ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА

УДК 159.922

English version: 

Аннотация. В статье рассматривается роль рефлексии и рефлексивности в профессиональной деятельности будущего юриста, представляются различные модусы и виды рефлексии, подходы к определению её сущности в отечественной психологии, рассматривается роль рефлексии и рефлексивности в практической деятельности, акцентируется необходимость рефлексивного мышления в профессиональной деятельности юриста, важность формирования рефлексии и рефлексивности у будущего юриста на этапе обучения в вузе.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивность, профессиональная деятельность юриста, рефлексивное мышление в деятельности юриста.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Современная теория и практика профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что независимо от её вида требования к ней растут. Профессиональная информация усложняется, становится многообразней, постоянно обновляется. Требования к специалисту с развитием в широком смысле социальной реальности также дополняются: усложняются технические составляющие профессиональных коммуникаций, сами коммуникации становятся шире и интенсивней, нарастает высокими темпами развитие социально-профессиональной инфраструктуры.

Для успешной профессиональной деятельности становится необходимым в пространстве индивидуального опыта субъекта этой деятельности такой психологический механизм, который бы учитывал эти условия. Этот механизм должен обеспечивать в профессиональной деятельности стратегическое условие эффективной переработки новой поступающей и обновление прежней профессиональной информации. В самом общем смысле он должен обеспечивать «отшелушивание», «просеивание», своего рода разделение на необходимое и лишнее в том объёме информации, которая подлежит присвоению; это должен быть когнитивный механизм и процесс осознания и осмысления сути, способов, форм, средств той ситуации, той профессиональной деятельности, которая предстоит субъекту; это должно быть условие выбора способа принятия решений в деятельности субъекта на основе понимания усложняющихся и изменяющихся её характеристик. Наиболее адекватной основой для поиска механизма под эти требования представляется проблемное поле рефлексии.

Рефлексия как феномен изучалась и продолжает оставаться предметом изучения в философии и позднее – в психологии. При этом интересным представляется тот факт, что из предметной области философии рефлексия стала её основным методом.

В прикладном научном значении рефлексия понимается как уникальная способность человека для развития личности и понимания им самого себя. А.В. Россохин [1], размышляя над целостным проблемным полем рефлексии (однако ставя всё же основной акцент в своём изучении на личностную рефлексию, причём рефлексию как «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к рефлексии нерефлексивного» (выделено нами – С.Х.) показывает, что проблема рефлексии продолжает оставаться во многом ещё непонятным психическим механизмом, с одной стороны, обеспечивающим целостность личности, с другой стороны, все время подвергающим эту целостность испытаниям и конфликтам и, одновременно с этим, с третьей стороны, способствующим переосмыслению личностью самой себя и своих психических содержаний в процессе разрешения внутренних конфликтов и, тем самым, приводящим личность к новому более целостному состоянию.

В отечественной психологии существует большое разнообразие подходов не только к изучению рефлексии, но и к пониманию ее роли в обеспечении поведения и деятельности, в развитии и становлении личности.

Изучение в отечественной психологии проблемы рефлексии ведет свою историю с теоретических работ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других учёных, рассматривавших рефлексию в качестве одного из объяснительных принципов организации психики человека и, прежде всего, его высшей формы – самосознания.

Проблема рефлексии в отечественной психологии изучается с четырех основных позиций: кооперативной (А.В. Карпов, В.А. Лефевр, Г.П. Щедровицкий и др.); коммуникативной (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв и др.); интеллектуальной (А.В. Брушлинский, Ю.Н. Кулюткин, О.К. Тихомиров, И.Н. Семенов и др.) и личностной (Д.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, А.В. Россохин, С.Ю. Степанов и др.). При этом первые два направления представляют собой исследования коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессов общения, а другие два – исследования индивидуальных форм проявления мышления, сознания и самосознания.

Как отмечает А.В. Россохин, рефлексия, являясь активным субъектным процессом, преобразующим внутреннюю реальность человека, трудноуловима эмпирически и операционально. Беспрецедентная сложность рефлексии как предмета общепсихологического изучения, слабая разработанность собственно методических аспектов проблемы, недостаточность эмпирических и экспериментальных методов ее изучения, малое число конкретных закономерностей (Карпов, 2004), описанных в психологии в отношении рефлексии, еще больше подчеркивают актуальность исследования рефлексии [1].

А.В. Карпов выделяет разные модусы рефлексии: «...Рефлексия является такой синтетической психической реальностью, которая может выступать (и реально выступает) и как психический процесс, и как психическое свойство, и как психическое состояние одновременно, но не сводится ни к одному из них» [2, с. 48]. Именно синтез этих модусов составляет ее качественную определенность. Поэтому «рефлексия – это одновременно и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания» [там же, с. 48]. В связи с этим аспект рефлексии как психического свойства автор предлагает называть рефлексивностью и изучать как независимую переменную в психологических исследованиях.

