ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТЫ

УДК159.922

English version:

Аннотация. В статье анализируются современные подходы к определению понятия лидерство, а также выделяются его основные детерминанты. В статье также анализируются достижения отечественных психологов, изучающих феномен лидерства, и рассматриваются основные направления исследований в современной российской лидерологии. Особое внимание уделяется проблеме молодежного лидерства.

Ключевые слова: лидер, лидерство, теории лидерства, модели лидерства.

Об авторе

Ссылка для цитирования

Современное представление о лидерстве как социально-психологическом феномене, основанное на обобщении результатов изучения этого явления российскими психологами в ХХ веке, представлено в учебнике «Психология ХХI века». Лидерство рассматривается здесь как сложное, многоплановое явление, которое определяется как «феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, отношения) и поведение в целом группы или отдельных ее членов» [31, с. 690].

Исходя из такого определения понятия лидерства, были сформулированы основные функции, которые присущи лидеру:

-        «организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;

-        выработка и поддержание групповых норм и правил поведения в группе;

-        внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

-        принятие ответственности за групповые результаты;

-        установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата в группе» [31, с. 690].

К основным признакам лидерства авторы «Психологии ХХI века» отнесли:

-        «высокий уровень активности и инициативности человека при решении группой совместных задач;

-        большая информированность о решаемой задаче, членах группы, о ситуации в целом;

-        в значительной степени выраженная способность воздействовать на других людей;

-        большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе;

-        более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы» [31, с. 690].

Лидерство определяется взаимодействием следующих наиболее важных переменных:

-        «психологические характеристики личности самого лидера;

-        социально-психологические характеристики членов малой группы;

-        особенности ситуации, в которой находится группа;

-        характер решаемых задач» [31, с. 690].

Трактовку понятия лидерство близкую к рассмотренной выше предлагает А.Л. Журавлев. Феномен лидерства в малой группе автор рассматривает как «феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение в целом группы или отдельных ее членов» [36, с. 216]. Основу лидерства составляют личностные качества лидера и социально-психологические отношения, которые складываются в группе [36, с. 216].

Позже А.Л. Журавлев расширяет содержание этого понятия, определяя лидерство как «руководство, наблюдение, надзор и управление группой или организацией» [13, с. 216].

Наконец, в «Психологическом энциклопедическом словаре» лидерство рассматривается, как «социально-психологический феномен отношения доминирования и подчинения в социальной группе, который определяется субъективными и объективными факторами [13, с. 191].

«Лидер – наиболее авторитетный член социальной группы, личностное влияние которого является определяющим в социальных процессах, неформальный руководитель, авторитет которого формируется стихийно» [13, с. 190].

АЛ. Свенцицкий определяет лидерство как «… успешное воздействие одного человека на других в направлении к заданной цели» [35, с. 217].

М.Р. Битянова, проанализировав лидерство как феномен психологической власти в группе, предложила свой подход к пониманию факторов его возникновения и развития. По ее мнению, член группы становится лидером, если его личностные качества и поведение соответствует следующим требованиям:

-        потенциальный лидер должен быть носителем и активным проводником в жизнь целей и ценностей, которые предпочитаются группой членства;

-        ценностные установки и целевые ориентиры потенциального лидера, реализуемые им в поведении должны быть референтными для большинства членов группы;

-        поведение потенциального лидера в значимых групповых ситуациях служит основой для влияния на группу членства, а его оценочные суждения являются ориентиром для построения самооценки других членов группы [7].

И.Д. Ладанов, считает, лидер оказывает влияние на последователей с помощью авторитета (члены группы признают преимущество лидера перед другими в силу его положения, опыта, мастерства, образования и т.д.) и харизматических свойств своей личности (человечность, обходительность, нравственность) [15].

Автор делит лидеров на формальных (они получают полномочия руководить людьми из рук вышестоящей инстанции) и неформальных лидеров (они ими становятся по признанию окружающих) [15].

