ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ С ПРОБЛЕМАМИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

 

 

УДК 159.922

English version:

Аннотация. Статья посвящена проблеме консультативного содействия нервно-психической устойчивости как одного из факторов нарушения психологической безопасности личности военнослужащих по контракту. Выявлены особенности работы с военнослужащими по контракту, условия профилактики нервно-психической неустойчивости военнослужащих по контракту и принципы индивидуального консультирования военнослужащих по контракту. Разработанная программа психопрофилактики может быть использована в практике консультативного взаимодействия с военнослужащими по контракту с проблемами нервно-психической устойчивости.

Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость, личность военнослужащего по контракту, психологическая безопасность, психологическое консультирование.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 Введение

Реформация Вооруженных Сил Российской Федерации привела к увеличению числа военных служащих на контрактной основе. Их деятельность имеет свои особенности, изучение и учет которых необходим в деятельности военного психолога. К военнослужащим-контрактникам предъявляются высокие требования, включающие не только физические характеристики, но и психологические. К ним относятся адаптивность [13], жизнестойкость [12], стрессоустойчивость и другие качества. Мы исходим из того, что особое внимание нужно уделять профилактике нервно-психической неустойчивости посредством психологического сопровождения военнослужащих в процессе несения ими воинской службы. Чтобы вплотную рассмотреть данный аспект проблемы, обратимся к ее теоретическим основаниям.

Теоретическое обоснование проблемы

Феномен нервно-психической устойчивости / неустойчивости введен в научный оборот сравнительно недавно. Впервые термин «нервно-психическая неустойчивость» употребил Л.И. Спивак в 1978 г. [10]. Он рассматривал нервно-психическую неустойчивость как склонность к срывам в деятельности нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении. Противоположным по смыслу является термин нервно-психическая устойчивость, характеризующаяся адаптационными способностями личности к деятельности в неблагоприятных условиях профессиональной среды. Данные явления наиболее значимы в тех видах деятельности, где психическое и физическое напряжение достигает высокого уровня. Наиболее остро вопрос нервно-психической устойчивости встает в деятельности в нестандартных и непривычных условиях. К проблемам нервно-психической устойчивости обращались также ученые, как Ю.А. Баранов, Ю.А. Баранов, А.А. Боченков, Ж.Г. Сенокосов, В.С. Новиков и др. Основываясь на современных наработках, можно сформулировать собирательное определение нервно-психической неустойчивости как комплекса состояний психической деятельности, определяющих склонность к срывам в условиях психофизических перегрузок. Следует признать, что нервно-психическая неустойчивость сама по себе не является нарушением, а лишь является фоном, основой для развития у индивида дезадаптивных нарушений.

А.Г. Маклаков полагает, что крайние проявления нервно-психической неустойчивости в основном проявляются при наложении внутренних условий на внешние неблагоприятные факторы профессиональной среды. Он выделяет факторы профессиональной среды, которые наиболее негативно воздействуют на психофизиологическое состояние индивида: уровень индивидуальной опасности, степень тяжести поставленной задачи и время, отведенное на ее выполнение, длительность стрессогенного воздействия и др. [6].

Нарушения адаптационных механизмов, вне зависимости от характера стрессогенного воздействия, имеют внешнее отражение в деятельности. Они проявляются в виде непродуктивного, социально неприемлемого реагирования. Чаще всего такой сотрудник имитирует выполнение определенной деятельности, допускает халатность, у него повышается риск аварийности, брака, наблюдается отказ от деятельности. Подобные нарушения ведут к постепенной утрате профессиональных навыков, возникновению феноменов когнитивной беспомощности, стрессовой ингибиции, социальной ингибиции. На личностном уровне могут обнаружиться нарушения уверенности субъекта в себе [9]. Вообще, основные формы проявления нервно-психической неустойчивости выявляются в пяти сферах.

Во-первых, это характеристики поведения, позволяющие заключить наличие нервно-психической неустойчивости: необщительность, социальная изолированность, подверженность, грубость, сквернословие, робость, пугливость, эгоизм, подозрительность, немотивированные вспышки агрессии, конфликтность, мнительность, обидчивость, вспыльчивость и др.

