ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Статья посвящена описанию комплексного исследования когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных компонентов способностей студентов. Представлены результаты психодиагностики и сравнительного анализа когнитивных компонентов академических способностей студентов специальностей «Безопасность жизнедеятельности» и «Филология».

Ключевые слова: психологическая диагностика, способности, познавательные способности, психомоторные способности, академические способности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В настоящее время в связи с вступлением в Болонский процесс довольно широко обсуждаются требования к компетенциям, которые должны быть сформированы у специалистов в различных областях деятельности. В связи с этим все больше внимания уделяется развитию способностей учащихся, поскольку в рамках данного подхода они становятся не только основным условием получения образования, но и его результатом.

Как известно в студенческом возрасте способности человека продолжают развиваться: происходит преобразование и совершенствование структур когнитивных способностей [1, 2, 6, 7 и др.], что во многом определяется особенностями основного вида деятельности студентов (профессионального обучения). Именно студенческий возраст является периодом развития академических способностей, как «ценных свойств интегральной индивидуальности эффективно реализовывать когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-моторную деятельность по усвоению системы соответствующих академически выработанных операций и знаний для приобретения определенной профессиональной специальности» [6]. Академические способности, таким образом, являются, своего рода предпосылками профессиональных способностей и некоторых компетенций, которыми должен овладеть выпускник, освоивший основные программы бакалавриата.

Сама структура академических способностей, включение в нее тех или иных компонентов познавательных, психомоторных, организационных, управленческих способностей определяется особенностями профессионального обучения. Особый интерес в данном плане представляют когнитивные (когнитивно-интеллектуальные и когнитивно-моторные) компоненты академических способностей, поскольку именно они в конечном итоге обусловливают успешность изучения учебных дисциплин [7].

Наше исследование проводилось с целью выделения и изучения когнитивных компонентов академических способностей студентов разных специальностей. Психолого-педагогический эксперимент проводился на базе Ставропольского государственного университета. В исследовании приняли участие студенты двух специальностей: «Безопасность жизнедеятельности» и «Филология». Всего в исследовании приняли участие 77 испытуемых, студентов 2-4 курсов СГУ. Студенты тестировались по пятнадцати показателям, отражающих пять основных познавательных психических процессов, по одиннадцати когнитивно-моторным показателям (по шести психомоторным и по пяти нейродинамическим показателям).

Для определения уровня познавательных способностей использовался стандартизированный комплекс экспресс-методик, разработанный в Северо-Кавказской лаборатории психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи [5]. Восприятие исследовалось по показателям способности к оценке пространственных угловых величин («Глазомер на углы»); и способности выделять в воспринимаемом предмете его свойства и признаки («Признаки предмета»); внимание – по параметрам объема и концентрации («Корректурная проба»), избирательности и помехоустойчивости внимания («Тест Мюнстерберга»). Память исследовалась с помощью пяти методик, направленных на выявление способности к механическому запоминанию несвязанного вербального, числового и зрительного материала, запоминанию связанного смыслового и логического материала. Мышление исследовалось с помощью четырех методик, направленных на выявление способности осуществлять такие важные мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, а также способность к отвлечённому абстрактному мышлению («Аналогии», «Исключение понятий», «Обобщения», «Логические ряды»). Исследование воображения направлено на выявление способности к созданию новых образов и идей, к нестандартности, оригинальности мышления (тест «Круги»). (Соловьева О.В., 2003) [7]. При тестировании психомоторных способностей использовались экспресс-методики диагностики психомоторных способностей человека (Озеров В.П., 1995), при этом исследовались такие показатели как двигательная память усилия (ДПУ), времени (ДПВ) и пространства (ДПП) и различительная чувствительность времени (РЧВ), пространства (РЧП) и усилия (РЧУ). Кроме этого исследовался психофизиологический показатель волевого усилия, который непосредственно влияет на продуктивность познавательной деятельности человека. Нейродинамические показатели (сила нервной системы, подвижность нервной системы, быстрота психомоторной врабатываемости, волевое финишное усилие и суммарная психомоторная работоспособность, которая говорит о работоспособности нервной системы) исследовались с помощью модифицированного психомоторного теста Е.П. Ильина [4]. Все показатели (кроме нейродинамических) оценивались по девятибалльной оценочной шкале, в которой можно выделить наиболее и наименее успешные показатели, а так же определить уровень выполнения каждого экспериментального задания.

