ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ОСОБОЙ ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности мониторинга студентов первокурсников Ульяновской ГСХА. Выявлены уровень удовлетворенности студентов учебным процессом в вузе, психологическое состояние студентов в ходе учебного процесса, потенциал студенческого самоуправления, особенности социально-психологической адаптации и ценностные ориентации студентов.

Ключевые слова: студенчество, студенты-первокурсники, психологический климат в студенческой группе, взаимоотношения с преподавателями, психологическое состояние личности, адаптивность, ценности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Студенчество – одна из самых актуальных областей исследования. Аудитория весьма неоднородна, поскольку векторы устремлений у студентов могут быть различными, – ориентация на творческую, спортивную, развлекательную, трудовую или же научную деятельность [6, c. 150]. Студенчество (слово «студент» переводится с латыни как «усердно работающий, занимающийся») представляет собой специфическую социальную группу, которая объединяет людей, обучающихся в гражданском высшем учебном заведении с целью подготовки к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве [3, c. 5]. Это центральный период становления человека, личности в целом, когда происходит формирование системы профессиональных знаний, качеств личности. Студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами его будущей профессии.

Студенческий возраст относится ко второй фазе юности. Юность является порой самоанализа и самооценивания, но более осознанных, чем в подростковый период, самой личностью [5; 6, с. 6]. Психолого-акмеологическую характеристику студента наряду с возрастными и индивидуально-психологическими показателями развития составляют свойства и качества, которые детерминированы его социальным положением: приобретая статус студента, молодой человек попадает в новую для него среду, в которой будет продолжаться социализация его личности с учётом сделанного им выбора профессии. Эти процессы требуют сопоставления своего идеального и реального Я. Однако первое из них все же еще «не выверено», а второе еще всесторонне не оценено самой личностью, что может вызвать неуверенность в себе в личностном и профессиональном планах. Выбор профессии связан как с внешними, так и с внутренними факторами (престижность профессии, система социальных воздействий на индивида, личностные качества, адаптивность, мотивационные и прогностические возможности), представляющие собой ресурсы дальнейшего профессионально-личностного развития. Личностная мотивация и профессиональное самоопределение студента тесно связаны с профессиональной направленностью. Формирование адекватного образа Я как личности и будущего профессионала (специалиста), прогностических способностей, саморегуляции в студенческие годы важны, потому что происходит закрепление достигнутого уровня развития и дальнейшее продвижение в приобретении профессионального мастерства.

Сложившись со времени возникновения первых университетов в XI-XII веках, студенчество как социально-профессиональная категория, естественно, поддается культурно-историческим влияниям. Путь современного студента к статусу зрелого специалиста включает в себя, по меньшей мере, три периода. Начало обучения требует знакомства с общими нормами вузовской жизни, адаптации к коллективу и характеру студенческой деятельности [3, c. 6]. И поэтому эффективная, оптимальная адаптация студентов младших курсов (первый и второй) к жизни и учебе в вузе – залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста [7, с. 234]. Адаптация представляет собой процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования. Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. На этапе адаптации студенты младших курсов – первокурсники и второкурсники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами, приобщаются к содержанию профессиональной деятельности, но пока еще в пределах вуза [1].

Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза: 1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям; 2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом; 3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе. К середине обучения (третий курс) многие студенты возвращаются к вопросу о правильности выбора вуза, специализации, профессии; часто возникает своеобразный когнитивный конфликт, связанный с несовпадением еще абитуриентских представлений и обретенного в процессе обучения более реального видения профессии. Заключительный студенческий период (четвертый и пятый курсы) связан с активной адаптацией к характеру и условиям той реальной профессиональной деятельности, которую выпускник будет осуществлять уже по завершении обучения [3, c. 7]. Новые условия деятельности ставят студента перед необходимостью менять привычные способы приобретения знаний, умений и развивать самостоятельность, прогностические способности. Тем самым адаптацию к учебной деятельности нужно рассматривать как проявление активности в приобретении необходимых свойств и качеств, для того чтобы предвидеть результат учебной деятельности [4].

