ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК КОМПОНЕНТА ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ

УДК 159.922.6

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РГНФ №13-16-71005а/Ц

English version:

Аннотация. В статье рассматривается проблема подростковых конфликтов на этнической почве. Приводятся результаты экспериментальной работы по изучению уровня этнической толерантности подростков в школах города Тулы. Определяется необходимость развития психологической культуры классного руководителя как компоненты профилактики межэтнических подростковых конфликтов.

Ключевые слова: подростки, межэтнические конфликты, профилактика, классный руководитель, психологическая культура.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Перед системой современного образования стоит задача подготовки школьников к жизни в открытом гражданском обществе, где сосуществуют представители разных национальностей и этнических групп. Однако социально-экономическая нестабильность и снижение нравственной культуры в обществе вызывают такие негативные последствия как обострение этнонациональной напряженности, рост межнациональных конфликтов. Наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте. Именно подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Неприязнь определенной группы школьников к какой-то этнической общности, начинает проявляться в насмешках, прозвищах, кличках, которые с трудом переносятся людьми из-за культурных различий. В связи с этим, существует высокий риск возникновения конфликтов на этнической почве. Для некоторых школ эта проблема может казаться надуманной и далекой от повседневной реальности, для других же она является острой. Особенно ярко она проявляется в ситуации, в которую включены подростки – ведь для этого возраста характерно экспериментирование, поиск различных способов разрешения сложностей и реализации своих интересов. «Подростковый синдром» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к всплеску межэтнической конфликтности [5].

Мы провели экспериментальное исследование общего уровня этнической толерантности старших подростков в школах города Тулы (n = 127). Для проведения эксперимента была разработана диагностическая программа, включающая следующие психодиагностические методики: тест для измерения межнациональной толерантности (В.С. Собкин, Д.В. Адамчук); диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова); типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) [6].

Результаты теста для измерения межнациональной толерантности представляют биполярный фактор толерантность/интолерантность, который фиксирует корреляции между вопросами, определяющими различные аспекты интолерантных и толерантных проявлений к представителям других национальностей. Среднегрупповой индекс толерантности испытуемых значительно превышает индекс интолерантности. Тем не менее, у 28% экспериментальной выборки выявлен индекс интолерантности. Собственно толерантная/интолерантная позиция в межнациональных отношениях прослеживается, прежде всего, в чувстве гордости от принадлежности к своей национальности (71%).

Большинство подростков (53%) демонстрируют отстраненную позицию в отношении к тому, что представи­тели национальных меньшинств, проживающие в России, отмечают свои национальные праздники. Из числа испытуемых 37% считают, что все народы должны иметь возможность отме­чать свои национальные праздники, проживая в России, что свидетельствует об уважении прав личности и проявлении этнической толерантности. Доминирующее большинство выборки не склонно объяснять возникновение конфликтов при общении национальностью собе­седника (64%), тогда как 27% приемлет такой способ объяснения причин конфликта, т.е. фиксирует «скрытую» интолерантную установку в отношении представителей других национальностей. При ответе на вопрос о причинах негатив­ного отношения к людям, приезжающим жить в Россию, выявлены три содержательные позиции испытуемых. Так, 31% испытуемых считают, что реальных причин нет, и объясняют такое отношение существующими предрассудками. Наибольшее количество испытуемых (47%) объясняют такое отношение к приезжим поведенческим аспектом их проживания в России (ухудшают криминогенную обстановку в городе (29%), не платят налоги (29%), плохо относятся к русским (17%), занимают рабочие места (11%). И, наконец, 22% испытуемых видят причины негатив­ного отношения к мигрантам в их национальной и религиозной принадлежности (соответственно 17% и 5%) и в том, что мигранты проявляют агрессивный характер (17%).

По результатам методики диагностического теста отношений, можно заключить, что по отношению к себе у доминирующего числа подростков (51%) в группе выявлен средний уровень позитивного этнического стереотипа, однако 17% выборки продемонстрировали результат, близкий к негативной стереотипизации. У 32% испытуемых выявлен средний уровень негативного этнического стереотипа. Сравнение образа типичного представителя какой-либо национальности с «Идеалом» позволяет выявить этнические предпочтения подростков. Негативный стереотип по отношению к «усредненному» представителю своей национальности выражен ярче, чем по отношению к «идеальному» (36% и 6% соответственно). Данный фактор свидетельствует о стремлении испытуемых видеть в «усредненном» представителе своей национальности черты «Идеала». В «Типичном» представителе другой национальности подростки не видят свой идеал. В отношении к иноэтническому окружению у подростков преобладает высокий уровень негативного стереотипа (23%), а по отношению к «Идеалу» – позитивный этнический стереотип (35%).

