ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье представлены результаты исследования динамики становления профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в вузе. Выделены уровни развития профессиональной мотивации студентов-медиков, дана характеристика ее типов, отражено основное содержание программы развития профессиональной мотивации будущих врачей.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, студенты-медики, уровни профессиональной мотивации, типы профессиональной мотивации, развитие профессиональной мотивации.

Об авторе

Ссылка для цитирования

В соответствии с современными тенденциями повышения качества оказания медицинской помощи особое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки врачей. В условиях совершенствования технической составляющей медицинской деятельности, ее дегуманизации, снижения престижа врачебной деятельности на первое место выходит не просто обучение студентов-медиков знаниям, умениям и навыкам, а личность обучающегося, как будущего врача, ориентированного, прежде всего, на оказание квалифицированной помощи пациентам. Стремление к личностно-профессиональному развитию, освоению врачебной деятельности, осознание ее социальной значимости, нахождение смысла в учебно-профессиональной деятельности определяются профессиональной мотивацией студентов-медиков.

Традиционная система профессиональной подготовки будущих врачей, характеризующейся высоким уровнем интеллектуальной и эмоциональной напряженности, направленной на освоение широкого круга медицинских знаний, в недостаточной степени способствует формированию у студентов-медиков представления о врачебной деятельности, интересу к ее содержанию и задачам, в связи с чем, к моменту окончания обучения в медицинском вузе значительное число студентов не готовы к выбору врачебной специализации и дальнейшей профессиональной деятельности. Изучение психолого-педагогических условий развития профессиональной мотивации, обусловливающей стремление студентов к достижению высоких результатов, самореализации в учебно-профессиональной и будущее врачебной деятельности, позволит более оптимально организовать профессиональное становление будущего врача.

Вопрос детерминации поведения человека является одним из важнейших в психологии. В связи с этим исследованию проблемы мотивации посвящено значительное число работ как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливают множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Данная ситуация, по мнению Д. А. Леонтьева, определяется тем фактом, что психология мотивации на современном этапе оказывается поделенной между психологией личности, психологией регуляции, саморегуляции деятельности и психологией познавательных процессов [4].

Проведенный теоретический анализ исследуемой проблемы позволил выделить три подхода к пониманию сущности и содержания понятия «мотивация». В соответствии с первым подходом мотивация поведения рассматривается как совокупность факторов (потребности, мотивы, убеждения, ценности и т. д.), отражающая ее иерархическую структуру и выступающая источником активности личности (Г. Мюррей, Б.И. Додонов, С.П. Манукян, П.М. Якобсон и др.).

В рамках второго подхода мотивация рассматривается как процесс формирования мотивов (Ф. Хайдер, Р. де Чармс, В.К. Вилюнас, И.А. Джидарьян и др.).

В соответствии с третьим подходом мотивация деятельности рассматривается как системное, интегральное образование. Данный подход отражает единство ее содержательно-смысловой и динамическо-энергетической сторон (В.Г. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов и др.).

В зарубежной психологии изучение мотивации профессиональной деятельности связано с исследованием мотивационных процессов, направленных на сферу труда [5]. Анализ потребностей, лежащих в основе профессиональных мотивов, характеристик трудовой деятельности, обусловливающих стремление к ее эффективному выполнению, осуществляется в рамках содержательного направления исследования профессиональной мотивации (К. Алдерфер, Ф. Герцберг, Г.Р. Олдхэм и др.). Предметом анализа процессуальных теорий профессиональной мотивации выступают когнитивные механизмы формирования профессиональных мотивов, процессы постановки и реализации профессиональных намерений, целей (В. Врум, Дж. С. Адамс, Л. Портер, Р. Лоулер и др.).

