ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ МУЗЫКАНТОВ В ПРЕДКОНЦЕРТНЫЙ ПЕРИОД

 

УДК159.922

English version:

Аннотация. В статье рассмотрены особенности эмоциональных состояний музыкантов в соответствии с этапами предконцертного периода.

Ключевые слова: музыкант-исполнитель, эмоциональные состояния, предконцертный период.

Об авторе

Ссылка для цитирования

К видам музыкально-исполнительских профессий относятся профессии дирижера, инструменталиста, певца. Например, к профессии инструменталиста относятся исполнители на клавишных инструментах: пианисты, клавесинисты, органисты, баянисты, аккордеонисты. Музыкантов-исполнителей готовят учебные заведения среднего и высшего профессионального музыкального образования.

Выпускник, получивший квалификацию в области исполнительского творчества, должен быть готов к репетиционно-концертной деятельности в качестве артиста оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста на различных сценических площадках. Еще в годы обучения будущий артист занимается музыкально-исполнительской деятельностью в таких учебных публичных выступлениях, как зачет, экзамен, отчетный концерт и т.д.

Музыкальное исполнительство – вид музыкальной деятельности, являющийся необходимым посредствующим звеном между композитором и слушателем. С одной стороны, оно носит вторичный характер, так как музыкант интерпретирует художественный образ произведения, созданный композитором, с другой стороны, оно носит творческий характер, проявляющийся особенно рельефно при сравнении различных интерпретаций одного и того же сочинения. Исполнитель не является лишь пассивным проводником композиторского замысла. Он, в первую очередь, – творческая личность, которая привносит в произведение свое «прочтение» сочинения в соответствии с представлениями об эпохе и стиле композитора, а также в соответствии с представлениями о произведении с позиций своего времени. В конечном итоге исполнение музыкального произведения предназначено для слушателя, а каждая встреча с публикой волнительна для музыкантов.

Предконцертный период, вызывающий у многих музыкантов-исполнителей ранние предстартовые эмоциональные состояния, как справедли­во отмечает С. Савшинский, «может наступить с момента появле­ния афиши, извещающей о предстоящем концерте, и продолжать­ся вплоть до облачения в концертный костюм и пребывания в ар­тистической концертного зала, и, наконец, собственно концерти­рования [7, с. 138].

Анализируя музыкально-исполнительскую деятельность, музыкант-психолог А.Л. Готсдинер [3] выделяет пять фаз эстрадного волнения:

первая фаза – длительное предконцертное состояние;

вторая фаза – непосредственно предконцертное состояние;

третья фаза – промежуток между объявлением и началом исполнения;

четвертая фаза – начало исполнения, артистическое общение с публикой и борьба со своим негативным состоянием;

пятая фаза – состояние после концерта.

Первые три фазы можно отнести к предконцертному периоду, в котором, на наш взгляд, логично выделить четыре этапа: предварительная подготовка, основная подготовка, непосредственная подготовка, ситуативная психологическая подготовка. Каждый из этапов подготовки имеет свои особенности, обу­словленные поставленными задачами, средствами и приемами их решения, на каждом этапе музыкант испытывает особое эмоциональное состояние.

Первый этап (предварительная подготовка) заключается в формировании решения готовиться к публичному выступлению на основе осмысления информации о предстоя­щем концерте (конкурсе) и самооценки уровня подготовки. По мере приближения срока выступления мысли о нем все чаще приобретают навязчивый характер, а волнение все больше нарастает.

Второй этап (основная подготовка) заключается в работе музыканта над концертной программой, формирование положительной мотивации, творческой увлеченности произведением, уверенности в реализации творческих устремлений, планировании и организации занятий с установ­кой сознания на успешное выступление в связи с предполагаемыми условиями. Основная подготовка должна быть основательной и тщательной.

В период основной подготовки к концерту исполнители и педагоги проводят репетиции. Отношение к репетициям, характер ре­петиционной работы, особенности игрово­го режима зависят от индивидуального стиля деятельности исполнителя, его опыта, тренированности, ха­рактера предстоящего выступления [1].

Подготовленность представляет собой синтез специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность качественного выполнения музыкально-исполнительской деятельности как в экстремальных, так и в обычных условиях.