Для анализа этнической идентификации и межэтнической дифференциации мы сравнили коэффициенты, полученные для образа «Я» и различных этнических групп. Таким образом, можно констатировать, что у подростков выявлен средний уровень интенсивности негативного этнического стереотипа по отношению к образу «Я» (17%) и высокий уровень по отношению к «типичному» представителю другой национальности (41%). В целом позитивный стереотип преобладает по отношению к образу «Я».

У доминирующего большинства испытуемых группы (59%) выявлен тип этнической идентичности, соответствующий норме, т.е. позитивная этническая идентичность. У 17% выборки выявлен такой тип этнической идентичности как этнонигилизм, т.е. отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию, в связи с чем мы можем говорить, что для данной категории подростков этническая принадлежность не имеет решающего значения. Этноэгоизм выявлен у 14% испытуемых, что может быть проявлением, например, напряженности и раздражения в общении с представителями других этнических групп или признания за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет, т.е. присутствует интолерантность. У 12% подростков выявлена этническая индифферентность, т.е. размывание этни­ческой идентичности, выраженное в неопределенности эт­нической принадлежности, неактуальности этничности, и мы можем предположить, что эти испытуемые склонны проявлять толерантное отношение по отношению к иноэтничному окружению. Такие типы этнической идентичности как этноизоляционизм и этнофанатизм не выявлены в группе, что свидетельствует об отсутствии в группе убежденности в превосходстве своего народа, об отсутствии ксенофобии, отказ от признания приоритета этнических прав народа над права­ми человека и оправдания любых жертв в борьбе за благопо­лучие своего народа [3].

Как отмечают исследователи (Г.У. Солдатова и др.), невозможно исключить возникновение межэтнического, межнационального конфликта в условиях образовательного пространства. Безусловно, ключевая роль в воспитании толерантности, миролюбия, уважения к правам человека принадлежит дому и семье. А вот местом осуществления профилактики проявления нетерпимости и межэтнических конфликтов может стать школа.

Мы понимаем психологическую профилактику в ее узком значении, т.е. совокупности психологических способов и приемов формирования толерантного отношения подростков к иной культуре и ее представителям. Работу по профилактике межэтнических подростковых конфликтов следует проводить задолго до того, как они могут появиться. Учитывая психологические особенности подросткового возраста, разъяснительная работа должна направляться на демонстрацию последствия проявлений нетерпимости между народами и культурами, признание ра­венства представителей разных национальностей, уважение к национальным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга и т. д. Подросткам необходимо дать возможность осознать причины и следствия непони­мания, возникающего на основе взаимодействия человека с представителями других культур.

Особую актуальность данная проблема обретает в связи с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой сформулированы ключевые социальные результаты образования, как: российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации. Социальные явлении в России конца XX – начала XXI в. повысили требования и к личности педагога, и в первую очередь к его психологической подготовке, лежащей в основе его профессионального педагогического мышления, специфики построения взаимоотношений «педагог-педагог», «педагог-ученик», «педагог-родитель», «педагог-группа», «педагог-социум» и др.

Мастерство педагога как классного руководителя проявляется, прежде всего, в сфере его общения с учащимися. Именно поэтому в последние годы усилился интерес педагогической и психологической науки к проблеме педагогического общения как сложному многоаспектному процессу взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Педагогическая практика показывает, что современный классный руководитель должен быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически готовым к постоянному обновлению средств, форм и методов организации собственной деятельности. Классный руководитель может эффективно осуществлять свою работу с детьми при условии профессиональной компетентности в области теории, методики и технологии воспитания. Он должен быть достаточно осведомлен в педагогике, практической психологии, этике, эстетике, гигиене, культурологии. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания [2].

Классный руководитель, как любой специалист-профессионал, должен владеть системой профессиональных умений и навыков, необходимых для организации разнообразной индивидуальной, групповой и коллективной работы, общения с детьми, разрешения конфликтных ситуаций, дифференциации поло-ролевого поведения детей, информативно-речевого воздействия на детей, оценочных суждений, создания триумфа личности ученика, педагогического наблюдения и диагностирования духовного развития детей и др. Повышение психологической культуры учителя является непременным условием, без которого любые педагогические инновации в сфере содержания взаимодействия в образовательной среде будут лишь своеобразной маскировкой старого педагогического мышления.

