 1914. – 527 с.
  4. Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. // Мудрость родительской любви. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 304 с.
  5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Знание, 1978. – 96 с.

Об авторе

Калмыкова Юлия Алексеевнастудентка 1 курса направления подготовки 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Научный руководитель – Прилепко Юлия Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Калмыкова Ю.А. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2018. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).