ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА: ИХ РОЛЬ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

 

УДК 159.923

English version: 

Аннотация. Статья представляет аналитический обзор подходов к проблеме ценностных ориентаций личности. Показана сложность определения сущности феномена «ценность» связанная с его многозначностью и его объективными особенностями. Описано место ценностей в структуре личности каждого конкретного субъекта. Показан процесс трансформации социальных ценностей в личностные. Подчеркнуто, что ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностная проблематика, система устойчивых ценностных ориентаций личности

Об авторе

Ссылка для цитирования

Одним из наиболее важных объектов исследований в философии, аксиологии, социологии, педагогике и психологии на всех этапах их становления и развития являлись ценности и ценностные ориентации личности. Осмысление теоретического фундамента проблемы ценностей человеческого бытия на современном этапе выводится на первый план научного познания. Изучение этой категории по­зволяет решить методологическую проблему по соотнесению в единую систему психолого-педагогических понятий, характеризующих поведение человека в конкретных социально-психологических ситуациях, в определенных общест­венно-исторических условиях.

В ряду общепризнанных отечественных и зарубежных исследований посвященных ценностным ориентациям, находятся работы С.Ф. Анисимова, Л.Н. Антигловой, В.Ф. Анурина, Г.Л. Будинайте, Т.М. Буянас, В.А. Василенко, Е.Н. Винарской, У.А. Винокуровой, Е.И. Головахи, Л.Г. Десфонтенса, А.Г. Здравомыслова, О.В, Зиневича, Н.И. Ивановой, И.Ф. Клименко, О. М. Красноярцевой, Н.И. Лапина, Н.И. Непомнящей, В.Б. Ольшанского, А.В. Серого, Э.Н. Фаустовой, Н.Б. Шмелевой, В.Э Чудновского, М.С. Яницкого, Л. Кольберга, Дж. Ловингера, А. Маслоу, Э. Фромма и др.

Несмотря на широкую представленность работ, посвященных изучению ценностных ориентаций личности сегодня нет какой-то единой теории, способной дать исчерпывающее представление о данной проблеме.

Понятие «ценностной ориентации» в цикле общественных наук соотно­сится с категорией «ценность». Изучение особенностей формирования ценно­стных ориентаций ученые рассматривают как результат освоения человеком явлений окружающей действительности с точки зрения их ценности, и в зави­симости от того, на какие конкретные ценности ориентируется личность, вы­страивается иерархия ценностных ориентаций. В связи с этим, мы считаем це­лесообразным обратиться первоначально к рассмотрению категории «ценность».

Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций понятия «ценность», в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы.

Вопросы о том, что считать ценностью, занимали еще философов древно­сти (Аристотель, Диоген Лаэртский, И. Кант и др.). Термин «ценность» активно употребляется представителями общест­венных наук с 60-х гг. XIX в., а в первое десятилетие XX в. возникает теория ценности - аксиология, в рамках которой обозначился ряд различных философ­ских школ.

У истоков разработки понятия «ценность» в отечественной философии стоял В.П. Тугаринов. Он акцентирует внимание на способности вещей, явлений, идей выступать средством удовлетворения потребностей и ин­тересов людей, служить общественному прогрессу и всестороннему развитию личности. «Ценности это предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) людям ... и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [10]. Тугаринов В.П. хорошо раскрыл понятие «ценностное отношение». Он писал: «В подходе людей к окружающим их явлениям природы и общественной жизни следует различать две непрерывно свя­занные стороны: теоретическую и практическую, изучение явления, как оно существует само по себе и практическое к нему отношение. В первом случае человек ставит перед собой вопрос: что представляет собой данное явление, как его объяснить, каковы его причины и основания. Во втором случае он спрашивает, как отнестись к этому явлению, как его (в конечном счете) использовать, если оно полезно, или устранить, если оно вредно. Необходимым моментом перехода от теоретического к практическому отношению является ценностное от­ношение к предмету, отнесение его к ценностям или отказ ему в достоинстве ценности» [10]. Такой подход к по­ниманию ценности является наиболее распространенным.