Начиная с адаптации к учебной деятельности и кончая готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с прогностической моделью квалификации, в дальнейшем развивается мастерство, характеризующееся высокой степенью продуктивности профессиональной деятельности. В мастерстве синтезируются личностные и профессиональные качества, знания и умения. Последние необходимы при решении профессиональных задач. Профессиональная обусловленность деятельности студента связана с тем типом задач, которые характерны для данной профессии: гуманитарные, технические, физические и другие. Типы решаемых задач определяются профилем факультета.

Становление студента как субъекта деятельности происходит в процессе организованного педагогического воздействия на него в соответствии с учебными планами и программами в трех направлениях – приобретение им качеств и свойств как субъекта познания, субъекта труда и субъекта общения, мотивации достижения и познавательной мотивации. Последняя является основой учебно-познавательной деятельности студента. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной» (А.А. Вербицкий). В любом из видов деятельности (в частности, учебной, профессиональной) человек вступает в общение и взаимодействие с другими людьми. Таким образом, становится возможным планирование и выполнение совместных действий, использование соответствующих приемов и средств, прогнозирование результатов. Совместная деятельность и общение являются решающими факторами развития самосознания, я-концепции студентов благодаря тому, что здесь студенты становятся субъектами взаимного межличностного отражения. Степень осознания студентом свойств и особенностей собственного Я, значимых для учебной и профессиональной деятельности, может служить показателем успешности его интеллектуального, социального и профессионального развития. В диссертационных исследованиях Ю.Н. Пароходова и В.П. Саврасова были обнаружены положительные связи между уровнями сформированности учебного и профессионального самосознания студентов и соответственно эффективностью их учебной деятельности и успешностью профессионального становления.

Успешность в учебной деятельности студента связана с уровнем формирования «образа «Я», реализующего когнитивный (Я знаю), эмоционально-оценочный (Я отношусь) и поведенческий / регуляторный (Я действую) компоненты. По результатам исследования Калакова Н.И., Кузнецова А.В., Малых С.Б. оценка способности учащегося к выбору профессии выявляется состоянием каждого из компонентов «образа «Я» по трем содержательным направлениям: самоанализ, анализ профессиональной деятельности, профессиональные пробы.

Учебная деятельность студентов является средством их профессионального становления. Следовательно, успешность, с которой осуществляется учебная деятельность, несомненно, оказывает влияние на уровень профессиональной подготовки. Высшим показателем овладения профессией на уровне вузовской подготовки является творческое отношение студента к приобретаемым знаниям и умениям. По мнению А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина применительно к студентам можно говорить лишь об отдельных элементах мастерства, становление которого есть долгий путь профессионализации. А.К. Маркова называет профессиональное становление профессионализацией, подчеркивая, что «в целом профессионализация – это одна из сторон социализации» [2, с. 62-64]. Эффективность профессионализации зависит от успешного прохождения всех ее стадий и этапов, но особая роль отводится профессиональной подготовке, которая способствует профессиональному становлению студента, формированию важных качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, развитию личности в ходе профессионального обучения и т.д.

В связи с выше сказанным, актуальность нашего исследования, обусловлена необходимостью проведения целенаправленного, системного изучения психологического состояния и общего уровня адаптированности студентов-первокурсников к учебному процессу в вузе, необходимостью выявления различных негативных факторов, влияющих на учебную деятельность студентов, и необходимостью обеспечения благоприятных учебных и социально-психологических условий.

Целью исследования явилось выявление текущего психологического состояния студентов в ходе учебного процесса, общего уровня адаптированности студентов первых курсов к образовательному процессу в вузе, изучение ценностно-смысловой сферы студентов-первокурсников.

В качестве эмпирических методов исследования использовались: анкета выявления уровня удовлетворенности учебным процессом в вузе; анкета по выявлению текущего психологического состояния студентов в ходе учебного процесса; диагностика потенциала студенческого самоуправления различных факультетов; методика «Социально-психологическая адаптация» Т.В. Снегирёвой; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Исследование проводилось в 2010-2011 годах со студентами-первокурсниками Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. В исследовании приняли участие студенты первых курсов экономического факультета Ульяновской ГСХА. Выборка составила 68 респондентов, количество проанализированных протоколов – 340. Процедура интерпретации полученных данных состояла в анализе:

– распределения студентов-первокурсников экономического факультета по выраженности изучаемого признака;

– уровня выраженности признака у представителей разных учебных групп;

– уровня выраженности признака по гендерному параметру;

– проведение корреляционного анализа с целью установления характера взаимосвязи личностно-профессиональных переменных.

