ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОТИВАЦИЕЙ ВЫБОРА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье рассмотрена проблема  изучения структур интегральной индивидуальности студентов с различной мотивацией выбора высшего профессионального образования. Проанализированы особенности развития интегральной индивидуальности посредством системообразующей функции стиля деятельности. На принципах интегратизма предпринята попытка описать общее и специфическое в структуре интегральной индивидуальности студентов в зависимости от уровня мотивации выбора высшего профессионального образования.

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, мотивация, мотивация выбора высшего профессионального образования.

    

Об авторе

Ссылка для цитирования

В российской психологической науке четко обозначилось оригинальное и перспективное научное направление по разработке теории интегральной индивидуальности и ее педагогическим аспектам. Интегральная индивидуальность оказалась в фокусе интеграции наук о человеке и базисным основанием в постановке и решении проблем современного человекознания    (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.С. Мерлин, В.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.). Так появилась идея об интегративной психологии развития, в рамках которой проводилось излагаемое исследование (В.В. Белоус, 1998). Взяв за основу положение теории систем, мы стремились осветить интегральную индивидуальность студентов с различной мотивацией выбора высшего профессионального образования в понятиях интегратизма, многомерности и многоуровневости, т.е. интегральная индивидуальность выступает у нас в многоплановых качествах и, прежде всего, – в зависимости от свойств субъекта деятельности или внутренней детерминации [3].

Внутреннюю (субъективную) детерминацию в теории систем рассматривают основным условием сохранения целостности сложноорганизованных объектов действительности. Именно субъективная детерминация становится объяснением того, почему интегральная индивидуальность, реализуясь в действительности, не утрачивает своей функциональной инвариантности и не разрушается. Некоторый ответ на этот вопрос мы обнаруживаем в научных трудах Пермской и Пятигорской психологических школах.

В Пермской психологической школе под руководством В.С. Мерлина особое внимание уделялось обоснованию роли свойств субъекта в становлении структур интегральной индивидуальности в зависимости от объективных требований деятельности и ее общественного значения. К настоящему времени среди многочисленных и разнообразных свойств субъекта обстоятельно освещены индивидуальный стиль деятельности и общения, социально-нравственные аттитюды, высокозначимые личные или общественные мотивы обучения, педагогическое мастерство учителя и т.д. Весь перечисленный комплекс свойств субъекта выступает промежуточным звеном много-многозначных связей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Каждая промежуточная переменная приобретается в формирующем эксперименте с целью опосредования разноуровневых связей. Причем установлено, что «основным опосредующим звеном в воспитывающем эксперименте является индивидуальный стиль деятельности», усвоение которого «происходит благодаря особому, как мы полагаем, универсальному мотиву – оставаться всегда индивидуальностью, защищать свою индивидуальность и становиться все более гармоничной индивидуальностью» [4].

К работам, выполненным под руководством В.С. Мерлина и отражающим динамику развития интегральной индивидуальности посредством системообразующей функции стиля деятельности и общения, относятся экспериментальные исследования Г.С. Васильевой (1976), Н.М. Гордецовой (1978), Л.П. Колчиной (1976), А.А. Коротаева и Т.С. Тамобвцевой (1984), В.В. Люкина (1981), И.Х. Пикалова (1977), Т.С. Тамбовцевой (1981) и др. В современный период проблема индивидуального стиля деятельности и общения как универсального опосредующего фактора развития много-многозначных связей интегральной индивидуальности успешно разрабатывается М.Р. Щукиным (1995), Б.А. Вяткиным и его учениками (Б.А. Вяткин, 2000; Л.Я. Дорфман, 1993 и др.), А.И. Щебетенко(2001) и его учениками (С.Ю. Бессонова, 1998; А.К. Серков, 1992) и др.

В Пятигорской психологической школе интегральная индивидуальность человека также рассматривается в зависимости от свойств субъекта деятельности и общения (Ф.М. Шидакова, 1991; Т.В. Копань, 1996; С. Акур, 1999; Нгуен Кхак Тхан, 2003).

