ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Мишина М.М. (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ РЕАКЦИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В СЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме выявления динамики развития стрессоустойчивости студентов колледжа от 1 к 4 курсу, которая происходит в процессе подготовки и сдачи экзаменов и часто сопровождается негативными эмоциями. При правильной организации педагогического процесса учебная деятельность может быть средством самоутверждения, повышающим личную самооценку, проявляться как эустресс. Между тем, следует признать, что тревожные переживания студентов во время подготовки и сдачи экзаменов сопровождаются дистрессом, усугубляющим стрессовые реакции. Во время экзаменационной сессии студенты колледжа сталкиваются с набором синергетических факторов, которые ведут к усилению стрессовых реакций. Методы коррекции психоэмоционального состояния позволяют студенту сохранять стрессоустойчивость в соответствии с индивидуальным психологическим психотипом. Стрессоустойчивость студента колледжа развивается при наличии психологической подготовки.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, студенты колледжа, тревожность, самочувствие, активность, настроение.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Современные научные знания демонстрируют растущий интерес к проблеме психологического стресса и проявлений стрессовых реакций. Этот интерес отражен в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное место и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

На современном этапе развития общества наблюдается тенденция к росту стрессовых расстройств у студентов [1; 5; 6]. При поступлении в колледж, происходит перестройка студентов в логике новых социальных условий, что вызывает сначала их активную мобилизацию, а затем истощение физических ресурсов, особенно в первые годы обучения. В первый год происходит изменение социальной роли студента, корректировка потребностей и системы ценностей [2; 3; 4]. Существует необходимость более гибко регулировать их поведение, приспосабливаясь к более строгим требованиям высшего и среднего профессионального образования, устанавливать отношения в студенческом коллективе.

В современных условиях обучение в учебных заведениях можно отнести к определенному виду деятельности, связанному с высоким уровнем психического и физического напряжения, который чрезвычайно возрастает в течение сессионного периода (необходимость осваивать новый материал в короткие сроки, строгий контроль и регулирование режима) [5].

Следовательно, проблема заключается в том, что студенты испытывают заметное влияние стресса в течение всего сессионного периода, что создает угрозу их психологическому здоровью и способствует демотивации обучения, снижая уровень самореализации и успеваемости.

Несмотря на большое количество экспериментальных, эмпирических и теоретических исследований психологического стресса и стрессовых реакций, концептуальное развитие этого понятия в современной литературе все еще остается недостаточно развитым.

Цель исследования: изучение особенностей проявления стрессовых реакций у студентов колледжа первого и четвертых курсов в сессионный период.

Объект исследования – студенты первого и четвертых курсов колледжа, как субъект стрессовых реакций.

Предмет исследования – проявление стрессовых реакций у студентов колледжа первого и четвертого курсов в сессионный период.

Задачи исследования:

  • изучить психологическую литературу, касающуюся проблемы исследования;
  • исследовать особенности проявления стрессовых реакций у студентов в сессионный период;
  • провести эмпирическое исследование с целью проверки гипотезы и провести сравнительно-сопоставительный анализ у двух групп респондентов.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что студенты первого курса в сессионный период более подвержены стрессовым реакциям, чем студенты четвертого курса.

Частные гипотезы:

  • У студентов первого курса тревожность выше, чем у студентов четвертого курса.
  • Общее эмоциональное состояние у студентов, первого курса ниже, чем у студентов четвертого курса.
  • Студенты первого курса менее стрессоустойчивы, чем студенты четвертого курса.

Методы исследования:

  1. Тест на учебный стресс (Ю.В. Щербатых).
  2. Тест на самооценку тревожности (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин).
  3. Опросник САН (И.М. Сеченов, В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников).

Эмпирическая база исследования. В данном исследовании приняло участие 40 студентов колледжа: 20 студентов 4 курса и 20 человек с 1 курса, обучающиеся, на очной и очно-заочной формам в Кольчугинском политехническом колледже в г. Кольчугино.

Были исследованы две группы респондентов: 1. Студенты первого курса в количестве 20 человек; 2. Студенты четвертого курса в количестве 20 человек.

В ходе диагностики общего эмоционального состояния, мы выяснили что, у студента 1-го курса существуют следующие проблемы: чувство беспокойства, снижение памяти, плохой сон и временная нетрудоспособность, общая слабость. Студент 4-го курса более уверен в себе и своих возможностях, трудоспособен и серьезен. Характеризуется адекватными реакциями на окружающую действительность.

В процессе исследования были выявлены различия на статистически значимом уровне по активности, настроению, самочувствию. Студенты в сессионный период испытывают большие нагрузки, что сопровождается усталостью. По мере нарастания усталости соотношение между активностью, настроением и самочувствием изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Анализ результатов исследования по методике диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина выявил высокую ситуативную тревожность студентов 1 курса (n=20). Главной особенностью большинства первокурсников является высокая тревожность при эмоциональной неустойчивости. Низкая ситуативная тревожность четверокурсников (n=20) свидетельствует об отсутствии напряжения и беспокойства у студентов колледжа. Различий в толерантности к стрессу обнаружено не было. Интроверты и экстраверты не отличаются проявлением стрессоустойчивости в течение сессионного периода.