В результате анкетирования по выявлению уровня удовлетворенности учебным процессом в вузе, мы получили следующие данные (см. табл. 1).

Таблица 1.

Распределение студентов по уровню удовлетворённости учебным процессом в вузе

(число студентов в % к общему числу группы)

респонденты

Показатель удовлетворенности

Условия обучения в аудиториях

Психологический климат в студенческой группе

Взаимоотношения преподавателей со студентами

 

Условия проживания в общежитии

Взаимоотношения с персоналом и комендантом

Условия для работы в библиотеке

Собственные отношения с однокурсниками

Возможности для самостоятельной работы во внеучебное время

Участие в студенческой жизни академии

Досуг

Всего

Удовл. %

75

73,5

63,2

51,5

63,2

79,4

82,4

61,8

51,5

76,4

 

Затруд.%

19,1

17,6

29,4

35,3

30,9

20,6

16,2

26,5

33,8

11,8

 

Не удовл.

5,9

8,9

7,4

13,2

5,9

0

1,4

11,7

14,7

11,8

М

Удовл. %

64,3

78,6

78,6

57,1

71,4

78,6

85,7

71,4

57,1

92,8

 

Затруд.%

21,4

21,4

14,3

28,6

21,4

21,4

14,3

14,2

14,3

7,1

 

Не удовл.

14,3

0

7,1

14,3

7,2

0

0

14,2

28,6

0

Ж

Удовл.%

77,8

72,2

61,1

50

61,1

79,6

81,5

59,3

50

72,2

 

Затруд. %

18,5

16,7

33,3

37,1

33,3

20,4

16,7

29,6

38,9

12,9

 

Не удовл.

3,7

11,1

5,6

12,9

5,6

0

1,8

11,1

11,1

14,9

гр.1

Удовл. %

75

75

50

50

50

100

100

50

50

75

 

Затруд. %

25

25

25

25

50

0

0

50

25

25

 

Не удовл.

0

0

25

25

0

0

0

0

25

0

гр. 2

Удовл. %

61,5

42,3

69,2

15,4

30,8

100

53,8

69,2

53,8

92,3

 

Затруд. %

15,4

15,4

30,8

84,6

53,8

0

38,5

23,1

38,5

7,7

 

Не удовл.

23,1

42,3

0

0

15,4

0

7,7

7,7

7,7

0

гр. 3

Удовл. %

61,1

55,6

50

55,6

61,1

66,7

100

55,6

44,4

50

 

Затруд.%

33,3

38,9

38,9

27,8

33,3

33,3

0

27,7

50

25

 

Не удовл.

5,6

5,5

11,1

16,6

5,6

0

0

16,7

5,6

25

гр. 5

Удовл. %

90,5

100

66,7

62

76,2

76,2

76,2

52,4

57,1

57,2

 

Затруд. %

9,5

0

28,6

19

19,1

23,8

23,8

42,9

28,6

21,4

 

Не удовл.

0

0

4,7

19

4,7

0

0

4,7

14,3

21,4

гр.6

Удовл. %

83,3

91,6

75

66,7

83,3

100

91,7

75

50

83,3

 

Затруд. %

16,7

8,4

16,6

25

16,7

0

8,3

0

16,7

0

 

Не удовл.

0

0

8,4

8,3

0

0

0

25

33,3

16,7

 

Из таблицы 1 следует, что условиями обучения в аудиториях в целом удовлетворено 75% студентов-первокурсников, затруднились ответить – 19,1%, не удовлетворены – 5,9%.

Проводился сравнительный анализ уровня выраженности удовлетворенности учебным процессом по половому признаку и по принадлежности студентов к определенным учебным группам факультета.

Процентное распределение лиц мужского и женского пола, удовлетворенных условиями обучения, соответственно, 64,3% и 77,8%, не удовлетворенных – 14,3% и 3,7%.

При анализе данного показателя у представителей различных учебных групп, среди студентов групп 1, 5, 6 не удовлетворенных условиями учебного процесса не выявлено. При этом представители групп 2, 3 не удовлетворены протеканием учебного процесса на 23,1% и 5,6% соответственно.

