ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

МОДЕЛЬ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ДЕПРИВАЦИИ

УДК 159.923.2

 

English version:

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос построения процесса ресоциализации личности, находящейся в условиях принудительной пространственно-временной депривации на примере условно осужденных лиц. Проанализированы основные подходы к ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений с позиций содержательно-психологического анализа.

 

Ключевые слова: ресоциализация личности, пространственно-временная депривация, личность условно осужденного.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Условно осужденные лица относятся к числу депривированных личностей, так как на них судом наложены ограничения в передвижении (им запрещено выезжать без уведомления соответствующего органа за определенные территориальные пределы, менять постоянное место жительства без уведомления последнего), в распределении своего времени (они обязаны несколько раз в месяц приходить в уголовно-исполнительную инспекцию для проведения с ними профилактических бесед и уточнения их местонахождения), а некоторые осуждены к исправительным работам – на выполнение обязательных работ с вычетом определенной суммы из зарплаты в счет государства. За условно осужденными ведется постоянный надзор, возможно посещение их по месту жительства в разный временной период. Именно эти факты позволили нам отнести такую категорию людей как условно осужденные к людям, находящимся в условиях пространственно-временной депривации.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы рассматривается минимизация негативных последствий лишения человека свободы, реализация которого предусмотрена в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 года. Одним из важных направлений реформирования является также «совершенствование форм и методов исправительного воздействия и повышение эффективности использования психолого-педагогических методов работы с различными категориями осужденных к лишению свободы» [1, с. 14]. Таким образом, обозначился поворот исправительной деятельности к ресоциализации, от «перековки» личности к оказанию социальной помощи, который предполагает добровольность участия осужденных в целевых программах. (А. Усс, К. Муздыбаев, Ф. Сундуров, Ф. Гордиец, А. Зубков).

Процесс ресоциализации осужденных понимается как процесс восстановления навыков социальной адаптации, предполагающий усвоение осужденными социальных стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознанное подчинение правовым и иным нормам [2, с. 10]. Ресоциализация личности осужденных связана, прежде всего, с ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой устойчивости прочных стереотипов социально-положительного поведения. Естественно, что этот процесс подразумевает критическое осмысливание преступником прежнего образа жизни и отрицательное к нему отношение.

Для построения такого подхода исследователи предлагают изучать психологическую структуру личности преступника, к которой в различных сочетаниях относят: свойства потребностно-мотивационной сферы (потребности, интересы, устойчивые мотивы и др.); свойства ценностно-нормативной сферы (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, установки, позиции личности и др.); интеллектуальные свойства (уровень умственного развития, особенности мышления и др.); свойства, представляющие опыт, значимый в преступном поведении (знания, умения, навыки, способности); эмоциональные, волевые свойства, темперамент [3, с. 82].

В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений можно указать следующие:

- психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного;

- выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции;

- разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;

- осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации личностных акцентуаций, психопатий;

- всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее социально-положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления социально-положительных ценностных ориентаций;

- разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;

- организация социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов, создание условий для нравственного самопроявления личности во внутригрупповых межличностных отношениях;

- широкое использование метода поощрений социально адаптированного поведения [4, с. 48].

Важной предпосылкой успешной ресоциализации осужденного является устранение тех микроусловий и влияний, которые, так или иначе, способствовали формированию сторон личности, повлиявших на последующее совершение преступления. В то же время ресоциализация немыслима и без «снятия» субъективных, внутренних причин преступного поведения, то есть без соответствующего изменения идей, стремлений, установок и других регуляторов поведения осужденного [5, с. 113]. Кроме того, этот процесс предполагает формирование у осужденных умения усваивать положительное воздействие и избегать или критически относиться к негативным явлениям. Тем самым, теория ресоциализации правонарушителей исходит из особенностей сознания человека, способного изменяться в зависимости от окружающих условий, и специфики его личности. Исправление правонарушителя, основывающееся на объективно существующих закономерностях бытия и сознания, предполагает одновременно квалифицированную и интенсивную деятельность тех органов и учреждений, которые призваны решать эту задачу.

Изучение преступника – это непрерывный процесс пополнения знаний о нем, это процесс, способствующий построению в дальнейшем плана работы по ресоциализации его личности. Плановость изучения должна основываться на всесторонности и индивидуальном подходе [6, с. 64]. Принцип всесторонности изучения требует, чтобы выявлялись не только социальные по своему происхождению, но и биологически обусловленные свойства личности, как социально-психологические, так и индивидуальные ее особенности, не только отрицательные, но и положительные признаки, как свойства, решающим образом обусловливающие поведение осужденного, так и неглавные, но которые необходимо использовать в работе по ресоциализации личности осужденного (тип нервной системы, способности, образование, увлеченность музыкой, художественной литературой и т.д.). Пределы изучения личности преступника, как пишет Н.Т. Ведерников, следует понимать в смысле указания основных направлений этого изучения, «охватывающих в своей совокупности все главные стороны личности человека, совершившего преступление, как члена общества, коллектива и как самостоятельного индивида» [7, с. 154].

