ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

НАПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

УДК 159.922

English version: 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы психолога по сохранению эмоционального здоровья младших школьников. Описывается система работы в единстве всех видов деятельности психолога образования, а также программа психологических занятий для младших школьников.

Ключевые слова: эмоциональное здоровье, младшие школьники, психогимнастика, программа по сохранению эмоционального здоровья.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Одноуровневая характеристика интегральной индивидуальности

Направление 1. Исследование внутриуровневых структур интегральной индивидуальности.

Около 40 лет тому назад мы впервые применили математическую модель инварианта к исследованию структур и типов темперамента [5, 12]. Из системных источников известно, что функциональный инвариант выражает взаимооднозначные связи частей целого, является показателем сохранения и активного приспособления самоуправляемых и самоорганизующихся систем действи­тельности к объективным требованиям деятельности. В многочисленных экспериментальных исследованиях были установлены иерархические конструкции типологических и видовых инвариантов темперамента, позволившие включить учение о темпераменте в общенаучную картину мира или, по выражению С.Л. Рубинштейна, «во всеобщую взаимосвязь явле­ний материального мира». Более того, оказалось, что функциональный инвариант темперамента существует независимо от пола, видов деятельности, профессии, социального положе­ния и других параметров человеческого фактора.

Спустя 30 лет, т.е. в конце 90-х годов, взаимооднозначные связи обнаруживаются на другом уровне интегральной индивидуальности – личностном со всеми вытекающими отсюда системными последствиями [7]. Взаимооднозначный тип зависимости выявлен между уровнями волевой регуляции, особенностями произвольности поведения и самооценки личности в онтогенезе. Если ребенок 5-7 лет обладает высокой волевой регуляцией, то ему соответствует определенная система личностных особенностей: высокий уровень развития произвольных действий, дифференцированность частных самооценок, неустойчивость типа соотношения общих и частных самооценок, адекватный уровень развития эмоционального компонента самооценки, адекватный или реалистический уровень развития притязаний, развитый «образ Я». Если у ребенка указанного выше возраста низкая волевая регуляция, то у него проявляется, как правило, низкий уровень развития произвольных действий, недифференцированность частных самооценок, устойчивость типа соотношения общей и частной самооценки, неадекватный высокий уровень развития эмоционального компонента и средний или низкий уровень развития когнитивного компонента самооценки, неадекватный завышенный или заниженный уровень притязаний и несформированный «образ Я».

Это и есть образец взаимооднозначной (функциональной и жесткой) зависимости между волевой регуляцией и исследованными параметрами самооценки в онтогенезе, свидетельствующей о том, что свормированность у ребенка одних свойств значительно облегчает становления других свойств личности (положительных или негативных). С каким знаком будут доминировать у ребенка свойства личности – зависит от его активности в игровой и учебной деятельности. Более того, наличие на личностном уровне у детей 5-7 лет порознь функциональных детерминант создают благоприятные условия для управления развитием личности ребенка в онтогенезе.

Такова вкратце специфика внутриуровневого анализа интегральной индивидуальности, затрагивающая ее «горизонтальную» особенность. Однако интегральная индивидуальность имеет не только одноуровневый, но и межуровневый аспект.

Межуровневая характеристика интегральной индивидуальности и пути ее исследования

В разработке теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина интересовали три кардинальных вопроса [10].

  1. Обоснование математических критериев, отличающих межуровневые и одноуровневые связи интегральной индивидуальности.
  2. Поиск системообразующих факторов, лежащих в основе гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.
  3. Развитие интегральной индивидуальности путем организации формирующего психолого-педагогического эксперимента.

По каждому сформулированному положению под руко­водством В.С. Мерлина и его последователей накоплен обширный экспериментальный материал, что позволило нам высказать идею об универсальности теории интегральной индивидуальности и приступить к накоплению фактического материала с позиции принципа единства внешнего и внутреннего.

При этом внешнюю детерминацию интегральной индивидуальности мы рассматриваем в понятиях первичности и необходимости, внутреннюю детерминацию – в понятиях не только необходимости, но и достаточности.

Исходя из этих соображений, в Пятигорском психологическом центре с опорой на принцип развития в трактовке С.Л. Рубинштейна и на понимание В.С. Мерлиным проблемы соотношения внешнего и внутреннего сложились следующие направления в изучении межуровневых структур интегральной индивидуальности.