Окружающие воспринимают неформального лидера по одной из следующих моделей:

1. «Один из нас». Предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, негодует и страдает: жизнь приносит ему и приятное, и неприятное.

2. «Лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится предметом подражания.

3. «Воплощение добродетелей». Считается, что лидер является носителем общечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать.

4. «Оправдание наших ожиданий». Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса поведения.

У лидера, по его мнению, должны обязательно присутствовать такие качества, как честность, интеллект, способность понимать людей, устойчивость взглядов, уверенность в себе, скромность в быту и эрудированность [15].

И.А. Панарин, исследуя психологию лидеров молодежных движений, акцентировал свое внимание на таком их личностном качестве, как социальная ответственность. Автор установил, что именно социальная ответственность детерминирует деятельность лидеров просоциальных молодежных движений, являясь при этом важнейшим социально желательным качеством лидера в условиях социально ориентированного государства [30].

По его мнению, социальная ответственность лидеров молодежных движений определяет стратегию и тактику развития движения, ситуации принятия решения, создания различных социальных проектов [30]. По этому качеству молодежные лидеры значимо отличаются от лиц с низкой социальной активностью [30].

Социальную ответственность у лидеров молодежных движений можно успешно формировать, если для этого присутствуют следующие предпосылки:

-        наличие у лидера общественно одобряемых представлений о социальной ответственности политических и общественных сил;

-        сформированность у лидера таких качеств личности, как направленность, система ценностей, интернальность, социальная зрелость, социальная активность, мотивация достижения [30].

А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев установили, что в ситуации, когда совместная деятельность осуществляется в экстремальных условиях, происходит актуализация специфических особенностей лидерства таких, как экономность и скорость проявления феномена, выделение тактического и стратегического лидерства, а также их оптимальное сочетание [38].

На основании обобщения более чем сорокалетнего опыта работы в областной школе молодежных лидеров «Комсорг» А.С. Чернышев и его ученики разработали основные социотехники, успешно реализуемые в ней:

-        социотехника формирования мотивации достижения успеха;

-        социотехника регуляции эмоционального настроя;

-        социотехника развития способности личности к социальной интеграции;

-        социотехника формирования способности личности к гибкой групповой идентификации;

-        социотехники на основе методов моделирования совместной деятельности [39].

Проблема лидерства исследовалась также С.В. Сарычевым в рамках изучения им социально-психологических факторов надёжности малых групп в различных социальных условиях [32; 33; 34].

С.В. Сарычев установил, что именно лидерство в малой группе в напряженных ситуациях совместной деятельности выступает, с одной стороны как социально-психологический механизм надёжности группы, а с другой – как социально-психологический механизм формирования надёжности молодёжных групп [32].

Кроме того, согласно мнению С.В. Сарычева, качественное обогащение и преобразование лидерства также относится к психологическим механизмам надёжности группы в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности [32].

С.В. Сарычев вводит понятие «ярко выраженное лидерство», понимая под ним «наличие в группе стратегических и тактических лидеров, сочетание лидерских и сублидерских функций у многих членов группы, совместимость лидеров» [31, 32].

Другим введенным им понятием является «резерв лидеров». Его образуют «лица, имеющие высокий уровень притязаний на лидерство и готовности включиться в организацию в рамках тех свойств группы, которые они желают актуализировать в предстоящей деятельности» [32, 33].

Проблема молодежного лидерства является основной в исследовании Г.Ш. Тажутдиновой, которая изучала взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка [37]. Она выявила наличие взаимосвязи между лидерством и направленностью личности подростка, которая проявляется в том, что лидер оказывает влияние на последователей благодаря нормами и ценностями в структуре направленности его личности, а группа, в свою очередь, воздействует на лидера через систему норма и ценностей, сформировавшихся в ней [37].

Исследуя лидерство в образовательных учреждениях разного типа (традиционных и инновационных), Г.Ш. Тажутдинова установила, что в структуре личности лидеров из обычных общеобразовательных школ наблюдается тенденция к коллективистической направленности в то время как в инновационных (школа-гимназия) – либо к личной, либо к лично-престижной направленности [37]. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростков является динамичной [37].

