ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВЫБОРА БРАЧНОГО ПАРТНЕРА

 

УДК 159.923

English version:

 

Аннотация. В статье представлено обоснование подходов к организации психологического консультирования студентов по проблемам выбора брачного партнера. Неуспех подобного выбора несет угрозу психологической безопасности личности. Психологическое консультирование по данным вопросам должнопредусматривать выявление объема психологических знаний и умений, необходимых для реальной оценки брачного партнера, определение соответствия личностных ожиданий и перспектив семейной жизни, усиление мотивационной направленности на заключение брака.

Ключевые слова: выбор брачного партнера, психологическая готовность к браку, представления о браке, мотивы выбора брачного партнера, психологическая безопасность личности, психологическое консультирование.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Брак – это исторически сложившийся социальный институт регулирования отношений между мужчиной и женщиной. Целью добрачных практик молодых людей является выбор брачного партнера, сбор и потребление информации о нем и, наконец, – вступление в брак. Проведенные на сегодняшний день исследования показали, что успешный выбор будущего супруга происходит в одной и той же социально-культурной среде. Процесс выбора мужа или жены представляется как система фильтров (стадий). При постепенном прохождении через эти фильтры сужается круг потенциальных избранников, неподходящие отсеиваются, заинтересовавшие – рассматриваются более глубоко и пристально. И на заключительном этапе обычно остаются те пары, которые должны друг другу подходить наиболее удачно. Не всегда данный процесс протекает успешно. Социальная значимость поддержания устойчивости брачных отношений делает актуальным изучение причинной обусловленности данной характеристики и выработку подходов к организации психологического консультирования студентов по соответствующему кругу проблем.

Исследование психологических аспектов выбора брачных партнеров является достаточно развитым направлением современной психологической науки. Так, М.С. Мацковским и Т.А. Гурко разработана концептуальная модель добрачных и брачных факторов, влияющих на успешность функционирования семьи. В работе А.И. Антонова и В.М. Медкова описано действие факторов культурного, социального, психологического и даже биологического характера на выбор брачного партнера, который, по мнению авторов, не является произвольным. В.Т. Лисовский считал необходимой для создания семьи социально-психологическую готовность к браку, а также сходство представлений у вступающих в брак о ценностях и значимости родительских обязанностей, хозяйственно-бытовой сферы семьи. Процессам добрачных практик, представление теории личных потребностей посвящено исследование Р.Ф. Уинча. Проблемами психологии семьи в целом, выявления ее функций, структуры и динамики занимались такие психологи, как В.И. Зацепин, Н.Я. Соловьев, В. Сатир и другие. Благодаря этим исследованиям были выявлены типы семей, их функции, структура и динамика семьи и т.д. С. Минухин предложил рассматривать семью как систему, имеющую определенную структуру, внешние и внутренние границы, правила и стереотипы взаимоотношений. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис особое внимание уделили нарушениям функционирования семейной системы, в том числе и незрелым мотивам вступления в брачные отношения. Проблемы выбора брачного партнера исследовались в работах Р. Зидлера, предложившего теорию «фильтрации», и Д. Адамса, выделившего стадии этого процесса и других. Особо следует отметить исследования, посвящённые изучению социально-психологических и педагогических факторов, оказывающих влияние на готовность к семейной жизни (И.Ю. Зудилина, С.В. Ковалёв, Т.Н. Тычкова и др.). Несмотря на достаточную разработанность проблематики, описание эмпирической части нашего исследования требуется предварить конкретизацией некоторых базовых для нее категорий.

Психологическая готовность к брачным отношениям представляет собой интегральную характеристику, объединяющую психологические мотивы, знания, умения, навыки и качества личности, которые обеспечивают построение отношений супругов в браке и выражены в когнитивном, мотивационном, операциональном, эмоциональном и поведенческом компонентах [1]. Отношения в семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы. От мотивов вступления в брак во многом зависит психологическая безопасность личности молодых супругов. Неблагоприятное развитие процесса становления брачно-супружеской пары может явиться основой для возникновения экстремальных ситуаций, актуализирующих потребность в безопасности. Экстремальность ситуации порождается осознанием субъектом трудности поддерживать равновесие (не допуская ни нехватки, ни переизбытка) обменных процессов со средой на уровне своей соматики, эмоциональности и сознания [4].

Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера (О. Дебе, Д.Я. Райгородский, Р. Уинч, B. Murstein, L. Reissl и др.) базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Механизм выбора брачного партнера представлен как система стадий, которые последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. В качестве одной из методологических предпосылок анализа добрачных практик является концепция социального взаимодействия как процесса обмена Дж. Хоманса, согласно которой базисом возникновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгода, которую они получают в результате обмена между собой разного рода выгодами.

Теоретико-методологические подходы свидетельствуют о важности субъективного восприятия брачной обстановки и личности супруга для устойчивости брака, обосновывают возрастающую роль общности взглядов, интересов, ценностей и потребностей будущих супругов и обладания информацией друг о друге в добрачный период. К этой информации относится: наличие/отсутствие родства; социальное и имущественное положение; возраст; внешние данные; трудолюбие; отношение к религии; национальность; место проживания. В настоящее время в результате трансформации брачно-семейных отношений и изменения добрачных практик наибольшее распространение приобретает не принудительная стратегия выбора брачного партнера. Люди, желающие вступить в брак, в настоящее время предъявляют высокие требования к личности предполагаемого супруга, сексуальной, психологической и духовной совместимости в браке. Любовь и удовлетворенность эмоциональными отношениями с супругом считаются обязательными ценностями брачно-семейных отношений, поэтому знание об истинности чувств избранника к субъекту выбора представляется как для мужчин, так и для женщин, реализовавших эмоциональную или рациональную брачные стратегии, самым важным и порой определяющим фактором при принятии решения о создании семьи. Именно они помогают молодоженам преодолеть трудности, возникающие после заключения брака и приводящие к нарушению психологической безопасности личности [2, 5].

Опыт семейной жизни приобретается только в браке, в то время как знание особенностей потенциального спутника жизни, учет мнения заинтересованных лиц может способствовать снижению количества неверных решений и разводов. Являясь многокомпонентным психологическим образованием, система представлений испытуемых детерминирует направление изменений социальной активности личности при поиске брачного партнера, определяет выбор технологий и способов удовлетворения указанной потребности личности, объединяет все многообразие действий личности и создает проект жизненного выбора личности. Представления субъектов о выборе брачного партнера находит психическое отражение в ряде значимых для личности факторов: актуальное состояние жизненной ситуации; желаемое состояние ситуации; способы преобразования настоящей ситуации в желаемое будущее. Все они могут составить основу самообеспечения психологической безопасности личности в широком пространстве ситуаций семейного взаимодействия [3].

Для организации эффективного психологического сопровождения молодых людей по вопросам выбора брачного партнера представляется важным выявление индивидуальных и типологических особенностей представлений консультируемых о брачном партнере, обозначение структуры этих представлений. Информативным, как нам видится, будет и установление характера и направления детерминирующего влияния на представления консультируемых о брачном партнере, возникающих ожиданий и предстоящих трудностях при создании семьи.

Реализованное нами исследование проходило на базе ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» со студентами старших курсов в количестве 28 человек, у которых на момент проведения исследования наметились добрачные отношения. До проведения тестирования, группа испытуемых была разделена по половой принадлежности на две группы по 14 человек в каждой. В первую группу вошли девушки, во вторую группу вошли респонденты-юноши.

В ходе экспериментальной работы использовались методики, соответствующие характеру направленности данного исследования. При помощи модифицированного нами теста «Энергопсихологическая совместимость с брачным партнером» мы определили, насколько привычки, черты характера, особенности мыслительной сферы совместимы с предполагаемым брачным партнером. Методика «Незаконченные предложения» (Сакс, Леви) позволила выявить систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям. Методика «Ролевые ожидания партнеров» (РОП) А.Н. Волковой, позволила определить особенности представлений будущих супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Бернса и Кауфмана обозначила динамику отношений между партнерами, позволила понять, как испытуемый воспринимает будущие семейные взаимоотношения и какие чувства испытывает к своему партнеру.