Данные, полученные при тестировании студентов, были проанализированы и сопоставлены с данными по их успеваемости. При этом все дисциплины, по которым выставляется дифференцированная отметка, классифицировались по трем блокам: «общие дисциплины», «академические дисциплины» и «профессионализированные дисциплины». Следует отметить, что при классификации дисциплин мы обращались за помощью к экспертам, в качестве которых выступали заместители деканов по учебной работе факультета физической культуры и спорта и факультета филологии и журналистики. При этом мы просили экспертов распределить выделенные дисциплины в три группы в зависимости от того, какие дисциплины преподаются исключительно у студентов данной специальности, какие – на всех специальностях данного факультета, и какие курсы читаются на всех факультетах вуза.

В блок «Общие дисциплины» вошли предметы гуманитарные, социально-экономические и естественно-научные, которые, как правило, преподаются на различных факультетах и специальностях вузов (иностранный язык, отечественная история, философия и др.) и являются по сути общеобразовательными, направленными на формирование общей культуры, мировоззрения специалистов с высшим образованием. В блок «Академические дисциплины» вошли предметы общефакультетские, которые изучаются студентами отдельных факультетов и определяют общую профессиональную направленность студентов. Наконец, в блок «Профессионализированные дисциплины» вошли дисциплины специальности, изучение которых направлено непосредственно на подготовку специалиста именно данной области профессиональной деятельности. Отметки по всем предметам сопоставлялись с результатами тестов когнитивных способностей с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (r), который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками

Соответственно трем блокам дисциплин были выведены структуры академических способностей, которые мы условно в рамках данного исследования назвали «общеобразовательные», «специализированные» и «профессионализированные» способности студентов.

В ходе проведенного психодиагностического исследования были обнаружены некоторые различия в структуре и уровне развития способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» и «Филология». С целью обнаружения особенностей академических способностей, специфичных для той или иной специальности был проведен сравнительный анализ полученных в ходе исследования результатов.

Соотношение структур академических способностей («общеобразовательных», «специализированных» и «профессионализированных») студентов специальностей «Филология» и «Безопасность жизнедеятельности» представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Общая структура академических способностей студентов специальностей «Безопасность жизнедеятельности» и «Филология»

В структуру «общеобразовательных» способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» вошли 33,3% всех исследуемых компонентов когнитивных способностей, при этом все 100% компонентов, вошедших в структуру, являются показателями познавательных способностей. Структура «общеобразовательных» способностей студентов-филологов включает в себя больше компонентов (уровень статистической значимости по критерию Фишера ρ=0,05, φ=1,645) – 55,5% всех исследуемых показателей, при этом 26,6% показателей данной структуры способностей составляют когнитивно-моторные компоненты, которые в структуру «общеобразовательных» способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» не вошли.

Структуры «специализированных» способностей студентов рассматриваемых специальностей также различны. По количеству компонентов, включенных в структуру, они отличаются не значительно (φ=0,317): в структуру «специализированных» способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» вошли 22,2% всех исследуемых сособностей, а в структуру студентов специальности «Филология» – 25,9% показателей. Они разнятся по компонентному составу. В структуру «специализированных» способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в отличие от структуры способностей «общеобразовательных» включаются компоненты когнитивно-моторных способностей (16,6%), которые не входят в структуру «специализированных» способностей студентов-филологов.