Во-вторых, предпатологические и патологические нарушения, такие как общая вялость, высокая истощаемость и утомляемость, раздражительность. Важно выделить такие физиологические нарушения как нарушение сна, аппетита, частая головная боль, сердцебиение, нарушение ритма дыхания при волнении, резкое покраснение или побледнение кожных покровов, тремор рук, век, губ, ухудшение функций памяти, внимания (нарушение концентрации произвольного внимания) и мышления (неадекватность, нелогичность). Так же можно отметить навязчивые мысли и движения, сверхценные идеи, необъяснимые поступки.

В-третьих, это отступление от дисциплинарных и моральных норм проявляющиеся в чрезмерной активности без четкой направленности, склонности к нарушению субординации, саботирование распоряжений и должностных обязанностей, самовольные отлучки из части, алкоголизация, употребление наркотиков и токсических веществ, лживость, воровство. Случаи суицидальных попыток.

В-четвертых, недостаточная социальная зрелость, проявляющаяся в ограниченности, несформированность или несоответствие возрасту интересов и склонностей, отсутствие устойчивых увлечений и достаточно определенной профессиональной направленности, иждивенческие тенденции, эмоциональная незрелость, неспособность сдерживать или управлять своими чувствами, желаниями, поступками, пренебрежительное отношение к общественно – полезному труду, социальным и национальным ценностям, стремление к легкой наживе.

В-пятых, нарушение в системе профессиональной деятельности, такие как неустойчивость профессиональных интересов, низкая эффективность и надежность деятельности, нарушение техники безопасности, профессиональной дисциплины и этики, производственный травматизм, повторные случаи аварий и поломок, частая смена мест работы и специальностей, несоответствие уровня профессиональных притязаний личным способностям и возможностям [1].

Все данные признаки свидетельствуют о крайнем снижении уровня психологической безопасности личности [4].

Сложность психодиагностики нервно-психической неустойчивости заключена в трудности отделения признаков нервно-психической неустойчивости как свойства личности от признаков как проявления ситуационной реакции на неблагоприятные внешние воздействия. При этом следует учесть, что не любая профессиональная деятельность ведет к срыву адаптационных механизмов, а лишь та, психогенные факторы которой давят именно на те личностные преддиспозиции, которые являются нестабильными. Т.е. это реакция на деятельность, которая является непосильной не сама по себе, а в приложении к данному конкретному индивиду. Это определяет необходимость комплексного изучения психофизиологических особенностей индивида, его возможности справляться тем или иным видом профессиональной деятельности без психоэмоциональных срывов.

Профессиональная среда, в которой осуществляет свою деятельность индивид, может быть как благоприятной для данного конкретного индивида либо неблагоприятной, в зависимости от совокупности врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных свойств личности. Под профессиональной средой понимается вся совокупность внешних условий, воздействующих на индивида в процессе его профессиональной деятельности, в том числе и характер его взаимоотношений с окружающим микросоциумом. Очевидно, что нервно-психическая устойчивость может приобретать характерные нюансы, обусловленные профессиональной средой субъекта. Исходя из вышеизложенного, сотрудники Научно-практического центра Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации рассматривают нервно-психическую неустойчивость как интегральную совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных свойств личности, которые могут предопределять вероятность неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия профессиональной среды [7].

Военнослужащие, проходящие службу по контракту, образуют особую категорию воинов, которая требует новых подходов в процессе психологического сопровождения. Это обусловлено следующими обстоятельствами: отличия в мотивационно-потребностной сфере воинов – контрактников, ее материальная направленность; структурирование свободного и служебного времени воинов; социальная работа по профилактике аддиктивного поведения; работа по адаптации воинов имеющих перерыв в военной службе; сложности соблюдения субординационных взаимоотношений между воинами контрактниками и молодыми офицерами [8].

Необходимо отметить позитивные и негативные стороны воинов-контрактников. К позитивным сторонам относятся, в первую очередь, социальная зрелость, «житейский» опыт, наличие армейской выправки, высокий уровень интеллекта, хорошая обучаемость, высокий уровень психофизической подготовки. Среди отрицательных черт – ориентация на материальные стимулы к службе по контракту, недостаточный уровень удовлетворенности выбранной профессией, неготовность ограничить свои потребности, воспринять жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать профессиональную службу в армии, недоверчивое и скептическое отношение к своим командирам (прежде всего к молодым офицерам). Все это существенно повышает требования к системе социально-психологического сопровождения, заставляет учитывать специфику данной категории военнослужащих.