Близкой к нему является точка зрения ученых, которые делают упор на значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности социаль­ных субъектов, их потребностей и интересов. Так, В.А. Василенко писал: «Ценность есть не что иное, как момент значения какого-нибудь явления, вещи, поступка, вообще сущего для жизнедеятельности определенного человека, класса, общества; роль этого су­щего в их жизни» [2]. По поводу трактовки термина «значимость» большинство ученых считает, что ценности выражают положи­тельную или отрицательную значимость предметов и явлений для жизнедея­тельности субъекта (Брожик В., Василенко В.А., Дробницкий О.Г., Каган М.С., Ручка А.А. и др.).

Учитывая субъективность отражения в сознании чело­века при оценке предметов О.Г. Дробницкий отмечал: «…люди оценивают предметы как ценности, то есть создают себе представления об их достоинстве» [3]. Философ делает акцент на субъектно-объектных отношениях, возникающих при этом, и берет это за основу при классификации ценностей.

Ценности рассматриваются и в связи с возможностью реали­зации сущностных сил человека, нравственного совершенствования, личност­ного развития. Так, А.И. Шемшурина считает, что ценность - «одно из ключе­вых нравственно ориентированных понятий, воплощающих в себе совокуп­ность общечеловеческих значимых нравственных категорий, выступающих в ка­честве эталонов должного» [11].

Введение понятия «ценности» в социологии У.Л. Колб связывает с именами американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого. Он пишет, что для них ценностью является любой предмет, обладающий подающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки являются субъективной ориентацией членов группы по от­ношению к ценностям. В целом в социологии ценностями считают элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции. «Если философия трактует ценности как результат или способ непо­средственного отношения человека к миру, - пишет Т.Б. Любимова, - то социо­логия вновь ставит между человеком и миром посредников; в предмете социо­логии такими посредниками являются социальная система и культура» [6].

Ценностная проблематика рассматривается и в педагогической литера­туре. Здесь активно используется категори­альный аппарат аксиологии. Так, Н.Е. Щуркова считает, что ценностное отношение - это устойчивая избирательно предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека. Интерес Н.Е. Щурковой к вопросам воспитания ценностей обозна­чился в «Программе воспитания школьников», в которой автор рассматривает ценностно-ориентационную деятельность личности как одну из составляющих процесса воспитания и считает, что она должна быть направлена «на рацио­нальное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осоз­нание личностной причастности миру во всех его проявлениях, поднимающей школьника на уровень субъекта формируемых отношений» [12].

Вопросы воспитания ценностей намечены в работах Л.Я. Гозмана, счи­тавшего, что «ценностный аспект становится основой нравственной, экологиче­ской, политической и других компонентов культуры личности». Рас­сматривая пути формирования нравственного облика личности, Л.Я. Гозман пишет, что право другого человека на собственную уникальность, на физическую и духовную самобытность, на другое мнение и собственные оценки, если это право осознается с детства каждым, становится ценностью, позволяющей раз­виваться и отдельным людям, и обществу в целом.

В общей психологии ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп. Так, С.Л. Рубинштейн писал, что наличие ценностей есть выражение не без­различия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различ­ных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни.

Ценностные ориентации включены в структуру личности. Их система определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям и к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Значение различных предметов и явлений, межличностных отношений выступает как мощный стимул поведения личности, поэтому оценочная дея­тельность индивида определяет особый вид отношения, называемое «ценностным отношением».

В.И. Мясищев, разработавший теорию «отношений», считал: «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целост­ную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». Он также указывал: «Отношения отдельных людей определены обобщен­ными отношениями, которые выражаются и отражаются в отдельных поступках и во всей деятельности человека. Отдельный человек как общественный про­дукт является тем самым продуктом общественных отношений» [7].

Д.А. Леонтьев констатировал, что выступая автономными по отношению к потребностям (по психологическим законам, формированию и феноменологии) источниками смыслообразования, общественные отношения «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, «освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности» [5].

Все предметы природы обладают как бы двойным бытием - природным, вещественным и ценностным, аксиогенным. Отсюда и различные подходы к их освоению. Если при научно-теоретическом освоении объект рассматривается таковым, каков он вне и независимо от сознания субъекта, то при ценностном освоении - каково его значение для удовлетворения потребностей и интересов человека.