Направление 2. Проявление структур интегральной индивидуальности в социумах конкретной деятельности (Ф.М. Шидакова, А.А. Осипова, К.В. Макарова, Л.В. Ми­щенко, Г.П. Юрьев, Л.А. Ивашнева, И.Н. Дрокина, С.М. Ветвицкая и т.д.).

Так, в диссертационном труде И.Н. Дрокиной произведено поэлементное и системное изучение структур интегральной индивидуальности школьников младшего юношеского возраста высокосплоченной и низкосплоченной учебных групп по ценностным ориентациям. Полученные результаты показали, что структуры интегральной индивидуальности динамичны и варьируют в зависимости от условий внешней среды. В высокосплоченном образовательном социуме разноуровневые свойства более согласованы и гармонизированы, подчиняются законам диалектического единства однозначных (по горизон­тали) и много-многозначных (по вертикали) зависимостей в сравнении с жестким характером разноуровневых связей в низкосплоченном учебном пространстве. Более того, диалектическое единство жестких и пластичных зависимостей автор рассматривает как источник развития интегральной индивидуальности исследуемого возраста.

Направление 3. Становление структур интегральной индивидуальности под влиянием современных психолого-педагогических технологий (С.А. Никулина, С.А. Клемешов, Г.П. Былим, А.А. Ушакова, М.Л. Шаповалова и др.).

В работе С.А. Никулиной формирование интегральной индивидуальности обеспечивалось образовательной программой Венгера-Дьяченко «Развитие».

У нее в преобразующем эксперименте прослеживается изменение разноуровневых связей интегральной индивидуальности и появление гибких облических зависимостей вместо жестких и ограниченных ортогональных зависимостей. Это достигается благодаря тому, что объективные детерминанты деятельности, проявляющиеся в прикладных психолого-педагогических технологиях, приобретают высокозначимый личностный смысл и осознанную необходимость, становятся положительным мотивом поведения субъекта деятельности в специально организованном преобразующем эксперименте, т.е. преломляются через внутреннее. В связи с этим В.В. Мерлин отмечал, что «опосредующим звеном много-многозначных связей... является не только индивидуальный стиль общения, но и объективные требования деятельности, если они формируют соответствующие им социально типичные мотивы» [10; 110].

Только в этом случае объективные детерминанты деятельности начинают выполнять системообразующую функцию в развитии разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Направления 4. Психология интегральной индивидуальности и свойств субъекта деятельности. Реализация проблем этого направления касается:

а) выяснение места свойств субъекта в структуре интегральной индивидуальности (В.В. Белоус);

б) изучение влияния свойств субъекта на становления структур интегральной индивидуальности (С. Акур, А.Ф. Иорданов, Нгуен Кхак Тхан, Ю.Ю Лазакович и др.);

в) системное исследование характера взаимоотношений между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности (В.В. Жуков).

Ответить на все поставленные проблемы практически невозможно. Однако постараемся кратко ответить хотя бы первую линию развития интегральной индивидуальности.

Известно, что с механистических позиций темперамент, организм и личность не различаются (Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Для разведения разноуровневых свойств В.С. Мерлин предложил использовать математический принцип значности. Сопоставляя результаты отечественных и зарубежных исследований, В.С. Мерлин обнаружил, «что показатели одних и тех же свойств темперамента коррелируют с показателями разных свойств нервной системы и, наоборот, показатели разных свойств темперамента коррелируют с показателями одного и того же свойства нервной системы и притом с одинаковой плотностью и степенью статистической значимости» [11].

Следовательно, отсутствуют какие-либо основания объяснять закономерности психодинамического уровня закономерностями нижележащего уровня организма. Между этими подсистемами интегральной индивидуальности существует многомногозначная зависимость.

Аналогичные зависимости выявлены В.С. Мерлиным и его сотрудниками между свойствами темперамента и свойствами личности. Ими убедительно показано, что зависимость свойств личности от свойств темперамента не прямая, а косвенная, обусловленная комплексом опосредствующих факторов. Опосредствующими факторами выступают: индивидуальный стиль деятельности, индивидуальный стиль общественной работы, педагогическое мастерство воспитателя, социометрический статус детей в группе сверстников, аттитюды, ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство социальной группы), социальная ситуация и т.д. Все это говорит о том, что между свойствами личности и свойствами темперамента существует косвенная много-многозначная зависимость.