Военнослужащий по контракту с необходимостью должен обладать высоким уровнем интеллекта, хорошими способностями к обучению, уравновешенность, умение выносить высокие психофизиологические нагрузки без значимых последствий для здоровья. При этом следует учитывать, что служба в ВС РФ сопровождается потенциально опасными стрессогенными ситуациями. Военнослужащие, в том числе, по контракту сталкиваются с тем, что их ритм жизни меняется, они часто находятся в ситуации неопределенности и ожидания, частых разлук с семьей, жесткого регламента, отсутствия возможности для уединения, частой смены климатогеографических условий, высокого уровня ответственности, необходимости подчиняться вышестоящему лицу и т.п. [11]. Все эти факторы являются потенциально неблагоприятными для психического здоровья человека и психологической безопасности личности [5].

Главная цель психологического консультирования военнослужащих, проходящих службу по контракту, это формирование и развитие у них качеств, необходимых военному профессионалу, защитнику Отечества. Данный процесс направлен на укрепление морального духа военнослужащих, на достижение ими высокой боевой готовности, морально-психологической устойчивости. В качестве одной из основных составляющих психической готовности военнослужащего к несению воинской службы нами рассматривается его психологическая устойчивость.

На этапе психологического отбора выявляются лица наиболее склонные к развитию нервно-психической неустойчивости. Однако это не позволяет нам заключить, что прошедшие психологический отбор военнослужащие по контракту не могут быть в той или иной степени подвержены риску развития нервно-психической неустойчивости, так как это явление динамическое. Задачей военного психолога является не только сопровождение воина, но и изучение его профессиональных способностей, учет специфики выполняемой им деятельности, соответствие занимаемой должности. От того верно ли подобрана специальность и должность, которую он будет занимать, зависит степень удовлетворенности службой и качество исполнения им своих должностных обязанностей. Данный учет специфических особенностей создает благоприятные условия для построения хороших взаимоотношений с военнослужащими-контрактниками. Необходимо, что бы каждое воздействие строилось с учетом социализации личности, индивидуальных, социально-психологических, физиологических, возрастных особенностей и уровня развития профессиональных качеств.

Профилактика нервно-психической неустойчивости включает поднятие морально боевого духа контрактников, формирование у них сплоченности, высокого чувства воинского долга, мужества, бдительности, выносливости, войскового товарищества и других важных качеств, предусмотренных военной присягой и воинскими уставами, необходимых для выполнения задач военной службы. Как и к прочим профессионалам, к военнослужащим по контракту должны предъявляться требования к уровню развития правосознания [2].

Методами профилактики нервно-психической неустойчивости могут быть: собеседование; психотренинг; аутотренинг; поддержка, подбадривание; режим труда; профессиональная ориентация и рациональное распределение; отдых; психологическая реабилитация; социальная реабилитация; индивидуальный подход; эмоциональная разрядка; психологическая релаксация; медицинская помощь; административные меры; постоянный контроль; периодическое тестирование. Указанные методы профилактики нервно-психической неустойчивости проводятся на всех этапах прохождения военной службы и зависят как от организации службы в целом, так и от уровня профессиональной подготовки всех должностных лиц отвечающих за сохранение психического здоровья военнослужащих. Проводимые формы работы могут объединяться общей идеей подготовки субъектов к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации [3].

Проведенный нами теоретический анализ позволил выделить ряд ключевых моментов. Под нервно-психической неустойчивостью нами понимается совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных свойств личности, которые могут предопределять появление неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия профессиональной среды. Биологическими основами нервно-психической неустойчивости являются первичные и вторичные свойства нервной системы. Нервно-психическая неустойчивость включает статический компонент и динамический компонент. Их взаимодействие с требованиями профессиональной среды приводит к усилению или ослаблению симптомов нервно-психической неустойчивости. Нервно-психическая устойчивость образуется интегральной совокупностью врожденных (первичные свойства нервной системы) и приобретенных (вторичные свойства) личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды. Данные о военнослужащих на контрактной основе, позволяют говорить о наличии у них высокого уровня нервно-психической устойчивости и, следовательно, работа психолога должна быть ориентирована на диагностику данного состояния с целью своевременной коррекции в силу необходимости и психопрофилактики. Психологическая профилактика нервно-психической неустойчивости должна включать проработку психо-эмоционального состояния и психологическую разрядку военнослужащих, осуществление которых нам представляется, наиболее целесообразным путем индивидуального психологического консультирования.