В отечественной психологии центральным является вопрос дифференциации понятий «мотивация труда», «профессиональная мотивация», «трудовая мотивация», «общетрудовая мотивация» (Ю.В. Бессонова, В.И. Ковалев, Г.В. Суходольский). Выбор сферы профессиональной деятельности, характер и успешность ее выполнения определяются системой детерминирующих ее мотивов (В.И. Ковалев, К.А. Маркова, П.А. Шавир, В.А. Ядов и др.).

Профессиональная мотивация будущих врачей рассматривается нами как процесс формирования мотивов, определяющих стремление студентов к освоению врачебной деятельности и обусловливающих их активность по перестройке личности в соответствии с требованиями медицинской деятельности. Профессиональное становление студентов-медиков в процессе обучения в вузе осуществляется в направлении перехода от учебной деятельности, направленной на усвоение медицинской информации, к квазипрофессиональной деятельности, моделирующей и формирующей систему медицинских навыков, а затем к учебно-профессиональной деятельности, реализуемой посредством использования клинического метода подготовки. В связи с этим учебная деятельность студентов полимотивирована и детерминирована совокупностью познавательных, утилитарных, общесоциальных мотивов, мотивов самосовершенствования и самоутверждения, в том числе и профессиональных мотивов [1]. Особое значение в становлении личности будущего врача приобретают социальные, гуманистические мотивы, мотивы самореализации [2; 3]. Необходимым условием обеспечения успешности их учебно-профессиональной деятельности являются также оптимальный уровень мотивации достижения успеха, обусловливающий их активность, настойчивость в достижении учебных целей, а также сформированность процессов саморегуляции, обеспечивающих постановку целей, разработку программы их реализации, определение критериев эффективности учебно-профессиональной деятельности.

На основании разработанной Е.П. Ильиным структуры мотивации нами была определена структура профессиональной мотивации будущих врачей, представленная тремя компонентами: потребностным, отражающим совокупность потребностей и мотивов, побуждающих стремление к освоению и осуществлению врачебной деятельности; компонентом «внутреннего фильтра», включающим совокупность мотивационных образований (саморегуляция, мотивация достижения, самоактуализация), регулирующих осуществление учебно-профессиональной деятельности студентов в направлении реализации потребностей, мотивов учебно-профессиональной деятельности; целевым компонентом, представленным системой близких и дальних целей, отражающих профессиональные намерения будущих врачей, а также их представления о возможных путях и способах их реализации.

Для построения структуры профессиональной мотивации будущих врачей на основании выделенной теоретической структуры профессиональной мотивации была разработана анкета экспертной оценки. Результаты экспертной оценки были подвергнуты факторному анализу, позволившему выделить четыре фактора: направленность на осуществление врачебной деятельности, регуляция учебно-профессиональной деятельности, самоактуализация в учебно-профессиональной деятельности, направленность на выбор врачебной специализации.

Для определения уровней развития профессиональной мотивации будущих врачей были разработана система внутренних и внешних критериев. Система внутренних критериев отражает сформированность структурных компонентов профессиональной мотивации студентов-медиков, в соответствии с которыми нами были выделены деятельностный, регуляторный, ценностно-смысловой и учебно-профессиональный критерии.

Деятельностный критерий отражает интерес к содержанию врачебной деятельности, высокий уровень познавательной активности студентов-медиков в ее освоении. Регуляторный критерий – сформированность процессов саморегуляции учебно-профессиональной деятельности будущих врачей, оптимальный уровень мотивации достижения. Ценностно-смысловой критерий отражает направленность студентов-медиков на самореализацию в учебно-профессиональной деятельности, принятие ими ценностей врачебной деятельности, сформированность ценностного отношения к профессии врача. Учебно-профессиональный критерий отражает доминирование профессиональных мотивов в общей учебной мотивации, преобладание внутренней профессиональной мотивации, ориентацию на построение вертикальной или горизонтальной карьеры.