Личность осужденного, как и любая человеческая личность – это постоянно изменяющаяся, «подвижная динамическая система» [8, с. 22]. Не видеть ее через призму развития, вырвав из круга жизненных обстоятельств развития и формирования, прослеживаемых в виде бесконечной цепочки причинно-следственных связей, значит игнорировать важнейшие требования методологического принципа развития и обрекать себя тем самым на неполное ее изучение. Изучение всей линии жизни осужденного, в частности, семейного воспитания, условий воспитания в школе, его отношения к труду, общественному порядку, учет преступления (преступлений), его места в системе социальных проявлений личности и т.д. – это не самоцель. Все это необходимо для выявления наиболее характерологических свойств личности осужденного, выявления определенных тенденций, закономерностей поведения и, что особенно важно, для прогнозирования и проектирования новой личности [9, с. 51]. Подход к личности осужденного с позиций принципа развития выступает в качестве предпосылки эффективного применения многих норм и институтов исправительно-трудового права.

Иными словами, потенциал необходимого изменения личности осужденного заложен как в условиях жизни, в частности, мерах воспитания, так и в индивидуальных особенностях личности, ее мировоззрении, жизненном опыте, отношениях, установках, то есть в индивидуальном сознании. Чем активнее и целенаправленнее воспитательная работа и восприимчивее к усвоению положительной информации и изменениям личность, тем быстрее эти изменения должны наступать.

Личность осужденного можно рассматривать как интегральное качество человека, который выбрал и совершил те или иные преступные действия для удовлетворения своих потребностей вследствие присущих ему индивидуально-психологических особенностей, социальных установок и был приговорен судом к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

Она включает в себя взаимосвязанный комплекс социально-демографических, уголовно-правовых, пенитенциарных, социально-психологических и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение индивида, характеризуют его общественную опасность, а также могут способствовать объяснению причин его совершения [10, с. 86]. Понятие личности осужденного в определенной степени имеет условный и формальный характер, поскольку отнесение определенных действий к числу криминальных и уголовно-наказуемых зависит от законодателя.

Можно дать и операциональное определение личности преступника и осужденного. Так, личность преступника можно рассматривать как интегрированную структуру социальных, демографических, культурных, уголовно-правовых, психологических, мотивационно-потребностных и нравственно-ценностных характеристик, которые в совокупности способствовали совершению преступления в реальных условиях криминальной деятельности [11, с. 62].

В процессе исправления и ресоциализации осужденных большое значение имеет изучение содержания направленности их личности. В.Г. Деев обосновал структуру и типологию направленности осужденных молодежного возраста и выделил в ее структуре три подструктуры: 1) генерализованную (влечения, желания и интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения), которая обусловливает содержание направленности личности; 2) подструктуру отношений, которая служит индикатором содержательной стороны направленности личности; 3) подструктуру жизненных планов, перспектив и целей деятельности личности. В совокупности эти подструктуры являются показателем жизненной позиции личности осужденного. Он разделил осужденных на семь групп по направленности личности: 1) условные коллективисты; 2) с активной отрицательной групповой направленностью; 3) отрицательные индивидуалисты; 4) пассивные отрицательные; 5) неустойчивые; 6) активисты-одиночки; 7) приспособленцы [12, с. 145].

Таким образом, личность преступника можно охарактеризовать как совокупность негативных социально значимых индивидуально-типологических качеств индивида, сложившихся под влиянием различных жизненных событий и влияющих на противоправное поведение личности. Данный факт необходимо учитывать для более качественной и продуктивной работы по ресоциализации условно осужденных.

Литература

  1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
  2. Ларина Т.Н. Психологические деформации смысловой сферы юношей, находящихся в условиях следственного изолятора: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2007.
  3. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
  4. Бовин Б.Г., Кокурин А.В., Мокрецов А.И. Психологические аспекты изучения личности осужденного. Преступление и наказание. – № 9, 2004.
  5. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2008.
  6. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // GESJ: Education Sciences and Psychology . – 2013. – N 1 (23). – P .59-64.
  7. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. – М., 2007.
  8. Зауторова Э.В. Приобщение к искусству как средство педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных: Автореф. дисс. … докт. пед. наук. – Ярославль, 2009.
  9. Рябова Л.В. Психологические аспекты перевоспитания осужденных // Труды юридического факультета СевКавГТУ: сборник научных трудов. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. – Выпуск 1. – С. 48-54
  10. Чернышева Е.В. Особенности Я-концепции личности осужденных: Дисс. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2005.
  11. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 2006.
  12. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Об авторе

Власенко Анастасия Игоревна – аспирант кафедры психологии личности и правового обеспечения социальной деятельности ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Власенко А.И. Модель ресоциализации личности в условиях пространственно-временной депривации.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 4.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.