Организация исследования

Эмпирической базой исследования выступили военнослужащие специального моторизованного полка ВВ МВД РФ в одной из войсковых частей города Пятигорска в количестве 60 человек. Пол испытуемых – мужской. В эмпирическом исследовании приняли участие военнослужащие по контракту в званиях рядовой (57 человек), ефрейтор (4 человека) и старшина (3 человека). При организации практической части исследования в полной мере были соблюдены требования Хельсинской декларации 1975 года и ее пересмотренного варианта 1996 года.

Целью эмпирической части нашего исследования являлось практическое выявление особенностей построения индивидуального психологического консультирования военнослужащих по контракту с целью профилактики нервно-психической неустойчивости. Гипотеза эмпирической части исследования основана на предположении, согласно которому психологическое консультирование военнослужащих по контракту, направленное на снижение тревожности, агрессивности, выученной беспомощности, обучение навыкам конструктивного межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и саморегуляции эмоционального фона, решает задачи психопрофилактики нервно-психической неустойчивости.

Результаты исследования

Для психодиагностики нервно-психической устойчивости военнослужащих по контракту мы использовали следующие тестовые методики: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина); Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП); Методика «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л.Ханин); Методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» (Холмс, Паре).

Адаптационные возможности личности исследовались нами при помощи многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина). Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования военнослужащих по контракту с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина) в %

Показатели опросника

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

«Адаптивные способности»

-

21,71

78,49

«Нервно-психическая устойчивость»

-

30,06

70,14

«Моральная нормативность»

1,67

45,09

53,44

«Коммуникативные особенности»

5,01

33,4

61,79

Установлено, что общий уровень адаптации у представленных военнослужащих находится преимущественно на высоком уровне и лишь по нескольким показателям на среднем и низком уровне. При этом на низком уровне находятся показатели трех воинов (5,01%) по шкале «Коммуникативные особенности», что свидетельствует об их затруднениях в построении контактов с окружающими, у них могут присутствовать проявления агрессивности и повышенной конфликтности. Один военнослужащий (1,67%) имеет низкий уровень по показателю «Моральная нормативность». Данный военнослужащий по контракту не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения.

По шкале «Адаптивные способности» 13 военнослужащих по контракту (21,71%) имеют средний уровень. Это отражает возможное наличие у них той или иной явной или скрытой акцентуации характера. Успех их адаптации зависит от внешних условий среды. Следовательно, при профилактике нервно-психической неустойчивости психологу и офицеру-воспитателю следует обратить свое внимание именно на них. Они, как правило, не обладают высокой эмоциональной устойчивостью и поэтому входят в зону риска, они требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. 37 субъектов исследования (78,49%) имеют высокую степень адаптированности.Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Низкий уровень по шкале «нервно-психическая устойчивость» в данной группе военнослужащих не представлен. Средний уровень выявлен у 18 человек (30,06%). Об этих военнослужащих можно сказать, что они умеют сочетать способность к самоконтролю и положительной переоценки в совокупности с направленностью на планирование решения проблемы, вызвавшей стресс, которая является инвариантной характеристикой совладеющего поведения личности военнослужащего по контракту. Высокий уровень нервно-психической устойчивости представлен у 42 военнослужащих (70,14%), что свидетельствует об обладании ими высокой поведенческой регуляцией, высокой адекватной самооценкой и реальным восприятием действительности. 27 человек (45,09%) имеют средний уровень по показателю «моральная нормативность». Данные респонденты стараются ориентироваться на соблюдение общепринятых норм поведения, однако могут и нарушить их. Со своей ролью и местом в коллективе данные испытуемые еще не определились. 32 военнослужащих по контракту (53,44 %) имеют высокий уровень по показателю «моральная нормативность». Данные люди адекватно оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения. 20 респондентов (33,4%) имеют средний уровень по показателю «Коммуникативные особенности». Такие люди не нуждаются в постоянном общении, однако без труда могут установить контакт с нужным человеком. Они довольно редко идут на конфликт и умеют устанавливать удовлетворительные межличностные взаимоотношения.

По показателю «Коммуникативные особенности» 37 военнослужащих по контракту (61,79%) имеют высокий уровень развития. Данные военнослужащие легко устанавливают контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтны. Наибольший процент военнослужащих (78,49%) имеют высокие показатели адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, моральной-нормативности и коммуникативных особенностей.

На основе методики определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) выявлен ряд личностных черт невротического и психопатического уровня (таблица 2).

