ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Козловская Г.Ю. (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации комплекса социального, психолого-педагогического, образовательного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья с использованием ресурсов электронной образовательной среды вуза. Рассмотрены цели, содержание, средства реализации основных направлений тьюторской поддержки студентов с ОВЗ, а также условия эффективности тьюторинга в онлайн-режиме.

Ключевые слова: тьторское сопровождение, онлайн-тьюторинг, обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный образовательный маршрут, электронная образовательная среда.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Индивидуализация образовательной траектории студента – один из ключевых инструментов обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ). Это связано с тем, что, во-первых, образование каждого ученика должно строиться в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями. Во-вторых, доступность качественного образования в контексте различных глобальных вызовов, таких как эпидемиологические и техногенные проблемы, приобретает разное ценностное содержание. Построение индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) (ИОТ) с помощью цифровых технологий и инклюзивной электронной образовательной среды (ИЭОР) в настоящее время реализуется в масштабе всей национальной системы образования, на всех ее уровнях и применительно к разному контингенту обучающихся.

Развитие ученика может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача учителя – предложить ученику ряд возможностей и помочь ему сделать выбор [3].

Выбор той или иной ИОТ определяется комплексом факторов:

  • особенности, интересы и потребности самого человека и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • возможности удовлетворить образовательные потребности одаренного человека;
  • ресурсные возможности.

Круг основных проблем студентов с ОВЗ и инвалидностью позволяет выявить актуальные аспекты оптимизации высшего инклюзивного образования с использованием цифровых технологий и ДОT. К таким вопросам относится онлайн-обучение студентов с ограниченными возможностями и физическими недостатками.

Психолого-педагогическое сопровождение понимается как системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи субъектам образования.

Основными целями психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения в системе общего образования являются содействие учащимся в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения и обеспечение психологического комфорта для всех субъектов дистанционного обучения. Б.В. Айсмонтас выделяет следующие направления онлайн-тьюторинга студентов с ОВЗ и инвалидностью:

Аналитико-диагностическое, включающее 1) диагностику индивидуальных особенностей обучающихся, уровня и специфики развития психических познавательных процессов; 2) выявление индивидуального стиля познавательной деятельности с использованием психодиагностического инструментария; 3) мониторинг дистанционных курсов и взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Просветительское направление включает проведение специалистами мероприятий, позволяющих повысить грамотность участников дистанционного обучения.

 Консультативное – консультационная поддержка участников образовательного процесса: педагогов по вопросам взаимодействия с различными группами обучающихся, их индивидуально-психологических особенностей, соблюдения норм сетевого этикета; родителей по вопросам организации учебного пространства, развития познавательных процессов, формирования положительной мотивации к обучению; обучающихся по вопросам мотивации, самооценки, самоорганизации и пр. [2]

Методическое взаимодействие с разработчиками курсов и сетевыми педагогами по вопросам конструирования психологического компонента курсов.

Указанные направления психолого-педагогического сопровождения реализуются с использованием разнообразных средств, среди которых:

– психологическое интернет-тестирование (с целью выявления индивидуальных особенностей обучающихся, специфики развития познавательных процессов, уровня мотивации и пр.);

– психологические тренинги со всеми участниками образовательного процесса (с целью формирования необходимых знаний, умений и навыков, развития личностных и профессионально-важных качеств, навыков самоорганизации и пр.);

– дискуссии (позволяющие обсудить проблемные вопросы, произвести обмен опытом, сформировать необходимые знания и навыки);

– мастер-классы (с целью передачи профессионального опыта);

– консультирование (индивидуально или в группах по различным вопросам профессионального, учебного и личного характера в виде телеконференций, чатов для минигрупп, конференций в режиме реального времени) в режимах онлайн и офлайн.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения во многом определяется уровнем профессиональных и коммуникативных способностей психологов, оказывающих поддержку студентов [4].

 Применительно к реализации тьюторской поддержки в Интернет-пространстве можно отнести средства коммуникации: электронную почту, мессенджеры (системы обмена мгновенными сообщениями) в социальных сетях, сети обмена данными, файлообменники, сервисы Google Docs, а также интернет-ресурсы с возможностью видеосвязи, например, Skype. Эти средства составляют платформу дистанционной тьюторской поддержки, так как на их основе в процессе работы тьюторанты и тьютор могут использовать любые интернет-ресурсы и сервисы, что позволяет разнообразить содержание и обеспечить эффективность тьюторской деятельности.

Примером виртуальной тьторской поддержки может выступать группа в социальной сети «ВКонтакте», средствами которой осуществляется онлайн-тьюторство. В данной группе регулярно размещается такой контент, который позволяет обеспечить не только информационные потребности тьюторантов, но и коммуникацию, рефлексию, регулярную поддержку. Среди данных ресурсов содержатся следующие профессионально-образовательные предложения и возможности:

  • учебные программы бакалавриата, магистратуры, программы повышения квалификации различных образовательных учреждений;
  • информация о курсах повышения квалификации, тренингах, мастер-классах;
  • информация о возможностях трудоустройства, актуальные, подходящие студентам, вакансии;
  • информационные ресурсы Интернет-пространства (мультимедиа-файлы, литература, тесты, объявления о конкурсах, педагогических олимпиадах и т.д.), направленные на повышение уровня профессиональной самоактуализации тьюторантов;
  • сведения о текущих мероприятиях (конференции, семинары, круглые столы, форумы, выставки и т.д.);
  • онлайн-беседы, интервью с потенциальными работодателями, профессионалами-представителями сферы по выбранному направлению;
  • информационные материалы об известных людях, добившихся весомого успеха в интересующих тьюторантов профессиональных сферах;
  • материалы профессионального содержания, которые могут быть полезны и в учебной, научно-исследовательской деятельности тьюторантов.

В реализацию тьюторской поддержки студентов могут быть включены следующие тьюторские технологии: тьюторская поддержка учебно-профессиональных интересов; проектная и исследовательская технологии; технологии групповых и индивидуальных консультаций; технология портфолио; технология майндмэппинга; информационно-коммуникационные технологии [1].

Таким образом, резюмируя вышеуказанные положения, можно утверждать, что формат реализации тьюторской поддержки через онлайн-сообщество в социальной сети позволяет оптимально использовать Интернет-технологии и интегрировать в себе информационные, образовательные, практические возможности различных сервисов, одновременно с тем оказывая большое влияние на развитие профессиональной самоактуализации студентов вуза.

Литература

  1. Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И. Интернет-технологии в образовании: учебно-методическое пособие // Ч.3. – Тамбов: Изд. ТГТУ, 2002. – 115 с. URL : https://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2002/abaluev.pdf.
  2. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. – 2017. – Том 22. – №1. – С. 71-80. – URL: doi:10.17759/pse.2017220109
  3. Одинцова М.А., Александрова Л.А., Кузьмина Е.И., Лазарева В.М. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Том 11. – № 3. – С. 114-127. – URL: doi:10.17759/psyedu.2019110310
  4. Соловьева О.В., Аникеева Ю.В. Развитие коммуникативных способностей студентов-психологов в процессе учебной деятельности. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 3 (10). – С. 201-204.

Об авторе

Козловская Галина Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Козловская Г.Ю. Психолого-педагогическая онлайн-поддержка студентов с ограниченными возможностями в процессе дистанционного обучения . [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).