ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

РАБОТА ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследование выполнено при финансовой поддержки РГНФ, проект № 11-16-71019 а/Ц

УДК 159.922

English version: 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы психолога по сохранению эмоционального здоровья младших школьников. Описывается система работы в единстве всех видов деятельности психолога образования, а также программа психологических занятий для младших школьников.

Ключевые слова: эмоциональное здоровье, младшие школьники, психогимнастика, программа по сохранению эмоционального здоровья.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Напряженная социальная, экономическая, экологическая, демографическая обстановка в современной России не могла не сказаться негативно на психологическом состоянии маленьких граждан. Год от года ухудшается эмоциональное благополучие, а вместе с ним и эмоциональное здоровье подрастающего поколения. Увеличивается число детей, ощущающих себя в жизни несчастными и ненужными. Растет количество детей, страдающих неврозами, а также детей с девиантными формами поведения.

Исследования экспертов ВОЗ в области здоровья и психосоциального развития детей и анализ данных, полученных в различных странах, убедительно показали, что нарушения здоровья связаны не столько с соматическими заболеваниями и дефектами физического развития, сколько с неблагоприятными социальными факторами и условиями, оказывающими на психику ребенка стрессовое воздействие. Основными условиями нормального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Факты показывают, что благоприятная психологическая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, предметная среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, общении, реализации своих потребностей – всё это в комплексе приводит к сохранению здоровья [3].

Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Часто такие проявления как капризность, несдержанность эмоций, повышенная возбудимость ребенка родители связывают исключительно с его характером, с наследственностью. Родители могут не всегда задумываться о реальных причинах психического состояния ребенка и необходимости здорового психического состояния для формирования личности [3].

Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной и определяется ею как составная часть психологического здоровья человека, обеспечивающая единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания [2]. Эмоциональное здоровье связано с эмоциями, переживаемыми субъектом. При изучении проблемы эмоционального здоровья личности было выявлено, что исследования, непосредственно касающиеся данной проблемы, не столь многочисленны. Она рассматривается преимущественно в контексте вопросов эмоционального развития и эмоциональных состояний личности. Сущность эмоций как характеристики внутреннего мира человека понимается в психологии как особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственно-чувственных переживаний значимо действующих на субъекта явлений и ситуаций.

Проблема обеспечения эмоционального здоровья актуальна в работе с детьми любого возрастного периода. Это связано с необходимостью адаптации ребенка к изменениям социально-общественных условий жизнедеятельности.

Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Ведущая роль в сохранении эмоционального здоровья школьников и коррекции эмоциональных нарушений принадлежит школьным психологам.

Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов важнейшую роль играет социальное окружение ребенка. Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальные особенности личности. Индивидуальные пути развития эмоциональной сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются внутренними механизмами, к которым человек не имеет доступа. Человек не знает, откуда приходят его мысли и чувства. Самое мощное влияние на последующее развитие имеют установки, возникшие в период становления личности. Вот почему так важно именно с первых дней существования ребенка в дошкольном учреждении формировать у него установки на прогнозирование успеха, заботу об окружающих людях, на активное отношение к собственным негативным переживаниям. «Оптимистическая личность способна преодолевать трудности без ущерба для себя и своего развития, без искажения образа реального мира, сконструированного в воображении» [1].

Сохранение эмоционального здоровья школьников – это целесообразно организованная система психологичес­ких воздействий. Основными направлениями и задачами психологической работы по сохранению эмоционального здоровья являются:

-        снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

-        снижение уровня агрессивности;

-        снижение психоэмоционального напряжения;

-        развитие способности понимать эмоциональное состояние другого;

-        обучение приемам релаксации.

-        обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомима;

-        развитие умения понимать и выражать свои эмоции.

Решение этих последовательных задач происходит при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, как непосредственно с младшими школьниками, так и с ближайшим социальным окружением ребенка – воспитателями и родителями. Реализация данных задач является основой для организации всей деятельности школьного психолога: диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и просветительской, консультативной.

Диагностическая работа в данном направлении включает в себя выявление детей с эмоциональными проблемами: тревожностью, страхами, агрессивностью; а также выявление индивидуальных особенностей эмоциональной сферы школьников.

Психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей по сохранению эмоционального здоровья младших школьников включает в себя работу, направленную на формирование знаний в области психологии эмоций, навыков конструктивного отреагирования собственных негативных эмоциональных состояний и формирования элементарных навыков конгруэнтной коммуникации с детьми.

Коррекционно-развивающая работа по сохранению психологического здоровья в младшем школьном возрасте проводится с использованием психогимнастики, которая является одним из основных методов работы школьного психолога и наиболее адекватным методом для данного возраста и решаемой проблемы. В психогимнастике имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет как психопрофилактический так и коррекционный характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявле­ния чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц ли­ца и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений про­исходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яр­кие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряже­ния у некоторых детей. При изображении эмоции страха и гнева, несмотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение и некоторое возбуж­дение, у детей всегда оставалось понимание, что они переживают их только в игре. Этот нюанс используется для обесценивания некоторых реальных страхов у детей.

Психогимнастика для одних – это воспитание чувств, расширение социальной компетентности, развитие навыков общения, а для других – это и отреагирование эмоций, и возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации.Регулярное выполнение комплекса психогимнастических упражнений способствует формированию положительного образа тела, что, в свою очередь, ведет к самопринятию, повышению уверенности в себе, эмоциональной устойчивости.

Помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми могут такие методы работы педагога-психолога как игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия [4].

 Наиболее эффективна в работе по сохранению эмоционального здоровья младшего школьного возраста специально составленная программа, которая компилирует в себе различные методы и техники психологической коррекции.

Цель программы: сохранение эмоционального здоровья младших школьников.

Задачи программы:

-        снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

-        снижение уровня агрессивности;

-        снижение психоэмоционального напряжения;

-        развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;

-        развитие умения понимать и выражать свои эмоции;

-        обучение приемам релаксации;

-        обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомима.

В качестве основы при разработке программы нами были использованы элементы психогимнастики, которая является одним из основных методов работы дошкольного психолога и наиболее адекватным методом для данного возраста и решаемой проблемы.

Групповые правила проведения занятий: «Я – высказывания»- человек отвечает за самого себя; конфендициальность; правило обратной связи; «здесь и теперь» – человек говорит о своих чувствах, эмоциях, которые в данный момент испытывает.

Соблюдение этих правил позволяет создать в группе благоприятную атмосферу и способствует достижению целей занятия.

Структура занятий: 1. Вводная часть – ритуал приветствия. 2. Основная часть – основные упражнения. 3. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Программа рассчитана на 15 занятий, одно занятие продолжительностью 25-35 минут. Интенсивность занятий – 2 раза в неделю.

Ниже в таблице 1 представлено содержание программы по сохранению эмоционального здоровья младших школьников.

Таблица 1

Содержание программы по сохранению эмоционального здоровья у детей младшего школьного возраста

№ п\п

Цель

Содержание

1.«А вот и Мы»

Знакомство участников с правилами поведения на занятиях, сплочение, сближение детей в группе, создание положительной атмосферы.

Ритуал приветствия «Волшебный цветок», обсуждение норм и правил поведения,«Знакомство» «Имя оживает»

«Ласковое имя», «Рисунок своего имени»

Ритуал прощания «Ладошки»

  1. «Я люблю…»

Формирование оптимального эмоционального тонуса, снятие психофизической нагрузки, нивелирование тревожности.

«Волшебный цветок», «Переходы», «Разыщи радость», Рисование на тему «Я люблю больше всего...», танцевальный этюд «Подари движение», «Ладошки».

3. «Настроение»

Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние, релаксация.

«Волшебный цветок», «Настроение», этюд «Солнечный зайчик», рисование на тему «Мое настроение», упражнение «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому», «Ладошки».

 

4.Сказочная страна Радость»

Обучение выражению радости, снижение эмоционального напряжения.

«Волшебный цветок», «Радость можно выразить жестом», «Зоопарк», «Как доставить радость другому человеку?», «Медвежата выздоровели» (этюд на выражение радости) «Собираем добрые слова», «Ладошки».

