ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ДЕВИАНТОЛОГИИ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье раскрываются причины, предрасполагающие к девиантному поведению. При всем их многообразии автор особое внимание обращает на фактор ближайшего окружения подростка  семью и школу. Эти две микросреды при общем неблагополучии являются патогенными факторами возникновения проблем детей. Подчеркивается, что необходима систематическая, профилактическая работа по предупреждению факторов риска, которые формируют у подростков склонность к девиантному поведению.

Ключевые слова: причины девиантного поведения, факторы риска, склонность к девиантному поведению, подростки группы риска, профилактика девиантного поведения

Об авторе

Ссылка для цитирования

Вопрос о причинах изучаемых явлений – всегда один из самых сложных для любой науки. Более того, в последнее время ученые стараются избегать самого термина «причины», считая его недостаточно корректным, многозначным, и предпочитают говорить о корреляционных связях и зависимостях, о факторах, обусловливающих возникновение тех или иных характеристик, о предпосылках или детерминациях описываемых феноменов.

Безусловно, можно было бы ограничиться тем, что девиантное поведение имеет причины, общие для всех поведенческих форм, включая конформное или нормопослушное поведение. Можно согласиться и с тем утверждением, что девиантное поведение есть следствие общих закономерностей развития общества, как и все прочие социальные и психологические явления и процессы. Но, необходимо учесть следующий факт: поведение каждой личности индивидуально, следовательно, причины вызывающие определенные формы поведения, имеют в первую очередь индивидуальный, т.е. личностный характер.

С позиции отечественной психологии, педагогики и девиантологии причин, предрасполагающих к девиантному поведению, достаточно много. Так, некоторые исследователи называют до 200 таких причин и факторов. Но, как показывают современные исследования, эти факторы можно и нужно классифицировать. Правомерно остановиться на некоторых, наиболее известных классификациях. В исследованиях П.Д. Павленок и М.Я. Рудневой выделены следующие группы причин предрасположенности к девиантному поведению: общий уровень развития общества (нормальное, кризисное и т.д.); непосредственно окружающая человека среда (семья, школа, улица, производственная обстановка); наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная); обучение и воспитание, включая самовоспитание, социальную активность человека; действенность социальных институтов общества [2].

И.Н. Пятницкая и А.И. Шаталов объединили все предпосылки, обусловливающие возникновение отклоняющегося поведения в три группы:

- биологические предпосылки (генетическая обусловленность девиантного поведения, где роль маркеров, по мнению исследователей, выполняют многочисленные хромосомные геномные субстраты. Например, доказано, что у потомков алкоголиков проявляются особенности алкогольного метаболизма. При этом не исключается роль средовых факторов);

-  психосоциальные предпосылки (особенности семьи, семейных отношений; особенности таких современных социальных явлений как реклама, средства массовой информации; низкий семейный и социальный контроль и т.д.);

-  психопатологические предпосылки (наличие индивидуальной клинической, в разной степени выраженной психической патологии, требующей специальной медицинской помощи) [3].

В справочных материалах, подготовленных Т.А. Шишковец, также выделяется ряд причин, которые рассматриваются как неблагоприятные психосоциальные факторы, вызывающие те или иные формы девиантного поведения. В частности, исследователь выделяет следующие объективные причины отклоняющегося поведения:

-   социальное неравенство (разный уровень жизни вызывает протест у определенных слоев населения, что сопровождается нарушением сложившихся норм поведения, неадекватными реакциями и т.д.);

-   морально-этический фактор (низкий морально-нравственный уровень общества, бездуховность, психология вещизма и отчуждения личности);

-   окружающая среда (ее нейтралитет по отношению к проявлениям отклоняющегося поведения) [6].

Кроме этого исследователем выделяются такие факторы риска как: школьная среда, которая может стать основным источником проблем; отсутствие психогигиены в процессе семейного воспитания; развивающиеся зависимости; наркомания и токсикомания, алкоголизм; отклонения на почве сексуальных расстройств и т.д. [6].

