ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К КАРЬЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

 

УДК 159.923.2

English version:

Аннотация. В статье раскрываются особенности сформированности мотивации к карьере студентов педагогического вуза как компонента карьерной направленности личности. Подробно описана процедура и результаты эмпирического исследования, направленного на выявление мотивации к карьере у студентов, сформулирован вывод о необходимости проведения целенаправленной и планомерной работы по созданию адекватных условий для развития мотивации к карьере студентов.

Ключевые слова: карьера, мотивация к карьере, карьерная направленность личности студентов.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Одной из важных и актуальных на сегодняшний день проблем в сфере образования является построение карьеры молодого педагога. Согласно Концепции поддержки развития педагогического образования, новые требования к качеству школьного образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании, технологиях и масштабе подготовки педагогов [2]. Особый интерес представляет изучение аспектов реализации карьеры педагога, поддержание интереса к профессии, формирование мотивации к карьере в образовательной среде.

Проблемы профессионального развития изучены как зарубежными (Э. Шейн, А. Бандура, Н. Бетц и др.), так и отечественными (А.А. Бодалев, Н.С. Пряжников, Е.А. Могилевкин, И.П. Лотова и др.) психологами, в которых подчеркивается значимость способностей, личностных качеств и мотивации для профессиональной успешности специалиста.

Э. Шейн разработал эффективный подход, позволяющий определить, что является мотивацией для людей в их профессиональной карьере. Его подход позволяет рассматривать сотрудников с точки зрения их карьерных якорей и соответственно формировать для них источники мотивации. Э. Шейн считает, что личностные ценности влияют на нашу способность радоваться различным задачам, которые мы должны успешно решать на работе. Чем лучше мы понимаем, каковы наши ценности в определенных сферах, тем большее удовлетворение мы можем получить от работы. Из этого можно сделать вывод о том, что наша мотивация к выполнению работы будет самой сильной, когда мы выполняем задания и функции, согласующиеся с нашими ценностями [4].

По мнению Е.А. Могилевкина, содержание карьеры насыщено мощными мотивационными факторами: карьерная интуиция (выступает в виде подсознательных импульсов восприятия работником своих интересов, способностей, преимуществ, недостатков в стремлении достичь стоящих перед ним целей), карьерная стойкость (способность работника адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и справляться с негативными рабочими ситуациями) и идентификация с карьерой (определяется как мера, в которой человек готов жертвовать своим внерабочим временем и активностью ради достижения целей организации) [3].

Таким образом, под мотивацией к карьере мы будем понимать внутреннее побуждение к действию, направленное на достижения в профессиональной сфере, в основе которого лежат карьерные ориентации.

С целью изучения мотивации к карьере как компонента карьерной направленности личности студентов, организации эффективной деятельности по выработке у современной молодежи карьерной направленности личности; формирования готовности выпускников вуза в полной мере реализовать свой энергоинформационный потенциал в сфере профессиональной деятельности; способности компетентно достигать успеха в своей карьерной деятельности, было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 100 студентов факультета психологии и дефектологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. Исследование проводилось в феврале 2013 года с применением опросника «Мотивация к карьере» (А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптация Е.А. Могилевкина) [1].

Анализ результатов опросника «Мотивации к карьере» (А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптация Е. А. Могилевкина) позволил выделить основные уровни развития карьерной интуиции, карьерной причастности и карьерной устойчивости студентов-психологов, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Уровни развития мотивации к карьере студентов, %

 

Год обучения

Уровни развития

Карьерная интуиция

Карьерная причастность

Карьерная устойчивость

1 курс

1 (4%)

7 (28%)

17 (68%)

2 курс

1 (4%)

6 (24%)

18 (72%)

3 курс

2 (8%)

14 (56%)

9 (36%)

4 курс

2 (8%)

15 (60%)

8 (32%)

 

В ходе проведения исследования было выявлено, что у студентов начальных годов обучения преобладает высокая степень карьерной устойчивости (17 человек (68%) студентов-первокурсников и 18 человек (72%) студентов-второкурсников), что означает их легкую адаптацию к меняющимся обстоятельствам, способность эффективно справляться с проблемами и трудностями, возникающими в ходе осуществления профессиональной деятельности.

У студентов старших курсов преобладает высокая степень карьерной причастности (14 человек (56%) студентов третьего курса и 15 человек (60%) студентов четвертого курса), что свойственно для тех, кто готов работать с максимальной отдачей ради достижения, прежде всего целей организации и способен достаточно длительный период времени работать сверхурочно.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что сложившаяся в педагогическом вузе система обучения формирует мотивацию к карьере. Тем не менее, данный процесс носит стихийный характер, а длительность обучения сама по себе не делает представления о карьере более правильными, профессиональные намерения – устойчивыми, а отношение к профессии – положительным.

Таким образом, без специальной работы у студентов педагогического вуза не складывается целостное отношение к своей карьере, не сформирована система представлений о карьере, возможностях и путях карьерного роста; отсутствует карьерная готовность. Поэтому следует отметить, что стихийному во многих своих частях процессу развития и формирования конкурентоспособного специалиста необходимо противопоставить целенаправленное, согласованное во всех звеньях обучение и воспитание будущего профессионала.

Литература

1. Жуина Д.В. Изучение карьерной направленности личности студентов-психологов // Российский научный журнал. – №5 (36), 2013. – С. 152-157

2. Концепция поддержки развития педагогического образования / электронный ресурс [http://bda-expert.ru/doc/2013-12-11-concepciya-modernizaciya-ped-obrazovanie].

3. Могилёвкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технология, тренинг. Монография – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.

4. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб: Питер, 2002. – 336 с.

Об авторе

Жуина Диана Валериевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии доцент ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Жуина Д.В. Представление студентов о ценностях частной жизни: результаты эмпирического исследования.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 1.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.