Внутренние критерии развития профессиональной мотивации будущих врачей проявляется через внешние критерии, позволяющие оценить эффективность учебно-профессиональной деятельности студентов-медиков (результативный и процессуальный критерии). Результативный критерий отражает академическую успеваемость студентов, а также их готовность к выполнению врачебной деятельности, процессуальный критерий – характеристики особенностей протекания учебно-познавательной деятельности будущих врачей.

Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что одной из основных характеристик профессиональной мотивации студентов является ее динамичность, что позволяет предположить наличие различий в профессиональной мотивации студентов-медиков в зависимости от этапа профессионализации. В связи с этим, представляется необходимым выявить специфику развития профессиональной мотивации будущих врачей на различных курсах обучения в медицинской академии. В экспериментальном исследовании приняли участие студенты лечебного факультета ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия» в количестве 206 человек. В общую выборку вошли студенты первого курса (77 человек), четвертого курса (94 человека). Мы предположили, что включение студентов в реальную практическую деятельность оказывает существенное влияние на становление профессиональной мотивации будущих врачей. В связи с этим в экспериментальном исследовании приняли участие 35 студентов 5-6 курсов обучения ФГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия», работающих в должности младшего и среднего персонала в МБУЗ Городская клиническая больница №3 г. Ставрополя.

В соответствии с выделенными критериями развития профессиональной мотивации будущих врачей анализ результатов факторного анализ и констатирующего эксперимента позволил определить уровни развития профессиональной мотивации: репродуктивный, продуктивный, творческий.

Репродуктивный уровень развития профессиональной мотивации студентов-медиков характеризуется преобладанием прагматических мотивов учебной и профессиональной деятельности, высоким уровнем значимости индивидуальных, социальных, материальных мотивов. Непосредственный интерес к содержанию врачебной деятельности отсутствует, что находит свое отражение в низком уровне мотивов самоактуализации в учебной деятельности, несформированном ценностном отношении к профессии. Студенты имеют абстрактные цели учебной деятельности, что обусловлено несформированностью процессов саморегуляции деятельности, низким уровнем мотивации достижения успеха. Эффективность их учебной деятельности характеризуется низким уровнем показателей результативного и процессуального критериев.

Конструктивный уровень развития профессиональной мотивации будущих врачей характеризуется высоким уровнем социальных мотивов, отражающих значимость социальной оценки врачебной деятельности и ориентацию на признание со стороны референтной группы преподавателей и одногруппников. Потребность в самоактуализации, и ценностное отношение к профессии врача соответствуют среднему уровню развития. Для данного уровня характерен средний уровень сформированности результативного и процессуального критериев эффективности учебной деятельности.

Творческий уровень профессиональной мотивации характеризуется доминированием производительных мотивов, обеспечивающих направленность студентов на самореализацию, самосовершенствование. Успешная учебная деятельность детерминирована мотивами формирования профессионального мастерства, оптимальным уровнем мотивации достижения, высоким уровнем развития процессов планирования целей и программирования действий, адекватностью процессов оценки результатов учебной деятельности. Для учебной деятельности характерен высокий уровень результативного и процессуального критериев ее эффективности.

Уровень развития профессиональной мотивации, отражая степень развития и проявления ее показателей, позволяет определить те ее структурные компоненты, которые нуждаются в дальнейшем развитии. В то же время индивидуальные особенности профессиональной мотивации студентов, ее качественные характеристики определяются типом профессиональной мотивации. Выявление ее типологических особенностей позволяет выделить доминирующие компоненты профессиональной мотивации студентов-медиков, на основании учета которых возможна разработка системы стимулов, а также механизмов воздействия на нее с целью инициации активности, увеличения эффективности учебно-профессиональной деятельности будущих врачей.

На основании данных проведенной кластеризации респонденты были поделены на четыре кластера с различными вариантами сочетания выраженности критериев профессиональной мотивации. Выявленные типы профессиональной мотивации были нами обозначены как самоактуализирующийся тип (14,56% испытуемых), диффузный тип профессиональной мотивации (21,36% испытуемых), интеллектуально-ориентированный тип (32,04%), карьерно-ориентированный тип профессиональной мотивации (32,04% испытуемых).

