ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

КОНСТРУКТИВНАЯ РЕАКЦИЯ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ КАК УПРАВЛЕНИЕ УРОВНЕМ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

УДК 159.922.6

English version: Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-16-71019 а/Ц

Аннотация. В статье рассматривается работа с ближайшим окружением агрессивного ребенка. Грамотная позиция учителя, реакция сверстников, конструктивное поведение родителей рассматриваются как важные составляющие предупреждения проявления агрессии в поведении ребенка. Задача социального окружения «убедить» ребенка в существовании иных гораздо более приятных с точки зрения ответной реакции окружающих способов проявления силы, и привлечения внимания.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, ближайшее окружение, конструктивная реакция на агрессивное поведение ребенка.

Об авторе

Ссылка для цитирования

При работе с агрессивным младшим школьником целесообразно, на наш взгляд, привлечь ближайшее окружение ребенка (родителей, сверстников, учителя).

Личность учителя вообще и учителя начальных классов в частности в настоящее время рассматривается как мощный фактор формирования личности ребенка. Применительно к проблеме проявления агрессии в поведении детей можно выделить некоторую парадоксальность ситуации. С одной стороны дисциплинарные атаки, замечания, наказания, запреты как правило, дают лишь временный и внешний эффект, с другой стороны чревата негативными последствиями и тактика молчаливого игнорирования, воспринимаемая как уступка, поощряющая агрессора, чувствующего свою безнаказанность.

Отечественные исследователи разработали для педагогов ряд специальных рекомендаций и правил экстренного вмешательства, обеспечивающих конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей:

1) спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый «изящный уход»). Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребенка были безобидными, незначительными или очевидными;

2) акцептирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка («ты воспитанный ребенок, но сейчас ведешь себя агрессивно/преступаешь допустимую черту», «я знаю, что ты дисциплинированный ребенок, почему ты сейчас нарушаешь правило?», «Ты злишься? Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь нам продемонстрировать свою силу?»);

3) контроль педагогом собственных негативных эмоций. Это ослабляет агрессивное поведение, сохраняет партнерские отношения, укрепляет авторитет педагога;

4) снижение напряжения ситуации. Нельзя использовать приемы, усиливающие напряжение и агрессию: устрашающие и гневные интонации, сарказм и насмешки, демонстрацию власти («учитель здесь пока еще я», «будет так, как я скажу. Понятно?»), агрессивные позы и жесты, физическую силу, жесткие требования, давление, оценку характера и личности ученика, втягивание в конфликт друзей и родителей ребенка, сравнение с другими детьми, нотации и проповеди, обобщения («все вы одинаковые», «опять ты», «ты, как всегда»), придирки, передразнивание и др. Опытный педагог знает, что некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время, но отрицательный эффект от такого поведения принесет гораздо больше вреда;

5) обсуждение проступка. Сделать это надо после успокоения обеих сторон, но как можно скорее, сначала наедине, без свидетелей, а затем в группе или семье. Важно сохранять спокойную, объективную позицию; акцентировать внимание на проступке и его негативных последствиях для окружающих и самого ребенка.

6) сохранение положительной репутации ребенка. Для ребенка, самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно: публично сведя к минимуму вину ребенка («ты не хотел его обидеть», «ты плохо себя чувствуешь»), предложив компромисс и не требуя полного подчинения;

7) демонстрация модели неагрессивного поведения. Альтернативное агрессивному поведение педагога можно построить на следующих приемах: выдержать паузу, молча и заинтересованно выслушать ребенка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать интересы маленького агрессора и сообщить ему свои, апеллировать к правилам и т.д.

Для успешного взаимодействия с агрессивным ребенком необходимо установить с ним доброжелательные отношения, отказаться от оценочных суждений и замечаний. Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности, стремиться к созданию ситуации успеха, радости. Большое значение имеет понимание внутреннего мира ребенка, его чувств и переживаний.

Главный принцип, которым должен руководствоваться педагог, – сотрудничество и принятие ребенка в целом; концентрация на оказании помощи в разрешении его проблем и преодолении конфликтных ситуаций.

