ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЫТИЯ

 

УДК 159.923

English version: Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-06-00811а

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью и с трудоустройством личности. Раскрывается феномен самореализации и условия эффективности самоопределения личности. Содержатся профессионально важные личностные качества и компетенции, особенно востребованные на первом этапе вхождения личности в профессию или новую должность. Констатируется многообразие подходов к пониманию и описанию широкого спектра ресурсных характеристик личности. Доказывается, что выделенные характеристики органичным образом интегрируются понятием модус бытия личности.

Ключевые слова: личность, активность, успешность, потенциал, мотивация, профессиональная деятельность, самореализация, самоопределение, трудоустройство.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Одна из наиболее значимых сфер бытия человека, его жизненной активности – профессиональная деятельность. Социальная ситуация в стране, в целом, и объективные процессы перестройки общественного производства, в частности, стимулируют рост профессиональной мобильности населения и делают актуальным совершенствование системы самореализации личности.

Анализ литературных источников (А.В. Барабанщиков, Л.Ф. Железняк, Е.А. Климов, Б.Ф. Парыгин, А.В. Петровский и др.) показал, что центральной проблемой изучения личности в профессии является установление психологических особенностей профессионального самоопределения личности, про­должающегося на протяжении всей ее жизнедеятельности. Попадающая в данный контекст проблема трудоустройства личности, несмотря на свою актуальность, остается малоизученной в современной научной психологии.

В научно-психологической литературе для описания системы взаимоотношений человека и профессии все чаще привлекается такое понятие, как самореализация личностных возможностей, личностного потенциала (A.B. Брушлинский, К.А. Абульханова, В.В. Знаков, Е.А. Павлюченко, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, З.И. Рябикина и др.). При этом диапазон значений, определений, трактовок термина «самореализация» в психологической литературе достаточно широк. По определению Д.А. Леонтьева, проблема самореализации личности на психологическом уровне предполагает анализ конкретных внешних условий и личностных качеств, позволяющих данной личности продуктивно самореализоваться. Применительно к профессиональной деятельности личностные характеристики выступают в качестве внутренних ресурсов, обеспечивающих достижение самореализации личности в пространстве ее профессионального бытия.

В последние годы проведены научные исследования, позволившие получить представление о различных личностно-психологических аспектах процесса самореализации (Е.Е. Вахромов, И.Д. Егорычева, Э.В. Галажинский, A.A. Деркач, Э.В. Сайко, С.И. Кудинов и др.). Новые аспекты проблематики психологической ресурсности самореализации личности в пространстве профессионального бытия открываются в контексте субъектно-бытийного подхода. Г.Ю. Фоменко исследует проблему самореализации личности применительно к видам профессиональной деятельности, осуществляемым в условиях повышенной экстремальности (силовые структуры). Ею создана концепция личности как субъекта бытия в экстремальных условиях, включающая типологию модусов бытия личности в этих условиях (предельный и экстремальный). Описанные модусы бытия личности транскрибированы к решению прикладных задач как продуктивный и деструктивный.

Предложенный Г.Ю. Фоменко подход открывает новые возможности в исследовании проблемы бытия личности во всем многообразии профессий, не связанных с экстремальными условиями. В рамках субъектно-бытийного подхода проблематика психологической ресурсности самореализации личности связана с пониманием специфики модусов ее бытия в профессиях различного типа. При этом предпочитаемый продуктивный модус бытия личности может рассматриваться как психологический ресурс профессиональной самореализации личности. Модус бытия личности как интегральная конструкция структурно определяется особенностями субъектного позиционирования личности и её экзистенциального самоопределения в сочетании со специфической конфигурацией ценностно-смысловых предпочтений личности, особенностями ее мотивационно-потребностной сферы, организацией личностной активности, а также степенью сформированности профессиональной идентичности.

Несмотря на отсутствие в современной психологии единого подхода к изучению феномена самореализации личности, базовой для его понимания является идея о заложенном в человеческой природе стремлении к развитию, к реализации всех своих потенциальных возможностей и способностей в различных сферах жизнедеятельности.