По итогам использования модифицированного нами теста «Энергопсихологическая совместимость с брачным партнером» удалось определить компоненты совместимости с предполагаемым брачным партнером (рис. 1).

Рис. 1. Компоненты совместимости с предполагаемым брачным партнером

Исходя из результатов теста, можно сделать вывод о том, что юноши чаще проявляют инициативу при принятии решения о вступлении в брак, чем девушки (j*=1,68 при Р£0,05). Девушки чаще перекладывают ответственность за принятие решения о вступлении в брак на мужчину (j*=1,80 при Р£0,05). Возможно, это объясняется наличием полоролевых стереотипов, согласно которым инициативу должен проявлять исключительно мужчина, а женщина должна ждать, когда он сделает ей предложение. Достаточно мало отмечается испытуемых, где решение о вступлении в брак рассматривалось двумя партнерами на равных.

Сравнение мотивов вступления в брак в группах испытуемых представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ мотивов вступления в брак в группах испытуемых

Мотив

вступления в брак

1 группа, (девушки) (n=14)

2 группа (юноши)

(n=14)

Достоверность различий

Любовь

40,2%

47,1%

j*=1,21 при Р>0,1

Общность интересов

30%

23%

j*=1,32 при Р>0,1

Одиночество

14,2%

10,5%

j*=1,36 при Р>0,1

Сострадание, жалость

16,8%

1,2%

j*=1, 71 при Р£0,05

Месть

2,2%

1,4%

j*=0,74 при Р>0,1

Материальная обеспеченность партнера

36,2%

2%

j*=1, 95 при Р£0,05

Желание иметь ребенка

45,3%

12,2%

j*=1,8 при Р£0,05

Желание жить отдельно от родителей

24%

3%

j* = 1,73 при Р£0,05

Согласно полученным результатам, для девушек (1 группа) наиболее характерными оказались следующие мотивы: «любовь»; «желание иметь ребенка»; «материальная обеспеченность партнера»; «общность интересов». Для юношей (2 группа) наиболее характерными были следующие мотивы: «любовь»; «общность интересов»; «желание иметь ребенка». При этом выявлены достоверные различия между двумя группами испытуемых при выборе следующих мотивов: мотива сострадания, жалости (j*=1, 70 при Р£0,05) – этот мотив достоверно чаще выбирали девушки, чем юноши; мотива материальной обеспеченности партнера (j*=1, 95 при Р£0,05) – этот мотив также достоверно чаще выбирался девушками; мотива «Желание иметь ребенка» (j*=1,7 при Р£0,05) – несмотря на то, что этот мотив входит в группу основных мотивов вступления в брак юношей, девушки выбирали его достоверно чаще; мотива «желание жить отдельно от родителей» (j* = 1,72 при Р£0,05) – этот мотив также достоверно чаще выбирали девушки. В этой связи можно констатировать, что действительно существуют гендерные различия в мотивации вступления в брак.

Ответы на вопросы в тесте «Энергопсихологическая совместимость с брачным партнером» показывают, что девушки в течение короткого времени знакомства в основном принимают решение о том, хотят ли они быть с партнером, для большинства юношей период принятия решения составляет до полугода. При этом выявлены достоверные различия между двумя группами испытуемых при выборе ответа «наши представления с партнером(шей) в основном совпадают» (j*=1,8 при Р£0,05) – положительный вариант ответа достоверно чаще выбирают юноши, чем девушки. Скорее всего, выбор этого ответа был связан с чувствами, которые юноши испытывают к своим партнерам. Для девушек такой вариант ответа в целом не характерен, по-видимому, это связано с тем, что они достаточно серьезно подходят к браку и не могут быстро на него решиться.

