ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
УДК 159.922.6
Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования у будущих учителей компетенций необходимых для работы с агрессивными младшими школьниками посредством организации психологического кружка и научной проблемной группы по данной теме.
Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивные младшие школьники, научная проблемная группа, психологический кружок.
Проблема агрессии и агрессивного поведения человека неоднократно была предметом исследования психологов, педагогов, социологов, юристов, что отражает запросы общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости. В настоящее время школа не застрахована от проявлений агрессии и насилия во время уроков, на переменах и на улицах. Ученые отмечают, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте [4]. Данное обстоятельство выдвигает на первый план проблему разработки содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности психолога по профилактике и коррекции агрессивности среди детей начальных классов. Младшие школьники, как особая социальная и возрастная группа, оказались наиболее восприимчивыми к деструктивным внешним воздействиям: СМИ, компьютерные игры, поведение старших по возрасту подростков, взрослых и др. [1, 2, 3].
Опыт нашей работы показывает, что негативные характеристики личности и способы поведения агрессивных младших школьников укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с «трудными» детьми. В частности, опрос учащихся с нарушениями в поведении показал, что большинство из них постоянно подвергается вербальной и, в меньшей степени, физической агрессии со стороны педагогов, унижению личностного достоинства, несправедливому обращению и прочим антигуманным воздействиям. Таким образом, затянувшаяся обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь, как правило, вызывают вербальную и косвенную агрессию учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.
Вопросы подготовки учителей к работе с агрессивными младшими школьниками, с учетом влияния социальной ситуации развития, как в теоретическом, так и в практическом плане, остаются малоизученными, что затрудняет разработку эффективных мер воздействий превентивного характера. Не располагая информацией о способах поведения с детьми в ситуации проявления ими агрессивности, учителя склонны отвечать агрессией на агрессию, порождая тем самым ответную агрессию детей, в результате чего возникает замкнутый круг.
Следует отметить, что отсутствие системного подхода к проблеме подготовки будущих учителей к работе с детьми с агрессивным поведением в условиях вуза приводит к ограничению возможности приобретения необходимых умений и навыков, боле того, у будущих профессионалов не формируется целостного представления о содержании работы с такими детьми. Однако ГОС ВПО III поколения указывает на необходимость формирования компетенций, необходимых для работы трудными, в том числе и с агрессивными детьми.
Обучение в вузе предполагает изучение студентами – будущими педагогами следующих психологических дисциплин: общая психология, история психологии, возрастная, социальная, педагогическая.
Изучение студентами базовых психологических дисциплин начинается во втором семестре с курса общей психологии и истории психологии. Стандарт по данной дисциплине предполагает знакомство студентов с базовыми понятиями и категориями психологии в рамках рассмотрения следующих тем: зарождение психологии как науки; основные этапы развития психологии; психологические теории и направления; основные психологические школы; постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии; предмет, задачи, методы, структура современной психологии; проблема человека в психологии; психика человека как предмет системного исследования; основные факторы и механизмы развития личности, основные психологические теории личности; направленность; потребности; мотивация; деятельность; общение; когнитивные процессы; эмоции; чувства, воля; темперамент, характер, способности.
На втором курсе студенты знакомятся с возрастной (третий семестр) и социальной (четвертый семестр) психологией.
В рамках возрастной психологии будущие учителя изучают: предмет, задачи, методы возрастной психологи; условия, источники и движущие силы психического развития; проблему возраста и возрастной периодизации психического развития; социальную ситуацию развития; ведущую деятельность и основные новообразования; особенности развития ребенка в разных возрастах.
Социальная психология предполагает рассмотрение следующих проблем: предмет социальной психологии, ее теоретические и прикладные задачи; группа как социально-психологический феномен и феномен группового давления, конформизм, групповая сплоченность; проблема лидерства и руководства; стадии и уровни развития группы; феномен межгруппового взаимодействия; этнопсихология; проблемы личности в социальной психологии, социализация, социальная установка и реальное поведение, межличностный конфликт.
