ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГ КАК СУБЪЕКТ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

 

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье представлены различные подходы и концепции по проблеме коммуникативной компетентности личности. Описываются различные структуры коммуниктаиной компетености.  Охарактеризована коммуникативная компетентность специалиста-психолога как базовая, ключевая компетенция его профессиональной  деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, структура коммуниктаиной компетености, специалист-психолог.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Коммуникативная компетентность специалиста объективно приобретает все большую актуальность благодаря усложнению и постоянному расширению социального опыта, возникновению различных форм презентации информации, возрастающему уровню запросов социума.

Повышение эффективности коммуникации и развитие коммуникативной компетентности является в психологии одним из активно разрабатываемых направлений.

Этимологически термин «коммуникация» относится к латинском языку, где он обозначает «communication – сообщение, передача от communico – делать общим; беседовать; связывать, соединять; общаться; иметь дело. В прямом своем значении термин «коммуникация» представляет собой опосредованный и непосредственный контакт людей для сообщения определенной информации.

В отечественной и зарубежной психологии имеется большое количество определений. «Коммуникацию» определяют как «опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов», как «способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей… обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности», «процесс передачи информации от отправителя к получателю» и др.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то имеют в виду, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией [1].

При описании успешной коммуникации многие авторы используют понятие коммуникативная компетентность. Термин «компетентность» – производный от латинского слова «компетенция» и буквально означает согласованность частей, соразмерность, симметрию. Категория «компетентность» используется на самых различных уровнях и в зависимости от этого, наполняется различным содержанием.

Проблема компетентности в психологии рассматривается в различных направлениях и подходах.

Так, А.В. Хуторской рассматривает компетентность как, обладание человеком совокупностью взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, включающих личное отношение человека к компетентности и предмету деятельности. Д. Вейлланд утверждает, что компетентность – есть умение объединить знания и навыки для решения конкретной проблемы. Э.Ф. Зеер под компетентностью понимает обладание необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности. Н.В. Яковлева под компетентностью понимает психическое новообразование личности, возникающее в ходе освоения деятельности и представляющее собой целостную систему, функционально ориентированную на достижение целей деятельности и позволяющую решать деятельностные проблемные ситуации. Л.И. Анцыферова считает, что компетентность – это совокупность профессиональных свойств, т.е. способностей реализовать профессионально-должностные требования на определенном уровне. И.Г. Климкович, говорит, что компетентность – способность решать ряд задач на определенном уровне квалификации в соответствии с определенными условиями для удовлетворения определенных потребностей.

И.А. Зимняя выделяет три группы компетентностей: 1. Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; 2. Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; 3. Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах [4].

В исследовании коммуникативной компетентности в настоящее время в отечественной психологии сложилось два подхода: теоретический и практический.

В рамках теоретического подхода исследователи рассматривают понятие коммуникативной компетентности, процессы, условия и факторы, определяющие ее изменение, разрабатывают теоретические концепции и модели коммуникативной компетентности, определяют ее место и роль в эффективном общении и взаимодействии, выделяют ее структуру. Одни авторы рассматривают коммуникативную компетентность как отдельную характеристику личности (Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко, Л.А. Цветкова, О.И. Муравьева, И.В. Макаровская), другие – как часть более широкого понятия (В.Н. Куницина, В.А. Спивак), третьи – как часть других видов компетенций, и как отдельную характеристику личности одновременно (Ю.М. Жуков), четвертые – как индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей (Ю.Н. Емельянов).

Представители практического подхода акцентируют свое внимание на процессе развития и совершенствования коммуникативной компетентности: разрабатывают методы развития коммуникативных умений (Л.А. Петровская, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящева, А.С. Прутченков, Е.В. Сидоренко, С.И. Макшанов), реализуют программы повышения коммуникативной компетентности (Г.Н. Николаева, Е.М. Горюнова, И.К. Гаврилова и др.), предлагают практические рекомендации для эффективного общения (И. Атватер, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков).

