ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье на основе теоретического анализа доказывается необходимость всестороннего изучения профессиональной системы ценностей психологов и формирования ценностных ориентаций будущих психологов в соответствии с выбранной профессией. Также приводятся результаты экспериментального исследования ценностных ориентаций и их влияния на профессиональное становление современных студентов в процессе подготовки к будущей профессиональной психологической деятельности.

Ключевые слова: личность психолога, ценности, ценностные ориентации психолога, профессиональное становление, профессиональное обучение

Об авторе

Ссылка для цитирования

Радикальные общественно-политические и экономические преобразования, произошедшие в нашей стране в начале 90-х годов, существенно укрепили и повысили статус психологии как профессиональной деятельности.

Как отмечает B.B. Рубцов, «психологическая наука становится неотъемлемой составляющей современной социальной практики, ее системообразующим ядром. Ведь трудно сегодня представить себе какую-либо область деятельности, которая не включала бы в качестве активного ее участника профессионального психолога [8].

Рост общественной потребности в психологических знаниях повлек за собой, несмотря на отсутствие в нашей стране опыта целевого интенсивного обучения практических психологов, экстенсивное развитие сети образовательных учреждений [2], где широким фронтом ведется подготовка психологов. Поэтому содержание их подготовки исключительно многообразно и в последние годы часто приобретает форму профессиональной переквалификации лиц, окончивших вузы. Эти обстоятельства породили противоречие между большим количеством дипломированных практических психологов и качеством их подготовки, чем и обусловливается выбор проблемы данного исследования. Психологическое образование, как справедливо замечает А.А. Деркач, становится массовым, безусловно «разжижается» по своему уровню, и тем самым резко ухудшается [7]. В итоге, констатирует B.П. Зинченко, пока еще сохраняется ситуация, при которой квалифицированных психологов, обладающих «культурным психологическим кодом», значительно меньше тех, кто им не обладает [6].

Непрофессионализм данной категории специалистов, которым доверяют и ожидают квалифицированной психологической помощи, в конечном итоге, отражается как на духовном, так и на материальном состоянии общества. Поэтому поиск наиболее оптимальных путей профессиональной подготовки квалифицированных практических психологов, в том числе для работы в системе образования, является особо актуальной на современном этапе задачей.

По мнению Г.С. Абрамовой, А.Ф. Бондаренко, И.В. Дубровиной, Е.С. Романовой и др., профессия психолога является в обществе одной из наиболее сложных, так как его «…деятельность многогранна по своему содержанию, профессиональные функции поливариантны и зависят от разнообразия задач, стоящих перед службами психологической помощи» [1]. В целом за последние десятилетия характер функций психолога изменился, что является закономерным следствием возросшего общественного интереса к психологии. Если в начале XX века они были связаны с социальными задачами максимального использования ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться, то функции современного психолога связаны с нацеленностью общества оптимально реализовать потенциальные возможности человека, как в сфере его профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Это ещё раз подчеркивает важность основательной психологической подготовки будущего специалиста-психолога.

Существуют точки зрения, согласно которым успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник. «Превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому (а также психокоррекционному и психодиагностическому) инструментарию, при этом личностные характеристики психолога считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим психологическую помощь как воздействие психолога на клиента» [5].

Сегодня многочисленными исследованиями (Г.С. Абрамова, А.Д. Андреева, И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.И. Гуткина, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, Д.В. Лубовский, А.М. Прихожан, Н.С. Пряжников, Н.Н. Толстых и др.) доказано, что в психологии требования к личности профессионала особенно высоки, а роль личностных качеств психолога в успешной деятельности, выше, чем в большинстве других профессий класса «человек-человек». Для психолога собственная личность – важный инструмент и исследовательской, и практической работы. «Идет ли речь о психотерапии гуманистического толка или экспериментальном изучении мотивации социального поведения, личностные характеристики психолога обязательно сказываются на результатах и самом способе деятельности» [3]. Не случайно анализ личности и личностных качеств психолога – одно из важнейших направлений профессиографического изучения психологии.