Так на принципах интегратизма и на студенческой выборке пересмотрены классические психологические типы экстравертов и интровертов; предпринята попытка описать развитие структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от адаптированности к требованиям высшей школы и т.д.

Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения, выбора профессионального образования и профессии является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Исследование проблемы мотивации обучения широко представлено в работах Л.И. Божович (1969), А.М. Василькова и С.С. Иванова (1997), М.В. Вовчик – Блакитной (1983), О.С. Гребенюк (1983), Е.П. Ильина (2003), М.В. Матюхиной (1984), В.Э. Мильман (1987), А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова (1990), Ф.М. Рахматуллиной (1981), А.А. Реана (1990) и многих других.

Под мотивом деятельности понимают совокупность внешних и внутренних факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Мотив – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности (С.Ю. Головин, 1997). Мотив выбора человека обусловлен оценкой внешних и внутренних условий. В основном это касается оценки внешней ситуации, своих возможностей и состояния, соответствия выбираемой профессии своим интересам и склонностям (Е.П. Ильин, 2003) [3].

Многочисленные работы посвящены исследованию мотивации выбора высшего профессионального образования. Авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально – экономических и политических изменений в нашей стране. Потеря престижных ценностей и ориентиров в жизни, сложное положение системы образования и армии привели к новым мотивам поступления в вуз. Это отчетливо видно из данных, полученных С.В. Бобровицкой (1997), М.В. Вовчик – Блакитной (1983), А.Н. Печниковым и Г.А. Мухиной (1996), Ф.М. Рахматуллиной (1981) и др.. Так выявлено, что ведущими учебными мотивами у студентов являются мотивы «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получить диплом о высшем образовании) и «познавательные» мотивы.

В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Установлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако, в обратном направлении этот фактор не срабатывает – никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе (А.А. Реан, 1994).

Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса (О.С. Гребенюк, 1983). Важность этого принципа вытекает из того факта, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальности снижается, что неоднократно отмечалось в исследованиях. По данным А.М. Василькова и С.С. Иванова (1997), причинами этого являются: неудовлетворительные перспективы работы, недостатки в организации учебного процесса, быта, досуга, воспитательного процесса.

Все выше перечисленное обусловило формулировку проблемы исследования: влияние полярной мотивации на становление структур интегральной индивидуальности.

Решение данной проблемы является целью исследования: изучение и анализ особенностей структур интегральной индивидуальности студентов с различной мотивацией выбора высшего профессионального образования; определение того, как следует использовать знания об интегральной индивидуальности в образовательной системе [3].

Первая попытка представить составляющие студенческого возраста в интегральном пространстве была предпринята в экспериментальной работе Л.В. Мищенко на основе 27 показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и показателя успеваемости в ПГЛУ и Пятигорском фармацевтическом институте также на 1 и 4 курсах (Л.В. Мищенко, 1993). Ее исследование строилось на взаимосвязи 5 уровней интегральной индивидуальности: нейродинамического, психодинамического, индивидного, личностного и социально-психологического. Путем корреляционного анализа было установлено, что статистически значимые связи свойств разных уровней интегральной индивидуальности студентов 1 курса обнаруживают больше сходств, чем различий. На завершающем этапе обучения они статистически значимо различаются.

Структура интегральной индивидуальности начинающих студентов, отмечает В.В. Белоус, является аддитивной, неустойчивой, связь между свойствами различных уровней интегральной индивидуальности слабо выражена, разнородные свойства практически не влияют друг на друга, за исключением генетического фактора. Из всех свойств интегральной индивидуальности студентов начального этапа обучения разных вузов выделяется роль свойств психодинамического уровня.