Таблица 2

Результаты исследования военнослужащих по контракту с помощью методики определения уровня невротизации и психопатизации (И.Б. Ласко, Б.И. Тонконогий) в %

Шкалы

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Психопатизация

75,15

25,05

-

Невротизация

33,4

41,75

25,05

По результатам исследования выявлено, что 45 военнослужащих по контракту (75,15%) имеют низкий уровень психопатизации, что может говорить об осмотрительности, устойчивости, ориентированности на мнение окружающих, о приверженности к строгому соблюдению общепринятых правил и норм повеления. При низком уровне невротизации отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимистичность, инициативность и простота в реализации своих желаний формирует чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении. Они спокойно воспринимают критику и замечания, если они не чрезмерны. По многим вопросам имеют свое собственное мнение и стараются его отстаивать. Они склонны, скорее, к сотрудничеству и компромиссам, чем к соперничеству. 15 человек (25,05%) имеют средний уровень психопатизации. Обычно такой воин малоинициативен и несамостоятелен. Нуждается в постоянном внимании, контроле и поддержке. Такие люди часто бывают безынициативными, что формирует у них переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний. К положительным проявлениям такой личности, можно отнести то, что они характеризуются аккуратностью, обязательностью, добросовестностью, миролюбием. Не склонны к зависти и соперничеству, охотно подчиняются власти и авторитету, не проявляют своеволия и честолюбия. В данной группе нет военнослужащих с высоким уровнем психопатизации.

По шкале «Невротизм» у 20 военнослужащих (33,4%) низкий уровень невротизации. Отмечается, что для них характерны спокойствие и непринужденность, активность, деятельность, инициативность, честолюбие, склонность к соперничеству и соревнованию. Они отличаются серьезностью и реалистичностью, высокой требовательностью к себе. У 25 респондентов (41,75%) отмечается средний уровень невротизации. Такой воин чаще всего спокоен и невозмутим, однако в некоторых случаях могут возникать чувства беспокойства и боязливости, сомнения в своих силах и способностях. В общении, как правило, тактичен, но не всегда деликатен. Для 15 военнослужащих (25,05%) характерна высокая тревожность, чувство беспокойства и боязливости, наклонность к сомнениям, крайняя нерешительность. Чувствительность, впечатлительность, ранимость. Их отличает неуверенность в своих силах, стремление к последовательности действий и поступков, стереотипный образ жизни, педантичность. Они отличаются достаточно высоким чувством долга и ответственности. Стараются быть аккуратными и обязательными.

>Анализ исследования уровня личностной и реактивной тревожности проводился нами при помощи методики «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин). Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования военнослужащих по контракту с помощью методики «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) в %

Показатели

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Реактивная тревожность

35,07

60,12

5,01

Личностная тревожность

38,41

61,79

-

В данной группе испытуемых наиболее представлены военнослужащие со средним уровнем реактивной тревожности (36 человек (60,12%)), у 21 респондента (35,07 %) – низкий уровень реактивной тревожности. Высокий уровень выявлен у 3 испытуемых (5,01%). Личностная тревожность на среднем уровне представлена у 37 воинов (61,79%). Это нормальная тревожность, которая проявляется обычно, когда человек ощущает какую–то реальную угрозу или попадает в опасную ситуацию. Интенсивность возникающей при этом тревоги чаще всего прямо пропорциональна опасности (чем больше угроза, тем сильнее тревожность). Тревогу подобного свойства можно распознать, ею можно управлять, ослабляя ее интенсивность, особенно в том случае, когда изменяются обстоятельства. Умеренная тревожность может быть желательной и безопасной. Часто в разных ситуациях она направляет человека, помогает ему избежать опасных ситуаций и повышает эффективность его деятельности.

Для диагностики стрессоустойчивости военнослужащих мы использовали методику определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Паре. Результаты исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования с помощью методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Паре

Показатели стрессоустойчивости

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

-

30,06

70,14

По результатам исследования выявлено, что для 18 воинов (30,06%) характерна пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса. Стрессоустойчивость таких людей снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. У 42 воинов (70,14%) – высокая степень сопротивляемости стрессу. Такие люди не тратят энергию и ресурсы на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность данных военнослужащих, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессогенный характер. Кроме того, повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни. Проведенное психодиагностическое исследование позволило выявить 17 военнослужащих по контракту (28,22%), чей нервно-психологический уровень, находясь в границах нормы, подвергается некоторым колебаниям. Данный факт на наш взгляд, является достаточным основанием для проведения психопрофилактического индивидуального консультирования, целью которого будет обучение навыкам коррекции нервно-психического состояния. В консультировании приняли решение участвовать 7 (40,6%) военнослужащих, выявивших по результатам психодиагностики уровень нервно-психической устойчивости на границах нормы.