Для ряда отечественных авторов характерно отнесение ценности к сфере должного, которое выступает в качестве нормы, цели, идеала, но в реальной жизни. По О.М. Бакурадзе, «суждение «ценности» имеет телеологический характер, т.е. указывает на состояние, определенное целью. Ценность не то, что есть, а то, что должно быть». Близки к названной также позиция И.С. Барского, который отмечает, что «ценности - это главным образом идеалы общественной жизни, а на этой основе и личной деятельности»; В.М. Розин понимает под ценностью самостоятельный по отношению к отдельному субъекту инвариант оценочного опыта, объективированный в искусственных формах специфической предметности.

Ряд авторов (Головных Г.Я., Нарский И.С. и др.) разграничивают ценности-цели и ценности-средства. На наш взгляд, такой подход продуктивен при исследовании иерархии ценностей, определении критериев, однако такое деление весьма условно, так как одна и та же ценность может быть и целью, и средством, выступать и побудителем и критерием деятельности.

Думается, что было бы ошибкой существующие подходы разделять на верные и неверные. Речь идет о различных описаниях ценностной ситуации в рамках единой теории ценностей, об углубленном изучении какой-либо стороны ценностной проблематики, и каждый из подходов имеет право на существование и развитие.

Мы придерживаемся той точки зрения, что значимость того или иного объекта, его сторон существует независимо от сознания человека, но до оценки, до осознания объекта субъект «не знает» о его ценности. Появление же способа, критерия оценки не создает ценность, но обнаруживает ее, то есть критерии оценки выполняют служебную роль и являются продуктом общественного развития.

Процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» - социальную группу, являющуюся «ретранслятором» ценностей общества» (Арутюнян Э.А.). С одной стороны, она является опосредующим звеном включения субъекта в коллективную деятельность, в процесс усвоения и реализации ценностей конкретного общества, т.е. обеспечивает функции регуляции социального поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества и функционирования социальных групп (Буева Л.П., Погосян Г.А. и др.). С другой стороны, она открывает для субъекта возможности социального развития (Донцов А.И., Арутюнян Э.А. и др.) или, по крайней мере, социальной адаптации, - например, защитного отождествления с группой, что особенно актуально в условиях социального кризиса (Ядов В.А.).

Механизмом личностного освоения групповых ценностей является социальная идентификация как процесс становления социальной идентичности личности, что не сводимо к групповой (ролевой) идентичности (Качанов Ю.Л., Шматко Н.А.). Социальная идентичность - один из механизмов субъективно-личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования устойчивой системы личностных смыслов, устойчивой структуры отношений с миром (Леонтьев Д.А.).

Ценность как свойство предмета или явления присуща ему не от природы, не в силу внутренней структуры объекта, а потому, что он является носителем определенных социальных отношений, будучи вовлеченным в сферу общественного бытия человека. Однако же, данная предмету или явлению конкретным индивидом, она индивидуальна, а потому оценок одного и того же объекта может быть столько, сколько существует оценивающих субъектов. Реальной основой их разнообразия являются индивидуальные особенности оценивающего субъекта, специфика его потребностей и интересов. В то же время оценка является отражением объективной реальности. На этой основе повторяющиеся оценки создают нормы и принципы какого-либо социокультурного образования (групп, общества в целом), которые представляют собой устойчивые оценки в их воздействии на поведение человека. Они имеют огромный «личностный смысл» для субъекта (Леонтьев Д.А.).

Проведенный анализ понятия ценностей подводит нас к рассмотрению понятия ценностных ориентаций. В силу того, что ценностные ориентации являлись предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, теоретические представления о них крайне многозначны. Под ценностными ориентациями понимаются: «цели, стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм» (Ольшанский В.Б.), установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» (Здравомыслов А.Г., Ядов В.А.), «конкретное отношение к окружающей среде» (Водзинская В.В.), «нравственность личности» (Зотова О.И., Бобнева М.И., «детерминанты принятия решения» (Жуков Ю.М.), «сложные обобщенные системы ценностных представлений» (Попов С.И., Моин В.Б., Ручка А.А.), «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» (Алексеева В.Г.).

