ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ЖИЗНЕННЫЙ   РЕСУРС ЛИЧНОСТИ КАК  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОГО МИРООЩУЩЕНИЯ

УДК 159.923

English version:

Аннотация.Статья посвящена анализу психологической природы жизненного ресурса личности. Жизненный ресурс рассматривается в качестве сложноорганизованного (имеющего определенную структуру, величину, динамику) источника силы человека, поддерживающего обеспечение жизненной активности на определенном уровне, зависящем от его актуальных возможностей. В качестве жизненных ресурсов выступают  различные психические процессы или личностные особенности, поддерживающие результативность, успешность деятельности человека, его жизненную успешность в целом. Они могут выступать психологическим условием позитивного мироощущения.

Ключевые слова: развитие личности, личностный потенциал, жизненный ресурс, позитивное мироощущение, витальность, самоэффективность. 

Об авторе

Ссылка для цитирования

Являясь сложным психологическим образованием, жизненный ресурс личности включает в себя различные по своей природе составляющие. Вопрос о том, какова их природа, вызывает на сегодняшний день достаточно много разночтений.    Одним из распространенных подходов к определению психологической природы жизненного ресурса личности является установление его  характеристик, способных «поддержать» выполнение какой-либо деятельности или справиться с трудной ситуацией. Такое понимание составляет основу диспозиционного подхода к ресурсной проблематике.

Данный подход достаточно распространен в современной психологии. При этом в качестве жизненных ресурсов называются различные психические процессы или личностные особенности, поддерживающие результативность, успешность деятельности человека или его жизненную успешность в целом. Метафорически  жизненные ресурсы человека можно понять как своего рода психологический капитал, приумножение которого связано не только с его исходными количественными и качественными характеристиками, но и с тем, насколько целесообразным и рациональным является его вложение. Поиск эффективных мер увеличения жизненных ресурсов основывается на постижении  их содержательной сути.

Каждый физически и психически нормальный человек наделен от природы определенными жизненными силами, которые и составляют его жизненный ресурс. Это значит, что мы все неравнозначны по своей витальности, которая во многом задает наш психический масштаб, стили поведения, особенности рефлексии, поведенческий репертуар, коммуникативные взаимодействия, уровни притязаний и достижений, общую удовлетворенность жизнью, ближайшим и далеким социальным окружением.

Каждого человека можно рассматривать в качестве обладателя собственных психологических ресурсов, то есть, актуальных и потенциальных свойств и качеств, реализация которых приносит субъекту своего рода психологические «дивиденды» в виде новых возможностей и открывающихся перспектив роста [7; 8].

 Постоянная незавершенность реализации личностного потенциала выступает условием перманентного развития личности. По мнению К. Обуховского, реализация личностного потенциала – это способ овладения своим будущим, когда каждая новая потенция является ступенью для еще более полного раскрытия потенциала. Представляя собой конкретные возможности решения задач и достижения цели определенного типа, потенции в своем единстве «собирают» личностный ресурс  [8].

Достаточно часто жизненные ресурсы личности связывают с  когнитивной сферой, способной обеспечить понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования; рациональность суждения в интерпретации жизненной ситуации; адекватную оценку величины нагрузки и своих ресурсов; структурированность опыта преодоления трудных ситуаций; контроль ситуации на основе адекватной оценки степени ее воздействия на человека. Кроме того, указывается, что когнитивные ресурсы дают возможность анализа и прогноза возможных вариантов развития событий, понимания, оценки их подконтрольности, а, следовательно, являются инструментальными ресурсами, подчиненными смыслу деятельности преодоления [3].

В качестве компонентов познавательной сферы, способных выступить жизненными ресурсами личности, К.А. Абульханова называет мышление, память, волю. Анализируя процесс становления личности субъектом деятельности, она рассматривает их как ее ресурсы, так или иначе используемые в деятельности, в жизни в целом [1]. А.Ю. Агафонов психические механизмы  субъекта также трактует в качестве познавательных ресурсов.

В число немаловажных личностных ресурсов психологи помещают также восприятие времени. Согласно Д.А. Леонтьеву [7], в силу того, что человеческая деятельность не всегда протекает в пространстве (например, теоретико-познавательная деятельность, логическое мышление), но всегда – во времени, время всегда выступает для человека как универсальный ресурс любой деятельности. В качестве наиболее ценных ресурсов личности время рассматривали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, П. Берд, Дж. Адаир и др.