Этап базового профессионального образования является фундаментом формирования и развития психологической культуры будущего педагога. В процессе профессиональной подготовки необходимо формирование системного видения психолого-педагогической деятельности, в которой предстоит работать учителю – классному руководителю. И.В. Дубровина отмечает, что именно вузовское образование отвечает за серьезность, осознанность и смысловую ценность профессионального самоопределения молодого человека [1].

Психологическая культура выступает социально-психологическим механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, условием полноценного и успешного взаимодействия личности с окружающими людьми и культурой, детерминантой психологического здоровья человека, в том числе и образовательной. Психологическая культура проявляется в глубоком понимании себя, позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение, взаимодействие. Психологическая культура выступает важнейшим фактором и условием создания и поддержания безопасной образовательной среды, которая раскрывается в культуре педагогической деятельности и культуре педагогического взаимодействия. Подлинная психологическая культура педагога предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющихся в отношении к самому себе и к учащимся.

По данным многих российских исследований, рассматривающих проблему психологического образования учителя, выявлено, что современная система психологической подготовки не ориентирована на формирование психологической культуры учителя. Действующая традиция подготовки учителя основана на предметной доминанте, поэтому большую часть времени занимает изучение различных дисциплин по предметному профилю. Значительно меньше времени отводится дисциплинам психолого-педагогического профиля, что не обеспечивает формирование личностных, профессионально важных качеств учителя. Таким образом, складывается противоречие между необходимостью создания психологически безопасной образовательной среды и недостаточной готовностью будущих учителей к реализации данной деятельности в связи с низким уровнем собственной психологической культуры.

Психологическая культура это пример действительно системного социального качества человека. Как указывал Б.Ф. Ломов, «системные качества, являясь интегральными, могут быть выявлены только путем научного анализа тех систем, которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение и его жизнь в целом». В психологической культуре проявляется мера сопряженности, конгруэнтности человека и социума, его способность вписываться в окружающий мир, и соответствовать духовной природе мира. Занимаясь исследованием этого феномена в общепсихологическом плане правомерно ставить вопрос о месте психологической культуры в общей структуре психики человека и личности, о содержании и структурных компонентах этого психологического образования, специфических механизмах функционирования, генезисе и уровнях развития. Если начинать с генезиса, то психологическая культура – это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания.

Психологическая культура в развитом виде – это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, к Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни. Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением. Неудивительно, что в последние годы растет число научных работ, специально посвященных изучению психологической культуры личности и, в частности, психологической культуры учителя.

Концепция психологической культуры является методологической основой непрерывного психологического образования. Существующий уровень представлений о психологической культуре сдерживает решение целого ряда актуальных практико-ориентированных задач, связанных с воспитанием подрастающего поколения, оптимизацией педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях, обеспечением психологической безопасности и гуманности образовательной среды, совершенствованием системы психологического образования, повышением уровня психологической и профессиональной подготовки специалистов образования [4].

В условиях модернизации российского образования работу по повышению психологической грамотности, компетентности и культуры всех субъектов системы образования следует считать важнейшей задачей образовательных учреждений и психологических служб. Значимым и необходимым является определение альтернативных педагогических технологий формирования психологической культуры будущего учителя в процессе его подготовки в вузе.

 

Литература

1. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования // Вестник практической психологии образования, 2011. – №3. – С.8-16.

2. Куликова Т.И. Классный руководитель: профессиональная компетентность и психологическая культура: Монография. – Тула: Левша, 2008. – 164 с.

3. Куликова Т.И. Подготовка студента-психолога к работе по профилактике межэтнических подростковых конфликтов // Концепт, 2013. – № 04 (апрель). – ART 13086. – 0,5 п. л. – URL: http://e-сoncept.ru/2013/13086.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.

4. Куликова Т.И., Декина Е.В. Комплексная образовательная программа «Психологическая культура студента-психолога» // Психология в вузе, 2013. – № 2 – С.5-48.

5. Смирнова А.Е. Социально-психологические детерминанты межэтнических отношений в подростковой группе: автореферат дисс. … канд. псих. наук. – Ярославль, 2007. – 27 с.

6. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Измерение толерантных установок в сфере межличностных отношений // Вестник практической психологии, 2006. – №3. – С.58-60.

 

Об авторе

Куликова Татьяна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Куликова Т. И. Психологическая культура классного руководителя как компонента профилактики межэтнических подростковых конфликтов.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.