Полученные результаты указывают, что общность взглядов является обязательным условием счастливого брака для 52% юношей и 32% девушек. Эти данные достоверно различаются между собой (j*=1,75 при Р£0,05). Большинство девушек выбрали в качестве ответа на этот вопрос положительный вариант (37% испытуемых), комментируя свой ответ на этот вопрос, многие говорили о симпатии и общности интересов, которые способствуют удачному браку и без сильного чувства любви. Интересно, что достаточно большое количество респондентов выбрали вариант «желательно, но не обязательно» (22,2% юношей и 32% девушек). Достоверных различий в данном случае между группами не обнаружено. По-видимому, современные условия, изменение взглядов людей на брак и семью приводят к тому, что устойчивые взгляды уже не важны при вступлении в брак.

Совпадения по некоторым социальным параметрам в группах испытуемых отмечены на рисунке 2.

Рис.2. Характеристика распределения испытуемых выборки по комплексу параметров

По уровню образования, достоверных различий между группами испытуемых не выявлено. При анализе показателя «материальное положение» установлено, что большая часть опрошенных юношей полагает, что по материальному достатку они равны с партнером, девушки в большинстве случаев ответили отрицательно на этот вопрос. При этом между испытуемыми выявлены достоверные различия (j*=2,50 при Р£0,01) – большая часть девушек полагают, что в этом параметре они с будущим супругом неравны.

Еще меньшее количество девушек оценили равенство себя и партнера по статусу своих семей, этот параметр также достоверно отличается от данных юношей, половина которых оценили положения их семей и семей их партнеров как равные (j*=2,35 при Р£0,01).

При анализе профессий большая часть испытуемых посчитала, что по этому параметру они с партнером не различаются. Достоверных различий между группами выявлено не было.

Полученные при тестировании результаты показали, что существуют значимые гендерные различия при выборе мотивов вступления в брак. Однако основные мотивы у юношей и девушек совпадают. Несколько различаются их количественные выражения. Для девушек главным является «любовь», «желание иметь ребенка», «материальная обеспеченность партнера», «общность интересов». Для юношей – это «любовь», «общность интересов», «желание иметь ребенка».

По данным методики «Незаконченные предложения» можно увидеть, что у испытуемых 1 группы присутствует нейтральное отношение к своей матери и к семье в целом, отстраненное отношение к своему прошлому и будущему, негативное отношение к своему отцу, к противоположному полу. У испытуемых данной группы также отмечается много страхов и опасений. У испытуемых 2 группы присутствует ярко выраженное положительное отношение к семье, родителям, противоположному полу, позитивная оценка сексуальных отношений. При этом между двумя группами испытуемых выявлены достоверные различия по следующим шкалам, представленным в таблице 2.

Таблица 2

Средние величины по шкалам методики

«Незаконченные предложения» в группах испытуемых

Шкалы

1 группа (n=14)

2 группа (n=14)

t-критерий

Стьюдента

M±m

M±m

Отношение к семье

0,40±0,04

2,4±0,06

t=2,35 при р <0,05

Отношение к противоположному полу

-1,2±0,03

2,4±0,04

t=2,25 при р <0,05

Отношение к себе

-1,15±0,04

1,5±0,03

t=0,52 при р > 0,1

Отношение к прошлому

1,5±0,4

1,5±0,3

t=0,4 при р > 0,1

Отношение к будущему

1,4±0,4

1,2±0,3

t=0,8 при р > 0,1

Отношение к отцу

-2,5±0,3

2,2±0,32

t=2,32 при р <0,05

Отношение к матери

1,3±0,4

2,5±0,2

t=117 при р > 0,1

Нереализованные возможности

-2,5±0,4

1,8±0,2

t=1,7 при р > 0,1

Страхи и опасения

-1,6±0,3

1,8±0,2

t=1,5 при р > 0,1

Сексуальные отношения

0,5±0,3

2,2±0,3

t=0,5 при р > 0,1

Прежде всего, достоверно различаются данные по шкале «отношение к семье» (при р<0,05): представители 2 группы более позитивно относятся к своей семье, чем испытуемые 1 группы, находят в ней плюсы по сравнению с другими семьями, с положительным эмоциональным настроем указывают на роль семьи в их развитии.