В пятом семестре студенты изучают педагогическую психологию и знакомятся с предметом и задачами педагогической психологии; понятием учебной деятельности, ее психологической сущностью и структурой; проблемой соотношения обучения и развития; психологическими причинами школьной неуспеваемости; мотивацией учения; психологической готовностью к обучению; психологической сущностью воспитания, педагогической деятельностью; психологией личности учителя и проблемами профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.
Анализ учебных планов и государственного образовательного стандарта позволяет утверждать, что проблеме детской агрессивности в процессе изучения студентами блока психологических дисциплин в настоящее время не уделяется должного внимания; специального, целенаправленного изучения проблемы агрессивности не предусмотрено в рамках ни одной психологической дисциплины. Понятия: агрессивность, диагностика, профилактика, коррекция агрессивного поведения не встречается ни в одном разделе государственного образовательного стандарта.
Некоторые аспекты проблемы агрессивности и агрессивного поведения затрагиваются при рассмотрении теорий личности, эмоционально-волевой сферы, темперамента в общей психологии, при характеристике младшего школьного возраста в возрастной психологии, при изучении особенностей воспитания «трудных детей» в курсе педагогической психологии.
Изучение проблемы личности предполагает знакомство студентов с основными отечественными и зарубежными теориями личности. В рамках поведенческих теорий некоторые преподаватели считают необходимым рассмотреть теорию социального научения А. Бандуры, поскольку именно эта теория в настоящее время большинством исследователей признана универсальной теорией происхождения агрессивного поведения.
При изучении эмоционально-волевой сферы в вопросе о классификации собственно эмоций, в качестве одной из фундаментальных эмоций человека рассматривается гнев как отрицательное эмоциональное переживание.
Понятие «агрессивность» встречается при рассмотрении типов темперамента в качестве характеристики холерика в методике Айзенка.
При изучении особенностей младшего школьного возраста ряд преподавателей, давая характеристику эмоциональной сферы, считают необходимым раскрыть некоторые аспекты гиперактивности и агрессивности как «проблемы современных детей».
Анализ государственного образовательного стандарта позволяет утверждать, что рассмотрение студентами проблемы агрессивности и агрессивного поведения в рамках изучения психологических дисциплин носит фрагментарный характер, знания, получаемые студентами поверхностны, отсутствует система в их изложении.
Данное обстоятельство говорит о необходимости дополнительной работы в данном направлении, такой как введения психологического кружка «Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками» и научной проблемной группы, которые позволяют углубить знания, сформировать компетенции необходимые будущему учителю для работы с агрессивными младшими школьниками.
Целью психологического кружка является информирование будущих учителей об индивидуально-психологических особенностях личности агрессивных младших школьников и обучение эффективным способам взаимодействия с такими детьми средствами конфликтологии и игротерапии («проигрывания» критических и конфликтных ситуаций в сфере межличностных отношений). В ходе работы решаются следующие задачи:
- распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми;
- обучение «ненаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия;
- снятие личных и профессиональных зажимов и ограничений;
- освоение методики контакта с неблагополучными детьми различного возраста и выработка эффективного стиля взаимодействия.
Далее в таблице 1 приведена примерная программа проведения практических занятий в психологическом кружке.
