ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

МАССОВЫЕ АПОКАЛЕПТИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ И ИСТЕРИИ

УДК 159.9

English version:

Аннотация. Статья посвящена массовым апокалептическим истериям, связанным с предсказаниями, ожиданием и подготовкой к концу света (по нескольку предсказаний в год), кликушеством, созданием ажиотажного спроса, смещением временной перспективы у части населения и эпидемией сектантства.

Ключевые слова: массовые апокалептические истерии, конец света, кликушество, сектантство, СМИ (средства массовой информации)

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

В конце XX века и в начале XXI века регулярно среди населения и в средствах массовой информации, а также в Интернете циркулируют апокалептические слухи. Но история данных слухов не ограничивается рубежом XX-XXI столетий. Хронология массовых психозов, связанных с ожиданием глобальных стихийных бедствий занимает весьма длительный отрезок времени.

Известно свыше 120 заявлений конкретных исторических лиц и неизвестных авторов, когда объявлялась конкретная дата конца света и Судного дня (либо других глобальных катастроф) [1]. Что позволяет сделать вывод о том, что психологическое явление, обозначаемое как массовая апокалептическая истерия (психоз), существовало на протяжении всей обозримой истории.

Массовый психоз – это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает человека одержимым [2].

Особенностью массовых истерий является ощущение не существующих в реальности физических симптомов и наблюдений (когда истерики слышат «подземный гул – предвестник апокалипсиса»).

Признаками массовой апокалептической истерии являются:

-        распространение слухов апокалептического характера о природных и техногенных грядущих катастрофах в СМИ и популярность этой темы у населения;

-        потеря временной перспективы будущего, сдвижение временной перспективы у населения на прошлое (подведение жизненных итогов);

-        массовые приготовления к концу света, заключающиеся в создании различного рода запасов (продуктов и предметов гигиены и различных технических средств, необходимых для выживания в экстремальных условиях; приготовление различного рода убежищ (в подвалах домов, в пещерах и т.д.) и создании ажиотажного спроса на продукты питания и средства, необходимые для выживания в экстремальных условиях;

-        увеличение количества самоубийств, в том числе и факты массовых самоубийств.

Известны многие случаи массовых истерий [1]:

-                   пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;

-                   эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;

-                   эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;

-                   самобичевание;

-                   эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид.

Одним из наиболее ярких признаков массовых апокалептических психозов и истерий является распространение разновидности кликушества, связанной с выкриками в местах массового скопления людей призывов к подготовке к концу света, связанной с призывами к покаянию и / или уходу из городов, создания запасов продуктов и т.д.

Кликуша с подобными выкриками может запрыгивать на подножку автобуса (подобное поведение семь лет назад на остановке «Автоприцепы» в г Ставрополе демонстрировала женщина средних лет), или просто выкрикивать призывы готовиться к апокалипсису. Типичными в подобных случаях является выкрики обвинений в адрес человечества в неправильной / неправедной жизни и сообщение о грядущей расплате за грехи. Кликушество развивается у лиц, страдающих психическими расстройствами. Обвинение посторонних людей в грехах и сообщение им о грядущей расплате за их грехи есть ни что иное, как симптоматическое проявление вытесненных собственных желаний кликуши и психологическая защита от воспоминания о собственных антисоциальных (мнимых или кажущихся) желаниях и поступках. Данная истерия также приправлена манией величия и манией преследования, развивающихся, возможно, также в качестве психологической защиты. Кликуша ощущает свою избранность, свою священную миссию.

Подобное поведение демонстрирует и большинство «контактеров с высшими цивилизациями». «Контактеры» рассказывают о полетах на НЛО или входят в транс, в процессе которого демонстрируют ритмичные движения, подергивания, «дирижирование» рукой / руками. В процессе этого состояния (истерического транса), «контактеры» обвиняют человечество в грехах, обращаясь к нему «Вы» со стороны высшей цивилизации или высших сил. «Контактеры» делают человечеству предупреждения о возможном конце света в случае, если человечество «не сделает выводы». При этом данные об этих «высших силах» предоставляются самые расплывчатые, ответы на задаваемые вопросы идут в стиле «вопросом на вопрос». Рассказы несут характер философствований, содержащих известные в современной и древней философии мотивы смысла бытия, жизни-смерти и несовершенства человеческой природы. При этом «контактер» может не помнить притворно (мошенничество) или искренне (диссоциативное расстройство идентичности) опыт своего общения с «высшим разумом».