В этой связи Ю.А. Цагарелли [8] выделяет общую профессиональную подготовленность музыканта-исполнителя и готовность концертной программы. На более высокую ступень ученый ставит общую профессиональную подготовленность, т.к. она обеспечивает достижение общей цели – качественного и своевременного решения профессиональных задач. Правильность такого взгляда подтверждается примером возможности подготовки музыкального произведения к концерту в короткие сроки только в том случае, если у музыканта имеются необходимые частные знания, умения и навыки.

Показательными в этом отношении являются выступления выдающихся музыкантов, которые готовили концертные программы в короткие сроки. Устойчивые профессионально важные качества позволяют музыканту, по свидетельству С.И. Савшинского, даже выучивать произведение, прочитывая его лишь глазами. Так, Ф. Лист исполнил в концерте сочинение своего ученика Дрезеке, просмотрев его перед самым выступлением. И. Гофман исполнял на бис «Юмореску» П.И. Чайковского, выучив ее в антракте концерта. Рихтер мог выучить новую концертную программу за 2-3 дня [7].

Подготовленность отличается большой вариативностью, ибо музыкально-исполнительская деятельность на каждом уровне профессионализма предполагает свою специфическую подготовленность. Чем сложнее деятельность, тем большей подготовленности она требует. Осознание того, что профессионально-технические и художественные задачи выполнены в репетиционный период с максимальной успешностью, успокаивает исполнителя.

Н.А. Римский-Корсаков говорил, что мера сценического волнения музыканта обратно пропорциональна его подготовленности к выступлению [6].

Третий этап (непосредственная подготовка) связан с предконцертым периодом. К нему относятся программирование деятельности в условиях предстоящего выступления. Огромное значение имеет рациональное построение концертной программы, и ее неоднократная «обыгранность». Привыкнув исполнять публично именно те произведения, которые предстоит играть на концерте, конкурсе или экзамене, выступающий волнуется меньше. На этом этапе происходит активное формиро­вание оптимального предконцертого психологического состояния.

Четвертый этап (ситуативная психологическая подготовка) заключается в создании психологической готовности к исполнению конкретного музыкального произве­дения, в максимальном сосредоточении внимания музыканта на предстоящем исполнении, в определении момента полной готовности к началу исполнения.

Большое значение имеет предварительное знание исполнителем технических возможностей музыкального инструмента, на котором предстоит исполнять концертную программу, освещение и акустика помещения, удобная одежда и обувь исполнителя.

Последние генеральные репетиции, проводимые перед публичным выступлением, психологически настраивают исполнителей на предс­тоящий концерт.

Очень важным для музыканта является умение сосредоточиться на предстоящем действии. Этап сосредоточения характеризуется вытеснением из сознания всех побочных раз­дражителей, не связанных с предстоящей деятельностью, и является одним из условий «вхождения в образ».

Каждый музыкант-исполнитель вырабатывает личную ма­неру сосредоточения: «Прежде, чем ваши пальцы коснутся клавиш, вы должны начать пьесу мысленно, то есть вы долж­ны определить в уме темп, характер туше и, прежде всего, звуки первых нот, до того, как начнется ваша действительная игра. Нередко после неудачного выступления можно услы­шать: «Ах, если бы можно было сыграть еще раз!» Вот и сле­дует начинать исполнение со второго раза, первый же – «ис­полнить» про себя. Это должно быть не только мыслью об идее пьесы и ее характере, а слуховым представлением музыки в темпе, в котором исполнение задумано... Представить себе нужно не обязательно начало пьесы. Это должен быть кусок музыки, в котором требуемый темп выступает с наибольшей ясность» [2, с. 109-110].

Промежуток между объявлением и началом исполнения переживается музыкантом очень остро и по-разному. Равнодушных исполнителей в этой ситуации не бывает.

Все же непосредственное ожидание музыканта встречи с публикой очень часто сопровождается рассеянностью, быстрой сменой разных по характеру переживаний, подавленным или приподнятым настроением, тревогой, волнением, навязчивыми мыслями о провале или успехе и другими проявлениями, может возникнуть чрезмерное возбуждение, нетерпеливое желание выступить, или, наоборот, неуверенность в себе. О волнении свидетельствуют значительные вегетативные изменения, порой ощутимые отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, биоэлектрические изменения в центральной нервной системе, изменения электропроводимости кожи. Сильное волнение дезорганизует исполнителя, появляется неуверенность в безупречности выученного текста, в преодолении технических трудностей.

