ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье раскрывается суть лично-развивающего образования, которое позволяет переосмыслить его функции и ценности. Подчеркивается, что личностно-развивающее образование является ведущей тенденцией в модернизации современного российского образования.

Ключевые слова: личностно-развивающая парадигма, личностно-развивающее образование, гуманизация образования.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Ведущей тенденцией развития современного российского образования является приоритет личностного подхода в проектировании и функционировании образовательных систем. Теоретическую основу построения данных образовательных систем составляют концепции личностно-развивающего образования, субъектного, персонифицированного обучения.

Гуманистическая направленность образования меняет традиционное представление о цели образования как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Господствующая в течение всего советского периода «ЗУНовская» парадигма образования, имеющая в своем основании трактовку идеала образованности (образованный как владеющий знаниями и умеющий их использовать), не могла обеспечить полноценную жизнедеятельность образовательной системы, ее гуманизацию и развивающий деятельностный характер. Именно такое понимание цели образования послужило причиной дегуманизации процесса обучения, которая привела к тому, что воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение от личности.

В отечественной психолого-педагогической литературе большое место занимают идеи гуманизации образовательной ситуации, направленной на содействие развитию личности учащихся.

Идеи развития личности в отечественной науке рассматриваются через феномен субъектности. Под субъектом понимается, прежде всего, личность, способная не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые. Субъект как носитель сознания и самосознания характеризуется способностью к самодетерминации (саморегуляции, самоорганизации) и самосовершенствованию, самореализации соответственно своих замыслов и намерений, осознание мира в зависимости от социальной позиции, от степени сформированности ценностных ориентаций. Деятельность выступает как важнейшая форма активности субъекта, организующая и осуществляющая его бытие и способы существования его субъектности.

Развитие личности в онтогенезе совершается в неразрывной внутренней связи с обучением. В русле данной идеи разрабатывается теория обучения и развития личности.

Личностно-развивающее содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровье, способность мыслить, действовать и чувствовать), социальных свойств, свойств субъекта культуры (свобода, гуманность, творчество, духовность). Такая направленность должна быть реализована в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей [1].

Личностно-развивающая парадигма образования основана на понимании того, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию, к реализации творческих возможностей и способен управлять собственным развитием и определять границы своей субъективной свободы.

В процессе осуществления личностно-развивающего образования выделяется три базовых направления:

-        первое – раскрывает культурологический подход к образованию как компоненту общественного механизма трансляции социального и духовно-нравственного опыта. Главной целью воспитания, согласно этой концепции, является человек культуры;

-        второе – связанное с аксиологическим (ценностным) подходом к изучению социальных явлений. Суть концепции состоит в определении гуманистической направленности образования как социально-ценностного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью;

-        третье – рассматривает дидактический аспект личностно-развивающего образования. Оно, опираясь на фундаментальные дидактические исследования, раскрывает природу педагогического знания, целостного образовательного процесса, личностно-развивающие функции обучения, сущность педагогической деятельности.

Ведущими методологическими принципами построения личностно-развивающего образования являются [2]: взаимоответственности с опорой на принцип «не навреди», принцип содействия и взаимодействия; системности ориентирует психолога не на ситуативное, разовое обслуживание потребностей образовательных учреждений, а на системное обеспечение психологических условий развития субъектов образования; индивидуализации предполагает ориентацию на личность, научно-обоснованное знание, понимание и учет индивидуально-психологических особенностей каждого человека, специфических условий, влияющих на его развитие, а также выбор наиболее оптимальных методов; практической целесообразности задает адекватность целей теоретического обоснования и выбора методического инструментария; непрерывного личностного и профессионального развития – ведущий принцип, так как все остальные принципы подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления, ориентированного на развитие личности; активизации ориентирует человека на обретение власти над собственными обстоятельствами и ресурсами; интегративности предполагает кооперацию субъектов образовательного пространства; генетический принцип, стремящийся «продвигать» личность с одной стадии психического развития на следующую, более высокую, с учетом ее готовности к смыслополаганию, самоопределению и саморазвитию; вариативности – это владение сочетанием многообразных теоретических подходов и психотехнологий в соответствии с индивидуальными особенностями учеников.