Психологический климат в студенческой группе удовлетворяет 73,5% от общего числа студентов экономического факультета, 8,9% им не довольны, причём на всем факультете таковыми являются девушки. В сравнении с мужской выборкой (0%) процентное соотношение неудовлетворенных психологическим климатом в женской выборке составило 11,1%.

Анализ распределения студентов по выраженности данного показателя среди учебных групп свидетельствует, что в целом все группы удовлетворены складывающимися в группе отношениями, за исключением группы 2, где количество не удовлетворенных составило 42,3%.

Взаимоотношения преподавателей со студентами устраивают 63,2% учащихся, 29,4% студентов затруднились ответить, 7,4% – не удовлетворены отношениями.

Представители мужской и женской выборки в целом удовлетворены взаимоотношениям с преподавательским составом – 78,6% и 61,1% соответственно. Только 7,1% и 5,6% от числа студентов по параметру половой принадлежности остаются не довольными складывающимися взаимоотношениями с преподавателями.

Распределение студентов различных учебных групп в зависимости от их неудовлетворенности взаимоотношениями с преподавателями носит следующий характер: группа 1 – 25%, группа 2 – 0%, группа 3 – 11,1%, группа 5 – 4,7%, группа 6 – 8,4%.

Условия проживания в общежитии удовлетворяют 51,5% студентов, не удовлетворяют – 13,2%, при этом не удовлетворенных предлагаемыми условиями проживания в студенческих общежитиях среди лиц мужского пола – 14,3%, среди женского – 12,9%.

Среди представителей учебных групп максимальное количество студентов не удовлетворенных условиями в общежитии выявлено в группе 1 – 25% (к общему числу студентов в данной группе), в группе 3 – 16,6%, в группе 5 – 19%.

Взаимоотношениями с персоналом и комендантом общежития довольны 63,2%, затруднились ответить – 30,9%, не удовлетворены – 5,9%.

Условиями работы в библиотеке удовлетворены 79,4% учащихся, 20,6% затруднились ответить на вопрос, не удовлетворенных не выявлено.

Представители мужской и женской выборки удовлетворены представляемыми академией условиями работы в библиотеке в равной степени – 78,6% и 79,6% соответственно.

Отношения с собственными однокурсниками устраивают в целом всех студентов экономического факультета, что является очень хорошим показателем сформированности учебных групп. Общий показатель неудовлетворенности взаимоотношениями с однокурсниками составляет всего 1,4% от общего числа студентов факультета.

Возможностями для самостоятельной работы во внеучебное время удовлетворены 61,8% студентов, 26,5% затруднились ответить, 11,7% остаются не удовлетворёнными. Среди последних преобладают: с незначительной разницей лица мужского пола – 14,2%; студенты 3-й группы – 16,7%; студенты 6-й группы – 25%.

Что касается участия в студенческой жизни академии, то здесь только 14,7% студентов оказались не удовлетворёнными, остальные 33,8% затруднились ответить на вопрос.

Из анализа распределения неудовлетворительных оценок следует, что количество лиц мужского пола, не удовлетворенных протеканием их включения в студенческую жизнь вуза, вдвое превышает количество лиц женского пола – 28,6% и 11,1% соответственно. Своим участием в студенческой жизни также не довольны студенты группы 1 – 25%, группы 5 – 14,3%, группы 6 – 33,3%. Это может свидетельствовать о том, что студенты, стремящиеся к более продуктивному участию в студенческой жизни, мало задействованы в студенческой деятельности академии.

Досуговой деятельностью довольны 76,4% обучающихся, равное количество студентов (по 11,8%) затруднились ответить на задаваемый вопрос или остаются не удовлетворенными. Причем студенты, относящиеся неудовлетворительно к обеспечению досуга в Академгородке, представлены только в женской выборке – 14,9%.

В целом, полученные результаты свидетельствуют, что большинство студентов удовлетворены протеканием учебного процесса в академии и сложившимися учебными традициями. Но следует отметить, что количество респондентов, затруднившихся или не пожелавших ответить на сформулированные вопросы, достаточно высокое.