Особое место в этих исследованиях отводится изучению мотивационно-эмоциональных образований личности психолога. Современные исследования (Т.И. Артемова, Л.Я. Гозман, И.Б. Котова, Е.Б. Лисовская, Д.А. Леонтьев, B.C. Мерлин, Е.Н. Шиянов и др.) доказывают, что сегодня профессиональная деятельность практического психолога наиболее эффективна, если она осуществляется на основе гуманистической парадигмы или личностно-ориентированного подхода, то есть в основе деятельности психолога лежат морально-нравственные принципы, ориентация на высшие общечеловеческие ценности.

Часто молодые люди, делая выбор в пользу профессии психолога, руководствуются прагматичными установками, характеризующимися тем, что, владея профессиональными психологическими знаниями, умениями и навыками, они смогут успешно манипулировать людьми, ставя их в зависимость от сформировавшейся потребности в психологической помощи, зарабатывая, таким образом, деньги на «чужих проблемах» [10].

А.А. Бодалев пишет: «… профессия психолога предполагает, что овладевший ею человек на познавательном уровне проявит способность капитально ориентироваться в общем, особенно в единичном, характеризующем психику людей, и хорошо знать причины, которые обусловливают тот или иной тип ее развития или появления в ней конкретных изменений. На уровне поведенческо-инструментальном он сумеет с позиции своей профессии найти и осуществить способы успешного решения любой из проблем, характер которых входит в компетенцию психолога.

Естественно, что вероятность достижения именно такого результата после обучения молодых людей на психологических факультетах страны будет выше, если овладевший ею человек на уровне мотивационно-эмоциональном будет относиться к другому человеку как высшей ценности» [4].

Именно поэтому основной акцент в процессе профессионального обучения психолога должен быть сделан на развитии ценностно-смысловой сферы будущего психолога (А.В. Серый, И.А. Володарская, Н.М. Лизунский, В.В. Макаров, И.Ю. Малисова, Г.В. Стой и др.). От ее адекватной сформированности зависит возможность создания психологом максимально благоприятных условий для развития самосознания и осуществления личностных изменений его клиентов.

Теоретический анализ литературы показал, что система ценностных ориентаций личности на пути восхождения к вершинам профессионализма не является внутренне однородной. Она изменчива, так как обусловлена адаптацией к меняющейся социальной среде и актуальным уровнем ее развития. Система ценностных ориентации личности органично включена в структуру профессионально значимых качеств специалиста. В ходе обучения в вузе она проходит ряд своеобразных модификаций, осмысливается и оценивается в процессе выработки личностной и профессиональной позиции психолога. В этот процесс вписывается осознание этических норм профессиональной деятельности; определяется доминирование соответствующего уровня в индивидуальной системе ценностей.

Однако не все молодые специалисты способны изменить устоявшимся взглядам на окружающий мир, на свое место в этом мире и выбранную профессию. Таким образом, может наблюдаться противоречие между профессиональной системой ценностей и ценностными ориентациями личности психологов. При этом важно переосмысливание ценностных ориентаций личности и профессионально-социальных установок, связанных с новыми перспективами профессионального роста будущих психологов.

В том случае, если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности, ее деформацией. Все сказанное делает проблему изучения профессиональной системы ценностей психологов и формирования ценностных ориентаций будущих психологов в соответствии с выбранной профессией особо актуальной.

Исходя из анализа литературы, можно констатировать, что психологические факты и механизмы формирования и развития системы ценностных ориентаций личности применительно к профессиональной деятельности психолога недостаточно изучены. Также слабо разработаны конкретные приемы соответствующего целенаправленного воздействия на этот процесс.

С целью изучения ценностных ориентаций и их влияния на профессиональное становление современных студентов в процессе подготовки к будущей профессиональной психологической деятельности нами предпринято исследование.

Для обследования студентов-психологов и получения экспериментальных данных относительно динамики ценностных ориентаций в процессе профессионального становления мы использовали следующие психодиагностические методики: 1) Методику «Определение уровня сформированности ценностных ориентации» М. Рокича, 2) Методику «Определение направленности личности» (ориентационная анкета) Б. Басса, 3) Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности В.В. Столина, 4) Авторская анкета эксперта «Уровень профессионального становления студента».