Мания величия является результатом проявления гиперкомпенсации как защиты от комплекса неполноценности, претензией на роль сверхчеловека, избранного, наделенного знанием и возможностью видеть будущее, сокрытое от остальных людей: примитивных и греховных, якобы преследующих кликушу. Склонность к мании величия достаточно широко является распространенной среди населения с условно нормальным психическим статусом. Примером тому является распространение фашизма в Германии конца 30-х годов XX века, когда большие массы населения с готовностью восприняли идею своего расового превосходства над другими народами, определяющую право использовать и уничтожать народы, не вписывающиеся в критерии арийской расы и расовой чистоты.

Мания величия как гиперкомпенсация комплекса неполноценности играет роль и в распространении сектантства. Ключевой идеей, проповедуемой любой тоталитарной сектой, является идея избранности членов секты, их превосходства над остальным населением, а также идея наступающего в скором времени конца света как расплаты за грехи и ошибки человечества или как природной катастрофы, не имеющей отношения к деятельности человека. Причем в этой катастрофе должны спастись именно представители данной секты как избранные люди, как надежда человечества, в отличие от остального «нечестивого населения», которое должно погибнуть.

Среди свыше ста предсказаний конца света за последнее тысячелетие можно выделить достаточное количество дат конца света, выдвинутых различными сектами:

1900 – конец света согласно учению секты «Красная Смерть» в России, около сотни членов которой совершили самосожжение.

1967 – конец света в результате ядерной войны согласно учению датской секты Церковь Ортон Дана Андерса Йенсена. Соорудили убежище, подземный бункер.

1980 – конец света в результате ядерной войны согласно бахаистской секте Леланда Дженсена и Чарльза Гейнза. Соорудили убежища в горах США.

1993 – день конца света, в преддверии которого последователи украино-российской секты «Белое Братство» Марины Цвигун, объявившей себя Марией Дэви Христос, должны были совершить самосожжение.

1995, затем 2000 – переносившиеся дни конца света согласно учению секты «Движение за возрождение десяти заповедей» Кредонии Мверинда в Уганде, несколько сотен членов которой были убиты в акте самопожертвования.

1999 – конец света согласно японской секте Аум Синрикё.

2008 – конец света, в ожидании которого последователи секты Петра Кузнецова заперлись в пещере в Пензенской области.

2011 – популярный по всему миру слух о конце света, предсказанном американским проповедником Гарольдом Кэмпингом. Предсказание гласило, что 21 мая Иисус Христос вновь явится людям и учинит Страшный суд. Спасутся всего 3% от населения планеты – праведники. Остальные 6,5 млрд жителей исчезнут.

Идея о конце света не изобретена современными сектами или сектами прошлого. В священных христианских книгах сказано, что Христос придет еще раз и что Его пришествие находится в связи с исполнением определенных знамений: когда Христос придет, то будут явлены сии знамения. К примеру, «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба ... Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» [4].

В купе со вторым пришествием в священных писаниях отражается идея страшного суда. Стра́шный суд, Су́дный день – в эсхатологических религиях и верованиях – последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним [5]. В христианстве догмат о всеобщем воскрешении, Судном дне и Воздаянии является одним из основополагающих. В числе прочих он входит в Никео-Царьградский Символ веры и в предшествовавший ему древний Апостольский Символ веры.

Согласно Евангелию: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий» (Ин.5:22, Ин.5:27). По этой причине христиане верят, что Иисус Христос произведет суд над всеми народами, когда «приидет во славе Своей и все святые ангелы с Ним» (Мф.25:31-32).

Кроме того, часть своих судебных полномочий Христос поручит праведникам, в частности, апостолам, которых обещал посадить на 12 престолов судить 12 колен Израилевых (Лк.22:30, Мф.19:28). Апостол Павел был убеждён, что все святые (христиане) будут судить мир: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1Кор.6:2-3) [5].