В результате анкетирования по выявлению текущего психологического состояния студентов в ходе учебного процесса, мы выяснили, что респондентам в количестве 57,4% редко присуще чувство одиночества, 12% от общего числа первокурсников экономического факультета часто испытывают подобные чувства, 13,2% – никогда. При этом процентное соотношение количества женщин, испытывающих чувство одиночества, существенно превышает количество мужчин – 20,4% и 7,1% соответственно.

Распределение студентов в зависимости от степени выраженности данного критерия в различных учебных группах склоняется к оценке «редко» как показателю частоты переживаемого состояния.

Состояние усталости постоянно испытывают 16,2% студентов экономического факультета; часто – 38,2%; редко – 29,4%, 13,2% – затруднились ответить.

Стоит отметить, что оценка «часто» в описании частоты ощущения состояния усталости существенно превалирует над остальными оценками. Подобное распределение представлено как в принадлежности к определенной учебной группе, так и в половой принадлежности.

Чувствуют неуверенность в себе и низко оценивают свои способности лишь 4,4% от общего числа студентов, причем данное состояние, согласно полученным результатам, не свойственно лицам мужского пола (0%), а присуще только представительницам женской выборки – 5,6%.

Большинство студентов, независимо от их отнесенности к определенной учебной группе, редко испытывают чувство неуверенности или разочарования в себе. Учитывая достаточно невысокие показатели по оценке «затрудняюсь ответить, трудно сказать», можно говорить о достоверности полученных ответов по обозначенному показателю.

Большинство студентов удовлетворены выбранной специальностью и не испытывают разочарование в ней. Лишь 2,9% не довольны ею, прежде всего, девушки. Это может свидетельствовать и об удовлетворенности протеканием образовательного процесса в академии, и о сознательности и обдуманности выбора студентами будущей специальности.

Студенты экономического факультета редко обижаются на преподавателей и их отношение к ним (50%). Равное количество студентов (4,4%) признались, что постоянно или часто испытывают некоторое неуважительное отношение к себе со стороны преподавательского состава. При этом распределение подобных высказываний существенно опережает по количеству их выборов в мужской выборке (14,2% и 0%) относительно женской выборки (1,9% и 5,6%).

Относительно чувства тревожности и беспокойства, испытываемого студентами-первокурсниками экономического факультета, соотношение оценок «часто» и «редко» распределилось следующим образом – 26,5% и 47% от общего числа студентов.

Следует отметить, частоту возникновения подобных переживаний в женской выборке: 7,4% девушек постоянно пребывают в состоянии тревоги и беспокойства, 33,4% из них – часто.

В целом, текущее психологическое состояние студентов-первокурсников экономического факультета можно расценивать как удовлетворительное. Следует обратить внимание на факторы, в максимальной степени влияющие на психологическое состояние студентов во время учебного процесса в первый год обучения, среди которых можно выделить:

-                    ощущение усталости в период учебной деятельности;

-                    неуверенность в себе;

-                    сомнения или низкая оценка своих способностей;

-                    разочарование в себе;

-                    чувство тревожности и беспокойства.

Предоставленная информация, демонстрация процентного соотношения оценок и их распределения в зависимости от принадлежности студентов к определенной учебной группе или половой принадлежности позволяют более наглядно и доступно оценить психологическое состояние студентов факультета с возможностью выявления проблемных зон и обращения на них более пристального внимания.

В ходе диагностики потенциала студенческого самоуправления обнаружилось, что процентное соотношение количества студентов, считающих органы студенческого самоуправления значимой силой, влияющей на деятельность вуза, существенно превышает количество студентов, не согласных с данным утверждением.

Среди студентов мужского пола количество учащихся, не признающих органы студенческого самоуправления в качестве воздействия на деятельность академии, выше числа учащихся, согласных с обозначенным утверждением: «абсолютно не согласен» – 28,7%, «не согласен» – 7,1%, «абсолютно согласен» – 0%, «согласен» –14,3%. Среди девушек, обучающихся на экономическом факультете, большинство признают возможность оказания влияния органами студенческого самоуправления на деятельность в вузе.

При анализе данного показателя среди студентов различных групп, предпочтение отдается выбору положительных утверждений относительно воздействия органов студенческого самоуправления на деятельность академии.