Организация психологического консультирования

Консультирование военнослужащих по контракту осуществлялось нами с семью воинами, давшими добровольное согласие и выразившими желание пройти его. Индивидуальное консультирование основывалось на поведенческом, эмоционально-когнитивном и позитивном подходах. В рамках индивидуального консультирования по проблеме нервно-психической устойчивости мы рассматривали запросы военнослужащих в данном ключе и фокусировали их внимание на проработку следующих тем: тревожность, агрессивность, выученная беспомощность, стрессоустойчивость, межличностные взаимоотношения, саморегуляция эмоционального фона.

Основной целью нашей работы было достижение воинами уверенности в межличностных взаимоотношениях, саморегуляции эмоционального фона, открытое социально-приемлемое выражения чувств, конструктивное преодоление конфликтных ситуаций, в том числе и внутриличностных конфликтов, преодоление выученной беспомощности, как фактора профилактики нервно-психической неустойчивости.

Индивидуальное консультирование с каждым клиентом заняло от 6 до 10 встреч. Для построения схемы консультирования нами использовалась пятишаговая модель Г.С. Абрамовой и В.Ю. Меновщикова.

Работа с военнослужащими по контракту строилась на следующих постулатах: благодарность, прощение, отказ от пессимистического восприятия прошлого, развитие в себе оптимистического отношения к будущему (с помощью критического анализа негативных самохарактеристик), учет привыкания, смакование и вдумчивое отношение к происходящему (см. стенограмму 1).

Стенограмма 1. (для соблюдения принципа конфиденциальности имена военнослужащих и опознавательные данные были изменены):

(Консультант) – Правильно ли я поняла Михаил, что сложно общаться именно с Настей, а с другими значительно легче.

(Михаил) – Ну да.

(Консультант) – И как Вы думаете, с чем это связано?

(Михаил) – Она всегда была для меня недостижимым идеалом. Мечтой. Я часами могу любоваться ею. Тем как она говорит, смеется, даже то, как она ест – красиво. Она просто совершенство.

(Консультант) – И это мешает вам приблизиться потому что…?

(Михаил) – Ну потому, что она меня отвергнет.

(Консультант) – Вы убеждены, что она Вас отвергнет, потому что она совершенство, а Вы нет?

(Михаил) – Да. В смысле, конечно, я вижу ее недостатки. Она высокомерна, у нее завышенные требования, но все равно она совершенство. А вы полагаете, мне стоит попробовать?

(Консультант) – А Вы хотели бы, что бы я приняла решение за Вас? Вы сказали, что она совершенство, и что вы знаете о ее недостатках, но по видимому ее недостатки отличаются от тех, что вы приписываете себе. Это так?

(Михаил) – Ну да конечно.

(Консультант) – И в чем отличие?

(Михаил) – Ну я грубый, нечувствительный, я могу ее нечаянно обидеть, я не умею, как она ладить с другими. У нее как то само получается, что ее любят, с ней хотят общаться.

(Консультант) – Я правильно Вас понимаю Михаил, что и Вы бы хотели уметь так строить отношения, что бы Вам было комфортно.

(Михаил) – Да, конечно. >

(Консультант) – Из перечисленных Вами свойств Насти, основное на мой взгляд, что позволяет выстраивать отношения является ее оптимизм и уверенность в себе. И я Вам предлагаю несколько несложных упражнений, которые Вам помогут выработать эти качества.

(Михаил) – Да, давайте попробуем.

Обучение оптимизму и уверенности в себе в рамках поведенческого подхода весьма успешно при применении методики М. Селигмана. По мнению М. Селигмана, суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов. Техника, предложенная М. Селигманом, способствует развитию оптимизма и уверенности в себе. Он советует следующее упражнение: «Как только почувствуете, что впадаете в пессимистическое настроение, воспользуйтесь методом под названием Фа-Мы-Ре-До-Э. Здесь «Фа» – фактическая реальность, «Мы» – ваши невеселые мысли по этому поводу, «Ре» – результат этих мыслей, «До» – доводы спокойного разума, «Э» – энергетическая встряска. Посмотрите, как, осознавая все важные компоненты неприятного события, можно развеять упаднические настроения и взбодриться».