Сектами была заимствована старая идея второго пришествия и идея страшного суда и доработана в соответствии со своими потребностями. Сектанты в соответствии с призывами лидеров сект распродают свое имущество, передавая полученные средства главам сект в ожидании конца света, расплаты для всего мира и благоденствия и «богоизбранности» для себя.

Как правило, активно вовлеченными в приготовления к концу света являются в основном представители сект и / или люди с истериями и психическими отклонениями. Но в истории XX века есть пример поистине массовой апокалептической истерии.

Во время трансляции радиопостановки по роману Герберта Уэллса «Война миров» в эфире станции CBS 30 октября 1938 года произошел казус. Радиослушатели приняли спектакль, поставленный «Mercury Theatre on the Air» под руководством Орсона Уэллса, за реальный новостной репортаж: более миллиона жителей северо-востока США поверили в нападение марсиан, в результате возникла массовая паника.

Действие было перенесено в Нью-Джерси 1939 года. В начале часа один из артистов объявил о начале радиоспектакля, после чего прозвучал прогноз погоды, а затем начался концерт «Рамона Ракелло и его оркестра» (на самом деле оркестра под руководством Бернарда Херрманна). Вскоре музыку прервало срочное сообщение, что на Марсе наблюдаются странные вспышки. Затем якобы известный профессор-астроном Принстона Ричард Пирсон (озвучен Орсоном Уэллсом) опровергал возможность существования жизни на Марсе. Концерт продолжился, но вскоре опять был прерван специальным выпуском новостей. Репортёр CBS Карл Филипс (Фрэнк Ридик) с места событий передавал о приземлении металлического цилиндра в местечке Гроверс-Милл округа Мёрсер. Вскоре цилиндр трансформировался в машину, тепловыми лучами испепеляющую всё вокруг. Филипс что-то кричал и пытался потушить мобильную студию, связь прервалась. Профессор Пирсон начал рассуждать о техническом уровне марсиан, затем глава национальной гвардии Нью-Джерси объявил чрезвычайное положение и повёл свои части в бой [6].

Оружие землян оказалось неспособным противостоять пришельцам, новые смертоносные машины продолжали приземляться и уничтожать людей и инфраструктуру, толпы людей бежали прочь от захватчиков. Неназванный министр внутренних дел (Кенни Делмар) обратился к нации (радиостанция запретила изображать обращение президента Франклина Рузвельта, но Делмар всё равно изображал голос Рузвельта). Вскоре на связь вышел репортёр при артиллерийской части, обстреливавшей марсиан. Тех также атаковали бомбардировщики, которые были уничтожены лучами смерти, хотя и смогли свалить один из аппаратов пришельцев. Марсиане использовали отравляющие газы, и связь снова прервалась. Сотрудник CBS (Рэй Коллинс) выбрался на крышу CBS Building, откуда увидел несколько марсианских машин, пересекающих Гудзон. Он тоже почувствовал ядовитый запах, после чего трансляция прервалась. Сквозь помехи пробился радиолюбитель, пытавшийся связаться хоть с кем-нибудь. Лишь в этот момент (примерно через 40 минут после начала постановки) диктор напомнил о вымышленности описываемых событий. Затем профессор Пирсон описал завершение атаки пришельцев, которых погубило отсутствие иммунитета к земным бактериям. В конце часа Уэллс вышел из образа и поздравил слушателей с Хэллоуином [6].