Эти высказывания в полной мере совпадают с идеями, которые были выдвинуты В.Н. Мясищевым и А.Е. Личко. В своих исследованиях названные авторы отмечают, что поведение подростка детерминировано влиянием складывающихся систем отношений; особенностями взаимоотношений с учителями, положением в классе, психологической атмосферой в школе; отношением учащихся к обучению, классу, самой школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям и т.д. (В.Н. Мясищев, 1960; А.Е. Личко, 1983).

Причины деструктивного поведения подростков рассматриваются и в русле разных научных дисциплин, где представлены различные объяснения этому явлению:

-        с позиции социологов главная причина заключается в самой специфике российской ситуации и общей социальной незащищенности всех слоев населения (В.В. Неверова, А.Е. Шабалдас);

-        в философии проблема девиантного поведения объясняется падением духовности и нравственности, несформированностью или утратой смысла жизни и общечеловеческих ценностей (Р.С. Назгаидзе, Ю.В. Артюхович);

-        психологи на первый план выдвигают проблему несформированности у подростков психологической устойчивости к трудностям (Л.И. Анцыферова, М. Тышкова, Д.И. Фельдштейн) и отсутствие помощи и поддержки со стороны окружающих (А.Н. Волкова, Д.Н. Исаев, Э.М. Александровская).

Как видно из названных выше примеров, огромную роль в возникновении склонности к отклоняющемуся поведению играет ближайшее окружение человека. И, если речь вести о подростках, – это, в первую очередь, семья и школа. Именно эти две микросреды являются патогенными факторами возникновения проблем детей, неспособность разрешения которых вызывает отклонения в их поведении. Отсутствие понимания, заботы со стороны других субъектов названных социальных институтов обусловливает появление детей «группы риска», поведение которых не только противоречит общепринятым нормам, но и приносит вред самим детям. Особенно остро это проявляется на этапе подросткового возраста.

При оптимальных условиях воспитания (как в семье, так и в школе) указанные особенности подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность и влияют на всю последующую жизнь человека. И здесь важное значение имеет такое образование как потребность в самоутверждении.

Следует признать справедливым утверждение Д.И. Фельдштейна о том, что самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания – от подвига до правонарушения [5]. В подтверждение этого следует привести высказывание И.С. Кона (1987) о том, что стремление к лидерству и престижности как поиск самоутверждения может нанести серьезный урон самосознанию, порождать честолюбие, неадекватность самооценки личностных свойств, противоречивость во взаимоотношениях с окружающими.

На значимость для подростка принадлежности к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонарушителями, его социально-статусного положения в микросоциальных, социометричеких взаимоотношениях указывают Я.Л. Коломинский (1986) и другие авторы. По данным А.В. Мудрика и И.С. Кона, типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения (А.В. Мудрик, 1976; И.С. Кон, 1987). Это становится почвой для девиантного поведения. Следует отметить, что особенности личности подростка часто оказываются противоречивыми. Например, потребность в аффилиации не исключает любви и тяготения к одиночеству; доверительность в общении с другими сочетается со скрытностью в общении с родителями; в тенденции к самоутверждению. Постоянный интерес к оценке их качеств другими переплетается с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками и т.д.

Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков, как: склонность к дезадаптации; тотальность; стабильность [1].

Такие признаки часто характерны для личности, находящейся в условиях депривации (детские дома, школы интернатского типа, заключение и т.д.)

В данном случае важное значение имеет определение предпосылок, выявление причин отклонений в поведении подростков, находящихся в условиях общеобразовательной школы. В работах целого ряда отечественных психологов отмечается, что среди факторов, способствующих девиантным формам поведения, в первую очередь следует выделить объективные (семья, школа, референтная группа) и субъективные факторы (нарушение адаптивного потенциала, несформированность самооценки, нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера) (М.А. Ковальчук, М.И. Рожкова, Е.Ф. Федосенко и др.).