На начальном этапе обучения прослеживается ярко выраженная взаимосвязь свойств нейродинамического уровня со свойствами социально-психологического уровня. У начинающих студентов степень выраженности соперничества, сотрудничества, компромисса и избегания конфликтов определяется свойствами нервной системы. На начальном этапе, когда студенты еще мало знают друг друга, общественными лидерами, старостами групп и курсов выбирают активных, смелых, коммуникабельных студентов, т.е. с теми качествами, которые обусловлены свойствами нервной системы [3].

Сравнительный анализ данных факторного анализа интеркорреляционных связей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов четвертых курсов позволил Л.В. Мищенко прийти к заключению о том, что структуры интегральной индивидуальности студентов завершающего этапа обучения в разнопрофильных вузах практически не имеют сходства.

Следовательно, под влиянием специфики учебной деятельности формируется профессиональная направленность, изменяется мотивация деятельности и, отсюда, существенно изменяется структура интегральной индивидуальности студентов завершающего этапа. В результате увлеченности и высокой мотивации (а исследовались высокомотивированные студенты) учебно-профессиональной деятельности у студентов формируются специфически устойчивые свойства индивидуальности.

Если у студентов начального этапа обучения доминируют свойства психодинамического уровня, то у студентов завершающего этапа гуманитарного направления доминируют взаимосвязь личностного уровня  и первичных свойств индивида, а у студентов естественнонаучного профиля – взаимосвязь свойств социально-психологического уровня и вторичных свойств индивида. Для студентов завершающего этапа фармацевтического института важными оказались требовательность к себе, критичность, организованность, трудолюбие, направленность на достижение цели, активность. А для студентов ПГЛУ значимыми оказались межличностные отношения: степень коммуникабельности, легкость в установлении контактов, тактичность, доброжелательность.

В дальнейшем на базе студентов младших курсов Нгуеном Кхак Тханом был организован и проведен эксперимент по выяснению содержания интегральной индивидуальности в условиях различной адаптированности их к требованиям высшей школы (Нгуен Кхак Тхан, 2002). Социальная адаптированность определялась по методике Е.Ф. Фанталовой. Структура интегральной индивидуальности состояла из 4-х уровней: нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического. Предварительная характеристика структур интегральной индивидуальности в зависимости от уровня адаптированности студентов к требованиям высшей школы подтвердила положение о существенном влиянии свойств субъекта деятельности на становление целостной индивидуальности. Целостная индивидуальность студентов высших учебных заведений оказывается уникальной у субъектов оптимального и затрудненного адаптирования [1].

Межуровневая характеристика интегральной индивидуальности студента в условиях профессионально-образовательной деятельности была осуществлена в докторской диссертации А.И. Щебетенко. В материалах его докторской диссертации развивается его общее направление исследований школы В.С. Мерлина и его учеников и касается раскрытия кардинальных проблем современного человекознания – целостных и интегральных закономерностей индивидуальности студентов. В настоящее время в дифференциальной педагогической психологии преобладает изучение отдельных характеристик возрастной индивидуальности, что необходимо, но еще недостаточно. А.И. Щебетенко попытался найти целостную характеристику индивидуальности студента, объединяющую нейродинамические, психодинамические, личностные и социально-психологические индивидуальные свойства на новой теоретической и методической основе – с позиции принципов интегратизма, многомерности и многоуровневости. Такой подход к индивидуальности имеет важное значение при решении вопросов, относящихся к человеку вообще и к студенческому возрасту в частности [4].

Теоретической базой его исследований служат различные варианты системного подхода Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Л. Берталанфи, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина и др. Опираясь на эти концепции и используя новые методические подходы, А.И. Щебетенко обосновывает оригинальную функционально-генетическую характеристику межуровневых связей интегральной индивидуальности студентов, имеющую существенное значение для понимания целостной индивидуальности. В частности, автором разработаны понятия диахронических и синхронических межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов как структур функционирования и структур развития; обоснованы положения о специфике методов их идентификации и способов математического моделирования; установлена специфика функций, детерминаций и закономерностей, которым подчиняются диахронические и синхронические межуровневые структуры и т.д. Все это дает право оценить труд А.И. Щебетенко как фундаментальный вклад в развитие теории и практики интегративной психологии развития [5].