Постановку слушали около 6 миллионов человек, и примерно пятая часть из них приняла её за реальные новостные репортажи [1]. Многие или не слышали начало программы с предупреждением о вымышленности событий (в это время часть аудитории переключила волну на станции, где шли новости начала часа), либо забыли про неё после начала концерта. «Mercury Theatre on the Air» в то время не имел спонсора, поэтому мог не вставлять рекламные ролики в постановку; резонанс «Войны миров» привлёк Campbell Soup, и следующие полтора года программа шла под названием «The Campbell Playhouse». К тому времени как на 40-й минуте появилось напоминание диктора, многие уже не слушали радио, и, поддавшись массовой истерии, целые семьи баррикадировались с оружием в подвалах своих домов, либо спешно собирали вещи, чтобы уехать на запад, требовали от силовых ведомств покончить с марсианами или выдать оружие добровольцам; были случаи, когда в офисы полиции приходили отряды вооруженных местных жителей, готовых оказать помощь властям в защите страны от инопланетного вторжения. Телефоны в тот вечер были перегружены в 5 раз, пробки из Нью-Йорка, Трентона и Филадельфии растянулись почти на 100 км. Часть аудитории оказалась так невнимательна, что поверила в нападение немцев. Люди утверждали, что видели молниеобразные залпы пришельцев и чувствовали запах их отравляющих газов. Радиопостановку слушали и на Западном побережье. В её кульминационный момент вышла из строя электростанция городка Конкрет в штате Вашингтон; жители Конкрета не сомневались, что линии электропередачи уничтожены наступающими марсианами [2].

Вскоре страх слушателей сменился гневом, обращённым на CBS. Многие из них подали в суд требования компенсации морального вреда. Все они были отклонены, но Уэллс настоял на компенсации материального вреда мужчине, который испортил свои новые туфли, убегая от марсиан [3]. В течение месяца после постановки в газетах появилось около 12,5 тысяч публикаций, связанных с ней. Газеты критиковали радиостанции, в том числе из-за опасений, что новый вид СМИ вытеснит их. Адольф Гитлер упомянул панику после «Войны миров» как пример упадка демократической системы [1]. 28 октября 1940 года Орсон и Герберт Уэллсы появились в программе относительно небольшой радиостанции KTSA, где шутили вместе с интервьюером.

Каковы психологические механизмы массовых апокалептических психозов и истерий? Почему на протяжении многих столетий, и, скорее всего, и тысячелетий человечество ждет своего уничтожения? Все известны слова Иисуса Христа: «О дне же том и часе никто же весть», означающие, что никому не известна дата апокалипсиса. Но почему человечество так склонно ждать своей коллективной смерти и называть конкретные даты апокалипсиса?

Существует известное латинское изречение: «mors certa, hora incerta» – «самое определенное в жизни – смерть, самое неопределенное – ее час». Единственное, что может предсказать с полной уверенностью о своей жизни человек – это то, что он смертен. Каждый знает, что он умрет, но не знает когда. Таким образом, каждый человек осознает, что он должен «memento mori» – помнить о смерти.

К причинам страха смерти относят [7]: «…и неизвестность, что нас ждет после смерти, и боязнь забвения, и непонимание как душа человека может покинуть тело. И чем больше люди задаются вопросами о смысле жизни и смерти, тем сильнее становится их фобия».

Страх смерти можно условно разделить на три части [7]:

-        «когда что-то будет происходить, меня уже не будет» в живых;

-        «если меня не будет, я не смогу контролировать то, что будет происходить»;

-        «это несправедливо, я всегда должен быть, и контролировать все, что происходит в жизни».

Человек живет со страхом своей смерти, смерти близких. И главная составляющая этого страха – неопределенность, незнание даты смерти, поскольку – это, пожалуй, единственное событие в жизни человека, которое может случиться абсолютно в любом возрасте вне зависимости от обстоятельств жизни и социальных достижений человека.

Существует народное изречение «на миру и смерть красна». Это отражение другого страха человека – боязни одиночества в жизни и одиночества в смерти. Другое народное изречение «некому будет в старости стакан воды поднести» также иллюстрирует, что жизненный путь человека – эта подсознательная забота о создании близкого окружения – семьи и друзей, которые позаботятся о человеке в трудный жизненный час: в болезни, при смерти.

Человек боится своей персональной смерти: боится одиночества в смерти, неизвестности ее последствий, боится прекращения своего существования, и вопрос о смерти регулярно встает перед каждым человеком, начиная с детского возраста. Примерно лет с семи, ребенок начинает задаваться вопросом о конечности своего существования и конечности существования своих близких, конечности существования домашних животных. Человек вырастает с этим страхом, страх смерти является спутником каждого взрослого. У общества имеется пристрастность к темам смерти: во все времена были популярны кровавые зрелища (от боев гладиаторов до современных боев без правил или опасных для жизни трюков), во время которых возможно увидеть смерть или увечья человека. Обсуждение темы Апокалипсиса (глобальной всеобщей смерти) также является отражением страха персональной смерти.