С позиции параметрической теории группы лидерство в молодежных группах исследовал Д.В. Беспалов. Изучая влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности, ему удалось установить ряд закономерностей. Им было, например, установлено, что потенциальные возможности лидерства, сложившиеся в высокоорганизованных группах реализуются в напряженных ситуациях совместной деятельности в совпадении уровня притязаний лидеров и их реального вклада в группу, оптимальном сочетании стратегического и тактического лидерства [6].

Успешность совместной деятельности организованных групп в напряженных ситуациях определяется способностью лидеров к интеграции индивидуальных и групповых мотивов, расширению включенности индивидов в совместной группе на всех этапах ее реализации, созданию в группе положительного психологического настроя [6].

Появление лидеров-дезорганизаторов в группе обусловлено отсутствием возможности у потенциальных лидеров реализовать себя в рамках официальных структур, а также нравственными чертами личности лидера. Длительное пребывание лидера в роли дезорганизатора или организатора сказывается на особенностях его личности [6].

Лидерство в различных социальных средах имеет имманентные специфические характеристики, жестко не связанные с уровнем организованности группы, выражающиеся в личностных особенностях лидеров. Социальная ситуация в молодежных центрах в большей степени способствует актуализации и становлению эффективного лидерства, чем ситуация, сложившаяся в школе [6].

И.Н. Логвинов, исследуя совместно с М.И. Логвиновой и Т.И. Логвиновой личностную и ситуативную тревожность деструктивных лидеров подросткового возраста, обучающихся в общеобразовательной школе, выяснили, что оба показателя у большинства респондентов имеют высокий уровень развития [28].

С.Г. Елизаров, проводя изучение мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов на материале исследования молодежных учебных групп, установил, что лидерство выступает в роли механизма формирования данного феномена [11].

Продолжая исследования указанной выше проблемы в условиях социальных систем различного типа, он пришел к выводу о том, что в качестве механизма формирования мотивационно-ценностной включенности учебных групп в условиях социальных систем различного типа выступает обогащение и преобразование лидерства [11].

С. Аль-Гафри, анализируя роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности, установил, что уровень социально-психологической зрелости учебной группы детерминируется структурой лидерства в группе, причем сама структура лидерства включает в себя три группы лидеров: положительных, отрицательных лидеров и лидеров смешанного типа [1].

Было выявлено, что лидеры воздействуют на группу, используя следующие социально-психологических механизмы:

-        «дифференцированный образ группы в сознании лидеров, детерминированный типом направленности лидеров (положительной, отрицательной, смешанной);

-        адекватный образ лидеров разной направленности и их роли в жизнедеятельности группы в групповом сознании;

-        оптимальное соотношение в структуре лидерства лидеров различной направленности» [1].

При этом избирательность воздействия лидеров на отдельные параметры социально-психологической структуры группы детерминируется степенью их включенности в различные виды совместной деятельности [1].

В его исследовании было также установлено, что «в старших классах происходят изменения в структуре лидерства: значительно преобладают лидеры положительной направленности, возрастает число лидеров-юношей, происходит «сближение» образов группы в сознании лидеров разной направленности» [1].

АЛ. Свенцицкий на основе анализа зарубежных теорий лидерства выявил ряд факторов, от которых зависит эффективность деятельности лидера. К ним он отнес «особенности макросреды, социально-экономических и общественно-политических отношений, присущих данной социальной системе, специфику культуры этого общества в целом» [35].

Представляют несомненный интерес результаты работы T.H. Шевченко, которая изучала лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социальнокультурной сферы. На ее основании предлагается технология формирования лидера в вузе, включающая в себя четыре этапа: адаптационный, процессуальный, формирующий и деятельностный [39].