К.В. Карпинский [4] подошел к рассмотрению времени в качестве ресурса для реализации максимального количества целей, сулящих лучшую жизнь. Разъясняя свою позицию, он указывает, что человеку кажется, что настоящая жизнь ожидает его впереди, а для того, чтобы приблизиться к ней, надо усердно и самозабвенно работать.  Н.Н. Абросимова  обратила внимание на функциональные возможности времени, связанные с созданием им определенных ограничений, к которым приходится приспосабливаться субъекту. Это природные явления, общественные условия, требования организации и внешнего мира.

Выполняя деятельность, человек должен учитывать временные характеристики окружающего мира, синхронизировать с ними свои действия. Такая точка зрения соответствует утверждению Д.А. Леонтьева [7], в соответствии с которым, при определенных обстоятельствах время может стать барьером, отделяющим субъекта от осуществления ожидаемого события.

Психологи утверждают, что, несмотря на всевозможные ситуации, время никогда не бывает иррелевантным по отношению к человеческой жизнедеятельности и всегда нагружено для человека личностным смыслом. Личностный смысл временных отрезков отражается как в их непосредственной эмоциональной оценке, так и в феноменах субъективной переоценки или недооценки скорости течения времени. Временные интервалы оцениваются как более длинные в тех случаях, когда они имеют личностный смысл барьера, отделяющего субъекта от значимых событий, либо личностный смысл ресурса, расходуемого впустую, без пользы. Те же интервалы оцениваются как более короткие в тех случаях, когда они имеют личностный смысл продуктивно используемого ресурса [7].

Время может выступить в качестве компенсаторного ресурса. Согласно В.Н. Дружинину, человек, осознавший время своей жизни как невосполнимый и ограниченный ресурс, может сделать попытку реконструировать свою жизнь. Но для этого необходимы уникальные условия. Среди них, согласно позиции психолога, игнорирование внешних событий, воздействий других людей, природных и психических катастроф. Признается, что ощущение времени как ресурса, «шагреневой кожи», убывающей независимо от удовлетворения или неудовлетворения наших желаний.  Это ощущение присуще лишь взрослым людям, имеющим возможность и желание размышлять о жизни [3].

В качестве жизненных ресурсов человека могут рассматриваться также некоторые личностные характеристики.  В зарубежной психологии среди них называются интернальный локус контроля (Pearlin и Schooler, 1978) и связанные с ним конструкты типа «уверенность в себе» и «самоэффективность» (Bandura, 1997). Считается, что интернальный локус контроля связан со стрессоустойчивостью, поскольку люди с более высоким его уровнем настойчивее в достижении своих целей, что способствует успеху.

К ресурсам преодоления Ганн (Gann, 1979) относит высокие показатели «силы Я», он обнаружил, что работники социальной службы с сильной Я-концепцией более позитивно ориентированы по отношению к клиентам и в меньшей степени подвержены выгоранию.

Наряду с силой Я-концепции, личностными ресурсами преодоления стресса выступают самоуважение, самооценка, собственная значимость, «самодостаточность» личности, активная жизненная установка, позитивность и рациональность мышления субъекта.

В качестве жизненных ресурсов рассматриваются также такие личностные факторы, как оптимизм, самоэффективность, стойкость, воспринимаемый контроль над ситуацией, «объяснительный» стиль мышления [5].

Личность не всегда способна использовать имеющиеся у нее потенции, т.е. превратить их в реальные жизненные ресурсы. Не актуализируясь, потенциал так и остается всего лишь неисчерпываемой возможностью, подтверждая наличие между собой и деятельностью феноменологической границы (В.Ж. Келле). Переходя от состояния возможности,  в ресурсное состояние личности на основе использования различных мер, начиная с духовно-нравственного совершенствования, возможностей йоги, гипноза и т.д., потенциал человека до определенной меры исчерпывается, оставаясь в принципе, неисчерпаемым. Таким образом, жизненный ресурс можно рассматривать в качестве сложноорганизованного (имеющего определенную структуру, величину, динамику) источника силы человека, поддерживающего обеспечение жизненной активности на определенном уровне, зависящем от его актуальных возможностей.

Включаясь в деятельность как активный процесс взаимодействия с миром, субъект не только получает определенный результат, но и расходует психические и жизненные ресурсы. Вместе с тем, в любой деятельности, помимо основного результата, на который она, собственно направлена, возникает некоторый «побочный» продукт – новые функциональные связи субъекта со средой, ведущие, в свою очередь, к функциональной перестройке связей между различными подсистемами его психики и порождающими новые ресурсы.

В целом, возрастание и приумножение жизненных ресурсов личности связано с расширением границ ее опыта, с включением в новые виды деятельности, приносящим актуализацию потенциальных возможностей.