В процессе эмпирического исследования общей картины переносимости сессионных нагрузок среди студентов и характера проявлений стрессовых реакций в экзаменационный период, выявлено наличие ряда стрессовых факторов для студентов первого курса (отсутствие навыков поведения первокурсников в вузе: неумение правильно организовать режим дня, ограниченные финансы, большая учебная нагрузка, «строгие преподаватели»). Кроме того, имеют место объективные причины самоорганизации первокурсников: застенчивость, нерегулярное питание, влияющие на эмоциональное состояние.

Психологический анализ количественной и качественной обработки результатов исследования феномена стрессоустойчивости студентов колледжа 1 и 4 курсов (n=20; n=20) выявил различия в показателях самочувствия, активности и настроения, а также наличия тревожности. Для нахождения статистически значимых различий результатов исследования стрессоустойчивости в 2-х независимых выборках были использованы: непараметрический критерий U-критерия Манна-Уитни; φ*-критерий угловое преобразование Фишера.

Были сформулированы следующие гипотезы:

По шкале «самочувствие»:

Н0 – Уровень самочувствия у студентов 1-го курса не ниже уровня самочувствия, студентов 4-го курса.

На – Уровень самочувствия у студентов 1-го курса ниже уровня самочувствия, студентов 4-го курса.

  1. По шкале «активность»:

Н0 – Уровень активности у студентов 1-го курса не ниже уровня активности, студентов 4-го курса.

Н1 – Уровень активности у студентов 1-го курса ниже уровня активности, студентов 4-го курса.

  1. По шкале «настроение»:

Н0 – Уровень настроения у студентов 1-го курса не ниже уровня самочувствия, студентов 4-го курса.

Н1 – Уровень настроения у студентов 1-го курса ниже уровня настроения, студентов 4-го курса.

Описание и анализ полученных в исследовании результатов представлены в таблице.

Таблица Сопоставление групп студентов 1 (n=20) и 4 (n=20) курсов (по опроснику САН) 

Показатель

Uэмп

Гипотеза

Уровень значимости

Самочувствие

90

Н0

Н1

p ≤ 0,01

Активность

45

Н0

Н1

p ≤ 0,01

Настроение

97

Н0

Н1

p ≤ 0,01

Из таблицы видно, что все параметры находятся выше критического значения, поэтому рассмотренные выборки значимо различаются по показателям самочувствия, активности, настроения. Студенты в сессионный период испытываю большие нагрузки, что может стать развитием усталости. По мере нарастания усталости соотношение между показателями изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением. Исследования особенностей проявления стрессовых реакции в сессионный период подтверждают гипотезу, что студенты первого курса в сессионный период более подвержены стрессовым реакциям, чем студенты четвертого курса.

Результаты, полученные путем расчета критерия показателя Фишера, показали, что у студентов 1-го курса тревожность выше, чем у студентов 4-го курса. Это обусловлено тем, что студенты четвертого курса, уже сталкивались со стрессовыми учебными ситуациями и, соответственно имеют опыт переживания стресса с помощью тактики выбора собственных стратегий.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что опираясь на классические исследования стрессоустойчивости, мы рассматриваем конкретные вопросы влияния стресса на успеваемость и работоспособность студентов колледжа.

На основе результатов эмпирического исследования была разработана пошаговая психолого-педагогическая программа, которая позволила снизить проявление стрессовых реакций у студентов 1 и 4 курсов в сессионный период. Данная программа была успешно апробирована, и были даны рекомендации для студентов по психологической подготовке к экзаменам. Студентам колледжа было рекомендовано применять в сессионный период две группы методик: аутогенную тренировку с целью расслабления и методики, направленные на мобилизацию деятельности.

В целом, учитывая разнообразие существующих методов снижения эмоционального напряжения, необходимо повышать эффективность их применения с учетом индивидуального подхода к развитию личности. Выбор адекватного метода воздействия на личность по повышению стрессоустойчивости зависит как от психолога, так и от самого студента.

Литература

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ 2001. – 200 с.
  2. Мишина М.М. Психолого-педагогические технологии развития интеллектуальной деятельности личности // Вестник МГОУ. – 2015. – № 2. – С. 43-46.
  3. Мишина М.М. Специфика формирования стрессоустойчивости сотрудников МВД //Акмеология. – 2015. – № 3. – С. – 119-121.
  4. Мишина М.М., Равилова М.В. Вклад когнитивного стиля в процесс учебной деятельности // Акмеология. – 2018. – № 3 (67). – С. 50-51.
  5. Соловьева О.В. Интегральная диагностика и коррекция стресса слушателей профессиональной переподготовки программы «Психология». // Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – С. 25-30
  6. Shabelnikov V.K., Mishina M.M., Kriger E.E., Mishina E.I. The psychological concept of the formation of mental actions in the structure of individual's intellectual activity // Психологическая концепция формирования умственных действий в структуре интеллектуальной деятельности личности // world science – № 4(32) – vol.8, april 2018. – С. 8-18.

Об авторе

Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и методологии образования института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Мишина М.М. Особенности проявления стрессовых реакций у студентов колледжа в сессионный период.  [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2023. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).