Проведенное исследование позволило получить результаты, описанные далее.

Результаты ранжирования терминальных ценностей среди студентов-психологов 1-5 курсов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Шкала терминальных ценностей контрольно-экспериментальных групп

студентов-психологов

п/п

Терминальные ценности

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Т1

Активная деятельностная жизнь

10

7

11

1

3

Т2

Жизненная мудрость

14

14

13

13,5

14

Т3

Здоровье

9

9

7,5

3

11

Т4

Интересная работа

8

10

12

6

9

Т5

Красота природы и искусства

15

18

14

15

16

Т6

Любовь

4

2

4

5

4

Т7

Материально обеспеченная жизнь

2

1

1

13,5

13

T8

Наличие хороших и верных друзей

1

5

3

8

12

Т9

Общественное признание

12

8

16,5

16

15

Т10

Познание

7

12

9

2

2

Т11

Продуктивная жизнь

11

15

15

9,5

10

Т12

Развитие

13

11

10

4

1

Т13

Развлечения

6

6

5,5

18

18

Т14

Свобода

5

4

2

17

17

Т15

Счастливая семейная жизнь

16

13

7,5

9,5

5

Т16

Счастье других

17,5

16

16,5

11

6

Т17

Творчество

17,5

17

18

12

7

Т18

Уверенность в себе

3

3

5,5

7

8

Эти же данные отражены графически на рисунке 1.

 

 

Обозначение терминальных ценностей

1.    Активная деятельностная жизнь

2.    Жизненная мудрость

3.    Здоровье

4.    Интересная работа

5.    Красота природы и искусства

6.    Любовь

7.    Материально обеспеченная жизнь

8.    Наличие хороших и верных друзей

9.    Общественное признание

10.              Познание

11.              Продуктивная жизнь

12.              Развитие

13.  Развлечения

14.  Свобода

15.  Счастливая семейная жизнь

16.  Счастье других

17.  Творчество

18.  Уверенность в себе

 

Для содержательного анализа ранжированные шкалы ценностей мы условно разделили на три группы. В первую группу нами были выделены приоритетные ценности (ранги 1-6), во вторую – актуальные ценности (ранги 7-12), в третью – ценности, имеющие наименьшее личностное значение – отвергаемые (ранги 13-18).

Анализируя таблицу 1 и рисунок 1, можно отметить, что на протяжении обучения происходит переосмысливание терминальных ценностей в соответствии с будущей профессиональной деятельностью и изменение в их иерархии.

Ценностные ориентации студентов-психологов первых и вторых курсов характеризуется высоким рангом ценностей, характерных для незрелой личности, стремящейся вести эмоционально насыщенную, не обремененную лишней ответственностью жизнь, – развлечения, свобода, материально обеспеченная жизнь. Ценности самоактуализирующейся личности и общечеловеческие ценности, связанные с интересами других людей, можно сказать, игнорируются.

На старших курсах отвергаемыми ценностями (низкие ранги) стали ценности материально обеспеченной жизни, развлечений, свободы, что дает возможность сделать вывод об изменении в системе ценностных ориентаций личности и доминировании как ценностей, характерных для самоактуализирующейся личности, так и ценностей, связанных с интересами других людей.

Вполне вероятно, что такая картина имеет место исходя из того, что высший уровень ценностной системы самоактуализирующейся личности составляют именно ценностные ориентации, которые могут рассматриваться в качестве возможной цели индивидуального развития. Поэтому, будущие психологи старших курсов, осознавая для себя личностную потребность в удовлетворении именно данной системы ценностей при ранжировании указывают не столько иерархию личностных ценностей вообще, сколько применительно к своим актуальным потребностям.