«В этот период, – отмечает Г.М. Коган, – главное – хоро­шее состояние игрового аппарата, «свежая голова» и оптималь­ное рабочее состояние организма» [5].

Индивидуальные различия в субъективных переживаниях и внешних проявлениях эстрадного волнения очень велики. Существует связь между типом высшей нервной деятельности и эстрадным волнением. У людей возбудимого типа предстартовое эмоциональное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа. Следовательно, тот уровень возбуждения, который для тормозного типа будет близок к «лихорадке», для людей возбудимого типа будет обычным предстартовым состоянием. Отсюда возникает необходимость учета индивидуальных особенностей эмоциональной возбудимости и реактивности разных людей.

Выявлено, что представители сильной нервной системы отличаются большей устойчивостью к сильным и продолжительным раздражителям, нежели представители слабой нервной системы. Людей, обладающих слабой нервной системой, И.П. Павлов назвал «художественным типом». Позже (в лаборатории Б.М. Теплова) было выявлено, что люди «художественного типа» отличаются большей чувствительностью по сравнению с представителями сильной нервной системы. Они более восприимчивы, обладают богатым воображением и эмоциональностью, что очень ценно в искусстве и позволяет музыканту реже подпадать под власть штампа в творческой работе. Слабость нервно-психической организации обычно компенсируется усиленной самодисциплиной и самоконтролем.

Пианист Г.М. Коган отмечает: «Есть два типа артистов. Одни, чтобы раскрыться по-настоящему, в полную меру, нуждаются в изначальном расположении, благожелательности, отзывчивости, одобрении слушателей; без этого они ссыхаются, вянут, как цветы без поливки: играют скованно, сухо, порой так плохо, что могут показаться чуть ли не бездарными. Таковы были Шопен, Скрябин, Софроницкий. Другим такая тепличная атмосфера отнюдь не необходима; недоверие, недружелюбие, даже враждебность аудитории их не только не пугают, но скорее электризуют, подстегивают, вдохновляют; в подобной обстановке они даже особенно расцветают, бросаются в бой – и побеждают. Таковы были Лист, Шаляпин» [4, с. 54].

Следует отметить, что музыканту необходимо уделять внимание своему самочувствию. Чтобы успокоить, приглушить волнение, хороши любые психологические средства, которые помогают сформировать адекватное психическое состояние. Это может быть аутогенная тренировка, релаксация, дыхательные и мышечные упражнения, мысленная игра перед воображаемой аудиторией, воспоминание о своих удачных выступлениях, сон, прогулка, сознательный отказ от тревожащих мыслей, преуменьшение роли, значения и масштабов выступления или обычный распорядок дня, потому что привычное само по себе успокаивает. Чтобы отыскать что-то подходящее лично для себя, нужно экспериментировать, проверять разные способы.

Условием удачного исполнения концертной программы может стать тренировка устойчивости, гибкости, объемности внимания. Упражнения по развитию внимания можно найти в различных практикумах по психологии.

Одним из методов борьбы с эстрадным волнением является переключение внимания со стресс-фактора на другой объект – исполняемую музыку. Пианист Г.М. Коган дает следующую рекомендацию: «Волнуйся за композитора! Чем больше в тебе будет волнения за него, тем меньше останется места для волнения за себя; если ты панически волнуешься за себя – значит ты недостаточно взволнован той музыкой, той пьесой, которую играешь. Так решается сложный… вопрос о волнении» [4, с. 91].

 

Литература

  1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 352 с.
  2. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. – М.: Классика-XXI, 2003. – 100 с.
  3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Изд. Межд. акад. пед. наук, 1993. – 189 с.
  4. Коган Г.М. У врат мастерства. – М: Изд. дом «Классика-XI век», 2005. – 136 с.
  5. Коган Г.М. Работа пианиста. – М: Изд. дом «Классика-XI век», 2005. – 204 с.
  6. Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные способности и дарования // Полн. собр. соч. – М.: Музгиз, 1963. – Т. 2.
  7. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М: Изд. дом «Классика – XI век», 2005. – 165 с.
  8. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. – СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2008. – 368 с.

 

Об авторе

Корлякова Светлана Георгиевна – доктор психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ванскова Елена Леонидовна – старший преподаватель кафедры культурологи и искусств ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Ванскова Е. Л. Корлякова С. Г. Эмоциональные состояния музыкантов в предконцертный период.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.