Одним из бытийных пространств личности, в которой ее самореализация осуществляется наиболее плодотворно, является профессия. Изучение личности в рамках профессиональной деятельности составляет одну из динамично развивающихся предметных областей отечественной и зарубежной психологии. При этом происходит преодоление научной традиции рассмотрения данной проблематики в контексте психологии труда и профессионального обучения, что является неполным, односторонним, не учитывающим влияния позиционирования личности в профессии на весь ее жизненный путь.

В психологическое содержание профессионального самоопределения можно включить следующие составляющие: осознание субъектом проблемной ситуации, интеграцию и структурирование представлений о профессии и профессиональном будущем, построение профессионального Я-образа, выявление и оценку адекватности собственного профессионально-психологического ресурса нормативным требованиям; побуждение к выбору профессиональной перспективы и реализации стратегии ее достижения; оптимизацию эмоционального модуса переживаний; выбор, определение и согласование конкретных целей, способов, средств и условий достижения профессиональных перспектив и реализации избранной профессиональной стратегии [4].

Современной тенденцией является рассмотрение профессионального самоопределения в качестве длительного, динамичного, многопланового процесса самореализации личности в профессии. На материале многочисленных исследований показано, что, начинаясь с выбора профессии, профессиональное самоопределение не заканчивается на этом. Представляя собой непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение реализуется посредством чередующихся выборов, каждый из которых является важным жизненным событием, определяющим дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности (Иваннушкина С.А., Пряжников Н.С., 1998).

Предполагая действенное отношение личности к себе и к выполняемой деятельности, профессиональное самоопределение проявляется в многочисленных актах профессионального выбора на основе самостоятельного формирования ею поля альтернатив, разработки и коррекции планов, совершения выбора и осуществления своего профессионального развития. Это позволяет рассматривать профессиональное самоопределение в качестве важного аспекта становления и реализации личности в сфере профессиональной деятельности [2].

Оценка включенности человека в конкретную трудовую деятельность позволяет отметить ее неоднозначность, что, в свою очередь, осложняет оценку самого качества самоопределения и вызывает необходимость специального выделения типов и уровней самоопределения.

Констатация непрерывности процесса профессионального самоопределения личности привела к разработке в отечественной и зарубежной психологии многочисленных периодизаций данного процесса. Особую известность за рубежом имеет периодизация Д. Сьюпера, выделившего пять основных этапов «профессиональной зрелости»: 1) рост: развитие интересов, способностей (0-14 лет); 2) исследовательский: апробация своих сил (14-25 лет); 3) утверждение: профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года); 4) поддерживание: создание устойчивого профессионального положения (45-64 года); 5) спад: уменьшение профессиональной активности (65-и более лет).

Обширные исследовательские наработки позволяют выделить важные для построения прогноза успешности личности в профессии показатели ее профессионального самоопределения: общие характеристики профессионального статуса человека (сфера деятельности, должность, материальное благополучие); устойчивость установки на избранную профессию; степень идентификации себя как специалиста в данной профессиональной области; степень удовлетворенности своей профессиональной подготовкой; ценностные ориентации; профессиональная мотивация; эмоциональное состояние; уровень притязаний; степень определенности и конкретности жизненных и профессиональных планов на будущее; активность человека в отношении достижения намеченных профессиональных целей; удовлетворенность своей деятельностью и степень реализации личного потенциала в профессиональном труде; удовлетворенность своей позицией в трудовом коллективе; уверенность в завтрашнем дне и наличие перспектив профессионального и личностного роста [1].

К условиям эффективности самоопределения, согласно современным подходам, относят совокупность внешних (наличие реальной перспективы профессионального роста; соответствие нормативно декларируемых и реальных условий профессиональной деятельности; полнота информации об особенностях профессиональной деятельности и требованиях к специалисту; адекватность и действенность стимулов к профессиональному совершенствованию) и внутренних (общая рефлексивность, прогностичность, выраженность мотивации профессиональных достижений, интернальность, социальный интеллект, самостоятельность, общая профессиональная осведомленность, опыт самоопределения в сложных жизненных и профессиональных ситуациях) предпосылок [4].

