ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме психологических барьеров в рамках основных зарубежных психологических школ: психоанализа, гуманистической психологии, когнитивной психологии.

Ключевые слова: психологический барьер, теория психоанализа, гуманистическая психология, когнитивная психология.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Психическое развитие человека, его личности, психических функций, всегда находилось в центре внимания психологической науки. Какая бы сфера психического развития не подвергалась научному анализу, общепризнанным является тот факт, что ее развитие происходит нелинейно, неравномерно и гетерохронно (Б.Г.Ананьев).

Онтогенетически переход с этапа на этап, с одного уровня развития на другой, сопровождается качественно своеобразными, специфически проявляющимися изменениями. Точка перехода, перелома, начала трансформации многими исследователями обозначается как точка кризиса, как преодоление некоторого барьера, преграды в развитии, как некий «прорыв», после которого линия развития выходит на принципиально новый уровень.

В течение всей своей жизни человеку постоянно приходится преодолевать различного рода трудности – как объективные, связанные с выживанием в физическом мире, так и субъективные, связанные с существованием в социуме, а кроме этого, еще существует и собственная субъективная реальность, собственный микрокосмос – внутренний мир человека, его собственная личность и переход на новый уровень физической, личностной и социальной зрелости возможен только через преодоление ряда внешних и внутренних препятствий. В связи с этим проблема психологического барьера как внешней или внутренней преграды, влияющей на развитие (внешнее или внутреннее), всегда находилась в сфере интереса различных психологических школ и направлений, перемещаясь то в фокус исследовательского интереса, то вытесняясь на обочину психологической науки.

Развитие интереса к проблеме психологического барьера, на наш взгляд, во многом связано с личностями ученых-исследователей, изучавших ее под углом собственных теории и концепций и полученные соответствующие научные факты несли на себе отблеск масштаба личности научного исследователя, рассматривались через призму его научных интересов.

Впервые в зарубежный психологический оборот термин «психологический барьер» ввел З. Фрейд. Согласно психоаналитической теории личности З. Фрейда, поведение человека, все психодинамические процессы разворачиваются в результате взаимодействия инстинктивных влечений и барьеров – внешних и внутренних. З. Фрейд использует для описания человеческого поведения такие категории как «катексис» (под которым понимается психическая энергия инстинктивной сферы, направленная на определенные объекты и требующая разрядки) и «антикатексис» (под которым понимается барьер, делающий невозможным прямое удовлетворение инстинкта).

По З. Фрейду, целью любой формы человеческого поведения является уменьшение напряжения, вызванного неприятным скоплением энергии и он указывает на два основных способа снижения напряжения: первый заключается во взаимодействии с проблемной ситуацией, вызвавшей тревогу и преодоление возникших трудностей, что приводит к уменьшению возможности повторения ситуации. Второй способ заключается в искажении или отрицании самой проблемной ситуации и подобное поведение З. Фрейд обозначил термином «психологическая защита». Таким образом, с точки зрения психоаналитика, психологический барьер проявляется в форме психологической защиты от неприятных переживаний [6] .

Развивая идеи отца, его дочь, Анна Фрейд, предложила типологию «психологических защит» и уточнила их содержательные характеристики. В ее трактовке психологическая защита выполняет роль прямого психологического барьера, ограждающего и защищающего личность от психотравмирующих переживаний.

В дальнейшем произошло развитие понимания психологического барьера в рамках психоаналитической школы (К. Хорни, А. Адлер, К. Юнг).

Так, А. Адлер рассматривал комплекс неполноценности в качестве барьера развития, который начинает постепенно формироваться в детском возрасте, «кирпичик за кирпичиком» выстраивая стену между внутренним миром ребенка и внешним миром взрослых вследствие искажающего воздействия взрослых на ребенка. В тех случаях, когда комплекс сформирован, позитивный личностный рост и развитие затормаживается, замедляется, искажается. Барьер неполноценности формируется в детском возрасте под воздействием трех основных факторов: физической неполноценности, чрезмерно балующего воспитания, пренебрежения ребенком, что вызывает у ребенка перенапряжение.