Достоверное различие получено по данным шкалы «отношение к отцу» (при р<0,05): у представителей 2 группы присутствует более позитивная эмоциональная оценка своего отца, в то время как у испытуемых 1 группы она скорее негативная. Испытуемые 1 группы указывали на то, что отец мог бы проводить с ними больше времени, что он почти о них не думает и т.д.

Достоверно различаются данные по шкале «Отношение к противоположному полу» (при р<0,05): у представителей 2 группы присутствует более позитивная эмоциональная оценка своего отца, в то время как у испытуемых 1 группы она скорее негативная. Испытуемые 1 группы указывали на то, что девушки, в частности, меркантильные, расчетливые; юноши – эгоистичные, ленивые, жадные и т.д. Наиболее позитивные эмоции у всех групп испытуемых вызывает мать. Ее считают сильной, доброй, ласковой.

По методике «Ролевые ожидания партнеров» (РОП), результаты в группах испытуемых разделяются на деструктивные и адекватные мотивы вступления в брак. Наиболее значимыми семейными ценностями для испытуемых с деструктивными мотивами вступления в брак являются «интимно-сексуальная», «хозяйственно-бытовая» и шкала «внешняя привлекательность». По утверждению испытуемых основные роли должен играть в семье их партнер.

Наиболее значимыми семейными ценностями для испытуемых с адекватными мотивами вступления в брак являются «личностная идентификация с супругом», «эмоционально-психотерапевтическая поддержка», а также «интимно-сексуальная». Это означает, что вышеперечисленные роли должен играть в семье их супруг.

При этом между двумя группами испытуемых выявлены достоверные различия по шкалам, представленным в таблице 3.

Таблица 3

Результаты по методике РОП в группах испытуемых

Шкалы семейных ценностей

1 группа (n=14)

2 группа (n=14)

t-критерий Стьюдента

M±m

M±m

Интимно-сексуальная

5,5±0,5

4,2±0,6

t=0,7 при р > 0,1

Личностная идентификация с супругом

2,8±0,4

5,5±0,3

t=2,2 при р <0,05

Хозяйственно-бытовая

6,3±0,5

4,2±0,5

t=1,05 при р > 0,1

Родительско-воспитательная

1,3±0,2

2,7±0,3

t=1,1 при р > 0,1

Социальная активность

3,7±0,41

3,6±0,35

t=0,8 при р > 0,1

Эмоционально-психотерапевтическая

2,5±0,4

6,7±0,4

t=2,3 при р <0,05

Внешняя привлекательность

5,5±0,5

3,7±0,3

t=1,6 при р > 0,1

Как установлено, достоверно различаются данные по шкале «личностная идентификация с супругом» (при р <0,05): для испытуемых 2 группы важно иметь общие интересы, потребности, ценностные ориентации, способы времяпрепровождения с партнером, в отличие от испытуемых 1 группы.

Также достоверно различаются данные по «эмоционально-психотерапевтической» шкале (при р<0,05): для испытуемых 2 группы важно наличие взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, у них присутствует ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации, в отличие от испытуемых 1 группы.

Сравнительный анализ результатов испытуемых с учетом конструктивности/деструктивности мотивации вступления в брак по методике «Кинетический рисунок семьи» представлен в таблице 4.

Таблица 4

Результаты по методике «Кинетический рисунок семьи» в группах испытуемых

Шкалы КРС

1 группа (n=28)

2 группа (n=32)