Жизненный ресурс задает многие психические параметры человека. Однако это влияние осуществляется исподволь, незаметно не только для окружающих, но и для самого человека, вброшенного в этот мир в тот или иной период исторического и социального времени.

Мы зачастую критически оцениваем и отвергаем людей, которые, по нашему мнению, имеют повышенную возбудимость, плохой характер, быструю утомляемость, склонны к скандалам и депрессиям. Однако нам редко приходит в голову, что эти люди от природы наделены небольшой жизненной силой. Эти черты характера могут и не проявляться, если человек с таким  жизненным ресурсом живет в щадящем жизненном режиме и может позволить себе более длительные и частые периоды релаксации.

Люди, имеющие небольшой жизненный ресурс, живут тяжело, проявляя обостренные чувства и раздражительность. Они тяготятся своим существованием и заражают своей хандрой, брюзжанием и  нытьем других. Среди них можно выделить группу  «закрытого типа», которые на людях более сдержаны, спокойны, но выбрасывают весь запас негативных эмоций лишь в ситуациях общения с близким окружением.

Для людей с небольшим жизненным ресурсом характерна низкая самооценка, скудость жизненного потенциала. Цепляние за мелочи и бесконечное брюзжание  подтверждают, что факты, вызывающие такие реакции, для этих людей более важны, чем для остальных. Они акцентуированы на них, что  является поводом для изменения  их самочувствия и  жизненной картины мира в целом.

Преодоление ими неприятных  ситуаций может проходить бурно, активно, явственно, демонстративно и аффективно, вызывая отвержение, неприятие и неприязнь других людей. Не удивительно, что неудачи сопровождают и преследуют таких людей по жизни. В случае же обретения явных достижений, представители этой группы демонстрируют большую  заносчивость, быструю утомляемость  и чрезмерное напряжение. Одним из показателей, позволяющих отнести того или иного человека к этой группе, является заниженная самооценка, которая является следствием ограниченного объема витальности. Как правило, заниженная самооценка более характерна для неудачников и аутсайдеров.

В ментальной культуре представителей Западной Европы принято избегание демонстрирования своей неуверенности, мрачного расположения духа, определенных поведенческих стереотипов, подтверждающих неуспешность. Опыт наблюдений показывает, что запас жизненных сил, действительно, влияет  на возможность завоевания  людьми приоритетных позиций. Чаще высокие  социальные позиции занимают жизнедеятельные, витально-одаренные люди. Исследования подтверждают, что в их числе находятся, в основном, люди, имеющие завышенную самооценку.

Длительное жизненное утомление вызывает у людей слабого витального типа хандру, то есть  особое негативное эмоциональное состояние, которое проявляется во временном застывании, оцепенении, в избегании любой работы. Но во время хандры  человек может накопить жизненные силы для очередного длительного этапа жизни. Это как бы самоостановка, которая является ожиданием следующего этапа – прорыва. Через некоторое время хандра сменяется оживлением. В период хандры снижается активность социального функционирования, появляется леность, некоторый полуавтоматизм поведения.

Но, хандрящий человек не до конца разуверился в жизни. Он согласен на новые попытки, на активный поиск. Значит, хандра амбивалентна. Она включает и желчное разочарование, и безумную надежду. С надеждой человек связывает коренное экстраординарное улучшение существования [8].

Хандрят  люди по-разному. Ее проявления объясняются  не только малым, но и большим  запасом жизнестойкости,  завышенной самооценкой. В.И. Красиков коррелирует хандру с высоким потенциалом витальности. Он считает, что  не существует прямой корреляции между уровнем витальности и успешностью человека в той или иной социальной сфере. Среди обладателей огромнейшей витальности встречаются гениальные и глупые люди.

Но, все же,  в социальной конкуренции больше выигрывают более витальные люди, которые  не отказываются от высокого уровня притязаний, а  вновь и вновь возобновляют поиск, приписывая свою неуспешность ситуации, то есть стечению обстоятельств, стилю жизни, определенным людям, с которыми они общаются, работают или взаимодействуют.

Установлено, что в основе хандры лежит социальная конкуренция, неравные возможности, несправедливость. Уставший человек становится обозленным, ироничным, желчным, циничным. Витально слабый человек вполне может быть развитой личностью.  В этом случае он способен предохранить себя от бесконечного увеличения утомляемости, сберечь от включений людей, которые истощают его энергию. Слабая витальность обрекает человека на преждевременное жизненное утомление, повторяющиеся  кризисы и нищету. Между тем, многим людям  присуща дихотомия: стремление к размеренной жизни, ее предсказуемости и к ее новизне, неожиданным встряскам.