Результаты ранжирования инструментальных ценностей среди студентов-психологов 1-5 курсов представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Шкала инструментальных ценностей контрольно-экспериментальных групп студентов-психологов

п/п

Инструментальные ценности

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

И1

Аккуратность

17

15

18

15

16

И2

Воспитанность

14

17

12

3

6

И3

Высокие запросы

2

2

5

13

15

И4

Жизнерадостность

4

1

11

10

12

И5

Исполнительность

8

7

16

14

13

И6

Независимость

1

4

2

17

17

И7

Непримиримость к себе и другим

6

5

7

18

18

И8

Образованность

13

9

10

1

1

И9

Ответственность

7

8

6

4

5

И10

Рационализм

11

13

17

13

14

И11

Самоконтроль

12

12

8

12

8

И12

Смелость в отстаивании своего мнения и взглядов

3

3

1

9

10

И13

Твердая воля

9

11

9

11

11

И14

Терпимость

18

18

15

5

7

И15

Широта взглядов

7

10

3

2

2

И16

Честность

15

16

13

8

9

И17

Эффективность в делах

5

6

4

6

3

И18

Чуткость

16

14

14

7

4

 

Эти же данные отражены графически на рисунке 2.

Обозначение инструментальных ценностей

1.        Аккуратность

2.        Воспитанность

3.        Высокие запросы

4.        Жизнерадостность

5.        Исполнительность

6.        Независимость

7.        Непримиримость к себе и другим

8.        Образованность

9.        Ответственность

10.    Рационализм

11.    Самоконтроль

12.    Смелость в отстаивании своих взглядов

13.    Твердая воля

14.    Терпимость

15.    Широта взглядов

16.    Честность

17.    Эффективность в делах

18.    Чуткость

 

Из таблицы 2 и рисунка 2 видно, что за период профессионального обучения происходит переосмысливание инструментальных ценностей и изменение в их иерархии (таблица 2).

Постепенно к старшим курсам на приоритетными становятся ценности, связанные с культурой, образованием и нравственностью (воспитанность, образованность, широта взглядов, честность), а также с интересами других людей (чуткость, терпимость, ответственность), а потребительские ценности (высокие запросы, независимость и др.), преобладающие на младших курсах, становятся наименее значимыми.

Подводя итог диагностическому исследованию динамики ценностных ориентаций будущих психологов, можно сказать, что, групповая иерархия ценностей будущих психологов на начальном этапе обучения, отражает несформированность позитивной шкалы ценностей, в которой преобладают индивидуалистические тенденции в ущерб общенравственным и общечеловеческим ценностям. К концу обучения складывается согласованная, по нашему мнению, система ценностей, соответствующая иерархии уровней ценностно-смысловой сферы высокоразвитой, гармоничной личности психолога, нацеленной на благо других, самоактуализацию и саморазвитие.

Результаты диагностики направленности личности у студентов-психологов 1 – 5 курсов отражены на рисунке 3.

 

 

 

Анализ результатов диагностики направленности личности показал, что у студентов 1 и 2 курса преобладает направленность «на общение» и «на себя». У студентов-психологов 3 курса все диагностируемые виды направленности являются практически равно выраженными. К старшим курсам планомерно возрастает по сравнению с другими видами направленность «на дело», а направленность «на себя» уже является наименее выраженной.

Таким образом, диагностируя направленность, как составляющую ценностно-смысловой сферы, мы увидели, что от курса к курсу наблюдается положительная динамика в развитии профессионально важной для психолога направленности – направленности на «дело» и снижается проявление направленности «на себя» и «на общение».

Профессиональная мотивация также дает представление о ценностной сфере будущих психологов. Результаты диагностики ведущих мотивов профессиональной деятельности у студентов-психологов 1 – 5 курсов отражены на рисунке 4.

 

В результате ее диагностики мы можем сделать вывод о том, что среди ведущих мотивов профессиональной деятельности постепенно возрастает значение профессионально-важных для психолога мотивов – мотива социальной значимости труда и мотива профессионального мастерства за счет снижения значимости мотивов собственного труда и мотивов самоутверждения в труде.

Таким образом, в условиях обучения в вузе у будущих психологов от младших курсов к старшим наблюдается положительная динамика ценностных ориентаций, заключающаяся в их гармонизации, то есть наравне с ценностями самоактуализации ценностей преобладают ценности, связанные с интересами других людей. Такая система позитивной шкалы ценностей говорит о формировании личностной и социальной зрелости будущих психологов.