Личностно-развивающее образование позволяет переосмыслить функции и ценности образования. В качестве основных ценностей выступают творчество, раскрытие индивидуальных особенностей, самореализация. Человеку необходимо выбрать собственный мир ценностей, открыть рефлексивный мир собственного Я, научиться самоуправлению и творческим способам решения жизненных проблем. Эту возможность обрести себя предоставляет учащемуся образование, включающее в себя все необходимое для саморазвития и самостроительства [3].

При этом все способы и формы организации школьной жизни оказываются подчиненными цели развития личности учащихся. Наиболее активно в современной науке разрабатывается идея личностно-развивающего образования, связанного с поиском путей наилучшего удовлетворения познавательных потребностей ребенка, с созданием условий для его личностного роста.

Вариативность образования выступает как способ расширения возможностей развития личности в ходе ее жизненного пути и обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.

Реализация идей вариативного образования осуществляется различными путями и способами через создание государственных, негосударственных и семейного образования; различных образовательных учреждений: гимназий, лицеев; возникновение разнообразных школ в системе дополнительного образования; широкого многообразия образовательных программ; вариативных учебных программ, учебников; вариативного программно-методического обеспечения, образовательных технологий; полифункциональных технических средств и информационных технологий.

В таких образовательных системах необходима деятельность психологической службы образования, которая нацелена на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью. В её введении диагностика различных образовательных потребностей и возможностей школьников; оценка существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников; выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса; выстраивание различных образовательных траекторий; разработка и осуществление принципов комплектования классов, групп и т.д.

Несмотря на объективные трудности, с которыми сталкивалась российская школа, на протяжении всей ее истории не прекращались попытки разработать и внедрить в практику образования психологически ориентированные методические модели, построенные с учетом психологических механизмов умственного и личностного развития учащихся и связанные с созданием конкретных инновационных технологий школьного преподавания. Приведем характеристику основных моделей [4].

«Свободная модель» в максимальной мере учитывает внутреннюю инициативу ребенка. Поощряется импровизация детей и учителя относительно как содержания, так и способов обучения. Разновидности этой модели объединяет неформальное отношение к процессу обучения: отсутствие классно-урочной системы, обязательных учебных программ, контроля и оценки знаний учащихся. Ключевой психологический элемент – «свобода индивидуального выбора».

«Диалогическая модель» предполагает изменение содержания и формы школьного образования в направлении освоения детьми культурных основ человеческого познания. На первый план выходит формирование диалогизма, как основного определения человеческой мысли (в виде диалога культур, диалога идей, диалога знания и незнания и т.д.).

В рамках «обогащающей модели» интеллектуальное воспитание учащихся осуществляется за счет актуализации и усложнения ментального (умственного) опыта ребенка. В качестве основного выступает положение о том, что каждый ребенок «заполнен» собственным ментальным опытом и имеет определенный диапазон возможного наращивания своих интеллектуальных сил. Адресатом педагогических воздействий являются основные компоненты индивидуального ментального опыта, становление которых осуществляется средствами специально сконструированных учебных текстов.

Основной задачей «личностной модели» является общее развитие учащегося, в том числе, развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. Организация учебного процесса подчиняется определенным взаимосвязанным принципам (обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний на начальном этапе обучения; быстрый темп изучения учебного материала; осознанный характер учения и т.д.) Конечная цель личностной модели — дать школьникам целостную картину мира на основе науки, литературы и искусства с учетом трех основных линий общего психического развития ребенка (наблюдения, мышления и практических действий). Особое внимание уделяется созданию на уроке атмосферы доверительного общения.

Таким образом, лично-развивающее образование, является ведущей тенденцией современного образования. Анализ исследования показывает, что в настоящее время разработаны концепции, методологические основы, модели и технологии личностно-развивающего обучения. В ходе реализации идей личностно-развивающего образования, обосновывается необходимость содействия в развитии личности и ее субъектности, формировании субъектной позиции в обучении и признании субъектного опыта каждого ученика.

 

Литература

1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов н/Дону, 1994. – 163 с.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995

3. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии, 1984. – № 4. – С. 27-39.

4. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М, 1961.

Об авторе

Кобзарева Инна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой переподготовки и повышения квалификации работников образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Кобзарева И. И. Модернизация российского образования на современном этапе развития общества. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.