Рефлексия и, соответственно, рефлексивность по направленности бывает интрапсихической – способность к восприятию своей психики, и интерпсихической – способность понимать психику других людей. Другой критерий для различения разных типов рефлексивной деятельности – временной – предлагает И.С. Ладенко (1995). Рефлексия может быть ситуативной – анализ происходящего и самоконтроль в текущей ситуации, ретроспективной – склонность к анализу уже выполненной деятельности, и перспективной – планирование и прогнозирование [3].

Как отмечает Д.А. Леонтьев и А.Ж. Аверина [4], идеи о рефлексивном способе познания находят применение в практической, в частности юридической, психологии. Для решения практических задач понимания психологии преступника, мотивов его поведения, воздействия на лиц, являющихся источником информации, и т.д. используется техника рефлексивного мышления. «Суть приема – в смене точки зрения на ситуацию, в которой возникло затруднение, с внутренней на внешнюю, в выходе за пределы ситуации, в позицию, позволяющую разобраться в ситуации и найти способ разрешить ее» [Цит. по: 4]. Прежде всего нужно выбрать рефлексивную позицию. «Рефлексивная позиция – это угол, точка зрения на рассматриваемую ситуацию. Для юриста это может быть позиция конкретного партнера по взаимодействию (собеседника, клиента, пострадавшего, преступника и т.д.), иная профессионально-должностная позиция коллеги-юриста (судьи, прокурора, адвоката, следователя, оперативного работника и т.п.) и даже любая другая позиция, отличная от исходной. Выбор конкретной позиции определяется ее потенциальной полезностью в отношении данной ситуации. При этом такая позиция может быть конкретизирована: «посмотреть на ситуацию глазами незаинтересованного свидетеля», «а как бы поступил здесь более опытный коллега-профессионал» и т.п. Каждая позиция задает свой способ «видения» ситуации и отношения к ней. Потенциальный набор позиций и ролей юриста весьма велик. Полезно расширять их репертуар, осваивая их и делая привычными для собственного мышления» [там же].

По мнению Г.М. Андреевой, А.А. Бодалёва особое место в структуре рефлексии и рефлексивности занимает социально-психологическая рефлексия, т.е. постановка себя на место другого человека и размышление за него [напр., 5]. Именно в этом значении понятие рефлексии и употребляется чаще всего в юридической психологии. Кроме того, традиционно индивидуально-психологическая рефлексия или самопознание, самосознание человека – одна из актуальных тем психологии и одно из важнейших направлений ее практического приложения, что в первую очередь также применимо к юридической сфере. Высокая профессиональная ответственность юриста предполагает повышенный самоконтроль, продуманное принятие решений, понимание своих личных возможностей, четкую самоорганизованность, а значит, и владение рефлексией, наличие высокого уровня рефлексивности [6].

Отправной точкой для развернувшихся социально-психологических исследований рефлексии послужила известная работа В.А. Лефевра, который впервые ввел и разработал понятие рефлексии в значении постановки себя на место другого человека и размышления за него [7]. Рефлексивная модель оказалась весьма продуктивной при изучении конфликта, кооперации, общения. В последние годы рефлексия активно используется в практической юридической психологии именно для интерпретации профессионального общения.

Понятие рефлексии в юридическую психологию, отправляясь от первых работ Лефевра, ввел А.Р. Ратинов (1967, 1970). Сложность рефлексивного феномена, к сожалению, ограничила его дальнейшее исследование в юридической психологии. В последующих работах (А.В. Дулов, В.Е. Коновалова и др.) рефлексия используется в основном для раскрытия психологической природы мышления следователя, допроса, обыска и других следственных действий. При этом конфликтное взаимодействие следователя с подследственным рассматривается в рамках познавательной деятельности, рефлексивной игры и рефлексивного управления.

Важность феноменологии рефлексии для профессии юриста определяется тем, что рефлексивное мышление является умственным профессионально-психологическим действием специалиста, обеспечивающим решение наиболее сложных в интеллектуальном отношении профессиональных задач. Специфика рефлексивного режима мышления заметно отличается от обычных логических рассуждений, и наиболее характерно представлена в формуле «Я думаю, что он думает, что я думаю». Как подчёркивается, рефлексивное мышление используется не только при раскрытии и расследовании преступлений. В более широком плане использование рефлексии дает возможность [6]:

-     построения мысленной модели поведения различных участников в ходе прошедшего познаваемого события;

-     планирования собственной познавательной деятельности;

-     прогнозирования поведения участников процесса в ходе предполагаемых процессуальных действий;

-     разработки системы воздействия на отдельных участников, являющихся источниками получения необходимой информации;

-     разработки системы воздействия в целях перевоспитания лиц, совершивших правонарушения.