Проведенные исследования структур интегральной индивидуальности студентов подтвердили положение В.С. Мерлина о том, что характеристика индивидуальности может быть достигнута только при всестороннем учете внешних и внутренних детерминант ее развития. Это, в свою очередь, способствует разработке эффективных путей гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности любого человека.

В рамках сказанного становится ясно, какую актуальность приобретает представленное исследование в образовательном пространстве. В предлагаемом труде сделан шаг к обоснованию влияния уровня мотивации выбора высшего профессионального заведения на академическую успеваемость и формирование научных интересов студентов.

Итак, настоящее исследование проводилось на базе Пятигорского государственного лингвистического университета в 2005-2006 учебном году.

Общее количество студентов 5-го курса составило  110 человек. Респонденты не различались по возрасту (20-22 года) и полу (примерно равные соотношения юношей и девушек в совокупной выборке испытуемых).

С целью формирования положительного отношения к исследовательским заданиям и доверия у испытуемых проводились предварительные беседы с участием кураторов групп и индивидуальные беседы перед началом исследования.

При отборе методик исследования мы стремились получить максимально полную и точную психологическую информацию о характеристиках интегральной индивидуальности студентов по четырем ее уровням: нейродинамическому, психодинамическому, личностному и социально-психологическому. Для диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности использовались общепринятые в Пятигорской психологической школе опросники Стреляу, Русалова, Бажина, Томаса. и др. Изучение мотивации выбора высшего профессионального образования осуществлялось по методике В.В. Белоуса. Для расчета собранного фактического материала применялись компьютерные программы математической статистики.

Исходя их того, что главное в мотивации – ее неразрывная связь с потребностями, так как человек готов преодолевать препятствия на пути к намеченной цели, если «вознаграждение» которое он получает, в результате, позволяет ему удовлетворять значимые для него потребности мы выбрали 15 утверждений,  которые отражают мотивацию выбора высшего профессионального образования (ВПО) учащимися вуза.

С целью изучения мотивации выбора ВПО респондентам предъявлялись утверждения с требованием расположить их по желательности и привлекательности, по близости их к внутреннему миру. На первое место они должны были поставить тот мотив выбора, который им ближе всего.

Суммирование мест 110 испытуемых по каждому мотиву позволило определить идеальный ряд мотивов выбора ВПО:  от более значимого к менее значимому. Идеальный ряд мотивов представлен в табл.1, данные которой демонстрируют то, что первые три мотива выбора ВПО являются наиболее значимыми, последние три – менее значимыми.

Вычислив коэффициент корреляции рангов путем сопоставления реальных мотивов выбора ВПО у 110 респондентов в отдельности с идеальным, мы по медиане разделили корреляционнный ряд на две равные части и выделили две группы испытуемых: 57 высокомотивированных и 53 низкомотивированных.

Группа 1 «А» – респонденты, приближенные к идеальному мотиву выбора ВПО. Условно «Высокомотивированные» (ВМ).

Группа 2 «В» – респонденты, удаленные от идеального мотива выбора ВПО. Условно «Низкомотивированные» (НМ).

Следовательно, состав выборок не зависит ни от отношения испытуемых к опытам, ни от пола и возраста, ни от будущей профессии. Они различались лишь по мотивам выбора ВПО.                                                                                       

На следующем этапе исследования мы провели внутригрупповой факторный анализ структур интегральной индивидуальности студентов с различной мотивацией выбора высшего профессионального образования.

 

                                                                                                                           Таблица 1

Идеальный ряд мотивов выбора ВПО

 

Ранг

Идеальные мотивы выбора ВПО

1

Выжить в новых условиях.

2

Быть в жизни самостоятельным.

3,5

Возможность профессионального роста.

3,5

Иметь диплом и профессиональные знания.

5

Желание иметь диплом о высшем образовании.

6

Престижность высшего образования.

7

Материальная обеспеченность.