Повышенная витальность бросает человека на авантюрный поиск, на приключения, а витально слабые люди приучены более экономично расходовать свой ресурс. Хандра может стать доминирующим эмоциональным состоянием, если жизненное утомление становится слишком сильным. Наблюдение за людьми убеждает в их различной жизнестойкости. Если человек становится излишне раздражительным, то это значит, что он устал, что у него иссякли жизненные силы. Быстро утомляющиеся люди должны жить в щадящем жизненном режиме.

 В любом обществе полно людей,  имеющих высокие амбиции. Чаще всего это люди, одаренные большим жизненным ресурсом, т.е. витально обеспеченные, которые способны находить свои социальные ниши. Как показывают исследования, трудно утолить честолюбие и тщеславие людей, которые имеют высокие витальные способности. Они не замечают бытовые неурядицы, сопротивляются повседневности, но  нуждаются в полноценном   признании, всеобщем одобрении и восхищении.  Малозначительность и непризнание изнуряют людей этого типа.

Если признание соответствует   ожиданиям такого человека, то он полон сил и желаний. Если же нет, то его энергетический всплеск не возобновляется, приводя к маете, досаде, хандре. Людям с высокой витальностью эксплуатации своего личностного ресурса недостаточно. Вместо того, чтобы обуздать себя,  они, напротив, заставляют себя ставить все более сложные задачи. Вероятно,  поэтому  витальность,  не подтверждаемая личностным развитием, постепенно иссякает. Чем сильнее расхождение между  высокой самооценкой и  более низкой оценкой окружающих, чем яснее крушение планов, тем желчнее и саркастичнее становится человек – витальный.

При блокировании желаний и притязаний амбиции могут не уменьшаться, страсти могут возрастать. Это объясняется тем, что у сильной личности все эмоциональные проявления выразительны. Это касается как восторга, радости, восхищения, так и хандры, досады, скуки.

Гармоничные, уравновешенные люди тоже могут утомляться и хандрить. Это происходит при расхождении самооценки и оценки со стороны окружающих людей. Однако и в таких случаях они не занимаются самоуничижением, нарушением душевной суверенности, продолжая оставаться вежливыми, корректными. Обычно их беспокойство и раздражение не выходит наружу,  не выливается в  сарказм, не жалит окружающих. Однако эти люди настаивают на том, чтобы их оставили в покое.  В повседневном общении они кажутся несколько рассеянными и неуязвимыми, избегая публичности, сохраняя внутренний мир непрозрачным для окружающих, считая это  своим  главным преимуществом. В подобных состояниях они могут быть  небрежными при выполнении профессиональных функций.

 Страсти тщеславия, честолюбия, претенциозность и амбиции имеют место у людей творческих, которые находятся в меньшинстве. Хандра  обычно охватывает людей замкнутых, сдержанных, которым комфортнее быть наедине с собой, со своими мыслями и фантазиями. Если хандра становится одним из их жизненных профилей, то она сказывается на  устойчивости способов восприятия мира, снижении самооценки, истощении витальности, изменении  и искажении восприятия мира. Это приводит также к  усилению критицизма по отношению к себе, к снижению значимости своих достижений и  к проявлению усилий  [6].

Вера человека в значимость своего Я придает  ему силы, а когда она увядает, то изменяется общее восприятие мира и себя в нем. Мир скучнеет, теряет яркость, новизну, свежесть. Из человеческого мира исчезает энергия, живость, притупляются чувства, все кажется известным и понятным. Исчезает флер, добавляющий нашей жизни таинственность и смысл. Однако нередко встречаются люди, которые надевают на себя маску разочарования и наслаждаются этим. В этом случае говорят о мазохистских склонностях человека.

 Следствием личностной девальвации является скука, т.е. специфическое переживание времени, когда происходит деидеализация себя, людей, общества, разволшебствование мира, замена мифологического отношения к миру на реальное. У человека существует потребность в маркировке некоторых событий по их значимости. Это значит, что  наше сознание имеет интенцию на дифференциацию времени проживания на заурядное и высокозначимое. Оно есть у любого человека. Если иссякают силы, чтобы вновь и вновь радоваться, проявлять непосредственность, возбуждаться, то мы склонны это выдумывать. Это артикулирование содержания,  его дифференциация есть  поиск смысла. Осознание человеком сущности складывается из смысловых нитей. Если сознание устает и перестает идеализировать действительность, то возникает состояние скуки.