t-критерий Стьюдента

M±m

M±m

Благополучная ситуация

5,4±0,54

6,3±0,6

t=2,2 при р <0,05

Тревожность

4,8±0,47

3,8±0,38

t=2,3 при р <0,05

Конфликтность в семье

5,2±0,51

4,2±0,55

t=2,07 при р <0,05

Чувство неполноценности

2,4±0,38

1,8±0,3

t=1,18 при р > 0,1

Враждебность

3,8±0,41

1,6±0,35

t=2,82 при р <0,01

Согласно полученным данным, между показателями по шкалам теста КРС у испытуемых с конструктивными и деструктивными мотивами вступления в брак выявлены статистически достоверные различия по шкале «благополучная ситуация» (при р<0,05) – испытуемые с конструктивными мотивами вступления в брак воспринимают свою будущую семейную ситуацию более благополучной; по шкале «тревожность» (при р<0,05>) – испытуемые с конструктивными мотивами вступления в брак испытывают меньше тревожности по поводу семейных отношений, чем испытуемые с деструктивными мотивами вступления в брак; по шкале «конфликтность в семье» (при р<0,05) – испытуемые с конструктивными мотивами вступления в брак меньше конфликтуют в семье, чем испытуемые с деструктивными мотивами вступления в брак; по шкале «враждебность» (при р<0,01) – испытуемые с конструктивными мотивами вступления в брак достоверно чаще не испытывают чувство враждебности по отношению к семье, чем испытуемые с деструктивными мотивами вступления в брак.

В целом, были выявлены достоверные различия между испытуемыми девушками и юношами; между испытуемыми в этих группах с конструктивными и деструктивными мотивами вступления в брак. Выявлено, что большую значимость приобретают конструктивные мотивы вступления в брак, положительный опыт отношений в родительской семье, положительное отношение к своим родителям, к себе, представителям противоположного пола.

Итак, проведенное исследование позволило подвести теоретико-эмпирические данные под проблему организации психологического консультирования студентов по вопросам выбора брачного партнера. Установлено наличие значимых гендерных различий при выборе мотивов вступления в брак. Однако основные мотивы у юношей и девушек совпадают. Несколько различаются их количественные выражения. Для девушек главным является «любовь»; «желание иметь ребенка»; «материальная обеспеченность партнера»; «общность интересов». Для юношей – это «любовь»; «общность интересов»; «желание иметь ребенка». Семья как социальный институт общества и личностно значимая ценность занимает ведущую позицию в структуре жизненных представлений всех испытуемых. Индивидуальные особенности проявляются в представлениях о наиболее ценных качествах брачного партнера, продолжительности предбрачного ухаживания, причинах вступления в брак, представлениях о благополучной семье, об ожидаемых при вступлении в брак выгодах и потерях. Ядро представлений испытуемых об устойчивости семейных отношений образуют несколько составляющих: любовь, забота, понимание, уважение. На более высоком смысловом уровне к ним присоединяются такие значимые для супружества факторы, как сходство взглядов, терпение, привязанность, взаимоподдержка, материальное положение. Личностная значимость данных представлений в значительной степени зависит от гендерных особенностей испытуемых.

Программа проведения консультирования по выбору брачного партнера должнавключать психологические способы и механизмы анализа недостаточного объема психологических знаний и умений, необходимых для познания и реальной оценки брачного партнера, определять степень соответствия личностных ожиданий и перспектив будущей семейной жизни, усиливать мотивационную направленность на создание супружеских отношений при осознании преимуществ семейного статуса.

 

Литература

1. Завьялов В.Ю. Брачный ринг. От борьбы к гармонии. – М.: Беловодье, 2013. – с.32.

2. Краснянская Т.М. О некоторых результатах исследования психологии самообеспечения безопасности субъекта в экстремальных ситуациях // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2005. – Т. 51. № 7. – С. 100-103.

3. Краснянская Т.М. Психология обеспечения и самообеспечения безопасности: системно-смысловая трансспектива // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 4. – С. 350-354.

4. Краснянская Т.М. Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2006. – Т. 56. № 1. – С. 252-258.

5. Соловьева О.В., Гаврилова К.В. Феноменология лидерства: проблемы генезиса. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 1. URL: (дата обращения: 1.04.2013).

 

 

Об авторе

Симонов Александр Сергеевич – студент-выпускник по специальности 030301.65 – Психология (квалификация «Психолог. Преподаватель психологии») кафедра психологии личности и правового обеспечения социальной деятельности института человековедения ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

е-mail : This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Симонов А.С. Теоретико-эмпирические предпосылки психологического консультирования по проблемам выбора брачного партнера. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.