Сам факт обнаружения много-многозначной связи между разными уровнями индивидуальности означает их относительную самостоятельность, замкнутость и несводимость друг к другу. Этот путь распознавания различных иерархических уровней интегральной индивидуальности В.С. Мерлин обозначил как транзитивный. В настоящее время нам представляется возможным выделить диагностический (статистический), функционально-процессуальный и функционально-результативный варианты распознания уровней интегральной индивидуальности, приводящие к изложенному выше результату [4].

Таким образом, даже сравнительно незначительный анализ взаимоотношений различных иерархических уровней большой системы «человек – общество» показывает, что тип темперамента относительно независим от нижележащих (свойств организма) и вышележащих (свойств личности) подсистем интегральной индивидуальности. Темперамент, как неоднократно подчеркивал В.С. Мерлин, категория психологическая.

Направление 5. Обоснование системообразующих факторов во взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности (Ф.М. Шидакова, Н.В. Орлинкова).

Некоторый ответ (косвенный) на этот вопрос мы обнаруживаем в диссертационном труде Ф.М. Шидаковой. В её работе исследовалась интегральная индивидуальность у студентов младших и старших курсов художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского педуниверситета. Оказалось, что у студентов младших курсов интегральная индивидуальность существует как монолит только на основе учёта успеваемости и рассыпается на отдельные независимые уровни без учёта успеваемости студентов. На старших курсах проявляется диаметрально противоположная закономерность. С учётом успеваемости целостность интегральной индивидуальности разрушается, с исключением успеваемости – налицо единство интегральной индивидуальности (все данные получены путём применения факторного анализа). Мы полагаем, что разные структуры интегральной индивидуальности у студентов младших и старших курсов являются результатом разных мотивов учебной деятельности. Для студентов младших курсов решающую роль играет мотив выживания и сохранения своего статуса; отсюда – стремление к продуктивной учебной деятельности, что может обеспечиваться единством и гармонией разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. На старших курсах происходит реконструкция в мотивационной сфере студентов и на передний план выдвигается мотив профессионального роста, что влечёт за собой появление специфических новообразований в структурах инте­гральной индивидуальности.

Прямых фактов по выяснению цементирующей роли внутренних условий в гармонизации интегральной индивидуальности на сегодняшний день – единицы. Примером может служить исследование Н.В. Орлинковой, сделавшей ставку на раскрытие стилевых основ многомерной типологии интегральной индивидуальности [4]. Для построения многомерной типологии интегральной индивидуальности В.В. Белоус предложил использовать систему таких критериев, как: характер объектно-субъектных взаимоотношений человека с обществом; социальная значимость результатов деятельности; процессуальная сторона деятельности; обобщённый индекс когнитивного ресурса. В дальнейшем в соответствии с многомерной типологией интегральной индивидуальности, включающей, по версии В.В. Белоуса, творческий, новаторский, созерцательный и реактивный рисунок поведения, Н.В. Орлинкова разработала и описала субординационную модель стилей: самостиль – индивидуальный стиль – квазистиль – псевдостиль.

Направление 6. Стимультанное взаимодействие объективной субъективной детерминации в понимании развития интегральной индивидуальности.

Важнейшая линия исследования теория интегральной индивидуальности, получившая путевку психологическую науку благодаря усилиям психологов Северокавказского региона, заключается в выяснении специфики ее структур с позиции симультанного взаимодействия (без выпячивания внешнего или внутреннего) субъективной и объективной детерминации.

Впервые характеристика интегральной индивидуальности в аспекте симультанного взаимодействия объективной и субъективной детерминации освещалась в исследовании Т.В. Копань (Белых).

Исследование показало, что в зависимости от мотивации достижения успеха и независимо от социума наблюдаются разные структуры интегральной индивидуальности по критериям приспособительной значимости, по наполняемости факторов значимыми факторными весами и по характеру межфакторных отношений; независимо от мотивации достижения успеха и в зависимости от социума – одинаковые структуры интегральной индивидуальности по тем же самым критериям её развития.

Опираясь на этот фактический материал, был сделан со­вершенно правомерный вывод о том, что внутренняя детерми­нация не только необходима, но и достаточна для формирова­ния уникальных структур интегральной индивидуальности.

Направление 7. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности. Исследуется влияние струк­тур интегральной индивидуальности на продуктивность чело­веческой деятельности. Разработка этого направления осуще­ствлялась в диссертационных работах А.Т. Найманова, Е.Я. Михитарьянц, А.А. Урусова.