8

Желание учиться.

9,5

Быть не хуже других.

9,5

Ценность будущей профессии для общества.

11

Общение на новом уровне.

12

Тяга к новым знаниям.

13

Посоветовали родители.

14

Близость ВУЗа.

15

Посоветовали товарищи.

 С целью преодоления недостатков поэлементного анализа структур интегральной индивидуальности студентов высшей школы, мы обратились к факторной обработке исходных данных, позволяющей выразить интегральную индивидуальность во взаимосвязях свойств и уровней. Взяв за основу матрицы интеркорреляций для каждой группы студентов в отдельности, мы подвергли их (матрицы интеркорреляций) факторизации по методу Тэрстоуна. Полученные данные представлены в табл. 2 и 3.

Рассмотрим результаты факторного анализа  структур интегральной индивидуальности студентов высокомотивированной учебной группы. Из таблицы 2 видно, что в структуре интегральной индивидуальности студентов высокомотивированной учебной группы выделяются четыре значимых фактора. Остановимся на каждом факторе в отдельности.

В факторе 1 наблюдается четкая взаимосвязь нейродинамики, темперамента и свойств личностного уровня. Причем, если судить по средней величине насыщенности низшего или высшего уровней значимыми факторными весами, то цементирующую роль в этом факторе играет личностный уровень интегральной индивидуальности. Личностный уровень в автономном режиме опережает среднюю величину насыщенности значимыми факторными весами любой из двух низших уровней в конструировании фактора (средняя величина насыщенности высшего уровня равна 2,00, низшего – 1,66; абсолютная насыщенность личностного уровня – 4,0 у.е.; нейродинамического – 1,33; психодинамического – 2,00). В связи с имеющимся материалом мы вправе фактор 1 обозначить «личностным» и считать его важнейшим организатором структур интегральной индивидуальности студентов высокомотивированной учебной группы.

Факторы 2 и 3, также будучи частичными по содержанию, представляют собой либо перевес низших уровней над высшими (фактор 2), либо, наоборот, перевес высших уровней над низшими (фактор 3) по критерию средней величины насыщенности уровней значимыми факторными весами (в факторе 2 низшее по средней величине равно 1,33, высшее – 0; в факторе 3 низшее по средней величине равно 0, высшее – 1,16). В факторе 2 заметно проявляется роль психодинамического уровня в становлении структур интегральной индивидуальности студентов; в факторе 3 – социально-психологического уровня.

По этой причине фактор 2 можно определить как «психодинамический», а фактор 3 – «социально-психологический».

Наконец, фактор 4 также – частичный и в нем просвечивается определенный вклад высших уровней в сравнении с низшими. Так, нейродинамический уровень имеет среднюю величину насыщенности значимыми факторными весами равную 0,66, социально-психологический уровень – 0,80. Судя по средней величине насыщенности уровней значимыми факторными весами, фактор 4 следует считать «социально-психологическим».

Таблица 2

Извлеченные факторные структуры интегральной индивидуальности студентов с высокой мотивацией выбора ВПО

Уровень

ИИ

пок.

Показатели

Факторы

1

2

3

4

НДУ

1

Сила процесса возбуждения

-0,60

     

2

Чувствительность

       

3

Сила процесса торможения

 

-0,57

 

0,40

4

Неуравновешен. нервных процессов

     

-0,40

5

Подвижность нервных процессов

-0,61

     

6

Преоблад. Второй сигнальн. системы

       

ПДУ

7

Предметная эргичность

-0,59

     

8

Социальная эргичность

 

0,71

   

9

Пластичность

-0,72

     

10

Социальная пластичность

 

0,64

   

11

Темп

0,54

0,46

   

12

Социальный темп

 

0,50

   

13

Эмоциональность

       

14

Социальная эмоциональность

0,41

     

ЛУ

15

Общая интернальность

-0,83

     

16

Интернальность в области достижений

-0,71

     

17

Интернальность в области неудач

-0,62

     