Таблица 1
План проведения практических занятий психологического кружка «Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками»
№ занятия |
Цель занятия |
Основное содержание |
|
Упражнения |
Выполняемые действия |
||
1 |
Обучение студентов отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также отреагирование всей ситуации в целом. Развитие доброжелательности. |
1.Представление 2.Пластическое изображение гнева 3.Рисование собственного гнева 4.Будте добры |
1.Оформление карточки визитки 2.Пластическое изображение гнева 3.Рисунок, лепка 4.Работа с памятью |
2 |
Обучение студентов отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также отреагирование всей ситуации в целом. |
1.Пожелания 2.Галерея негативных портретов (А) 3. Галерея негативных портретов (Б) 4. Галерея негативных портретов (В) 5.Письма гнева |
1.Приветствие 2.Работа с воображением 3.Работа с воображением, обсуждение 4.Обсуждение портретов 5.Написание письма |
3 |
Обучение студентов отреагированию собственного гнева, обучение контролю за своими агрессивными импульсами. Развитие симпатии и благодарности к окружающим. |
1.Здравствуйте 2.Соознание гнева через сенсорные каналы 3.Рецепт: как сделать ребенка агрессивным (А) 4.Рецепт: как сделать ребенка агрессивным (Б) 5.Подарок соседу |
1.Приветствие 2.Обсуждение гнева 3. Написание рецепта гнева 4. Обсуждение гнева 5.Памятное пожелание |
4 |
Обучение студентов навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции). Установление определённых правил, которые помогут студентам справиться с собственным гневом. |
1.Непослушные шарики 2.Ввод правил 3.Закрепление правил в ролевой игре 4. Сказка: «Сказка о Дрюпе Дрюпкине» |
1.Игра с шариками 2.Ввод правил 3.Закрепление правил 4.Обсуждение сказки |
5 |
Обучение студентов управлению своим гневом, снижение уровня личностной тревожности. |
1.Построимся? 2.Снежная баба 3.Апельсин 4.Сдвинь камень 5.Сказка «Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил» |
1.Построения 2.Изображение снежной бабы 3.Релаксирующая гимнастика 4.Релаксирующая гимнастика 5.Обсуждение сказки |
6 |
Обучение студентов управлению своим гневом, снижение уровня личностной тревожности. |
1.Игра в мяч 2.Черепаха 3.Расслабление в позе «Морской звезды» 4.Когда душа поёт 5.Пожелания |
1.Приветствие 2.Релаксирующая гимнастика 3.Релаксирующая гимнастика 4.Работа с воспоминаниями 5. Написание письма |
7 |
Научить студентов видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Помочь студентам сформировать навыки конструктивного поведения. Расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеале снять) деструктивные элементы в поведении. Развитие эмпатии. |
1.Электрический ток 2.Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации 3.Ролевая игра 4.Цветы в подарок |
1.Вводная игра 2. Сочинение истории по картинкам 3. Ролевая игра 4.Прощание с предписанием положительных качеств участникам |
8 |
Научить студентов видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Помочь сформировать навыки конструктивного поведения. Расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации. |
1.Приветствие 2.На ошибках учатся 3.Сказка: «Детская демократическая республика» 4.Нахал
|
1.Приветствие 2.Проигрывание сделанной ошибки в ситуации 3.Обсуждение сказки 4.Разыгрывание жизненных ситуаций |
9 |
Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие чувства доверия и поддержки в коллективе. |
1.Объединенния в группы 2.Корабль среди скал 3.Трио 4.Умение слушать 5.Восковая палочка |
1.Вводная игра 2.Игра на доверия, обсуждение 3.Игра на взаимодействие 4.Игра, формирующая умение слушать 5.Игра на формирование доверия |
10 |
Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие умения видеть в любом человеке положительное. Развитие умения устанавливать контакт с окружающими. |
1.Комплимент 2.Сто мячей 3.Групповой портрет 4.Самокритика 5.Выход из контакта |
1.Вводная игра 2.Игра на установление контакта 3.Рисование группового портрета 4.Обсуждение качеств личности 5.Обыгрывание ситуации выхода из контакта |
11 |
Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие сотрудничества в мини-группах. |
1.Приветствие 2.Головомяч 3.Точка зрения 4.Сказка: «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море» |
1.Вводная игра (приветствие) 2.Игра в мяч 3.Обсуждение актуальной проблемы 4.Обсуждение сказки |
12 |
Развитие эмпатии. Формирование осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей. |
1.Приветсвие 2.Работа с фотографиями 3.Символическое изображение эмоций 4.Цвета эмоций 5.За что мы любим |
1.Вводная игра 2.Определение эмоционального состояния человека по фотографии 3.Пластическое изображение эмоций 4.Пластическое изображение цвета 5.Характеристика импонируемых людей |