С утверждением о том, что органы студенческого самоуправления развиваются и скоро будут силой, заметно влияющей на деятельность вуза, не согласились в целом 23,6% студентов, согласились – 38,3%.

Следует обратить внимание, что внушительное количество студентов от числа рассматриваемых и анализируемых групп затруднились дать ответ на сформулированное утверждение.

На утверждение о том, что органы студенческого самоуправления не только не влияют на жизни вуза, но и не имеют пока особых перспектив в развитии, дали отрицательный ответ в сумме 61,8% студентов, положительный ответ – 8,8% респондентов, затруднились ответить на вопрос – 29,4% студентов.

Схожее распределение ответов, ориентированных на несогласие с данным утверждением, представлено во всех учебных группах и в группах по половому признаку.

При анализе показателя о влиянии органа студенческого самоуправления каждой группы на жизнь и деятельность их группы становится очевидным, что по всей выборке превалируют оценки несогласия с данным утверждением или затруднение в ответе на поставленный вопрос. Студенты в количестве 45,6% от всей выборки, независимо от полового признака, не согласны с вышеобозначенным определением.

Таким образом, большая часть студентов экономического факультета считают, что органы студенческого самоуправления академии являются вполне значимой силой, влияющей на её деятельность, и видят перспективы их развития. В то же время значительная часть студентов не чувствует влияния органов самоуправления непосредственно на их группу.

Процентное соотношение числа студентов, затруднившихся проанализировать представленные утверждения, достаточно внушительное по отношению ко всей выборке испытуемых. Свидетельством тому может послужить незаинтересованность студенческим самоуправлением в вузе, отсутствие интереса к их деятельности или недостаточно активная позиция органов самоуправления академии.

Данные по определению уровня социально-психологической адаптации с использованием методики Т.В. Снегиревой, показали следующие результаты (см. табл. 2).

Таблица 2.

Распределение студентов-первокурсников по уровням

социально-психологической адаптации

Респондент

Принятие –

непринятие

себя

Принятие других – конфликт с другими

Эмоц. комфорт – эмоц. дискомфорт

Внутренний контроль – внешний контроль

Доминирование – ведомость

Уход от проблем

Адаптированность (общий показатель)

ВСЕГО

4,25

3,89

3,26

3,11

3,01

1,64

20,86

М

4,35

4,28

3,78

3,14

2,71

1,43

21,85

Ж

4,22

3,79

3,13

3,11

3,09

1,7

20,61

 

Согласно Т.В. Снегирёвой, существует шесть факторов адаптированности / дезадаптированности: принятие – непринятие себя; принятие других – конфликт с другими; эмоциональный комфорт – эмоциональный дискомфорт; внутренний контроль – внешний контроль; доминирование – ведомость; уход от проблем.

Подсчёт соответствующих факторов осуществляется путём суммирования баллов. Чем выше величина получаемого показателя, тем больше выражен данный фактор. Общий показатель адаптированности / дезадаптированности получается путём суммированием всех шести факторов.

По данным таблицы 2 следует, что по параметру принятие себя представители и мужской, и женской выборок продемонстрировали показатели высокого уровня проявления данного параметра, что свидетельствует о принятии студентами себя как личностей со своими достоинствами и недостатками. Данный показатель достигает высоких значений и в целом по всей выборке.

Показатель уровня принятия других людей такими, какие они есть у девушек достигает среднего уровня, у мужчин – высокого. Это позволяет прийти к заключению о более высоком уровне критической оценки личности у лиц женского пола. Показатель эмоционального комфорта (уравновешенность, оптимизм) в равной степени выражен как у мужчин, так и у женщин и достигает среднего уровня.

Алогичная ситуация складывается и по показателю внутреннего контроля, характеризующего ориентацию на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого. Данный параметр находится на среднем уровне у представителей всех групп и всей выборки в целом. Данный уровень характерен для лиц, ориентированных на зависимость от внешних обстоятельств при достижении определенных целей и результатов.

Показатель доминирования (лидерства) ярче выражен у женской выборки, его значение приближается к среднему уровню. У лиц мужского пола показатель также находится на среднем уровне, но значение его фактора ниже, чем у женщин. Следовательно, женщины способны проявлять большую независимость в поведении, в принятии решений и т.п., а мужчины склонны принимать ведомую и зависимую позицию в поведении и деятельности.