Оптимизация эмоциональных отношений агрессивного ребенка со сверстниками необходима, поскольку дети оказывают активное влияние друг на друга. Во многих ситуациях они выражают эмоциональную поддержку, выступают в роли модели для подражания, подкрепляют поведение своих товарищей и принимают участие в сложных, требующих богатого воображения играх. Они также создают систему эмоциональных взаимоотношений, которые поощряют (или, наоборот, отбивают желание) вести себя просоциально или агрессивно.

  1. Исследования современных ученых (Колосова С.Л., Реан А.А., Романов А.А., Фурманов И.А.) показали, что агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в чувстве своей недооцененности со стороны сверстников, в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций, в ожидании нападения или подвоха со стороны партнера.

Все это свидетельствует о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Как правило, сверстники почти всегда отвергают агрессивных детей, объясняя это тем, что он «постоянно дерется», «что-то ломает, «не умеет дружить», «с ним невозможно играть». Психолог Я.А. Павлова рекомендует педагогам и психологам по возможности включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом психолог, учитель должны находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения.

Выслушивая сверстников, агрессивные дети расширяют свой поведенческий репертуар, приходя к выводу, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.

При работе с родителями важно избегать негативного воздействия на их самооценку, попытаться изменить негативную установку по отношению к ребенку на позитивную, стиль взаимодействия с детьми, расширить поведенческий репертуар родителей в отношении детей.

Между тем, опыт работы показывает, что родители агрессивного ребенка иногда отказываются идти на контакт, признавать наличие повышенной агрессии в поведении собственных детей, что достаточно часто сопровождается стремлением обвинить других, снять, переложить с себя ответственность.

В подобных ситуациях достаточно хорошо зарекомендовало себя использование наглядной информации, которую можно разместить в уголке для родителей. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина приводят в качестве примера (таблица 1) следующий вариант наглядной информации, призванный стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с психологом.

Таблица 1

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)

 

 

Главная цель подобной информации показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

Говоря о конкретных практических действиях родителей, Р. Кэмпбелл предлагает рассмотреть пять способов контроля поведения ребенка: два из них – позитивные, два – негативные и один – нейтральный.

К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).

Модификация поведения – нейтральный способ контроля – предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия, и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель – вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное – вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье.

Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

В целом, анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей позволяет предложить родителям агрессивного ребенка следующие рекомендации.

-               Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.

-               Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т. к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.

-               Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерной приставе, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.

-               Объясняйте ребенку, что есть множество способов разрешения любых конфликтов (рассказы подкрепляйте собственным поведением). Американские психологи установили, что дети, проявляющие агрессию, иногда просто не знают иных способов выйти из конфликта или не допустить его.

-               Старайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.

-               Не давайте своему ребенку нереальных обещаний.

-               Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

-               Будьте тактичны, применяя меры воздействия к ребенку.

-               Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

-               Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

-               Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

-               Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

-               Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Первым шагом при работе с агрессивностью ребенка является попытка сдерживать его порывы непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если этот порыв предотвратить не удалось, надо обязательно дать понять ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Провинившийся подвергается суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Таким образом, ребенок видит, что он только проигрывает от своих поступков.

В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому, я уверена, что ты поможешь мне убрать». Уборка как наказание за содеянное неэффективна; мотивом доводов взрослого должна быть уверенность в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».

Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как обидные слова ребенком уже сказаны. Если эти слова он адресовал взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка за ними стоят. Может быть, он хочет испытать приятное чувство превосходства над взрослым, а может быть, в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств. Иногда взрослые могут превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если же ребенок оскорбляет других детей, то взрослые должны посоветовать тем, как правильно и достойно ответить.

Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.

Литература

  1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004.– 316 с.
  2. Битянова М.Р., Азаров Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. – М., 2001. – 347 с.
  3. Колосова С.Л. Детская агрессия.– СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребен­ком. – СПб.: Речь, 2002. – 190 с.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2003. – 136 с.

     7.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000. – 448 с.

  1. Реан, А.А. Детская агрессия // Педагогика и психология. – 2002. – № 4. – С. 37-42.
  2. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. – М.: Плэйт, 2002. – 112 с.

     10.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 1996. – 216 с.

 

Об авторе

Шалагинова Ксения Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии и педагогики ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Шалагинова К. С.Конструктивная реакция ближайшего окружения как управление уровнем проявления агрессии в повелении ребенка [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.