Несмотря на то, что профессиональное самоопределение личности включает в себя несколько стадий, особую роль в ней играет стадия профессиональной адаптации личности в конкретной деятельности. Практические свидетельства трудности «вхождения» личности в профессию сделали высоко актуальным изучение ее психологических особенностей. Психологи сходятся в констатации того, что профессиональная адаптация представляет собой процесс «включения, вхождения, врастания» личности в новую социальную среду, процесс освоения специфики новых условий и овладения новым статусом. В то же время профессиональную адаптацию можно представить и как результат взаимовлияния специфики служебной деятельности, профессиональной роли и личностных характеристик. В этом взаимовлиянии основную роль играют факторы, связанные с особенностями выполняемой профессиональной деятельности и профессиональной роли [3].

Профессионально важные личностные качества и компетенции особенно востребованы на первом этапе вхождения личности в профессию или новую должность. Однако потребность в их совершенствовании сохраняется и на более поздних этапах профессиональной деятельности.

В трудах современных отечественных и зарубежных авторов (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.А. Маркова, Н.В. Кузьмина, C. Rogers, M. Seligman, M. Csiksentmihalyi и др.) возможность достижения высшей ступени развития человека, в частности высочайшего уровня профессионализма, рассмотрена на уровне закономерностей, условий и факторов, ее обеспечивающих.

Н.В. Самоукина [6], подтверждая связь профессионального самоопределения и профессиональной самоактуализации, тем не менее, разводит соответствующие им понятия. В авторской трактовке, динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Профессиональная самоактуализация, в ее понимании, представляет собой поиск «себя в профессии», собственной профессиональной роли, образа Я, профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определения для себя профессиональных перспектив, достижения их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала.

В связи с данной идеей за рубежом одним из наиболее интересных и прогрессивных направлений считается концепция «профессиональной зрелости», которую, начиная с конца 50-х годов, разрабатывает Д. Сьюпер. Связывая представления работников о своей карьере с профессиональной зрелостью, исследователь показал, что она проявляется: в заинтересованности выбора профессии; в использовании всех ресурсов и информации; в стремлении получить новую информацию и спланировать желаемое место работы; в неизменности профессиональных предпочтений в течение длительного времени в одной профессиональной области; в личностной зрелости, проявленной в независимости при выборе профессии и продвижении по ней, реализме профессиональных позиций, соответствии профессиональных ценностей личностным интересам; соответствии предпочтений и способностей, интересов и активности субъект [8].

Дальнейшие исследования продемонстрировали, что профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности процесса регулирования профессиональным развитием, о степени осознания личностью своих потребностей и возможностей, требований, которые ей предъявляют. Ее уровень наиболее тесно связан с подструктурой профессионального самосознания, которое обусловливает саморегуляцию и самодетерминацию профессионального становления личности [5]. В целом, чем выше профессионально-личностная зрелость человека, тем значительнее роль внутренних факторов и, прежде всего, в карьере «горизонтальной» и «центростремительной». Кроме того, она является ведущим показателем степени профессионального развития личности человека.

Самоактуализация личности в профессии сближается с понятием личностной состоятельности профессионала, которая интерпретируется как мера реализуемости жизненных (профессиональных) потребностей личности на основе имеющихся у нее внутренних и внешних ресурсов [7].

В итоге, личностная состоятельность трактуется в качестве условия, обеспечивающего постоянное расширение возможностей человека для освоения новых видов труда и способов жизнедеятельности, как выход человека за рамки самого себя. Главным эмпирическим референтом личностно-профессиональной состоятельности, таким образом, становится активная, субъектная жизненная позиция личности, ее умение самостоятельно и адекватно определять цели и пути их достижения.