Студенты с диффузной профессиональной мотивацией ориентированы на внешние отрицательные мотивы (избегание критики, наказаний и т.д.). Мотивация их учебно-профессиональной деятельности характеризуется гедонистической направленностью. Для данной группы студентов большое значение имеют потребительные мотивы врачебной деятельности, обусловливающие удовлетворение базовых, индивидуальных потребностей. В то же время такие характеристики врачебной деятельности, как экстремальный и напряженный труд врача, высокая степень ответственности, творческий характер профессии, постоянное состояние активности, саморегуляция и самосовершенствование в большей степени являются отталкивающими, нежели привлекательными в медицинской деятельности. Такие компоненты профессиональной мотивации, как самоактуализация, стремление к самосовершенствованию, развитию, реализации собственных способностей и возможностей в профессиональной деятельности, данную группу студентов не интересует. В связи с этим, учебно-профессиональная деятельность студентов детерминирована внешними мотивами. Ввиду несформированности процессов саморегуляции, низкого уровня мотивации достижения успеха студенты с диффузным типом характеризуются низкой осознанностью учебно-профессиональных целей, недостаточной их детализацией. Цели обучения данной группы студентов не соответствуют конечным целям обучения в медицинской академии. Ценностное отношение к профессии врача не сформировано. Учебно-профессиональная деятельность данных студентов характеризуется низким уровнем методологической, теоретической, практической, методической видов готовности. Поскольку учебно-профессиональная деятельность детерминирована внешними по отношению к содержанию учебной и профессиональной деятельности мотивами, то данная группа студентов испытывает затруднения в усвоении нового материала, не проявляя при этом активности, инициативности. Данный тип профессиональной мотивации преобладает среди студентов первого курса обучения (61,36%), что обусловлено адаптацией студентов к специфике образовательной системы в медицинском вузе, а также неготовностью значительного числа студентов с данным типом профессиональной мотивации к интенсивности физических и интеллектуальных нагрузок. Как правило, большая часть этих студентов отсеивается по результатам первых сессий. Студенты четвертого курса составляют 31,82% от всех студентов с данным типом профессиональной мотивации и 6,82% составляют студенты старших курсов обучения.

Центральной характеристикой второй группы студентов (самоактуализирующийся тип) является высокий уровень самоактуализации. В мотивационной структуре студентов с данным типом профессиональной мотивации преобладают внутренняя мотивация, интерес к врачебной деятельности. Внешним мотивам профессиональной деятельности в общей структуре профессиональной мотивации отводится незначительная роль. Учебно-профессиональная деятельность студентов детерминирована производительными мотивами, обеспечивающими стремление к качественному оказанию врачебной помощи, самореализации в будущей врачебной деятельности, ее творческое осуществление, что находит отражение в высоком уровне познавательной активности. Данным студентам свойственно поступательное профессионально-личностное становление. Учебно-профессиональная деятельность данной группы студентов характеризуется высоким уровнем саморегуляции. Им свойственна адекватная оценка собственных способностей и возможностей, постановка реальных учебно-профессиональных целей, оптимальный уровень мотивации достижения. Высокий уровень ценностного отношения к профессии врача свидетельствует о принятии студентами ценностей медицинской деятельности, удовлетворенности избранной профессией, направленности учебно-профессиональной деятельности на достижение более высокого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, формирование необходимых профессиональных качеств. Студенты с данным типом профессиональной мотивации успешны в учебной деятельности. Им свойственен в целом высокий уровень результатов учебно-профессиональной деятельности, их стабильность. Учебная деятельность характеризуется относительной легкостью усвоения теоретического и практического материала. Студенты демонстрируют высокий уровень активности, ответственности.