Направления в исследовании интегративной психологии развития

Интегральную индивидуальность (возрастную, разнополую, профессиональную, этническую и др.) мы изучаем в плоскости двух измерений: поэлементном и системном. Первый способ характеристики интегральной индивидуальности отражает ад­дитивную стратегию исследования (перечисление отдельных переменных, их суммирование или в лучшем случае попарная корреляция); второй способ характеристики – неадитивную стратегию исследования (сложнейшее взаимодействие, взаимо­влияние или взаимопроникновение частей целого). Оба подхо­да к познанию интегральной индивидуальности, хотя одинаково необходимы, однако имеют разный теоретический смысл. При поэлементном выражении интегральной индивидуальности разноуровневые свойства существуют и функционируют сами по себе, автономно и независимо друг от друга; при системном – разноуровневые свойства образуют иерархическую структу­ру, построенную по законам субординации и координации. Анализ только учебников по возрастной психологии показал, что практически в каждом из них характеристика возраста по­даётся на поэлементной или аддитивной основе. На протяже­нии нескольких лет мы провели серию экспериментальных ис­следований, в которых на передний план выдвигалась идея не­аддитивного рассмотрения возрастного портрета. Эта стратегия прослежена нами от дошкольного до второго среднего возраста по Ананьеву [4]. На каждом этапе возрастного развития зафиксирован несовпадающий диагноз одного и того же возраста по отдельным и интегральным мерилам, что по­служило основанием для выдвижения идеи об интегративной психологии развития. Предметом её исследования являются внутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастных психологических характеристик. Внутриуровневые связи свойств характеризуют сущность данного возраста; межуров­невые – условия существования возрастной структуры индиви­дуальности на той или иной ступени онтогенеза; диалектиче­ское единство внутриуровневых и межуровневых связей выра­жает суть непрерывного жизненного цикла человека в целом. Только благодаря многоаспектному анализу взаимосвязей каж­дого возраста и раскрытию межвозрастных особенностей ин­дивидуальности может появиться подлинное учение об интегративной психологии развития. Исследование проблем интегративной психологии развития – это направление 8. (И.В. Боязитова)

В дальнейшем эта проблема трансформировалась в два самостоятельных направления: интегративная психология возрастной индивидуальности (направление 9 – И.В. Боязитова) и интегративная психология пологендерной индивидуальности (направление 10 – Л.В. Мищенко).

Направления в исследовании психологии всеобщей индивидуальности

Современное учение об индивидуальности характеризуется многообразием и многоплановостью. Одни авторы делают ставку на выяснение функциональной роли целостной индиви­дуальности; другие – на изучение её внутренней структуры; третьи – на раскрытие взаимосвязи и взаимоотношений инди­видуальности с иными системами действительности и т.д. Об­стоятельно обосновано, что интегральная индивидуальность как целостное образование выполняет стержневую и глубин­ную роль организатора и интегратора многочисленных и раз­носторонних наук о человеке [4]. На эту же функцию принципа субъек­та указывал А.В. Брушлинский. В частности, он писал, что «проблема субъекта является общей для многих обществен­ных, гуманитарных, отчасти биологических и технических на­ук» [14]. Б.Г. Ананьев пытался ре­шить проблему единства наук о человеке путём комплексного подхода к индивидуальности [1].

Наибольшее внимание исследователей было приковано (и до сих пор не ослабевает) к анализу внутренней структурной организации целостной индивидуальности. Так, С.Л. Рубин­штейн основополагающим принципом построения целостной индивидуальности считал критерий взаимосвязи и логического соединения частей в целое. При этом части целого понимались автором не как равноправные образования, а в виде суборди­национной зависимости частей целого. Короче говоря, целост­ная индивидуальность в трактовке С.Л. Рубинштейна насыща­лась разноуровневыми свойствами, представляющими собой иерархический сплав биологического и социального. На иерар­хическом фундаменте воссоздаётся комплексная индивидуаль­ность Б.Г. Ананьева [1], субъектно-деятельностная индиви­дуальность А.В. Брушлинского [8], интегральная индивиду­альность В.С. Мерлина [10], специальная концепция целост­ной индивидуальности В.М. Русалова [16]), структурно-функциональная индивидуальность Э.А. Голубевой [9], эволюционно-системная индивидуальность Т.Ф. Базылевич [3], а в зарубежной психологической науке – факторная модель инди­видуальности Г. Айзенка [20] и Р. Кеттелла [19].