18

Интернальность в области семейных

отношений

-0,62

 

0,52

 

19

Интернальность в области производственных отношений

-0,54

     

20

Интернальность в области межличностных отношений

-0,53

     

С-ПУ

21

Соперничество

     

0,80

22

Сотрудничество

   

0,70

 

23

Компромисс

   

0,53

 

24

Избегание конфликтов

       

25

Приспособление

     

-0,51

В исследовании удалось выявить, что структура интегральной индивидуальности студентов высокомотивированной учебной группы определяется ведущей ролью высших уровней вообще, личностного и социально-психологического – в частности. Низший уровень приспосабливается к направляющей деятельности высших уровней интегральной индивидуальности.

Следующий шаг в анализе – выяснение характера отношений между извлеченными факторными структурами интегральной индивидуальности. По данным, представленным в табл.3, на печать факторная программа выдает ортогональные (независимые) и облические (зависимые) структуры интегральной индивидуальности. В облических структурах один и тот же показатель (например, пок. 3, 11 и т.д.) входит в разные факторы со значимыми весами. В ортогональных структурах каждый показатель принадлежит определенному (одному-единственному) фактору. Примером могут служить пок.1, 4, 5, 7 и т.д. Облические структуры много-многозначны, ортогональные – однозначны. Разным структурам интегральной индивидуальности студентов соответствуют разные приспособительные возможности: в жестких и однозначных структурах интегральной индивидуальности приспособительный эффект значительно ниже, чем в много-многозначных зависимостях интегральной индивидуальности [3].

 Следовательно, в структуре интегральной индивидуальности студентов высокомотивированной учебной группы наблюдается перевес высших уровней над низшими и обнаруживается синтез ортогональных и облических зависимостей.>

 Далее нами были изучены результаты факторного  анализа структур интегральной инд ивидуальности студентов низкомотивированной учебной группы

Из табл. 3 видно, что структура интегральной индивидуальности студентов низкомотивированной учебной группы состоит из четырех значимых факторов.

Таблица 3

Извлеченные факторные структуры интегральной индивидуальности студентов с низкой мотивацией выбора ВПО

Уровень

ИИ

пок.

Показатели

Факторы

1

2

3

4

НДУ

1

Сила процесса возбуждения

   

0,67

 

2

Чувствительность

       

3

Сила процесса торможения

     

0,62

4

Неуравновешен. нервных процессов

   

0,49

-0,68

5

Подвижность нервных процессов

 

0,43

0,51

 

6

Преоблад. второй сигнальн. системы

     

-0,44

ПДУ

7

Предметная эргичность

-0,46

     

8

Социальная эргичность

-0,50

     

9

Пластичность

-0,63

     

10

Социальная пластичность

 

0,61

   

11

Темп

-0,52

0,60

   

12

Социальный темп

 

0,50

   

13

Эмоциональность

0,44

     

14

Социальная эмоциональность

0,63

     

ЛУ

15

Общая интернальность

0,77

     

16

Интернальность в области достижений

-0,81

     

17

Интернальность в области неудач

-0,61

     

18

Интернальность в области семейных

Отношений

-0,56

-0,45

   

19

Интернальность в области производственных отношений

-0,54

     

20

Интернальность в области межличностных отношений

-0,64

     

С-ПУ

21

Соперничество

   

-0,71

-0,45

22

Сотрудничество

   

0,63

 

23

Компромисс

 

0,48

   

24

Избегание конфликтов

       

25

Приспособление

     

0,57

Фактор 1 наполнен (частично) участвующими уровнями интегральной индивидуальности: психодинамическим (пок. 7, 8, 9, 11, 13 и 14) и личностным (пок.15-20). В итоге мы имеем шесть показателей низшего и столько же показателей высшего уровней. Если это выразить в средних значениях насыщенности низшего и высшего уровней порознь значимыми факторными весами, то обнаружим определенное превалирование высшего (2,00) над низшим (1,5). Это послужило основанием обозначить фактор 1 «личностным».