Дети перестают чувствовать себя в безопасности, становятся повышенно тревожными и для того, что бы справится с возникшим глубоким чувством неполноценности, начинают формировать и развивать стратегию психологической защиты. В результате действия барьера неполноценности задерживается развитие социального интереса, снижается уровень активности, необходимый для правильного решения своих жизненных проблем. И только выход за барьер комплекса, «прорыв» через него, создает возможность для резкого и бурного скачка в личностном росте.

В теории личности А. Адлера это явление получило название «гиперкомпенсации», «сверхкомпенсации». В результате преодоления этого личностного барьера, по мнению А. Адлера, происходят изменения во всех сферах личности человека – в самооценке, эмоциональной сфере, сфере творчества и т.д. [1].

В большинстве психоаналитических теорий проблема психологических барьеров рассматривается в контексте личности, через призму определенных характерологических черт, которые формируются у человека под влиянием жизненного опыта и имеют особое неповторимое сочетание.

Несколько иной подход к пониманию сущности и проявлений психологического барьера мы можем наблюдать у представителей гуманистического направления в психологии.

Так, рассматривая проблему личностного роста, К. Роджерс вводит понятия «конгруэнтности» и «некогруэнтности» как меру отношения человека с миром. По К. Роджерсу, состояние неконгруэнтности возникает у человека в том случае, когда происходит расхождение (несоответствие) между воспринимаемым Я и актуальным субъективным опытом. Это состояние переживается человеком как сильное напряжение и внутреннее замешательство.

Неконгруэнтность во внешнем мире проявляется в виде высказываний типа «Я не знаю, чего Я хочу», «Я не могу принять решение», «Я никогда не могу остановиться ни на чем определенном» и тому подобных. В этом случае неконгруэнтность выступает в качестве внутреннего барьера, препятствующего достижению гармонии с внешним миром и с самим собой. «Я полагаю,… что основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы» [5, с. 359].

В концепции личности Э. Берна человек рассматривается как своеобразная энергетическая система, стремящаяся к сохранению собственного равновесия и состояния покоя. Психические напряжения проявляются в виде таких сил как либидо и мортидо, которые стремятся проявиться немедленно. Вышедшая из равновесия энергия (напряжение) проявляется в человеке психически (в виде чувства беспокойства и удрученности) и физически. Потребности в снятии напряжения и каким-нибудь образом восстановления равновесия Э. Берн называет желаниями, и проблема человека заключается в том, что ему приходится откладывать снятие некоторых напряжений во избежание возникновения новых, более сложных. Основная задача человека – удовлетворять эти желания, не вступая в конфликт с самим собой, с другими людьми и в целом с окружающим миром. В теории Э. Берна барьер трактуется как напряжение, мешающее удовлетворению желаний [2].

В теории «психологического поля» К. Левина психологические барьеры (внешние и внутренние) выступают в роли ограничителей, неизбежно приводящих к возникновению сильного внутреннего напряжения и внутреннего конфликта. Согласно теории К. Левина человек живет и взаимодействует в окружении предметов и явлений, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). При взаимодействии с ними у человека возникают потребности (биологические или социальные), которые К. Левин рассматривал как своеобразные энергетические заряды, вызывающие у человека напряжение. В таком состоянии человек стремится к удовлетворению потребности (или квазипотребности) и, таким образом, происходит разрядка напряжения.

В том случае, когда на человека воздействуют одновременно две силы (два заряда) одинаковые по силе, но противоположные по знаку или вектору приложения, у человека возникает сильное напряжение. Для того чтобы ослабить напряжение, человек будет стремиться покинуть неприятную ситуацию. Если же человек недостаточно свободен, чтобы покинуть ситуацию, а также если у него существуют внутренние препятствия в виде обязательств или внешние барьеры – то это приведет к возникновению внутриличностного конфликта [3].