5.Путешествие по стране грусти».

Обучение выражению мимикой и пантомимикой чувства грусти.

«Волшебный цветок», «Имя шепчут волны».

Чтение рассказа «Леша и Аня в деревне», «Скульпторы», «Ладошки».

6.«Злость».

Обучение пониманию чувства злости у других людей

«Волшебный цветок», этюд для выражения гнева «Злой пес», «Конкурс хвастунов», работа со сказкой Е.Вишневой «Как ромашки с васильками поссорились», рисунок по сказке, «Ладошки».

7.«Обида»

Обучение пониманию чувства обиды

«Волшебный цветок», «Передай Эмоцию», «Отдыхалка», «Лесовичок и его внучок», «Обиженный кустик», рисунок на тему «Моя обида», «Ладошки».

8. «Мои чувства».

обучение детей способам владения чувствами.

«Волшебный цветок», Этюд «Разные настроения» «Золотая книга сказок», Сказка «Три совета старушки» (О. Хухлаева), «Ладошки».

9. «Новичок»

Тренировка самоорганизации, снятие напряженности

«Волшебный цветок», «Скучно, скучно так сидеть», «Комплименты», «Дракон кусает свой хвост», «Ладошки».

10. «Ласка»

 

Тренировка самоорганизации, снятие напряженности.

«Волшебный цветок», миниконкурс «Назови и покажи», Этюд «Страшный зверь», рисование по приведенному этюду, этюд «Ласка», «Минута шалости», комплекс «Волшебный сон», «Ладошки».

11. «Общая история»

 

Помочь детям выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия – взаимопонимания.

«Волшебный цветок», сочиняем «Общую историю», инсценировка «Общей истории», коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории», «Иголка и нитка», «Ладошки».

 

12. Волшебный лес»

 

Научить передавать эмоциональное состояние героя; развить способности понимать чувства другого.

 «Волшебный цветок», этюд «Ежик», «Тропинка», рисование «Волшебный лес», упражнение «Танец», этюд «Ежики смеются», «Ладошки».

 

13. «Я все люблю»

 Создать положительный эмоциональный фон, помочь ощутить прелесть окружающего мира.

«Волшебный цветок», этюд «Утро», этюд «Радость», этюд «Шарик», рисование по темам, этюд «Я всё люблю», «Ладошки».

 

14. «Солнце в ладошке»

 

подведение итогов, формирование нового опыта взаимоотношений, развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма, воспитание новых способов общения.

«Волшебный цветок», «Мальчик (девочка) – наоборот», этюд «Солнце в ладошке», этюд «Просто так», «Клеевой дождик»,

«Идем за синей птицей!», «Встреча сказочных героев», «Ладошки».

 

15. «Правила Дружбы» рефлексия.

 

Развитие социальной активности детей, развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

«Волшебный цветок», «Найди друга», «Секрет», «Цветик-семицветик», рисование «Новоселье», «Правила дружбы», рефлексия, релаксация «Улыбка», «Ладошки»

В программе были использованы игры, упражнения, этюды, разработанные Белопольской И.Л., Кряжевой Н.Л., Хухлаевой О.В. Чистяковой М.И

Таким образом, проблема сохранения эмоционального здоровья в младшем школьном возрасте требует комплексного подхода при руководстве со стороны школьного психолога.

Литература

1. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001

2. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве. Монография / Л.В. Тарабакина – Н. Новгород: НГЦ, 2000. – 168 с

3. Эмоциональное здоровье младшего школьника: Учебное пособие. / Авт.-сост. Т.И. Куликова, С.А. Черкасова, К.С. Шалагинова: Под.ред. Т.И. Куликовой. – Тула: Изд-во «Имидж Принт», 2011.

4. Черкасова С.А. Формирование у будущих учителей компетенций необходимых для работы с агрессивными младшими школьниками [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 13.01.2012).

 

Об авторе

Черкасова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры практической психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

e-mail:сThis email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Черкасова С.А. Работа психолога по сохранению эмоционального здоровья младших школьников. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.