Структуры «профессионализированных» способностей студентов специальностей «Филология» и «Безопасность жизнедеятельности» различаются не только по количественному составу (уровень статистической значимости по критерию Фишера ρ=0,01, φ=3,381), но и по компонентному. В структуру «профессионализированных» способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» вошли 66,6% всех исследуемых показателей способностей, 22,2% которых составляют когнитивно-моторные компоненты, а 77,8% – когнитивно-интеллектуальные. Структуру «профессионализированных» способностей студентов специальности «Филология» составляют 21,6 % исследуемых показателей, куда вошли только компоненты когнитивно-интеллектуальных способностей.

Представленные структуры способностей, составленные по результатам экспериментального исследования согласуются с особенностями профессий по классификации В.П. Озерова (2006): специальность «Безопасность жизнедеятельности» относится к когнитивно-моторному типу профессий, что подтверждается увеличением доли когнитивно-моторных способностей в структурах академических способностей по мере их «профессионализации» (от «общеобразовательных» способностей – к «профессионализированным»). Специальность «Филология», наоборот, относится к когнитивно-интеллектуальному типу профессий, что определяет включенность в структуры «специализированных» и «профессионализированных» способностей студентов-филологов компонентов только когнитивно-интеллектуальных способностей. Таким образом, при рассмотрении структур способностей студентов обеих специальностей следует отметить следующую особенность. Включение или наоборот элиминирование из структуры академических способностей компонентов когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей обусловлено «специализацией», «профессионализацией» способностей студентов в процессе обучения и требованиями, которые предъявляют профессия и профессиональное обучение к способностям человека.

Особый интерес представляет анализ тех компонентов когнитивных способностей, которые входят в структуры академических способностей студентов обеих специальностей, то есть являются своего рода, универсальными факторами, определяющими успешность обучения студентов, не обусловленными специализацией. В таблице 1 отражены исследованные компоненты когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей студентов специальностей «Безопасность жизнедеятельности» и «Филология», вошедшие в структуры их академических способностей.

Таблица 1 Сравнительные особенности структур академических способностей студентов специальности «Филология» и «Безопасность жизнедеятельности»

Компоненты когнитивных способностей

БЖ

ФФЖ

БЖ

ФФЖ

БЖ

ФФЖ

«Общеобразо-ват.» способн.

«Специализир.» способности

«Профессиона-лиз.» способн.

Способности к восприятию угловых величин

 

+

 

+

+

+

Способность выделять свойства и признаки восприним. предмета

+

+

+

+

+

 

Объём и концентрация внимания

 

+

   

+

 

Способность избирательности и помехоустойчивости внимания

 

+

 

+

+

+

Способность к механическому запоминанию несвязанного вербального материала

+

+

   

+

 

Способность к зрительному запоминанию

+

+

+

+

+

+

Способность к смысловому запомин. и воспроизведению

+

 

+

 

+

 

Способность к логическому запоминанию, сопоставлению

 

+

 

+

 

+

Способность к аналитической деятельности

+

+

   

+

+

Способность к сравнению и обобщению

+

+

 

+

+

+

Способность к анализу и синтезу

 

+

 

+

+

 

Способность к отвлеченному абстрактному мышлению

       

+

 

Способность к творческому воображению

+

 

+

 

+

 

Способность к волевому усилию

+

 

+

 

+

 

Общий уровень развития познавательных способностей

+

+

   

+

 

Двигательная память простран.

 

+

       

Двигательная память времени

 

+

       

Различительная чувствительность усилия

 

+

   

+

 

Различительная чувствительность пространства

       

+

 

Различительная чувствительность времени

 

+

   

+

 

Быстрота врабатываемости

   

+

 

+

 

Как видно из таблицы 1, в структурах «общеобразовательных» способностей студентов специальностей «Безопасность жизнедеятельности» и «Филология» 33% компонентов когнитивных способностей – общие, в структурах «специализированных» способностей, общих компонентов только 18%, в структурах «профессионализированных» способностей – 26%. Тот факт, что в структурах «общеобразовательных» способностей двух разных специальностей треть компонентов когнитивных способностей – одинаковые, можно объяснить, если учесть, что из всех структур академических способностей «общеобразовательные» способности менее остальных подвержены влиянию профессионального обучения и менее дифференцированы, поскольку «общие» дисциплины изучаются студентами всех специальностей.