T.H. Шевченко считает, что предложенная технология будет эффективной, если соблюдаются следующие условия:

-        единство учебной и внеучебной деятельности;

-        оптимизация культурно-образовательной среды;

-        включение студентов в научно-исследовательскую, учебно-поисковую, художественно-творческую, культурно-досуговую деятельность;

-        индивидуализация учебного процесса, формирование индивидуальной траектории образования каждого студента;

-        психолого-педагогическую помощь и поддержка студентов в процессе профессионального становления [39].

А.В. Вальков на основе исследования развития лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза установил основные личностные качества, которыми должен обладать лидер военнослужащий. К ним он отнес высокий интеллект, целеустремленность, способность к психоанализу, способность к рефлексии, использование интуиции, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, способность управлять собой, эмпатичность, организаторская проницательность, способность к активному психологическому воздействию, тактичность, высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства, высокий профессионализм, коммуникабельность, красноречивость, умение влиять на подчиненных, способность к творческому решению задач [8].

Н.А. Галкина, изучив роль лидерства в формировании направленности активности юношеских групп, пришла к выводу о том, что именно лидеру принадлежит ведущая роль в формировании этого группового показателя. При этом в высокоразвитых группах ценности лидера и группы совпадают в большей степени по сравнению с группами, имеющими более низкий уровень развития. Лидеры-дезорганизаторы оказывают минимальное влияние на формирование направленности активности в группах высокого уровня развития. В группах же низкого уровня развития такие лидеры способны оказывать, как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование направленности активности в юношеских группах [9].

Другую сторону лидерства исследовала В.В. Гулякина. Она изучила основные копинг-стратерии, которые применяют молодежные лидеры подросткового возраста. Было установлено, что в трудных жизненных условиях, лидеры-подростки активно используют конструктивные преобразующие стратегии в то время как их ведомые – неконструктивные стратегии преодоления. Кроме того, для лидеров в такой ситуации типичны напористость и настойчивость в удовлетворении своих интересов, избирают линию кооперации, выражая тем самым готовность пойти навстречу другому в удовлетворении его потребностей [10].

М.В. Науменко и Е.Е. Рогова при изучении особенностей взаимосвязи функционального лидерства со степенью выраженности лидерских способностей членов учебных групп различного уровня развития установили, что, в частности, лидерские способности студентов коррелируют с критериями функционального лидерства. При этом уровень развития группы детерминирует соответствующий вид функционального лидерства [29].

Исследование О.Б. Крушельницкой молодежного лидерства в школьных и студенческих группах обнаружило сходство в процессах выдвижения лидеров в учебных группах студентов, из ссузов и вузов, однако в общеобразовательных школах они идут существенно иначе [14].

Результаты исследования показали, что выдвижение лидеров на начальном и конечном этапах существования учебных групп имеет под собой преимущественно эмоциональную основу, в то время, как в «зрелых» группах доминировала деловая [14].

М.Ю. Ананченко на основе изучения влияния архетипов на представления о лидере и лидерстве пришла к выводу о том, что «в представлениях о лидере и лидерстве проявляются общие для человечества архетипы героя, правителя, мудреца, божества, трансформации. Черты лидера едины вне зависимости от национальной принадлежности: как правило, это патриот, защитник государства, способствовавший укреплению независимости страны, развитию чувства гордости за свою страну и ее историю» [2, с. 75].

Новое направление в современной психологии лидерства связано с работами Т.В. Бендас, предложившей оригинальную концепцию этого феномена. Она считает, что личность лидера формируется под влиянием трех факторов: этнического, индивидного и ситуационного. В результате их взаимодействия формируется определенная модель лидерства: кооперативная, конкурентная, маскулинная (фемининная) или их сочетание [3; 4].

Но, чтобы стать лидером необходимо, по ее мнению, сначала пройти отбор по соответствию качеств индивида качествам, которые являются наиболее ценными для группы, а затем уже сама группа, подкрепляя определенное поведение лидера, способствует формированию в его личности свойств, которые особенно востребованы группой. Указанный процесс будет идти тем быстрее, чем успешнее лидер будет выполнять свою роль. В результате этого у группы формируется стереотип представлений о том, каким должен быть лидер и как он должен вести себя [4].