Самоактуализирующийся тип профессиональной мотивации в наибольшей степени характерен для студентов старших курсов, работающих в больнице, составляющих 66,67% от всех студентов с данным типом мотивации. Высокие результаты учебно-профессиональной деятельности этих студентов обеспечиваются выработанным индивидуальным стилем обучения, а также наличием четких представлений о целях и задачах учебной деятельности в контексте их значимости для будущей профессиональной деятельности. Среди студентов первого и четвертого курсов также выявлены студенты с данным типом профессиональной мотивации (13,33% и 26,67% соответственно).

Третья группа студентов (карьерно-ориентированный тип профессиональной мотивации) характеризуется низким уровнем внутренней мотивации при высоком значении положительной внешней мотивации и высокой оценке потребительных мотивов врачебной деятельности. Наиболее значимыми для них в будущей профессиональной деятельности являются материальные потребности. Профессиональные же планы ориентированы в большей степени не на осуществление клинической деятельности, а на построение карьеры, в связи с чем особое внимание уделяется социальной значимости профессии врача, получению статуса специалиста с высшим образованием, возможности дифференцированного профессионального выбора, узкой врачебной специализации и т.д. Производительная мотивация, содержащая морально-нравственные мотивы, стремление оказывать помощь пациентам, находится на среднем уровне. В профессии врача для студентов является привлекательным возможность оказывать влияние на пациентов, что позволяет предположить сублимацию мотива власти в избранной профессиональной деятельности. Учебно-профессиональная деятельность данной группы студентов характеризуется средним уровнем саморегуляции. При этом отмечается высокий уровень мотивации достижения, что обусловливает переоценку собственных возможностей, постановку завышенных целей, обусловленной недостаточным уровнем сформированности процессов программирования и оценки результатов деятельности. Стремясь к приобретению социального статуса, продвижению по карьерной лестнице, студентам этой группы свойственен низкий уровень самоактуализации, интереса к содержанию врачебной деятельности, ее ценностям. Данная группа студентов характеризуется средним уровнем результативности учебно-профессиональной деятельности, ее реализация требует некоторой затраты времени и сил. В учебно-профессиональной деятельности студенты проявляют средний уровень ответственности, инициативности и активности. Более высокие результаты студенты данной группы демонстрируют по учебным предметам, которые с их точки зрения являются полезными для построения профессиональной карьеры. В наибольшей степени данный тип профессиональной мотивации свойственен студентам четвертого курса обучения (53,04%). Этот тип профессиональной мотивации также свойственен 33,33% студентов первого курса обучения и 13,63% студентов старших курсов обучения.

Для четвертой группы студентов (интеллектуально-ориентированный тип профессиональной мотивации) свойственен высокий уровень познавательной мотивации. Студенты этой группы недостаточно осознают мотивы выбора врачебной деятельности, которые не имеют четкой дифференцированной структуры. У данной группы студентов доминирует внешняя положительная мотивация при низких оценках внешних отрицательных мотивов. Во врачебной деятельности студентов в равной степени значимости привлекают как производительные, так и потребительные мотивы. Для этих студентов характерен средний уровень саморегуляции и ценностного отношения к профессионализму. Мотивация достижения успеха соответствует высокому уровню. Данная группа студентов могла бы быть успешной в учебной деятельности при выборе любой другой специальности, поскольку ориентированы на успешную учебную деятельность и реализацию познавательных мотивов. Учебно-профессиональная деятельность данной группы студентов характеризуется высоким уровнем результативности, что проявляется в высоком уровне методологической, теоретической, практической, методической готовности, активности в научно-исследовательской деятельности. Учебно-профессиональная деятельность данной группы студентов характеризуется средним уровнем легкости усвоения материала, стабильности результатов, активности, ответственности, самостоятельности в учебной деятельности Интеллектуально-ориентированный тип профессиональной мотивации также в большей степени свойственен студентам четвертого курса обучения (56,06%). Профессиональные интересы данной группы студентов не имеют четкой структуры. Возможно, столкнувшись с практической врачебной деятельностью, они осознают несоответствие своих личностных качеств ее требованиям, ввиду чего эти студенты в дальнейшей профессиональной деятельности отдадут предпочтение не клинической деятельности, а научно-исследовательской или выберут специализацию по функциональной диагностике.