Можно выделить универсальные компоненты когнитивных способностей, вошедших в структуры академических способностей студентов обеих специальностей. Способность к зрительному запоминанию по результатам исследования является компонентом всех трех структур академических способностей студентов обеих специальностей. Способность к выделению свойств и признаков воспринимаемого предмета входит в состав «общеобразовательных» и «специализированных» способностей, а мыслительные способности к аналитической деятельности и к сравнению и обобщению являются компонентами структур «общеобразовательных» и «профессионализированных» способностей студентов обеих специальностей. Способность к механическому запоминанию несвязанного вербального материала входит в структуру «общеобразовательных» способностей студентов, а способности к восприятию угловых величин и избирательности и помехоустойчивости внимания входят в структуру «профессионализированных» способностей студентов обеих исследуемых специальностей. В целом анализ исследуемых когнитивных компонентов академических способностей студентов специальностей «Безопасность жизнедеятельности» и «Филология» позволяет сделать вывод о том, что когнитивно-интеллектуальные способности являются более универсальными, чем компоненты когнитивно-моторных способностей.

Таким образом, сопоставительный анализ структурных особенностей способностей студентов специальностей «Филология» и «Безопасность жизнедеятельности» позволяет сделать следующие выводы:

1. У студентов специальности «Филология» лучше развиты компоненты когнитивно-интеллектуальных способностей, среди них выше процент лиц с сильной нервной системой и высокими показателями волевого финишного усилия, у студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» выше показатели подвижности нервных процессов. Основные показатели когнитивно-моторных способностей развиты примерно одинаково у студентов обеих специальностей.

2. У студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» процент корреляций между компонентами исследуемых способностей выше, чем у студентов специальности «Филология». Основная часть корреляций в обеих группах представлена внутри блока когнитивно-интеллектуальных способностей. Количество статистически значимых связей внутри блока когнитивно-моторных способностей примерно одинаково у студентов обеих специальностей. Процент корреляций между показателями психомоторных и познавательных способностей у студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» вдвое меньше, чем у студентов-филологов.

3. Структуры академических способностей («общеобразовательных», «специализированных» и «профессионализированных») студентов специальностей «Филология» и «Безопасность жизнедеятельности» различаются по количественному и компонентному составу. Больше всего общих компонентов способностей у студентов обеих специальностей выделено в структуре «общеобразовательных» способностей.

4. По результатам исследования можно выделить отдельные компоненты когнитивно-интеллектуальных способностей, которые входят в структуры академических способностей студентов специальностей «Филология» и «Безопасность жизнедеятельности».

Литература

  1. Ананьев Б.Г.К психофизиологии студенческого возраста: Современные психоло­го-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. – Л., 1974. – Вып. 2.
  2. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. – Л., 1974. – 184 с.
  3. Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов и спортсменов. Методическое пособие, для практических психологов и педагогов. – Ставрополь: ИРО, 1995. – 58 с.
  4. Озеров В.П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека. – М.-Ставрополь, 2006.
  5. Озеров В.П., Соловьева О.В. Диагностика и формирование познавательных способностей. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. – 112 с.
  6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. – 256 с.
  7. Соловьева О.В. Теоретико-экспериментальное изучение развития познавательных способностей школьников. // Дис….доктора психол. наук. – Ставрополь, 2003. – 410 с. 

 

Об авторе

Акопова Милена Аванесовна – аспирантка ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Акопова М.А. Сравнительная характеристика структурных особенностей когнитивных компонентов академических способностей студентов разных специальностей. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.