Так же можно отметить высокую эффективность в рамках поведенческой терапии техники мотивационное интервью. При использовании мотивационного интервью нам было необходимо создать у военного ощущение безопасности, понимания и поддержки для того, чтобы:

1) помочь ему размышлять о своем поведении;

2) помочь определиться в том, готов ли он что-то изменить в своем поведении;

3) помочь клиенту определиться, каким образом можно и нужно действовать, осуществляя запланированные изменения.

Суть мотивационного интервью в том, что отражение чувств клиента, а порой и дословное повторение за клиентом позволяют преодолеть естественно возникающее на пути изменений сопротивления. Так же данная техника применяема для взятия клиентом ответственности за самостоятельно принятое решение. Наглядно применение нами данной техники видно из работы с военнослужащим Александром (см. стенограмму 2).

Стенограмма 2. (для соблюдения принципа конфиденциальности имена военнослужащих и опознавательные данные были изменены)

(Александр) – Иногда мне кажется, что я слишком много курю.

(Консультант) – Вы довольно много курите.

(Александр) – Ну не так что бы много, просто иногда я думаю о том, к чему это ведет.

(Консультант) – Вас волнует Ваше будущее. Верно?

(Александр) – Да. Я могу выкурить до 4 пачек в день.>

(Консультант) – 4 пачки сигарет это довольно много.

(Александр) – Да это катастрофически много! У меня уже все пальцы желтые, на зубах налет. Могу только представить, что творится с моими легкими.

(Консультант) – Вы обеспокоены тем, как курение влияет на Вашу внешность и Ваше здоровье.

(Александр) – Ну внешность это положим, Бог с ним, а вот о здоровье да! я в серьез думаю, что мне нужно бросить.

(Консультант) – Я вижу, что вы уже приняли решение. И что Вы намерены в связи с этим делать.

(Александр) – Я слышал, что бросать нужно постепенно, сначала довести количество сигарет до 3, потом до двух и 1 пачки. Затем так же с количеством сигарет. Сначала вся пачка, потом минус две сигареты каждый день.

(Консультант) – Это выглядит как хорошо продуманный план.

(Александр) – Так и есть, хотя я и не предполагал, что всерьез сделаю это.

(Консультант) – Вы взвесили все плюсы и минусы табакокурения и приняли обоснованное, самостоятельное решение.

Навыки эффективного взаимодействия в межличностных отношениях (по В. Ромеку):

1) Умение видеть и понимать чувства, которые испытывает другой человек, и догадываться о его желаниях на основании особенностей его поведения.

2) Умение понимать свои желания и чувства и открыто о них говорить. Уверенный в себе человек обычно точно знает, что ему нужно, что приносит ему удовольствие и поэтому такому человеку легче добиться своего.

3) Умение открыто отражать чувства и желания других. Этот навык заключается в том, что уверенный в себе человек в состоянии помочь партнеру выразить его чувства и сформулировать его желания для него самого и для других. Навык снимает массу проблем в межличностных отношениях и существенно экономит время на их выяснение.

4) Умение открыто говорить о своих чувствах и желаниях. Навык заключается в том, чтобы точно назвать свои чувства и ясно сформулировать свои желания — от первого лица и при этом воздержаться от агрессивности и иронии в отношении партнера. Применение данной техники наглядно продемонстрировано нами в стенограмме 3.

Стенограмма 3. (для соблюдения принципа конфиденциальности имена военнослужащих и опознавательные данные были изменены)

(Матвей) – Меня ужасно раздражает теща. Случай, конечно, анекдотичный, но, что поделаешь. Я не так часто бываю дома и когда приезжаю хочу отдохнуть от командирского тона, от обязательств, от всего. А тут она. Громыхает посудой, шыкает, ругается.

(Консультант) – Вы живете все вместе?

(Матвей) – Так, в том-то и дело, что нет. Жена говорит теща может неделями ее не навещать, но к моему приезду она как нарочно приходит и, ругаясь, что мы сами не справляемся, начинает все переделывать на свой манер. В результате я уже жду поскорее начала службы.

(Консультант) – Вы уже говорили ей о своих чувствах?

(Матвей) – Кому? Теще? Зачем? Она же невменяемая!