Подходов к трактовке понятия коммуникативной компетентности в отечественной психологии достаточно много. Так, М.А. Хазанова рассматривает коммуникативную компетентность как владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатия, личностные характеристики (адекватная самооценка, социальная направленность) самого субъекта общения. По мнению Г.М. Андреевой – это способность к ориентации, а, по мнению Г.С. Трофимовой, ориентированность в различных ситуациях общения. Л.Д. Столяренко утверждает, что коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Л.А. Петровская считает, что это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном кругу ситуаций межличностного взаимодействия. Ю.Н. Емельянов рассматривает коммуникативную компетентность как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. Коммуникативная гибкость – есть коммуникативная компетентность – такова точка зрения О.И. Муравьевой. Е.В. Клюев и И.Н. Горелова считают, что коммуникативная компетенция – есть рабочий набор коммуникативных тактик и стратегий, присущих индивиду или группе индивидов.

В.Н. Куницына определяют коммуникативную компетентность как «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии» [6].

Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную компетентность как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а меру коммуникативной компетентности как степень успешности задуманных актов влияния и использования средств, чтобы произвести впечатление на других людей [3].

Выделяют различные типы коммуникативной компетентности: по качеству – продуктивная и реподуктивная (Л.А. Петровская), первичная и вторичная (Т.Ю. Осипова); по широте – общая и профессиональная (Ю.Н. Емельянов), по специфике – компетентность слушания и компетентность высказывания (И.В. Макаровская).

Рассматривая коммуникативную компетентность необходимо выделить структурные компоненты, которые образуют систему коммуникативной компетентности личности. По вопросу о структуре коммуниктаиной компетености также имеется несколько подходов: 1) исследователи делают акцент на когнитивной составляющей этого феномена, т.е. на знаниях и способностях, необходимых для построения общения (В.П. Захаров, В.А. Лабунская, Е.В. Руденский, З.С. Смелкова, Н.Ю. Хращев); 2) описание структуры коммуникативной компетентности дается через коммуникативные умения (А.В. Захаров, А.В. Мудрик); 3) Структурными элементами коммуникативной компетентности являются и коммуникативные знания, и коммуникативные способности, и коммуникативне умения (Е.В. Сидоренко); 4) в составе коммуникативной компетентности кроме знаний, умений и навыков выделются личностные особенности (Л.И. Берестова, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.С. Семенов, А.А. Кидрон и др.). Л.М. Митина выделяет коммуникативную компетентность как отдельную подструктуру профессиональной компетентности наряду с деятельностной (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной деятельности).

Ю.Н. Емельянов в структуре коммуникативной компетентности выделяет следующие компоненты:

  1. Общие способности (обучаемость);
  2. Коммуникативные знания, умения, навыки (свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения), собственно невербальные средства; организация индивидом межличностного пространства на своей территории, согласно социальным нормам;
  3. Личностные переменные: Я-концепции; пластичная-ригидная установка; экстернальность, интернальность [3].

Н.Б. Буртовая в структуре коммуникативной компетентности выделяет социально-психологический, индивидуально-психологический и психофизиологический уровни. На социально-психологическом уровне коммуникативная компетентность проявляется во взаимодействии людей в процессах деятельности, общения, познания. Коммуникативная компетентность на этом уровне позволяет строить коммуникацию на предвидении ее результатов, удовлетворении социальных потребностей. Ее формирование на этом уровне происходит как стихийно в процессе формального общения и воспитания на основе целенаправленного обогащения знаний, умений, навыков, привычек. Коммуникативную компетентность на индивидуально-психологическом уровне определяют особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воли, эмоций, воображения, психическое состояние субъекта. На психихофизиологическом уровне определяют тип высшей нервной деятельности, темперамент, экстра- и интровертированность, возрастные и гендерные различия [2].

Е.В. Руденский выделяет в коммуникативной компетентности такие составляющие, как коммуникативно-диагностическую (диагностика социально-психологической ситуации); коммуникативно-прогностическую (предвидение результатов общения); коммуникативно-программирующую (подготовка к коммуникации, содержание, цели, приемы); коммуникативно-организационную (средства привлечения внимания к предмету коммуникации).