Таким образом, пристрастность общества к апокалептической тематике, делает эту тему очень популярной и востребованной в науке, искусстве, в новостных лентах. Страх Апокалипсиса и многочисленные предсказания его конкретных дат есть страх одиночества в своей персональной смерти и неизвестности смерти как процесса и ее последствий: прекращения существования или продолжения его в новой ипостаси.

Пристрастность общества к апокалептической тематике – есть результат вытеснения страха собственной смерти и замены его предположением о возможности смерти коллективной («на миру и смерть красна»). Апокалептические страхи – есть результат эгоистической мысли о том, что «мир не заметит отсутствия меня на Земле». Апокалептический страх – замаскированная вытесненная мысль о суициде-наоборот. Не я ухожу из жизни, в которой «мне нет места», а весь мир погибает со мною, чтобы после меня ничего не продолжалась без меня. Народное выражение «после меня хоть трава не расти» – это хорошо демонстрирует.

Таким образом, пристрастность к апокалептической тематике человека – есть проявление его вытесненного страха собственной смерти и неизменности мира после его смерти. В этом заключается психологический механизм апокалептического страха – страха гибели человечества в результате глобальной катастрофы.

Каков же механизм распространения массовой апокалептической истерии?

Случай 1938 года наглядно демонстрирует, что в распространении массовой истерии важную роль играют СМИ (с том случае, радио). Инстинкты жизни (Эрос) и смерти, выделенные З. Фрейдом, оказывают на мотивацию человека огромное влияние, в том числе и на бессознательную мотивацию. Но cui prodest (лат. «кому выгодно») опираться на эти базовые инстинкты человека? Это делается для популяризации СМИ? Или здесь существуют и другие мотивы- мотивы управления массовым настроением, и создание массовой паники используется как одно из средств.

Если обратиться к истории, то обнаруживается, что христианская церковь Европы использовала страх смерти и страх конца света как средство популяризации своих духовных услуг. Прихожане, подстегнутые слухами о появлении признаков скорого конца света (Страшного Суда), торопились прибегнуть к услугам церкви в большем объеме, чем обычно, внести крупные пожертвования, покупать индульгенции.

Если рассмотреть древние времена, там тоже существуют предсказания: Армагедонн (др.-греч. Ἁρμαγεδών) – место финальной битвы добра со злом. Этимология слова из иврита: ивр. הַר מְגִדּוֹ‎, хар Мегиддо, название холма Мегиддо в 10 км от г. Афула на севере Израиля [7]. Данное предсказание примечательно тем, что предсказано место конца света или финального сражения, а не дата.

Если проанализировать хронологию объявленных дат конца света [1], то первые двадцать девять дат имеют исторический разброс от 33 года после Р.Х. до 1900 года.

Мотивы религиозных организаций по распусканию слухов о конце света становятся понятны: популяризация услуг среди прихожан, создание ажиотажного спроса.

Каковы мотивы современных СМИ (четвертой власти), и какие силы действуют через них?

Тема конца света наиболее популярна в последние двадцать лет на телевидении и в Интернете. Телевизор давно присутствует в каждом доме России (везде, где есть электричество). Но в настоящее время в молодежной среде телевидение теряет популярность, все больше молодых семей, у которых дома есть доступ в Интернет, но нет телевизора. В период зимы 2012-2013 по данным фонда «Общественное мнение» хотя бы раз в месяц Интернетом пользуются 64,4 миллиона совершеннолетних жителей [9].

В Интеренете существует масса сайтов, статей на апокалептическую тематику, на телевидении – множество передач, предлагающих концы света на любой вкус: от наиболее популярной после падения на Юпитер в июле 2009 года кометы Шумахер-Леви 9 (D/1993 F2) темы Астероидного апокалипсиса до вымирания в результате пандемии или зомби-апокалепсиса.