Выявленные типологические особенности профессиональной мотивации будущих врачей позволяют определить те ее доминирующие компоненты, на основании учета которых возможна разработка системы стимулов, а также механизмов воздействия на профессиональную мотивацию студентов-медиков с целью инициации активности, увеличения эффективности их учебно-профессиональной деятельности.

Сопоставление содержания уровней развития профессиональной мотивации будущих врачей и ее типов показывает, что высокому уровню развития соответствует самоактуализирующийся тип профессиональной мотивации, преобладание карьерно-ориентированного и интеллектуально-ориентированного типов профессиональной мотивации свидетельствует о среднем уровне ее развития, диффузный тип профессиональной мотивации соответствует низкому уровню развития профессиональной мотивации будущих врачей.

Поскольку в процессе обучения в медицинской академии происходит более глубокое усвоение профессиональных знаний, овладение различными профессиональными навыками, формирование адекватного образа врачебной деятельности, в соответствии с выделенными критериями нами было проведено сравнительное исследование профессиональной мотивации студентов медицинских специальностей на различных курсах обучения (1; 4; 5; 6-х курсах).

Проведенный констатирующий эксперимент позволил установить наличие различий в уровне сформированности профессиональной мотивации студентов-медиков различных курсов обучения (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента

Уровень профессиональной мотивации

Тип профессиональной мотивации

1 курс

(n=77)

4 курс

(n=94)

5-6 курс

(n=35)

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Творческий

Самоактуализирующийся

4

5,20

9

9,58

17

48,57

Продуктивный

Карьерно-ориентированный

22

28,57

34

36,17

10

28,57

Интеллектуально-

ориентированный

24

31,17

37

39,36

5

14,29

Репродуктивный

Диффузный

27

35,06

14

14,89

3

8,57

Значение c2-критерия

c21,4 35,63

c24,5-6 60,86

c21, 5-6=127,26

Примечание: в таблице жирным шрифтом выделены значения c2эмпир., превосходящие c2крит. =16,27 на уровне достоверности 0,001

 

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал недостаточность сформированности компонентов структуры профессиональной мотивации будущих врачей первого и четвертого курсов обучения. В рамках формирующего этапа эксперимента была реализована комплексная программа развития профессиональной мотивации студентов-медиков. Технология применения данной программы представляла собой процесс последовательной реализации следующих ее модулей: гностического, деятельностного и рефлексивного.

Гностический модуль программы развития профессиональной мотивации будущих врачей был направлен на исследование сформированности критериев профессиональной мотивации будущих врачей, следствием чего явились определение основных направлений, выбор технологий и техник развития профессиональной мотивации студентов-медиков.

Деятельностный модуль программы объединял авторский спецкурс «Психология личности врача и врачебной деятельности» и тренинговую программу «Развитие профессиональной мотивации студентов-медиков». Реализация данного модуля заключалась в групповой и индивидуальной работе со студентами экспериментальной группы.

Первый цикл данного модуля был направлен на формирование у студентов интереса к содержанию врачебной деятельности, осмысление ее целей и задач, формирование адекватного образа профессии врача (лекционные занятия, имитационные, деловые игры и т. д.).

Второй цикл занятий был направлен на повышение осознанности планирования учебных и профессиональных целей студентов, формирование процессов программирования студентами путей и способов их достижения, определение критериев успешности учебной и врачебной деятельности, построение индивидуальной траектории профессионального развития (идеомоторная тренировка, медитативные техники, аутотренинг, тренинг мотивации достижения и т. д.)

Третий цикл занятий был направлен на формирование положительного самооотношения студентов, стремления к саморазвитию, самоактуализации, принятие системы ценностей, отражающих сущность врачебной деятельности (тренинг личностного роста, профессиональной самоидентификации, арт-терапия и т. д.).