Особую роль барьеры играют в развитии ребенка. К. Левин считал, что возникшая конфликтная ситуация, содержащая угрозу наказания, побуждает ребенка к выходу из поля и такой уход у ребенка произойдет обязательно, если не будут предприняты специальные меры. В качестве таких предупреждающих мер могут выступать барьеры, как физические (возможность взрослого закрыть ребенка в комнате), так и социальные (реальная власть взрослого, которой он обладает в силу своего общественного положения). К. ьЛевин полагал, что барьеры, определяемые социальными факторами, могут ограничивать область свободного движения ребенка, содержать угрозу исключения из определенной группы и т.д.

Однако эти барьеры будут действовать до тех пор, пока ребенок чувствует себя связанным этими границами, но если он перестает считать для себя значимыми моральные нормы определенной группы, то угроза наказания теряет свою ограничительную силу, становится малоэффективной. Сила барьера, по К. Левину, индивидуально варьирует в каждом конкретном случае и зависит от характера ребенка, а также от силы отрицательных валентностей задания и наказания (чем больше отрицательная валентность – тем прочнее должен быть барьер) [4] .

Сходные взгляды на природу и сущность психологического барьера в развитии ребенка можно отметить в работах В. Штерна. По мнению В. Штерна, личность ребенка представляет собой самоопределяющуюся, сознательно и целенаправленно действующую целостность, психическое развитие которой определяется той средой, в которой живет человек. Именно среда организует структуру внутреннего мира человека, придавая ей целостность и оформленность. Однако человек не механически впитывает все из окружающей среды, а берет только то, что соответствует его внутренним потенциальным наклонностям и возводит барьеры на пути тех влияний, которые не соответствуют или противоречат его внутренним наклонностям. Наличие барьеров между внешними воздействием (давлением среды) и внутренними склонностями, имеет, по мнению В. Штерна, весьма позитивное значение для развития, так как порождает отрицательные эмоции, избавиться от которых человек может путем осознания возникшего несоответствия, а, следовательно, наличие и осознание такого рода барьеров служит стимулом для развития самосознания [6].

В когнитивном направлении психологической науки барьер рассматривается, в основном, как преграда, существующая в личностно-познавательной сфере. Американские исследователи А. Холл и П. Хилл, изучая проблемы развития познавательной сферы человека, провели анализ специфических особенностей творческого и критического мышления и пришли к выводу о том, что в качестве психологических барьеров могут выступать такие внутренние образования как цензура (понимаемая ими как страх выражения собственных идей, неумение и нежелание творчески подходить к решению возникающих проблем), пассивность в реагировании, конформизм, ригидность (понимаемые ими как неумение ставить и решать проблемную задачу).

А. Холл ука­зывает, что барьеры, препятствующие развитию творческого мышления, могут создаваться как внешним окруже­нием, так и собственным характером человека.

В качестве внешних психологических барьеров А. Холл рассматривает:

1) перцептуальные преграды – неадекватное восприятие, кото­рое может проявиться в том, что человек воспринимает то, чего нет, либо не воспринимает того, что есть в действительности и тем самым создает преграды в мышлении;

2) интеллекту­альные преграды – к числу которых он относит слишком быструю и слишком энергичную критику своих идей, чрезмерное сужение за­дач или недостаточно их ограничение; отсутствие необходимых умственных способностей, ошибки, незнание,
нелогичность в рассуждениях;

3) эмоциональные преграды, которые заключаются в боязни высказываться, чтобы не быть поднятым на смех окружающими, недостаточной уверенности в себе, упоение своими критическими способностями, чрезмерное желание успеха, внутренние конфликты.