Тема зомби-апокалепсиса заслуживает отдельного рассмотрения. Данный миф о зомби является отголосками инфантильных представлений о смерти. «Кошечка умерла? А когда она вернется?». Детское эгоцентрическое сознание не готово к идее физической кончины. Также страх зомби и зомби-апокалепсиса связан с известным страхом быть похороненным заживо в состоянии летаргического сна (тафофобия) [10]. При современном уровне медицины подобный риск достаточно невелик, однако бывают прецеденты. Но подобный страх связан не с объективной возможностью (которая ничтожна), а с невозможностью даже взрослого человека осознать, что мир может существовать и без него, поскольку для человека мир связан прежде всего с его окружением, с его миром. Таким образом, страх зомби-апокалипсиса – это отражение незрелости, инфантильности психики взрослого человека, построенной на эгоцентризме: «Я – это весь мир, Я умру – умрет весь мир. Если мир существует, значит Я жив». Происходит перенос, который воплощается в страх того, что другие люди вернуться из мертвых (что другие люди так же инфантильны и эгоцентричны, как он сам).

Итак, возвращаясь к теме «Кому выгодно использовать базовые инстинкты человека (Эрос и инстинкт смерти, танатос) в СМИ… Эрос, разумеется, часто используется в рекламе, в развлекательном жанре (ток-шоу, игровое кино). Эрос также может переходить в инстинкт смерти, который может доминировать в определенные моменты жизни (анальная стадия психосексуального развития ребенка или анальный характер у взрослого, «застрявшего» на анальной стадии развития). Кстати, люди с анальным характером будут подвержены апокалептическим истериям. Анально-агрессивный тип характеризуется враждебностью, беспорядочностью, жестокостью [11]. Агрессия и страхи связаны, агрессия сочетается со страхом смерти.

СМИ используют страх смерти (танатос) в следующих целях:

-  популяризация телепередач, повышение стоимости рекламного времени;

-  отвлечение от политики (страх апокалипсиса переключает внимание от экономико-политической ситуации в стране на мысли о выживании, заботы о душе; при этом эксплуатируется один из низших уровней пирамиды по А. Маслоу – потребность в безопасности);

- создание ажиотажного спроса на товары первой необходимости, лодки, подземные убежища (в зависимости от предсказанного варианта конца света);

- отъем имущества, жизни (секты, основанные психически нездоровыми людьми или мошенниками)

В последнем популярном конце света (21 декабря 2012 года) СМИ открыто привлекали различных звезд: певцов, шоуменов, которые демонстрировали собственные убежища и товары, запасенные на конец света. Проводилась акция празднования конца света в Сталинском бункере, билеты на которую имели весьма высокую стоимость.

Таким образом, искусственное раздувание в СМИ темы конца света преследует цели управления поведением публики в интересах политических сил, корпораций. Влиянию циркулирующих в СМИ слухов о конце света наиболее подвержены внушаемые категории населения: старики, подростки и дети, истероиды, лица с анальным характером и люди с психическими расстройствами. При высоком уровне депрессии и синдрома выгорания у населения, массовом адаптационном синдроме в обществе в виду неблагополучной экономической и политической ситуации последних двадцати лет, процент населения, подверженного истериям конца света весьма велик от 30% до 50%, что позволяет говорить о массовых апокалептических истериях.

Литература

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_дат_конца_света / 05.01.13/ 15.15

2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3126/ПСИХОЗЫ / 19.05.2013/ 11.15

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Конец_света / 20.05.13/ 15.50

4.  См. Ев. от Матфея 24:29-30.

5.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Страшный_суд /20.05.2013 / 16.10

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Война_миров_(радиопостановка) / 20.05.13 / 16.30

7. http://kak-bog.ru/strah-smerti /09.08.2013 / 10.00

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Армагеддон / 09.08.2013 / 10.30

9. http://lenta.ru/news/2013/03/16/internet/ 09.08.2013 / 10.35

10.http://ru.wikipedia.org/wiki/Погребение_заживо / 09.08.2013 / 10.50

11.http://www.psylive.ru/?mod=psydictionaries&id=107&ltr=0 / 09.08.2013 / 10.55

Об авторе

Швецова (Хилько) Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Швецова (Хилько) О. В. Массовые апокалептическиеи психозы и истерии.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 3.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.