В отечественной социальной психологии одним из первых к исследова­нию данной категории обратился В.Б. Ольшанский, который понимал под цен­ностной ориентацией цели, стремления и жизненные идеалы, рассматривая ее в виде системы определенных норм, принятых в групповом сознании. По мнению В.Б. Ольшанского, на индивидуальную систему ценностей определенно влияет групповое сознание: «Индивидуальные отклонения от системы ценностей группы отражаются в поведении индивида. Это определяет отношение к нему в коллективе, которое в данном случае выступает как фактор группового контро­ля. Это отношение, однако, может выступать и как детерминант, в соответствии, с которым человек меняет свою ценностную ориентацию» [8].

А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов рассматривали ценностные ориентации как важнейший компонент структуры личности, определяющий ее поведение и отношение, в частности, к труду. По их мнению, ценностными ориентациями следует считать «установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компо­нент структуры личности, который представляет собой некоторую ось созна­ния вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения, которой решаются многие жизненные вопросы».

А.Г. Здравомыслов сделал следующую корректировку в понимании дан­ной категории: «Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей сово­купностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устояв­шихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, обеспечи­вающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведе­ния и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуслов­ливающим мотивацию действий и поступков личности» [4]. И далее В.А. Ядов: «Основным содержанием ценностных ориентации личности выступают ее по­литические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения» [13].

Таким образом, большинство исследователей признает, что ценностные ориентации являются одним из центральных личностных образований, по­скольку выражают сознательное отношение человека к социальной действи­тельности (Алексеева В.Г., Ананьев Б.Г., Жуков Ю.М., Кон И. С., Шорохова Е.В., Ядов В.А. и др.). Это значит, что ценностные ориентации обусловливают направленность личности: «Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации» (Ананьев Б.Г. [1]).

Ценностные ориентации - это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. Ценностные ориентации не всегда реализуются в деятельности непосредственно, управляя общим, «стратегическим» подходом к содержанию деятельности, формам поведения личности, представляя собою опорные критерии принятия личностью жизненно важных решений. От установок их отличает, прежде всего, уровень обобщенности объекта диспозиции. Ценностные ориентации разворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, являются образованием идейно-целевого плана, генеральной линией жизни человека. Свое проявление они находят в вербализованных программах и реальном поведении людей.

Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О социально-политической позиции, о духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.

Понятие ценностной ориентации личности возникает для объяснения социально-значимого поведения. Но вопрос об истоках данного понятия не решается однозначно среди психологов. По мнению ряда авторов (Колб У.Л. Беккер Г., Босков А.,) история категории «ценностная ориентация тождественная истории «аттитюда» (социальных установок). Любимова Т.Б. и Попов С.И. связывают введение понятия «ценностной ориентации» в социально-психологические науки с теорией Т. Парсона. Термин «ценностные ориентации» вводится Парсоном в теории действия непосредственно вслед за основными понятиями ориентации, ситуации и деятеля. Аналитически ориентация деятеля на ситуацию разделяется на две категории: мотивационная ориентация и ценностная. Если мотивационные ориентации, состоящие из восприятий, желаний, планов, представляют собой ориентации непосредственно на ситуации, то «ценностные ориентации - это уже ориентации на сами способы ориентации. Ценностные ориентации обращены на выполнение норм, стандартов, на критерии отбора» [9].

Ценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека. Характер этой связи двусторонний. С одной стороны, ценностные ориентации формируются уже на базе сложившихся потребностей человека, с другой - усвоение тех или иных ценностей социальной среды может стать базисом для формирования новых потребностей.

Потребности, представляя собой форму непосредственных жизненных отношений субъекта с миром, отражают динамику актуальных требований ситуации взаимодействия с миром, они побуждают, толкают человека к их реализации через осуществление соответствующей деятельности, направленной на насыщение и дезактуализацию потребности. Личностные ценности же представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании они практически не зависят от ситуативных факторов, являются стабильными, не насыщаемыми, а только задающими векторы жизнедеятельности субъекта. Они лежат во «внешней», над личностной реальности и выражают принадлежность индивида к социуму, имеющему свой путь и определенные цели существования и развития.