Однако еще существуют и гендерные стереотипы, возникающие как следствие господствующих в обществе представлений о том, как должны вести себя мужчины и женщины. Указанные стереотипы оказывают непосредственное влияние на поведение лидера [4].

Автор также установила, что лидерские задачи, которые связаны с взаимоотношениями между людьми наиболее эффективно решают именно лидеры женского пола, в то время как технические задачи успешнее решаются мужчинами-лидерами [3]. Более того, по ее мнению, при решении первых чаще берут на себя лидерскую роль именно женщины, а при решении вторых – мужчины [3].

Современные тенденции в развитии гендерной психологии лидерства, согласно мнению Т.В. Бендас, проявляются в решении таких вопросов лидерологии, как лидерский стиль, функции лидера, легитимность лидера, порядок рождения ребенка в семье и формирование лидерского потенциала в детстве, личность лидера, критерии успешности деятельности лидера [5].

Заметим также, что в одной из своих работ Т.В. Бендас наметила новые перспективы развития гендерной психологии лидерства, которые она, прежде всего, связывает с глубоким исследованием феномена деструктивного лидерства

Примерно в то же время нами был осуществлен ряд исследований молодежного лидерства с позиций параметрической теории группы, но в рамках гендерной психологии лидерства, которые были очерчены Т.В. Бендас. В них изучалось влияние на социально-психологические характеристики лидерства таких факторов, как половая принадлежность лидеров, их возраст (подростковый или юношеский), место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или «чистые» районы), наличие – отсутствие опыта социального обучения (социальное обучение осуществляется в Курской областной школе молодежных лидеров (ОШМЛ) «Комсорг») [16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27].

На основе анализа результатов исследования гендерных особенностей молодежного лидерства в малой учебной группе были получены данные, согласно которым, например, пол лидера детерминирует уровень развития ситуативной тревожности лидера, волевых качеств лидеров, их ценностные ориентации, уровень развития механизма дифференциации ценностных ориентаций лидеров, структуру типов молодежного лидерства, а также особенности благоприятности психологической атмосферы для лидеров в группе членства [17; 20; 22; 23; 25; 26].

Таким образом, отличительной чертой современной российской лидерологии является ориентация на практическую направленность проводимых исследований, среди которых доминируют такие области психологии лидерства, как формирование детского, подросткового и юношеского лидерства, лидерство в подразделениях силовых структур, политическое и организационное лидерство, гендерная психология лидерства, а также личностные качества лидеров.

 