Он также выделяет семь групп коммуникативных умений:

  1. Речевые умения, связанные с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения:

-  умение грамотно и ясно сформулировать свою мысль;

-  достигать желаемой коммуникативной цели;

-  осуществлять основные речевые функции;

-  говорить выразительно;

-  высказываться «целостно», т.е. достигать целостности высказывания;

-  высказываться логично и связно;

-  выражать в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного.

  1. Социально-психологический умения связанные с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний:

-        умение психологически верно и в соответствии с ситуаций вступать в общение;

-        поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров;

-        психологически точно определить «точку» завершения общения;

-        максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;

-        прогнозировать, возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

-        прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий.

  1. Психологические умения, связанные с овладением процессами самомобилизации, саморегуляции:

-        умения преодолевать психологические барьеры в общении;

-        снимать излишнее напряжение;

-        эмоционально настраиваться на ситуацию общения;

-        адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;

-        мобилизоваться на достижение коммуникативной цели;

-        распределять свои усилия в общении.

  1. Умение использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией:

-        реализовывать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания;

-        организовывать знакомство с партнерами;

-        использовать ситуативные нормы приветствия;

-        высказывать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание и т.д.

  1. Умения использовать невербальные средства общения:

-        применять паралингвистические средства общения (интонация, пауза, темп, громкость, тональность, мелодика);

-        экстралингвистические средства (смех, шум, аплодисменты и т.д.);

-        кинетические средства общения (жест, мимика);

-        проксемические средства общения (позы, движения, дистанция общения).

  1. Умения общаться в различных организационно-коммуникативных формах политической деятельности. Использовать:

-        организационно-коммуникативные формы установления отношений;

-        организационно-коммуникативные формы планирования совместной деятельности;

-        оппозиционные организационно-коммуникативные формы;

-        коммуникативные формы дискуссии и полемики.

  1. Умения взаимодействовать:

-        на уровне диалога – с личностью или группой;

-        на уровне полилога – с массой или группой;

-        на уровне межгруппового диалога и т.д. [8].

И.Б. Пономарев, В.П. Трубочкин выделяют три блока компонентов коммуникативной компетентности: 1. Коммуникативные личностные качества; 2. Владение техникой общения – навыки и умения осуществления отдельных коммуникативных действий; 3. Владение методикой и тактикой общения, умение строить общение в целостных ситуациях деятельности [7].

В.Н. Куницыной, Н.В. Казариновой, Погольша В.М. были выделены такие составляющие коммуникативной компетентности как коммуникативность и коммуникабельность. Коммуникативность – владение индивидом процессуальной стороной контакта, выражающееся в сознательном использовании экспрессии, владение голосом, умение держать паузу [6].

Коммуникативная компетентность является одним из базовых показателей профессиональной компетентности и профессиональной подготовленности специалистов в круге профессий «человек-человек»

Коммуникативная компетентность психолога предполагает наличие следующих умений: доводить до партнера содержание информации на доступном ему языке; предоставлять критическую информацию с позитивных, конструктивных позиций; придерживаться в коммуникации общепринятых в человеческом обществе ценностей, принципов, идеалов; быть внимательным, не умалять достоинство партнеров по общению, не проявлять агрессивные намерения; доказательно, убедительно отстаивать свою точку зрения на предмет обсуждения; концентрироваться на содержании информации, обсуждаемой темы, не затрагивая личностные качества собеседника; контролировать время коммуникации, предоставлять возможность партнеру реагировать на получаемую информацию.

Коммуникативную компетентность психолога характеризуют: направленность его коммуникации, определяемая потребностью в общении; целенапрвленность; общительность; быстрота вступления в контакт, гибкость; продуктивность коммуникативного процесса, достигаемая постпредством сотрудничества; опыт (знания, умения, навыки, привычки); психические процессы; психологические свойства; характер; рефликсивность, система отношений личности; навыки и умения коммуникации; мотивационно-потребностная сфера; эмоционально-волевые характеристики; социальные способности; социально-психологические свойства личности; способы, умения, навыки общения и взаимодействия; выполнение социокультурных норм.