Рассматривая состоятельность личности в качестве многопланового образования, включающего в себя интенциональную (ценностно-мотивационную) и инструментальную образующую в последнем случае различает когнитивный (характер осознания личностью источников профессиональной самореализации в широкой жизненной перспективе) и характерологический (особенности личности, которые содействуют формированию и реализации устойчивой профессиональной направленности) аспекты состоятельности [7].

К настоящему времени определены роль и функции ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности. Основными функциями ценностных ориентаций, согласно имеющимся представлениям, являются: смыслообразующая, регулирующая, интегрирующая, стимулирующая и развивающая. Смыслообразующая функция обеспечивает содержательную сторону желательных состояний действительности. Интегрирующая функция ценностных ориентаций поддерживает содержательно-смысловое единство ценностно-мотивационных установок. Стимулирующая и регулирующая функции очень близки относительно друг друга. Стимулирующий компонент эмоционально переживаемых значимостных установок представляет собой интенциональный компонент ценностной ориентации, позволяющий обеспечивать деятельностную, функциональную готовность к реализации ценностной установки. Регулирующая функция обеспечивает конкретный алгоритм деятельности, процессуальную развертку, сам процесс реализации, регулирует текущее поведение, поддерживает практическую реализацию ценностных установок. Стимулирующий компонент преобразуется в регулирующий. Развивающая функция ценностных ориентаций дает возможность опережать реальные возможности человека, быть стимулом развития его функциональных возможностей и способностей. Ценностные ориентации при этом рисуют отдаленную перспективу личностного и профессионального роста с учетом развития, расширения деятельностных возможностей, в отличие от текущих мотивов, цели которых реалистичны.

Итак, изучение личности в профессии к настоящему времени представляет собой достаточно развитое научное направление психологии. Ключевой проблемой в связи с этим является рассмотрение психологических характеристик профессионального самоопределения личности. Являясь частью личностного самоопределения, профессиональное самоопределение для своего изучения требует анализа ряда личностных образований.

Теоретический анализ соответствующего проблемного поля показал, что личность в профессии проявляет себя на уровне смысловых, ценностно-мотивационных образований, обладает некоторой динамикой личностной самореализации, спецификой самоактуализации, личностно-профессионального совершенствования, карьерного роста и т.д. Было показано, что личность в профессии характеризуется определенными профессиональными представлениями, ценностно-смысловыми позициями, личностно-профессиональными отношениями и т.д., которые могут оказывать как благоприятное для личностно-профессионального развития влияние, так и неблагоприятное.

Проведенный теоретический анализ позволил констатировать многообразие подходов к пониманию и описанию широкого спектра ресурсных характеристик личности. Полагаем, что применительно к личности как субъекту профессионального бытия все характеристики органичным образом интегрируются понятием модус бытия личности. В качестве психологического ресурса обеспечивающего достижение самореализации личности в пространстве ее профессионального бытия выступает предпочтение личностью продуктивного модуса ее бытия. В качестве механизма, активизирующего личностно-психологические ресурсы самореализации субъекта в пространстве его профессионального бытия, выступает конструктивное разрешение разноуровневых внутриличностных и бытийных противоречий, возникающих в процессе профессионализации.

 

Литература

1.Андреева Н.С. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей в современных условиях: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М.: МГСУ, 2001. – 24 с.

2.Белова Д.Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Екатеринбург: УрГУ им. А.М. Горького, 2004. – 25 с.

  1. Вертягина Е.А. Профессиональная адаптация молодых следователей прокуратуры: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2006. – 25 с.

4.Ожерельева И.Г. Психологические особенности профессионального самоопределения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М.: Военный ун-т, 2006. – 26 с.

  1. Реуцкая И.Е. Психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел при затруднениях в профессиональном росте личности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2005. – 25сс.
  2. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2000. – 384с.
  3. Худышева М.К. Условия становления личностной состоятельности будущего профессионала: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2004. – 24с.
  4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.

Об авторе

Казиева Нуржаган Нурбагандовна – кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Дагестанского государственного университета.

e-mailThis email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Казиева Н. Н. Психологические ресурсы самореализации личности в пространстве профессионального бытия. [Электронный ресурс].// Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.