Рефлексивный модуль подразумевал нахождение студентами личностного смысла в учебной деятельности, определение целей и перспектив своего дальнейшего профессионального развития, выбор врачебной специализации.

Оценка эффективности внедрения разработанной программы развития профессиональной мотивации будущих врачей осуществлялась на контрольном этапе эксперимента (таблица 2).

Таблица 2

Результаты контрольного этапа эксперимента

Группа

Репродуктивный

уровень

Продуктивный

уровень

Творческий

уровень

Значение

c2-критерия

Диффузный

тип

Интеллектуально-

ориентирован-ный тип

Карьерно-ориентиро-

ванный тип

Самоактуа-

лизирую-щийся тип

Абс.

%

Абс.

%

Абс

%

Абс.

%

ЭГ тест

7

16,28

15

34,88

18

41,86

3

6,98

2,78

КГ тест

9

21,43

13

30,95

16

38,1

4

9,52

ЭГ ретест

3

6,98

11

25,58

21

48,84

8

18,6

54,75

КГ ретест

11

26,19

14

33,33

15

35,72

2

4,76

Примечание: в таблице жирным шрифтом выделены значения c2эмпир., превосходящие c2крит. =9,35 на уровне достоверности 0,001

 

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента позволил выявить положительную динамику в уровне развития профессиональной мотивации у студентов экспериментальной группы. Среди студентов данной группы достоверно значимо увеличилось число студентов с конструктивным и творческим уровнем развития профессиональной мотивации ((р≤0,01). Увеличение числа студентов с самоактуализирующимся и карьерно-ориентированным типом профессиональной мотивации свидетельствует о трансформации структурных компонентов профессиональной мотивации студентов экспериментальной группы. Эмпирически показано, что внедрение в образовательную практику программы развития профессиональной мотивации будущих врачей способствует иерархизации, конкретизации профессиональной мотивации будущих врачей, что нашло отражение в дифференциации производительных и потребительных мотивов врачебной деятельности студентами экспериментальной группы (р≤0,01). Преобразование мотивов врачебной деятельности оказывает влияние на повышение уровня познавательной мотивации студентов (р≤0,001) и увеличение их учебно-профессиональной активности (р≤0,01). У студентов экспериментальной группы были отмечены увеличение уровня сформированности процессов саморегуляции деятельности (р≤0,05), а также снижение числа студентов с низким уровнем мотивации достижения успеха (р≤0,05). Включение студентов в комплексную программу развития профессиональной мотивации будущих врачей обусловливает развитие у студентов экспериментальной группы ценностного отношения к врачебной деятельности (р≤0,05), что выступает необходимым условием формирования потребности студентов-медиков в самоактуализации в учебно-профессиональной и будущей врачебной деятельности, стремления к саморазвитию. Кроме того, было выявлено увеличение успешности учебно-профессиональной деятельности студентов экспериментальной группы (р≤0,05).

Таким образом, на основании результатов проведенного исследования можно говорить о том, что результатом внедрения разработанной комплексной программы развития профессиональной мотивации будущих врачей, явилось преобразование ее структуры, что способствовало повышению эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов-медиков.

Литература

  1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. – М.: Логос , 2004. – 170 с.
  2. Зайцева В.М. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности: на материале медицинского вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2004 – 26 с.
  3. Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: дисс. ... д-ра. психол. наук. – СПб., 2001. – 555 с.
  4. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Психология. – 1996. – №4. – С. 35-45.

5.Шульц Д., Шульц С., Психология и работа. – СПб.: Питер, 2003. – 637 с.

 

Об авторе

Фитьмова Анна Александровна – кандидат психологических наук, психолог МБУЗ Городская клиническая больница № 3 г. Ставрополя.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Фитьмова А.А. Исследование динамики становления профессиональной мотивации будущих враче [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.