Фактор 2 представлен взаимосвязью нейродинамики, темперамента, личности и свойств социально-психологического уровня. В этой целостной организации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов выделяются низшие образования и особенно – психодинамический уровень.

В факторе 3 прослеживается взаимосвязь по линии «организм – социально-психологическая детерминанта». В этом факторе наблюдается определенное преимущество низшего (1,0) над высшим (0,8) по средним значениям насыщенности уровней значимыми факторными весами. Поэтому есть все основания считать фактор 3 «нейродинамическим».                                                                  

Фактор 4 является частичным и идентичным фактору 3 по средней степени насыщенности уровней значимыми факторными весами: низший уровень составляет 1,0, высший – 0,8. По этой причине фактор 4 является так же «нейродинамическим».

Что касается характера отношений между извлеченными факторными структурами интегральной индивидуальности, то они в значительной степени подчиняются законам ортогональной (жесткой и однозначной) и в меньшей степени – облической зависимости.

Итак, структура интегральной индивидуальности студентов низкомотивированной учебной группы строится с позиции свойств низшего уровня. Судя по четырем извлеченным факторам, особенно ощутимой выглядит роль организма (нейродинамический уровень) и ортогональных зависимостей в конструировании интегральной индивидуальности.

Резюме. Изучение интегральной индивидуальности студентов с высокой и низкой мотивацией достижения высшего образования показало, что организатором структуры интегральной индивидуальности студентов высокомотивированной учебной группы выступают высшие уровни, низкомотивированной учебной группы – низшие уровни. Во всех случаях наблюдается перевес ортогональных зависимостей над облическими, хотя и в разной степени.                                                           

Кроме того, следует отметить, что данные результаты исследования вместе с установленными нами ранее и описанными в другой работе позволяют констатировать, что мотивация учебной деятельности является не менее важным фактором успешности процесса обучения, нежели технологии реализации учебного процесса.

Педагоги должны формировать у студентов мотивы, придающие учебной деятельности значимый личностный смысл, когда учебная деятельность становится для студента сама по себе жизненно важной целью. Надеяться на то, что устойчивая положительная познавательная и профессиональная мотивация учения и выбора ВПО возникнет сама по себе, стихийно, не приходится, поэтому и необходимо мотивационное обеспечение учебного процесса.

Для систематической работы педагогам вузов важно знать условия (факторы),  способствующие формированию у студентов устойчивой и положительной мотивации учения и выбора ВПО. К этим факторам относится: осознание ближайших и конечных целей обучения; осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний; показ «перспективных линий» в развитии научных понятий; профессиональная направленность учебной деятельности; выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной профессиональной деятельности; наличие познавательного психологического климата в учебной группе и др.

Литература

  1. Боязитова И.В., Нгуен Кхак Тхан, Белоус В.В. Особенности структур интегральной индивидуальности у студентов с различной адаптированностью к требованиям высшей школы // Симпозиум 8: Интегративная антропология. Когнитивная психология. Этнопсихология. – Пятигорск, 2001. С.29-32.
  2. Боязитова, И.В. Проблемы интегративной психологии развития // Монография. – Москва. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004.
  3. Коблева А.Л. Характеристика структур интегральной индивидуальности студентов с различной мотивацией выбора высшего профессионального образования: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. – Пятигорск, 2005. – 142 с. 
  4. Психология интегральной индивидуальности В.С. Мерлина и современность // Коллективная монография / Под ред. Белоуса В.В., Боязитовой И.В., Щебетенко А.И. – Москва – Пятигорск: Издательство РАО-ПГЛУ, 2008.
  5. Системное познания индивидуальности человека. // Коллективная монография / Под ред. В.В. Белоуса, И.В. Боязитовой. – Пятигорск, 2009.

Об авторе

Коблева Анжела Лионтьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет».

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Коблева А.Л. Особенности структур интегральной индивидуальности студентов с различной мотивацией выбора высшего профессионального образования. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.