-                               Практическое использование рефлексивного мышления в деятельности юриста с учетом определенной сложности этого профессионально-психологического действия согласуется с рядом условий [8]:

-               выходом в рефлексивную позицию;

-               осознанием затруднения в деятельности и фиксация ситуации, в которой оно возникло;

-               выбором рефлексивной позиции;

-               самоопределением и рефлексивной настройкой;

-               рефлексивным отображением ситуации на основе схематизации;

-           рефлексивным обоснованием деятельности через нормирование деятельности для разрешения и выработку сценария игрового поведения.

Владение приемами рефлексивного мышления – показатель высокого уровня развития профессионального мышления и деятельности юриста.

Достаточно очевидным представляется тот факт, что формирование условий осуществления эффективной профессиональной деятельности необходимо на этапе вузовского обучения.

Необходимость рассмотрения рефлексии как одного из ключевых факторов при становлении личности профессионала, формирования профессиональной я-концепции, профессионального мышления, так или иначе, отмечается в работах А.А. Бодалева, С.Т. Джанерьян, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой и др. Психолого-педагогические и методические аспекты формирования профессиональной рефлексии специалистов различных профессий стали предметом специального изучения в работах О.С. Анисимовой, В.В. Игнатова, Н.В. Самоукиной, И.Н. Семенова, Н.Б. Шмелева и др. В работах В.А. Петровского, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева и др. утверждается, что рефлексия осуществляет критический и ретроспективный анализ достижений личностного и профессионального роста, участвует в коррекции способов общения (Д.А. Леонтьев), способствует творческому поиску и совершенствованию профессионализма (Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.), рефлексивность мышления специалиста рассматриваются в качестве одного из основных критериев профессионального мастерства (Л.А. Халилова [10]  и др.).

В процессе профессионального развития происходит изменение в я-концепции личности, формируется представление о своем профессиональном будущем и о реализации профессиональной цели. Представление о себе в широком смысле (профессиональная я-концепция) и в частных случаях (образ я-профессионал) необходимо основывается на использовании рефлексивных механизмов.

Проблема формирования профессиональной рефлексии и рефлексивности на этапе вузовского обучения усугубляется необходимостью учёта специфики учебной деятельности как таковой. Так, традиционно предполагается, что формирование рефлексивности субъекта именно в процессе учебной деятельности требует реализации ряда условий, к которым стратегически относятся три направления психологии обучения (С.Н. Батракова, И.А. Зимняя, Клюева Н.В., Халилова Л.А. и др.): организация обучения, содержание учебных предметов, средства осуществления учебной деятельности субъектом. То есть, как отмечает М.В. Лукьянова [9], тактически от постановки задач, системы заданий и направленных на их выполнение учебных действий зависит успешность развития рефлексивности субъекта в процессе учебной деятельности.

В психологии обучения интенсивно разрабатывались различные методы развития личности в обучении: проблемное обучение (А.В. Занков, И.Я. Лернер), контекстное обучение (А.А. Вербицкий) развитие самостоятельного мышления (М.И. Айзенберг, Ю.К. Бабанский и др.) формирование теоретических обобщений (В.В. Давыдов), саморегуляция творческой деятельности (А.К. Осницкий, В.И. Слободчиков и др.) и др. Тем не менее, проблема соотнесения процессов усвоения учащимися большого количества знаний и процессов развития личностных механизмов до настоящего времени остаётся актуальной. С одной стороны, априорное ограничение деятельности субъекта учебной деятельности со стороны учебной задачи (дидактическое требование), а с другой – априорность свободы выбора как условие развития рефлексии для личности в процессе учебной деятельности (требование принципов гуманизации образования и развития личности) – делают её актуальной.

Таким образом, сформированность рефлексии и рефлексивного мышления является необходимым условием для успешного становления личности юриста-профессионала, его профессионального роста и последующей реализации в профессиональной деятельности. Формирование же рефлексии и рефлексивности у будущего специалиста становится необходимым на этапе обучения в вузе.

Литература

  1. Россохин А.В. Психология рефлексии измененных состояний сознания: Автореферат дисс…докт.психол.наук: 19.00.01. – М., 2009. – 41 с.
  2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 424 с.
  3. Ладенко И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: материалы Второй Всероссийской конференции «Рефлексивные процессы и творчество». – Новосибирск, 1995. – С. 8-25.
  4. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru.
  5. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983 (2009). – 324 с.
  6. Васильев В.Л. Юридическая психология. – 6-е изд. – СПб: Издательство «Питер», 2009. – 612 с.
  7. Лефевр В. Рефлексия. – М.: Когито-центр, 2003. – 260 с.
  8. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 437 с.
  9. Лукьянова М.В. Влияние ситуации свободного выбора на развитие рефлексии учебной деятельности старшеклассников в процессе изучения математике: Дисс… канд.психол.наук: 19.00.07. – Ставрополь, 1998. – 167 с.
  10. Халилова Л.А. Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 6.04.2012). 

Об авторе

Хуватаев Султан Абдул-Бакиевич – аспирантИнститута Дружбы народов Кавказа

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Хуватаев С.А.-Б. Роль рефлексии и рефлексивности в профессиональной деятельности будущего юриста. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.