В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специалиста-психолога можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.

В комплекс умений, составляющих коммуникативную компетентность психолога, включают умения анализа и оценки коммуникативной ситуации, формирования цели, подбора и использования средств для реализации плана и его коррекция, оценки эффективности результата, которые необходимы для производства полноценного коммуникативного акта; умение выбирать коммуникативные стратегии адекватно ситуации, умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик, умение активно реагировать на изменение обстановки, перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроения партнера, умение вести беседу, дискуссию, достигать соглашений, с помощью слова осуществлять психотерапию общения, анализировать коммуникативные конфликты.

Адекватный для эффективной профессиональной деятельности уровень коммуникативной компетентности складывается из следующих способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения; строить контакт на разной психологической дистанции; гибкость и адекватность в смене психологических позиций.

Э.Ф. Зеер, И.Г. Климкович, А.В. Хуторской, Н.В. Яковлева и другие раскрывают содержание понятия компетентность через призму деятельности. Возможно в связи с этим понятия «компетентность», «коммуникативная компетентность», «профессиональная компетентность» употребляются в научных работах как синонимичные.

Профессиональная коммуникация психолога может осуществляться только в профессиональной деятельности. Профессиональная коммуникация – это обмен информацией между двумя и более субъектами, обеспечивающий реализацию целей и решение задач профессиональной деятельности (А.В. Юнда) [9].

Е.А. Климовым были выделены основные особенности коммуникативной компетентности педагога-психолога:

-  умение руководить, учить, воспитывать;

-  умение слушать и выслушивать;

-  широкий кругозор;

-  речевая (коммуникативная) культура;

-  душевная направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именного его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной;

-  проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше;

-  эмпатийность;

-  наблюдательность;

-  умение разрешать нестандартные ситуации;

-  высокая степень саморегуляции [5].

К профессиональным коммуникативным навыкам и умениям психолога относят умения активного слушания, построения обратной связи, описания поведения, умение привлекать людей к себе; умение держать клиента на расстоянии и избегать эмоционального сближения; эмпатия как навык; умение использовать стратегии, способствующие изменениям поведения клиента, умение концентрировать внимание на заданных объектах и явлениях, отражая их достаточно объективно, адекватно.

В числе важных коммуникативных качеств психолога называются следующие: склонность к общению с людьми, общительность, умение эффективно разрешать конфликт, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, непринужденность, логическая и четкая речь, вежливость, тактичность, чувство юмора и др.

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности является: знание языков общения, опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке; знания, общая эрудиция и научные методы обучения общению.

Из этих источников формируется сложный комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетентность личности.

Этот комплекс включает в себя: знание норм и правил общения; высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию; понимание невербального языка общения; умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей; умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов; способность правильно оценивать собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

Резюмируя содержание данной статьи отметим, что коммуникативная компетентность является основной составляющей профессиональной компетентности психолога. Она включает: высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно воспринимать и передавать информацию; умение активного слушания, построение обратной связи; понимание невербального языка общения; способность правильно оценивать собеседника как личность и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей, вызывать у собеседника положительное восприятие своей личности. Таким образом, коммуникативная компетентность психолога – это основнова его профессиональной деятельности.

Литература

  1. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: МГУ, 1987. – 302 с.
  2. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов –  будущих педагогов-психологов. – дисс… канд. псих. . наук. – Томск, 2004. – 176 с.
  3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ,  1985. – 168 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. –  Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.
  6. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2001. – 544 с.
  7. Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Введению в специальность и обучение практического психолога ОВД. –  М., 1995. –  31 с.
  8. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов. –  М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. –  224 с.
  9. Юнда А.В. Психологические особенности профессиональной коммуникации судебного психолога – эксперта: дисс… канд. псих. наук. – Волгоград, 2008. – 295 с.

 

Об авторе

Аникеева Юлия Владимировна – соискатель ученой степени кандидата психологических наук, специалист по учебно-методической работе деканата по ОЗО и экстернату СГУ.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Аникеева Ю.В. Психолог как субъект коммуникативной конпетентности.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.