Этот подход был заявлен и в исследованиях И.В. Дубровиной, которая выделяет три группы причин нарушений в поведении детей:

-        первая группа связана с проблемами семейного воспитания: низкий педагогический и культурный уровень родителей; неблагополучие в семье; нарушение единства требований к ребёнку; негативные отношения с ребёнком; использование неэффективных способов воспитания; воспитание вне семьи и т.д.;

-        вторая группа трудностей связана с недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогического коллектива: знание психологии личности, условий воспитания в семье; отсутствие индивидуального подхода в работе по преодолению отклонений в поведении и нравственном развитии детей; отсутствие системы стимулирования социально одобряемых форм поведения и деятельности; отсутствие учёта эмоционального состояния подростка; щадящей нагрузки; недостаточное руководство формированием межличностных отношений в классе; несистематическое взаимодействие семьи и школы в профилактике педагогической запущенности детей и др.;

-        к третьей группе трудностей относятся: отставание ребёнка в общем развитии; болезненность; нравственная невоспитанность; проблемы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения; неподготовленность к ведущему виду деятельности [4].

Практика показывает, что наиболее сильно отклонения в поведении подростков проявляются в тех случаях, когда на предшествующих этапах возрастного развития (дошкольное детство и младший школьный возраст) у детей не были сформированы представления о нормах, которые формируются в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Последнее является достаточно важным для понимания проблемы склонности подростков к девиантному поведению. И здесь следует выделить основной механизм, который обусловливает психический настрой личности на определенный тип поведения. Речь идет об установке. Сформированная совокупность установок определяет выбор того или иного поведения личности в конкретной ситуации, в группе.

И, как утверждают исследователи, именно социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение. Безусловно, подростки, имеют предшествующий опыт социализации (семья, дошкольные образовательные учреждения, классный коллектив в младшем школьном возрасте), который сформировался под влиянием социальных установок, действующих на уровне малых групп и привычных ситуаций. Часто этот опыт ориентирует личность на проявление социально неодобряемых черт, форм поведения, что является следствием сложившейся диспозиционной системы.

Важное значение при анализе проблемы формирования установок, обусловливающих возникновение отклонений в поведении, имеет выделение факторов, образующих и преобразующих диспозиционную систему. Существующие исследования показывают, что решающую роль в этом играют условия деятельности, которые придают ей смысл и которые существенно детерминируют механизм функционирования диспозиционной системы.

Следует отметить, что диспозиция интегрирует множество модальностей Я и побуждает человека к одному способу поведения и удерживает от другого, что диспозиция модальностей Я и устойчива и динамична. И, если диспозиция сформировалась, то она стремится сохранить свойственные ей функции и побуждает человека вести себя стереотипно, воспроизводить одну и ту же линию поведения. Самое главное, что диспозиция модальностей Я отражает все основные характеристики Я – концепции. Если у ребенка к подростковому возрасту сформировалась устойчивая диспозиция поведения, то необходима специально организованная работа по коррекции имеющихся негативных установок, определяющих склонность к нарушению социально одобряемых норм поведения.

В этом плане необходимо вести речь о создании специальных условий, факторов, обеспечивающих возможность предотвращения такого поведения, формирования позитивных установок. Иначе говоря, необходима систематическая, профилактическая работа по предупреждению факторов риска, которые формируют у подростков склонность к девиантному поведению.

Литература

  1. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. – М.: Медицина, 1964.
  2. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М: ИНФРА-М., 2007. – 185 с.
  3. Пятницкая И.Н. и Шаталов А.И. Девиантное поведение подростков. Наркотизм, криминальность, экстремизм. – М.: Анахарсис, 2004. – 112с.
  4. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
  5. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1988. – №6. – С.31-41
  6. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. Психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: справочные материалы. – М.: Знание, 2006. – 192 с.

 

Об авторе

Разживина Нина Владимировна – заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ № 10, г. Кисловодска, аспирантка ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Разживина Н. В. Исследование причин формирования девиантного поведения в отечественной психологии и девиантологии. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.