Литература

  1. Аль-Гафри С. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Курск, 2010. – 20 с.
  2. Ананченко М.Ю. Влияние архетипов на представления о лидере и лидерстве // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – №107. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-arhetipov-na-predstavleniya-o-lidere-i-liderstve (дата обращения: 21.01.2014).
  3. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: монография. – Оренбург, 2000. – 167 с.
  4. Бендас Т.В. Гендерная психология : учеб. пособие, доп. УМО. – СПб.: Питер, 2009. – 430 с.
  5. Бендас Т.В Перспективы развития гендерной психологии лидерства в свете современных научных тенденций // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2011, №3 (12). – С. 85-92.
  6. Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности: Автореф. дис. ... психол. наук. – Курск, 2005. – 18 с.
  7. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
  8. Вальков А.В. Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза // Молодой ученый, 2012. – №8. – С. 312-315.
  9. Галкина Н.А. Роль лидерства в формировании направленности юношеских групп // Духовно-нравственные потенциалы молодёжного коллектива: диагностика и развитие: материалы Международной науч.-практ. конф. Курск, 21-23 марта 2013 г. Ч. 2. / под ред. А. С. Чернышёва; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2013. – С. 178-182.
  10. Гулякина В.В. Копинг-стратегии у лидеров в подростковом возрасте // Малая группа как объект и субъект психологического влияния: материалы Всеросс. науч. конф. (с международным участием). Курск, 21-22 октября 2011 г. Ч.1. / под общ. ред. А.С. Чернышева; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2011.– С. 220-223.
  11. Елизаров С.Г. Обогащение и преобразование лидерства как механизм формирования мотивационно-ценностной включенности учебных групп в условиях социальных систем различного типа / Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций: сборник материалов 3 международного симпозиума. – М.; Кострома, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2011. – С. 124-126.
  12. Еникеев Н.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.
  13. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.
  14. Крушельницкая О.Б. Исследование лидерства в школьных и студенческих группах // Современная социальная психология: теоретические подходы м прикладные исследования. – 2011. – №3. – С.60-73.
  15. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. – М.: Изд-во «Корпоративные стратегии», 2004. – 496 с.
  16. Логвинов И.Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2013. – № 1 (25). – С. 257-263.
  17. Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011. – № 4. – С. 221-227.
  18. Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2012. – № 2. – С. 280-288.
  19. Логвинов И.Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2012. – № 28. – С. 1274-1279.
  20. Логвинов И.Н. Социально-психологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2011. – № 24. – С. 966-971.
  21. Логвинов И.Н., Елизаров С.Г. Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University, 2013. Т. 90. № 90-90 (10). – С. 1025-1035.
  22. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Влияние пола на структуру ценностных ориентаций лидеров молодежных групп подросткового возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2012. – № 28. – С. 1280-1286.
  23. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерная структура парциального и абсолютного лидерства в молодежных группах // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования, 2011. – № 3. – С. 101-109.
  24. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности социальной установки молодежных лидеров студенческого возраста на поведение в конфликте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 2013. – № 1. – С. 75-78.
  25. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности уровня дифференциации ценностей молодежных лидеров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011. – № 3-1. – С. 178-186.
  26. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радиоактивно загрязненных и «чистых» районов курской области // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2011. – № 24. – С. 972-978.
  27. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социально-психологическое исследование социальной установки на поведение в конфликтной ситуации молодежных лидеров мужского и женского пола // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011. – № 18. – С. 211-216.
  28. Логвинова Т.И., Логвинова М.И., Логвинов И.Н. Личностная и ситуативная тревожность деструктивных лидеров подросткового возраста // Духовно-нравственые потенциалы молодежного коллектива: диагностика и развитие: материалы Международной науч.-практ. конф. Курск, 21-23 марта 2013 г. Ч. 2. / под ред. А. С. Чернышёва; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2013. – С. 200-205.
  29. Науменко М.В., Рогова Е.Е. Особенности взаимосвязи функционального лидерства со степенью выраженности лидерских способностей членов учебных групп различного уровня развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», 2013. – №3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/40pvn313.pdf (дата обращения: 19.01.2014).
  30. Панарин И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. – М., 2010. – 45с.
  31. Психология ХХI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
  32. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – Курск, 2009. – 42 с.
  33. Сарычев С.В. Лидерство в напряженных ситуациях совместной деятельности как социально-психологический механизм надёжности группы // Проблемы социальной психологии XXI столетия : материалы международного конгресса : в 6 т. – Ярославль, 2001. – Т. 3. – С. 35-36.
  34. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Специфическое лидерство как социально-психологический механизм формирования надёжности молодёжных групп // Практическая психология: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Воронеж, 18-20 сентября, 2008 г. – Воронеж, 2008. – С. 119-123.
  35. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.
  36. Социальная психология. Учебник для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с.
  37. Тажутдинова Г.Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2001. – 16 с.
  38. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 275 с
  39. Шевченко Т.Н. Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – №51. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/liderstvo-kak-uslovie-formirovaniya-konkurentosposobnogo-spetsialista-sotsialno-kulturnoy-sfery (дата обращения: 18.01.2014). 

Об авторе

Логвинов Игорь Николаевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Логвинов И.Н. Современные отечественные теории лидерства: теоритический и прикладной аспекты. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 1.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.