В каждом возрасте сознание человека «меряет мир под себя»: в детстве, юности, во взрослом состоянии. Однако мир мало податлив натиску амбициозного «Эго». Основой скуки является предвидение будущего как понятного, знакомого, известного. Скука возникает тогда, когда мы уже не ждем ничего нового в нашей жизни. Надежда и вера в собственную значительность – это жизненные анальгетики. Длительность всех эмоциональных состояний (хандры, досады, скуки), периодичность фаз неодинаковы у различных людей. Человек может испытывать эти состояния, считая,  что они ситуативны и проблематичны. У человека может сохраняться надежда, что  они исчезнут при ряде обстоятельств, которые смогут устранить дискомфорт.

 Накопление утомления, превращение его  в хронически-экзистенциональное состояние порождает новое эмоциональное состояние – апатию. Апатия – это безразличие, равнодушие, отсутствие сильных волнений, острых и глубоких переживаний. Причины апатии многообразны: это и пресыщение жизнью, ограничение социальных ресурсов, реакция на невиданный успех или жесточайшее поражение.  Апатия – есть реакция на безнадежность попыток преодолеть жизненный, ситуационный стресс. Часто апатия трудно отличима от других эмоциональных проявлений. В апатии почти нет надежды. Одной из форм апатии является лень. Апатия – есть позиция «заранее усталого сознания», когда человек заранее разочарован, потерял вкус к жизни. Человек может стать апатичным к самому себе, к смыслу своей субъективности. Но жизненно сильный  человек стремится действовать и  самоутверждаться  даже в этой, казалось бы патовой ситуации, стремясь выжать из нее максимум возможностей. 

Есть люди, которые способны  на рискованные, вызывающие поступки и действия. Это и  есть экстремалы витальности. Они безнадежно героичны и экстравертрированы. Апатия воспринимается ими как позитивное состояние, которое является следствием усилий  по его достижению. Отбросив мысли о своей значительности, человек избавляется от «социальной трясучки и житейской суеты». Избавляется выключением сознания.

Кризис «Эго», кризис личности возникает тогда, когда она лишается веры в себя,  отказывается от надежд и чаяний. Тогда приходит отчаяние. Это состояние, которое уже выходит за пределы нормы. Отчаяние – это время личностных кризисов и революций. В этом состоянии человек испытывает полную дезориентацию, потерю опор. Начинается поиск новых целей, идеалов, смыслов. Это временное состояние, которое стремится к своему  разрешению, восстановлению нормального жизненного ритма.

При сильном контрасте между желаемым и реальным  возникает отчаяние, которое характеризуется как маргинальная жизненная зона: между человеческим бытием, наполненным смыслом и   бессмыслицей. Если человек теряет осмысленное существование, то он теряет способность распоряжаться собой, планировать, ставить цели, отслеживать их выполнение. При этом теряется и качество самого бытия: продуцирование смыслов. Следовательно, отчаяние – это дезориентация, грань между  нормой и  патологией. При этом изменяется картина мира, так как разрушаются жизненные смыслы.

Переживание и осознание человеком отчаяния зависит от потенциала его жизненных сил и от развития его самосознания. Потенциал витальности влияет на проявление отчаяния,  но его следствия зависят от способности человеческого сознания владеть собой. Нарастание разлада внутри человека  (от маеты до отчаяния) означает признание человеком своего поражения, его неспособность создать реалистический проект собственного существования.  Надежду на лучшее и веру в собственную значимость В.И. Красиков причисляет к основополагающим интенциям человеческого сознания  [6].

Удача ищет витальных, целеустремленных, сметливых. На преждевременное жизненное утомление человека обретает пониженная витальность. Именно она приводит к жизненному и эмоциональному утомлению, а затем – и к физическому дряхлению.

Для того чтобы  успеть  и разобраться во всех инновациях, принять необходимые решения, своевременно измениться или предпринять адекватные меры для предотвращения  нежелательных  трансформаций или событий, человеку  необходим большой запас   жизненных  сил и развитую способность их осознания и рефлексии.

 

Литература

  1. Абульханова. К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). – М.; Воронеж, 1999.
  2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – М., Смысл, 2008.
  3. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Иматон-М, 2000.
  4. Карпинский  К.В. Психология жизненного пути личности. – Гродно: Гр Гу, 2002.
  5. Котова И.Б. Реализация ресурсного подхода в контексте идей субъектности личности / И.Б. Котова, О.Г. Власова // Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа. – Краснодар, 2005.
  6. Красиков В.И.  Человеческое присутствие. –  Москва, 2003.
  7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003.
  8. Обуховский  К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003.

Об авторе

Котова Изабела Борисовна – член-корреспондент РОА, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии развития личности  Института образовательных технологий, г. Сочи

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Гроза Ирина  Владимировна – аспирантка кафедры психологии Международного инновационного университета г. Сочи.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Васильев П.Н. Опыт работы психолога с младшими подростками по проблемам агрессивного поведения. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.