Следовательно, несмотря на многообразие подходов к инди­видуальности, все они имеют нечто общее, базирующееся на их функциональной роли в современной науке, на принципах построения и т.д. В конечном счете, эта теоретическая близость в многовариантных структурах целостной индивидуальности дала толчок к постановке совершенно новой проблемы – про­блемы всеобщей модели индивидуальности. Её создание покоится на многообразии человеческой индивидуальности, в которых она частичкой, отдельной стороной или сущностью конкретизиру­ется и проявляется. Будучи абстрактным образованием, всеоб­щая модель индивидуальности обладает всеми теми качества­ми, которыми характеризуется любая саморегулируемая и са­моорганизующаяся система: относительной автономностью, обобщённостью к прогнозированию ещё неизвестных нам кон­структов целостной индивидуальности, универсальностью, ди­намичностью, гибкостью и функциональной инвариантностью системы в целом и т.д.

В реальной жизни всеобщей модели индивидуальности со­ответствует небольшая группа людей, обладающих надиндивидуальными или общевидовыми качествами: открытостью и независимостью от взглядов и убеждений отдельных персона­лий; способностью к выдвижению, разработке и осуществле­нию магистральных идей; умением выражать интересы разнотипных индивидуальностей; общепризнанным авторитетом и духовным лидерством; масштабностью интеллекта, его гло­бальностью и ответственностью; опытом и разумностью его использования и т.д. Это, как мы полагаем, психология мудрого человека.

Всеобщая модель индивидуальности имеет иерархическую структуру, которая по «вертикали» подчиняется законам су­бординации, а по «горизонтали» – координации. Разработка проблем психологии всеобщей индивидуальности – это на­правление 11 (В.В. Белоус)

Выводы

  1. Составляющими психологии полиморфной индивидуальности являются теория интегральной индивидуальности, интегративная психология развития (возрастная, пологендерная, этническая, профессиональная индивидуальности) и психология всеобщей индивидуальности.
  2. Обоснованы важнейшие принципы исследования психологии полиморфной индивидуальности: антропологический, развитие как иерархия, универсализм адаптивности субъектов, предметная деятельность и общение. Все положения трактуются в понятиях больших самоуправляемых и самоегулируемых систем.
  3. Создана развернутая системная программа исследования с широким спектром оригинальных и перспективных направлений, разработка которых радикально изменяет наше представление о многих сторонах человеческой индивидуальности.

Лит-ра из 1-й статьи № 2 2011

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1997.
  3.  Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. – М.: ИП РАН, 1998.
  4. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности: 4-е изд. Пятигорск: РАО-ПГЛУ, 2009.
  5. Белоус В.В. Темперамент как инвариант. – Пяти­горск, 1997.
  6. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. – М., 1917.
  7. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе // Психол. журн., 1998. – Т.19. – № 4. – С. 27-40
  8. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъек­та. – М., 1994.
  9. Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Ос­вальда и Павлова к современным исследованиям // Психол. журн. – 1995. – Т. 16. – № 1. – С. 64-74.
  10. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986
  11. Мерлин В.С. Взаимоотношения иерархических уровней взаимодействий в системе «человек – общество». В кн.: Темперамент. – Пермь, 1976. – С. 3-15.
  12. Мерлин B.C., Пехлецкий И.Д., Белоус В.В. О неко­торых относительно постоянных характеристиках темперамента // Типологические исследования по психологии личности: Сб. статей. – Пермь, 1967. – Т. 46. Вып. 4. – С. 16-34.
  13. Очерки теории темперамента: коллективная монография. / Под ред. В.С. Мерлина. 2-е изд. – Пермь: Пермское кн. изд., 1973.
  14. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: коллективная монография. / Под ред. А.В. Брушлинского. – М.: ИПРАН, 1997.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. – В 2 т. – Т. 2.
  16. Русалов В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека / Интеграль­ное исследование индивидуальности: теоретичес­кие и педагогические аспекты. – Пермь, 1988. – С. 3-10.
  17. Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1.

18.Eysenck HJ. The Structure of Human Personality. – Lon­don, 1971.

Об авторе

Белоус Валерий Владимирович  доктор психологических наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук, заведующий кафедрой общей психологии Института человековедения Пятигорского государственного лингвистического университета

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Боязитова Ирина Валерьевна – доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии педагогических наук, директор Института человековедения Пятигорского государственного лингвистического университета

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Белоус В. В. Боязитова И. В. Направления в исследовании интегральной индивидуальности.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.