Для выявления влияния ценностных ориентаций студентов-психологов на профессиональное становление нами была составлена экспертная анкета-опросник, позволившая нам оценить уровень профессионального становления каждого студента. В качестве экспертов нами были привлечены преподаватели психологии, работающие со студентами-психологами. Они оценивали каждого студента в соответствии с критериями: 0 – показатель не проявляется никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – всегда. В соответствии с данными критериями мы выделили и уровни: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Мы отдаем себе отчет, что в силу специфики самой профессии психолога на этапе учебно-профессиональной подготовки довольно затруднительно оценить степень развития профессиональных психологических практических навыков. Поэтому свое внимание мы сосредоточили на других показателях профессионального развития студента-психолога, характеризующих в большей степени успешность теоретического овладения профессией.

Результаты данных опроса преподавателей мы обобщили и представили в таблице 4.

Таблица 4.

Уровни профессионального становления студентов-психологов 1-5 курсов

Показатели профессионального становления

Среднегрупповой уровень (%)

1 к

2 к

3 к

4 к

5 к

1.     Владение теоретическими знаниями (в соответствии с курсом обучения)

Н

НС

С

ВС

ВС

2.     Умение обосновать свою точку зрения

С

НС

С

ВС

ВС

3.     Познавательная активность на занятиях

С

НС

ВС

С

В

4.     Познавательная активность вне занятий

НС

Н

С

С

ВС

5.     Умение самостоятельно работать с учебной литературой

НС

Н

С

ВС

ВС

6.     Умение самостоятельно подбирать учебный материал

НС

НС

С

ВС

ВС

7.     Участие в научно-исследовательской работе, выполнение специальных творческих заданий и др.

НС

Н

С

С

ВС

Средний уровень профессионального становления группы

НС

НС

С

ВС

ВС

 

Сопоставляя индивидуальные уровни профессионального развития каждого студента с индивидуальной иерархией ценностных ориентаций мы увидели, что у тех студентов, в системе ценностных ориентаций которых преобладают ценности самоактуализирующейся личности, общекультурные ценности, и ценности, связанные с интересами других людей характеризуются более высоким уровнем профессионального становления, чем те студенты, у которых преобладают эгоцентрические и потребительские ценностные ориентации (от r = 0,382, p<0,1 до r = 0,672, p<0,01). Эта же тенденция прослеживается и на групповом уровне, что видно из приведенных в работе рисунков и таблиц.

Это говорит о том, что система ценностей будущих психологов оказывает влияние на их профессиональное становление, то есть чем более согласована система ценностных ориентаций личности студента с профессиональной системой ценностей психолога, тем выше уровень его профессионального становления.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в процессе профессионального обучения у студентов-психологов наблюдается положительная динамика ценностных ориентаций личности студента, заключающаяся в их постепенном согласовании с профессиональной системой ценностей психолога. Система ценностей будущих психологов оказывает влияние на их профессиональное становление, то есть чем более согласована система ценностных ориентаций личности студента с профессиональной системой ценностей психолога, тем выше уровень его профессионального становления.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проект, 2003. – 480 с.
  2. Аминов Н.А., Молоканов M.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психол. журнал, 1992. – Т. 13. – № 5. – С. 104-109.
  3. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов. Автореф. … дис. канд. псих. наук: 19.00.07: – М.,1997.
  4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.
  5. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: учеб. пос. – М.; Воронеж, – 2007. – 464 с.
  6. Зинченко B.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. – М.; Тривола, 1994. – 333 с.
  7. Деркач А.А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 250 с.
  8. Рубцов В.В. Перспективы развития психологического образования // Психологическая наука и образование, 2010. – №1.
  9. Серый А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – С. 354-360.
  10. Строй Г.В. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения:Автореф. … дис. канд. псих. наук: 19.00.07: Ставрополь, 2004.

 

Об авторе

Пименова Евгения Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Пименова Е.В. Влияние ценностных ориентаций на профессиональное становление студентов-психологов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.