ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

  

УДК 159.98.07

English version:

Аннотация. В статье описывается суть психоаналитической основы консультирования и рассматриваются особенности данного консультирования в процессе работы с клиентом. Центральное звено психоаналитического подхода заключено в осознании истоков проблем клиента, реструктурирование личности, акцентирование действий на терапии «трудностей в жизни», коренящихся в невротическом характере.

Ключевые слова: психологическое консультирование, психоанализ, бессознательное, инсайт.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

 Авторами психоаналитического подхода в консультировании, которые объявляли в качестве предмета психологии бессознательное, являются З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, А. Фрейд. Психологическое консультирование на базе психоанализа ориентировано на прослеживании первоначальных, более общих причин человеческого страдания, связанных не столько с конкретной актуальной ситуацией, в которой находится клиент, сколько с его типичными особенностями проживания актуальной ситуации. Эти проживания обусловлены его ранее принятыми неосознанными решениями. Согласно этой модели, корни самых ранних подобных решений находятся в детском опыте клиента. В свою очередь, поздние психоаналитические модели допускают возможность принятия подобных принципиально важных, но неосознанных решений и в более поздних фазах жизни человека; особенно подчеркивается роль подросткового периода, периодов жизненных кризисов, резкой смены жизненных обстоятельств, когда вероятность принятия новых стратегий о себе и о внешнем мире резко повышается.

Центральным звеном консультации на психоаналитической основе является осознание истоков проблем клиента, реструктурирование личности, акцентирование действий на терапии «трудностей в жизни», коренящихся в невротическом характере. Консультант помогает клиенту распознать и использовать свою психическую энергию, психологически зрелым способом прояснить причины своего «неправильного» поведения посредством соотношения сознательных мыслей, чувств, фантазий, импульсов и поведения индивида с их бессознательными предшественниками [3]. Аналитик должен понимать, что лежит за различными вопросами, о которых говорит его клиент во время аналитического сеанса. Ему необходимо вслушиваться в очевидную мелодию и слышать скрытые (бессознательные) темы «левой руки», перевести ее в прошлое, в ее первоначальную и бессознательную форму. Мотивом аналитика в психоанализе является поиск понимания, а не использование переживания клиента для замещающего удовольствия. Основной механизм же состоит в частичной и временной идентификации с индивидом на основе рабочей модели клиента, которую аналитик сформировал во время работы с ним. Следует отметить, что эмпатия и интуиция являются фундаментом таланта консультанта, рычагом для улавливания неосознанных значений, которые лучшие психоаналитики используют в проведении эффективной раскрывающей терапии [1].

От аналитика нужен профессионализм, а от клиента – определенная активность: заинтересованное участие в происходящем и подготовленность включаться в развивающийся психотерапевтический процесс. Успех в процессе психоанализа во многом зависит от адекватного к нему отношения. Это отношение подразумевает, что на какое-то время, анализ будет являться наиболее или наименее приоритетным в жизни клиента, став центром притяжения идей, эмоций и желаний. Лишь тот заказчик, который мотивирован, будет способен действовать искренне и упорно в психоаналитической ситуации. Любопытство и желание изучить себя могут быть дополнены невротическим страданием, чтобы консультирование не ограничилось только поверхностным психоаналитическим экспериментом.

Метод свободных ассоциаций – основное открытие З. Фрейда. С одной стороны – это естественная потребность любого человека говорить то, что приходит ему в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишен такой возможности – небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку) [4].

Разовая психоаналитическая консультация вероятна, однако, от нее не следует ждать глубинного психотерапевтического эффекта. Наиболее реалистичными являются ожидания заполучить первичную ориентацию в заявленной дилемме и сделать изначальное структурирование запроса клиента. Миф о «быстром питании» в психотерапии очень вредоносен для настоящих аналитических задач. Может случиться, что заказчик приносит локальный запрос, не требующий глубинной проработки, но, как правило, это не так.

Психоаналитическое консультирование эффективно при множестве нервных болезней, в частности при истерии, повышенной тревожности и обсессивных неврозах. Эго клиента, как правило, сохраняет минимальную степень последовательности или ориентации в действительности, чего не следует ожидать от психотиков, поэтому им психоанализ противопоказан.

И человек, обращающийся за консультацией, определяет собственный запрос (в котором отражена его главная проблематика и пожелания, связанные с тем, что он желал бы добиться в ходе работы). Форма и содержание запроса могут являться различными, но действовать аналитически можно не любого рода запросом. В первую очередь, сложность представляют требования, предполагающие волшебное разрешение внутренней либо внешней ситуации.

Фрейд (1919 г.) предвещал, что когда-либо будем обязаны осквернить «чистое золото» психоанализа примесями с целью помощи большому количеству клиентов.

В психоанализе личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Человек в течение всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.

Следует отличать бессознательные стремления и потребности от бессознательных механизмов познания, поскольку последние зачастую гораздо легче перенести в сознание и, стало быть, внести в них изменения. Первичные механизмы познания (Фрейд) или архаическое мышление (Юнг) больше поддаются восстановлению, например, посредством обучения искусствам, танцу и другим невербальным навыкам.

Понятие бессознательного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека. Ключевой задачей психоанализа является обнаружение и исследование подсознательной сферы, являющейся точкой управления самой личностью. Психолог, работая с клиентом с позиции данной теории, стремится к одной важной цели: клиент должен понять свои подсознательные силы и научиться повлиять на них.