Показатель ухода от проблем у всех студентов находится на низком уровне, что свидетельствует об их склонности разрешать возникающие проблемы любого характера, а не избегать или уклоняться от их решения.

Значение общего показателя адаптированности более выражено у лиц мужского пола, значение данного фактора у них выше, чем у женщин. Но в целом, по всей выборке представлен средний уровень адаптированности.

По итогам полученных данных, результаты уровня адаптированности студентов-первокурсников экономического факультета можно считать удовлетворительными.

Согласно методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «...устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».

Таким образом, М. Рокич различает два класса ценностей:

-                   терминальные ценности – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стре­миться.

-                   инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то об­раз действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Анализируя иерархию ценностей представителей мужской и женской выборок и общей выборки в целом, были получены следующие результаты.

Для всей выборки студентов экономического факультета наиболее значимые терминальные ценности связаны с взаимоотношениями с другими людьми, это, прежде всего, любовь, дружба, семья, а также со здоровьем и уверенностью в себе.

Полученные результаты позволяют проследить приоритет терминальных ценностей не только по всей выборке в целом, но и по половому признаку. Так и у мужчин, и у женщин доминируют «конкретные» ценности: личной жизни, здоровья, наличия хороших друзей, уверенности в себе.

В середине иерархической лестницы находятся ценности деятельности и развития в целом: материальная обеспеченность, личностное развитие, свобода, активная продуктивная жизнь, общественное признание, жизненная мудрость и познание. Менее представлены «абстрактные» ценности: творчество, счастье других, красота природы и искусства.

Можно прийти к заключению, что среди студентов экономического факультета отчетливо прослеживается потребность как в профессиональном, так и в личностном развитии.

В качестве инструментальных ценностей превалируют, прежде всего, воспитанность, образованность и аккуратность, а также такие личностные ценности, как честность и ответственность. Причем подобное ранжирование свойственно как для всех студентов в целом, так и для групп с разделением по половому признаку.

В середине иерархической лестницы размещены «деятельностные» ценности: ответственность, исполнительность, твёрдая воля, эффективность в делах, смелость в отстаивании своих взглядов, независимость. Менее представлены из списка инструментальных ценностей: высокие запросы к жизни, широта взглядов, непримиримость к своим недостаткам и недостаткам других людей, эффективность в делах.

Из вышесказанного следует, что наиболее представленные инструментальные ценности у студентов экономического факультета можно сгруппировать в ценности общения, ценности дела и индивидуалистические ценности. Менее значимы этические ценности и ценности принятия других.

Следует помнить, что устойчивость терминальных ценностей выше, чем инструментальных, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Наиболее устойчивыми являются ценности, имеющие самые высокие и самые низкие ранги.

Таким образом, с учетом выявленных особенностей, а именно уровня удовлетворенности студентов учебным процессом в вузе, текущего психологического состояния студентов в ходе учебного процесса, диагностики потенциала студенческого самоуправления, определения уровня социально-психологической адаптации, ценностных ориентаций можно способствовать более успешному профессиональному становлению будущих специалистов в рамках вуза.

 

Литература

  1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э.Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1997. – № 6. – С. 35-44.
  2.   Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 308 с.
  3. Мещерякова И.А., Иванова А.В. Проблемное поле и переживания студентов // Психологическая наука и образование, 2004. – № 2. – С. 5-10.
  4. Основы планирования профессиональной деятельности: методы обучения: учеб. пособ. для преподавателей / Л.Г. Рыбалкина и др. // Под общ. ред. Г.В. Галевского. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 113 с.
  5.  Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 543 с.
  6. Студент вуза: технологии и организация обучения: учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. – М.: Инфра-М, 2009. – 475 с.
  7. Студенчество в науке – инновационный потенциал будущего: тез. докладов Всерос. студ. науч.-практ. конференции / Под ред. В.С. Суворова. – Набережные Челны: изд. Кам. гос. инж.-экон. акад., 2008. – 376 с.

 

Об авторе

Сафукова Надежда Николаевна – ведущий психолог психологической службы Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Сафукова Н. Н. Отличительные характеристики студенчества как особой возрастной и социальной категории. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.