Одной из наиболее интересных в психологии и привлекающих внимание исследователей самых разных школ и направлений является проблема личностных смыслов, их образования, взаимодействия между собой. Обращаясь к смыслообразующим структурам более высокого иерархического ранга - личностным ценностям, В.В. Столин включает эмоционально-ценностное отношение в план самосознания личности. Смысловые образования существуют не только в осознаваемой, но часто и в неосознаваемой форме, образуют, по выражению Л.С. Выготского, «утаенный» план сознания. Уяснение человеком смысла того или иного отношения к миру не дается ему прямо и автоматически, а требует сложной и специфической внутренней деятельности, оценивания своей жизни, решения особой «задачи на смысл», возникающей только на известной ступени развития сознания (Леонтьев А.Н.).

Если А.Н. Леонтьев в своей теории использует понятие «личностный смысл» как сходное с понятием «установка» Д.Н. Узнадзе, или «диспозиция» В.А. Ядова, то Л.И. Божович выдвинула положение о том, что системообразующим признаком структуры личности выступает «внутренняя позиция личности», иначе ее направленность, являющаяся главным образом эмоциональным феноменом. Б.Д. Парыгин разработал концепцию умонастроения, объединив в общую категорию сознательные и эмоциональные компоненты целостной направленности личности.

В зарубежной психологии существует большое количество работ, посвященных ценностям и ценностным ориентациям, изучается их иерархия (Сantril, Kluckhohn, Rokeach). Выражая определенные качества личности, ценностная ориентация в то же время является и средством реализации определенных общественных целей. Нормативно-ценностный подход изучения социально-политического менталитета общества идет от Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера, А. Маршалла, В. Парето. Много лет этой проблематикой занимались американские ученые: У. Томас, Ф.З. Нанецкий, Дж. Мид [84, 237]. В их основе лежит представление о том, что определяющей силой развития и преобразования общества является несовпадение целей и интересов людей или определенных соответствующих групп. В рамках этого подхода исследуется общий фундаментальный вопрос о природе интересов и о способе осознания их действующим субъектом. Э. Дюркгейм считал, что основой общества, которая интегрирует его, является общественное сознание: общие верования, ценности и нормы. Ослабление общих верований и чувств грозит дезинтеграцией общества, его распадом. Силу общественного сознания, его воздействие на индивида Дюркгейм представил в виде важнейшего средства обеспечения стабильности социальной системы и ее нормального функционирования.

Многочисленные дефиниции базовых ценностных ориентаций складываются в две ос­новные парадигмы. Речь идет ли­бо о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее жела­тельно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей («свобода», «безопасность», «достаток», «смысл жизни»), либо о столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или дейст­вий («честный», «логичный», «аккуратный»). В первую группу от­несены ценности-цели, те ради чего человек живет (терминальные ценности); во вторую - ценности-средства, с помощью чего он живет (инструментальные ценности). Приоритетными являются терминальные ценности, так как они вы­ражают долговременную жизненную перспективу, определяют смысл жизни личности.

Подводя итог общей характеристике ценностных ориентаций человека и их месту в структуре личности отметим, что ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного челове­ка от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и дея­тельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирую­щим и детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценност­ных ориентации − политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность, относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
  2. Василенко В.А. Ценности и оценка. – Киев, 1964.
  3. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. – М., 1967.
  4. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986.
  5. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992.
  6. Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. – М.: Наука, 1985.
  7. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
  8. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. - М., 1965.
  9. Парсон Т. Система современных обществ: Пер. с анг. – М.: Аспект-Пресс, 1997.
  10. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
  11. Шемшурина А.И. Основы этической культуры // Книга для учителя. – М: Владос, 2001.
  12. Щуркова Н.Е. От педагогической «мистерии» к профессионализму, или Ода технологии. // НО №9, 1997.
  13. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности.// Методологические проблемы социальной психологии.- М., 1975.

 

  1. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

 

 

Об авторе

Строй Галина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и политической психологии ФГБОУ «Ставропольский государственный университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Строй Г. В. Символизм и динамика сюжета сновидения.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.