Бессознательное – это внутренняя стихия психических процессов, бурлящий котел инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений, на базе чего развиваются разрозненные группы эмоциональных переживаний, и даже целостные их группы – комплексы. В частности, в бессознательном слое располагается одна из структур личности – «Оно», являющейся я энергетической основой личности [1].

Консультант стремится понизить уровень притязаний Сверх-Я по отношению к Я. Этому может способствовать явление переноса, при котором клиент может ставить психоаналитика на место своего отца или матери и наделять его той властью, которую его Сверх-Я имеет над Я. У обновленного Сверх-Я появляется, по выражению основателя психоанализа, «возможность для некоторого рода последующего образования невротика», поскольку оно может исправить ошибки, ранее допущенные родителями при обучении ребенка. Однако психоаналитик не должен забывать, что его задачей является укрепление ослабленного Я клиента, а не стремление стать для него учителем, примером и идеалом.

Создавая психологические предпосылки для становления клиента более зрелым, независимым от аналитика и способным самостоятельно, с осознанием особенностей своего Оно и Сверх-Я решать внутрипсихические конфликты, психоаналитик нацелен на раскрытие динамики развертывания бессознательных процессов в психике клиента.

Следует выделить и принцип психоанализа, который звучит следующим образом: «Где было Оно, должно быть Я». То есть нужно помочь личности осознать тревожащие его переживания, и тогда он сможет приспособиться к своим условиям жизни и своей психической организации. Такая психотерапия неврозов действительно во многих случаях дает положительные результаты: углубление самосознания личности облегчает ее приспособление к жизненным условиям. 

Согласно З. Фрейду зерна серьезных психологических вопросов приходятся на благоприятную почву только тогда, когда способы защиты приводят к искажению реальности. Психоаналитический подход к психике личности позволяет выстроить современную психоаналитическую терапевтическую стратегию и тактику вскрытия и осознания существующих (ранее вытесненных) комплексов, которые мешают адекватно воспринимать окружающую действительность, реакции на неё, а также комплексов «Оно». Основной лечебный механизм при психоанализе – это осознание этих комплексов, выведение их в сознание и отреагирование (катарсис).

В процессе консультирования на психоаналитической основе необходимо центрироваться на том, чтоб не давать оценку событиям просто по внешним их проявлениям, а стараться исследовать символическое и бессознательное значение какого-либо поведения, даже если в соответствующий момент времени это представляется совершенно неадекватным, странным. Задача консультанта, опирающегося на концепцию психоанализа, состоит в поиске, определении и переводе в сознание бессознательных тенденций, влечений и конфликтов. И консультант строит процесс так, чтобы облегчить проявление и понимание скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного и добиться переоценки тревожащих клиента переживаний. Переводя в сознание вытесненный в бессознательное материал, аналитик тем самым реконструирует базисную личности.

Далее консультант подготавливает условия для инсайта, а затем содействует его возникновению. Вначале он слушает, а затем задает вопросы типа: «О чем вам напоминает шпинат?» или «Что еще приходит вам в голову?». Вопросы такого характера помогают клиенту исследовать прошлое, воскресить чувства, а определенные аспекты воспоминаний кристаллизируются и выходят на первый план [2].

Инсайт представляет собой осознание причин тех трудностей, с которыми сталкивается субъект в настоящем. Клиент, развивая более острый и глубокий инсайт, усиливает свою способность осознавать то, как проявляется суть конфликта, и реализует ее как в группе, так и в повседневной жизни. Тем самым формируются новые связи и выявляются доминантные темы.

Психоанализ – это реальные переживания в нереальной ситуации, ситуации безопасности и доверия, которая никогда не встречается в реальной жизни (ведь психоаналитик существует только в той комнате, в которой ведет прием, ведь реально он не существует).

Так, клиенты узнают множество полезных и не очень полезных для себя сведений, причем, обычно приобретение этих знаний сопровождается некоторыми побочными эффектами, которые затрудняют научение в будущем. Клиенты попадают сюда с последствиями психических травм, обремененные дезадаптивными поведенческими паттернами, привыкшие прибегать к защите и оказывать сопротивление, не говоря уже о проблемах, послуживших поводом для обращения за помощью.

В конечном счете, эффективность психоанализа зависит от количественного соотношения энергии, которую аналитик смог мобилизовать у кли­ента к его же выгоде, и энергии сил, работающих против клиента.

Таким образом, консультирование на основе психоанализа помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми. Неосознаваемые области психики именуются бессознательными. Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины человеческой психики. Психоанализ определяется как психоанализ не своей техникой или формой проведения, а его основной задачей – самопознание через расширение сознания.

 

Литература

1. Алейникова Т.В. Психоанализ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

2. Гринсон Ральф Р. Практика и техника психоанализа. – Когито-Центр, 2013.

3.Исаева Э.Г., А.Р. Мусалаева. Стратегии консультативной работы психолога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Илекса, 2011.

4.Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. – СПб.- Питер, 2013. – №3.

5. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. / Пер. М.В. Вульф, А.А. Спектор. – М.: АСТ, 2012. – 400 с. 

Об авторе

Усманова Анжела Раиковна – магистрант 1 курса специальности «Психология» факультета психологии и философии Дагестанского государственного университета.

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Усманова А.Р. Психоаналитическая основа консультирования. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.