Кроме рассмотренных внутренних преград, существующих в самом че­ловеке, А. Холл выделяет также преграды со стороны внешней среды (окруже­ния). Внешние барьеры А. Холл подразделяет на:

1) преграды в физическом окружении, которые характери­зуются влиянием климата, количеством и качеством пищи, комфорта и диском­форта и т.д.;

2) преграды в социальном окружении, которые создаются и определяются социальными условиями и ситуациями, характерными для определённого общественного и государственного строя, так как общество ока­зывает огромное влияние на человека на всех этапах его деятельности [8].

П. Хилл к психологическим барьерам относит препятствия как психоло­гического, так и органического порядка, замечая при этом, что они могут пере­крываться. Перечисляя препятствия он особо отмечает следующие:

1) отсутствие гибкости (неизменные представления о чем-либо, знакомство с определенными предметами или кон­цепциями порождает некоторые измененные представления относительно их функций, что ограничивает их ценность);

2) сила привычки (использование прежнего образа мыслей, а также прежних методов и приемов для перехода к новым проблемам);

3) узкопрактичный подход (характеризуется тем, что вместо всестороннего обдумывания проблемы сразу происходит переход к фак­там и тем самым слишком быстро осуществляется ее непосредственное решение с преждевременным упором на детали);

4) чрезмерная специализация (имеющаяся у человека специализация может настолько ограничить его кругозор, что познания человека, его понимание реального мира будет поверхностным, неглу­боким, создавая препятствия в поиске идей, лежащих на стыке различных дис­циплин);

5) влияние авторитетов (зачастую люди до такой степени находятся под влияни­ем суждений признанных авторитетов, что они сразу же признают их ведущую роль и не могут выработать в себе качеств, необходимых для успешного осуще­ствления деятельности);

6) боязнь крити­ки [7] .

Дж. Келли, американский исследователь когнитивных структур личности, рассматривал некоторые из них в качестве внутренних барьеров, оказывающих влияние на формирование когнитивных схем личности. В качестве таких барьеров Дж. Келли рассматривает четыре эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу, враждебность. Однако необходимо отметить, что трактовка этих эмоциональных состояний у Дж. Келли носит весьма своеобразный характер. Так, тревога понимается им как «…осознание того, что ситуации, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системы» [9, р. 495].

Вина за что-то возникает в человеке, по мнению Дж. Келли, тогда, когда он осознает, что поступил не в соответствии с собственным образом или ролью (конструктами), которые помогали ему во взаимоотношениях с другими людьми, а чувство угрозы появляется, тогда, когда неминуема большая встряска личностных конструктов (например, когда человек считал кого-то честным и неподкупным, а оказалось, что в действительности происходит все наоборот). Чувство враждебности возникает у человека, когда приходится ломать старые личностные конструкты (например, когда отец узнает, что его дочь живет не по его понятиям, и он вынужден изменить свои представления о ней).

Анализ научной литературы показал, что в различных зарубежных психологических школах накоплен значительный материал, отражающий различные аспекты проблемы психологических барьеров, однако процесс осмысления и интерпретации различных точек зрения еще далек от своего завершения.

 

Литература

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – Москва: Наука,1995. – 376 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1988. – 399 с.

 

  1. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. – М., 1981. – 117 с.
  2. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.: Речь, 2000. – 303 с.
  3. Психология личности. Хрестоматия. – Самара: Бахрах, 1999. – 448 с.
  4. Теория личности в западно-европейской и американской психологии. – Самара: Бахрах, 1996. – 480 с.

7.Хилл П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений. – М.: Мир, 1973. – 263 с.

8.Холл А.Д. Опыт методологии для системотехники. Советское радио, 1975. -448 с.

  1. KellyG. The psychology of personal constructs (Vols. 1 and 2). New York: Norton, 1955. – р. 495

 

Об авторе

Осипова Алла Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского института (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Осипова А. А.Подходы к пониманию психологического барьера в зарубежной психологической науке [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.