13 |
Развитие эмпатии. Формирование осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей. |
1.Линия 2.Танцы-противополож-ности 3.Изображение различных предметов и явлений природы 4.Я грустный, когда … 5.«Агрессор» и «жертва» меняются местами |
1.Вводная игра 2.Пластическое изображение противоположных эмоций 3.Пластическое изображение предметов и явлений природы, обсуждение 4.Проработка эмоционального состояния 5.Проигрывание ситуаций |
14 |
Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у студентов. Развитие сплочённости. |
1.Молекулы 2.Реконструкция позитивного опыта через детские воспоминания 3.Наша семья 4.Только вместе |
1.Вводна игра 2.Работа с ассоциациями, обсуждение 3.Изображение семейного портрета 4.Игра с мячом |
15 |
Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у студентов. Развитие сплочённости. Формирование чувства значимости. |
1.Тропинка 2.Хвасталки 3.Сказка «Светлячок» 4.Мне в тебе нравится… |
1.Вводная игра 2.Рисование поступков, обсуждение 3.Обсуждение сказки 4.Высказывание комплиментов |
16 |
Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у студентов. Развитие сплочённости. |
1.Передай апельсин 2.Сказка: «Байка про Егора-мухомора.» 3.Копилка хороших поступков 4.Тетрадь моих достижений 5.Чемодан |
1.Вводная игра 2.Обсуждение сказки 3.Работа с памятью 4.Оформление тетради – достижений 5.Памятное пожелание |
Проблемная группа выступает одним из средств организующим научно-исследовательскую и самостоятельную работу студентов, где реализуется интеллектуальный потенциал личности. Самостоятельная работа в проблемной группе является эффективным средством формирования у студенческой молодежи научно-исследовательских умений, которые должны образовать основу их будущей эффективной работы.
Проблемная группа «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с агрессивным поведением» позволит будущим учителям получить необходимые знания, умения и навыки для работы с агрессивными детьми.
Основной целью в работе данной проблемной группы является подготовка студентов к работе с агрессивными младшими школьниками. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую систему задач:
- изучение проблемы агрессивного поведения в целом и в младшем школьном возрасте;
- ознакомление студентов со структурно-логической схемой исследования проблемы агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
- ознакомление со схемой диагностического обследования детей с агрессивным поведением;
- овладение методами и технологиями коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
- закрепление полученных теоретических знаний и применение их на практике.
Для решения поставленных задач студентам предлагается использование комплекса методов: системное, теоретическое и практическое моделирование; анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, программно-методических материалов; вопросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание, обобщение независимых характеристик); обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение, самонаблюдение); праксиметрические (анализ продуктов деятельности детей и педагогов); количественной и качественной оценки полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков).
В процессе исследовательской деятельности студенты имеют возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; выдвинуть гипотезу, найти и предложить способ ее проверки; собрать экспериментальные данные, проанализировать их, предложить методику их обработки; сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов и проблему в целом (все аспекты и этапы ее решения). Коллективная работа позволяет студентам определить меру личного участия в решении проблемы.
Таким образом, решение проблемы подготовки студентов педвуза к работе с агрессивными детьми позволит решить данную проблему; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т.е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства.
Литература
- Агрессия детей и подростков / Под ред. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004. – 316 с.
- Бережкова Е.И. Агрессивность младших школьников // Актуальные проблемы современной психологии: Уч. зап. ЛГОУ им. А.С. Пушкина.– СПб., 2003. – С. 104-107.
- Голенищева Е.Л. Психологические детерминанты агрессивного поведения младших школьников.– СПб.: АППО, 2005. – 154 с.
- Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2000. – 512 с.
Черкасова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры практической психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
е-mail: с
Черкасова С. А. Формирование у будущих учителей компетенций необходимых для работы с агрессивными младшими школьниками.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.