ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье описывается саморазвитие и самообразование как условие формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Саморазвитие и самовоспитание воспитателя дошкольного образовательного учреждения понимается как непрерывный, внутренне противоречивый процесс качественного совершенствования себя как субъекта профессионального педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: саморазвитие, самообразование, профессиональная компетентность, воспитатель детского дошкольного учреждения.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность педагога, воспитателя сегодня рассматривается как основа повышения эффективности образовательного процесса в целом. Необходимость формирования, совершенствования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования обусловливается тем, что развитие ребенка возможно лишь во взаимодействии с саморазвивающимся педагогом. Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественной основой человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Решение заявленной проблемы будет успешным, если будут созданы специальные педагогические условия для формирования профессиональной компетентности воспитателей. Под педагогическими условиями развития профессиональной компетентности  педагога дошкольного образования следует понимать совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, приемов и материально-пространственной среды ОУ, направленных на решение данной задачи.  Можно выделить следующие педагогические условия:  внутренние (интрапедагогические) – связанные с содержательно-технологическими аспектами самообразовательной деятельности педагога; внешние (интерпедагогические) – определяемые педагогизацией профессиональной  среды и внешне-внутренние условия – система интер-интрапедагогических факторов развития, связанные с внедрением инновационной педагогической технологии в деятельность воспитателя дошкольного учреждения.

В контексте заявленной темы исследования следует акцентировать внимание на таком важном интрапедагогическом условии как профессиональное саморазвитие и самовоспитание воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) – это непрерывный, внутренне противоречивый процесс качественного совершенствования себя как субъекта профессионального педагогического взаимодействия. Он обеспечивает расширение смысловых границ профессиональной деятельности и своих возможностей в ней, повышение уровня целостности, субъектности воспитателя.

Закономерности становления профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения обнаруживаются в качественных изменениях профессиональной деятельности, поведения и отношений воспитателя к другим субъектам взаимодействия, своему профессиональному совершенствованию. Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития.

Источником профессионального саморазвития становится постоянно развивающаяся общность: воспитатель – дети – родители – старший воспитатель – коллеги – администрация, а главной движущей силой – противоречие между реальным уровнем профессионального саморазвития воспитателя и потребностью в совершенствовании себя как субъекта взаимодействия [2].

Существующие исследования в этом направлении показывают, что правомерно выделить основные сущностные социально-педагогические характеристики воспитателя как саморазвивающегося субъекта профессиональной деятельности и поведения:

- направленность на непрерывное саморазвитие, преодоление своих и воспитанников нормативных пределов, перспективность в мышлении, профессиональном поведении, постоянный поиск, утверждение смыслов профессиональной педагогической деятельности;

- высокая адаптивность к изменениям педагогической действительности, мобильность и успешность в использовании новых программ, технологий;

- адекватное решение профессиональных и личностных проблем (своих и воспитанников), возможность осознанной коррекции профессиональной деятельности и поведения;

- открытость новому опыту, профессиональная активность, творческая индивидуальность, готовность к решению задач креативной педагогической деятельности, самостоятельность мышления и деятельности, отказ от стереотипов, штампов, свобода и оригинальность в использовании педагогических средств, форм, позиций во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами;

- самокритичность, ответственность, целесообразность;

- перспективность в отношениях, постоянное повышение уровня взаимодействия, коммуникации с другими субъектами образовательного процесса (детьми, родителями, коллегами).

Наиболее полно понимание профессионального саморазвития воспитателя ДОУ раскрывают его функции, выделенные на основе сущностных характеристик:

- адаптации (адекватное приспособление к условиям профессиональной педагогической среды);

- компенсации (коррекция профессионального поведения и деятельности);

- оценочная (осмысление результатов педагогической деятельности, самокритичность);

- активности (открытость новому опыту, широта жизненных и профессиональных интересов);

- коммуникативная (общение, обмен информацией с субъектами образовательного процесса придает уверенность в себе, профессиональную современность);

- смыслообразующая (активный поиск новых смыслов профессиональной деятельности, своего отношения к истине, возможностей для самореализации).

Реализацию данных функций в становлении профессионального саморазвития воспитателя ДОУ обеспечивают компоненты: ценностно-смысловой (представлен наличием потребности в профессиональном саморазвитии, ценностных ориентаций, смыслов и мотивов, осознанием своей роли и предназначения, самоопределением в разных педагогических ситуациях, осмысленностью профессиональной деятельности), содержательно-поисковый (характеризуется проявлением самостоятельности в достижении цели, открытостью новому, продуктивностью поиска благодаря способности к самовыражению, самообразованию, самовоспитанию), результативно-оценочный (проявляется в способности к самооценке профессионального поведения и деятельности, обеспечивает уверенность, самостоятельность, автономность).

Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести в формированию завышенной самооценки.

Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность.

Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и не учебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы и для культурного отдыха.

В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:

-   культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, классификация и сравнения, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности и иные условия;

-   устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

-   рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

-   гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий.

В этом плане значимой проблемой является оценка эффективности и стадии саморазвития. Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны – это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой – овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли педагог этой способностью, можно по тому, научился ли осуществлять следующие действия:

-   целеполагание (ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития);

-   планирование (выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития);

-   самоконтроль (осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось);

-   коррекция (вносить необходимые поправки в результаты работы над собой) [1].

Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.

На первой стадии овладения профессиональным самовоспитанием цели и задачи, которые ставит начинающий профессионал, неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены.

На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой специалист, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта, процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность – существенные проявления саморазвития на этой стадии.

На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко. Все основные действия саморазвития:  целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция – осуществляются автоматически, непринужденно.

Достижение этого возможно только в том случае, если воспитатель готов заниматься самообразованием и саморазвитием, готов устанавливать конструктивное взаимодействие с другими субъектами образовательного пространства, ориентирован на достижение вершин в развитии профессионализма личности и деятельности.

Литература:

  1. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 2006.
  2. Пятаева С.А. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения: Дис.  канд. пед. наук: 13.00.08. – Волгоград, 2005. – 148 c.

 

Об авторе

Кашкарева  Вера Борисовна  заведующая МДОУ ЦРР д/с № 8, г. Кисловодск, аспирантка ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Ссылка для цитирования

Кашкарева  В. Б. Профессиональное саморазвитие и самообразование как условие формирования профессиональной компетенции воспитания дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.