(Консультант) – Вы очень злитесь на то, что она своими действиями мешает Вам отдохнуть и побыть со своей семьей.

(Матвей) – Да. Я очень злюсь. Даже думаю сказать, что бы Ира (жена) с ней не общалась больше. Ну, нельзя же все время на мозги капать!

(Консультант) – А как Вы думаете, теща знает о Ваших чувствах? Как вы ей их демонстрируете?

(Матвей) – Да никак, терплю. Она ведь взрослая женщина. Сама должна понимать.

(Консультант) – Однако, не понимает. И о Ваших чувствах, возможно, даже не догадывается.

(Матвей) – Ну и что вы предлагаете ей просто сказать.

(Консультант) – По крайней мере, вы можете попробовать во взаимоотношениях с ней новый способ поведения. Возможно, что-то изменится. Ведь если продолжать молчать, изменения фактически невозможны.

(Матвей) – Может и возможны, но я думаю, они нам всем не понравятся.

(Консультант) – Я мгу Вам предложить выразить Ваши чувства.

(Матвей) – Ну и что я ей скажу? Старая карга не лезь к нам. Она ведь добра желает. С детьми помогает. Да и не удобно. Ведь пожилой человек.

(Консультант) – Тогда Вам особенно важно выразить свои чувства, соблюдая определенные правила. Очень важно не давать оценку ее поведению, или ей самой, а только говорить, что вы чувствуете. Подойдет так же нейтральное перечисление действий, которые Вас не устраивают. Сформулируйте как можно точнее чувства, которые испытываете и отметьте, какое именно поведение данные чувства вызывают.

(было несколько тренировок, после которых Матвей вывел текст, с которым он обратился к теще).

(Матвей) – Уважаемая Анна Петровна, я очень ценю, то, что вы помогаете нам с нашими детьми, и оказываете помощь в хозяйстве, и мне спокойнее, когда я знаю, что Ира не одна, что вы рядом пока я далеко. Но когда я приезжаю домой, мне очень хочется тишины и покоя. Я привык сам устанавливать распорядок в своем доме. Поэтому, когда вы вмешиваетесь в этот процесс, я сильно нервничаю и даже можно сказать злюсь. Это сильно мешает нашим отношениям, а мне этого совсем не хочется. Поэтому мне было бы значительнее приятнее видеть вас у нас в заранее оговоренные дни.

(Консультант) – Внимательно выслушайте ее ответ, и в ответ на возражения повторите свое обращение. Очень важно быть уверенным в своей правоте и убедительным.

Метод критического анализа пессимистических мыслей. Выберите, скажем, пять неприятных происшествий последнего месяца. Проанализируйте свое настроение, оцените объективные последствия и вспомните, какие мысли приходили вам в голову. Помните: побеждая отрицательные эмоции, мы подпитываем себя энергией.

Опишите все, что вы чувствовали, даже если это была мелкая неприятность — задержалась почта, вам не перезвонили или не вымыли стекло машины на заправке. В каждом случае старайтесь применить все четыре способа критического анализа.

Дж. Верофф предлагает метод развивающий умение искренне и подлинно (аутентично) проживать позитивные моменты своей жизни:

− Делитесь чувствами. Найдите кого-то, с кем могли бы разделить удовольствие. От этого оно наверняка станет глубже.

− Создавайте и сохраняйте воспоминания. Мысленно «фотографируйте» происходящее, запечатлевая его в памяти, или возьмите с собой какой-нибудь сувенир, чтобы потом, глядя на него, рассказать друзьям о пережитом.

− Порадуйтесь за себя. Не стесняйтесь великолепия, пышности своих переживаний. Напомните себе, какое впечатление произвели они на окружающих и как долго вы ждали этого счастливого момента.

− Обострите свою восприимчивость. Сосредоточьтесь на определенных ощущениях, отметая все остальные. Слушая музыку, закрывайте глаза.

− Отдайтесь чувствам. Погрузитесь в них с головой. Старайтесь не думать, а только чувствовать. Не напоминайте себе о других делах, не гадайте, что будет дальше, и не прикидывайте, как улучшить то, чем вы владеете сейчас.

Данные советы существенно улучшают качество жизни, а это в свою очередь активно влияет на адаптивные ресурсы личности. В стенограмме 4 продемонстрирован фрагмент работы с военнослужащим по контракту.

Стенограмма 4. (для соблюдения принципа конфиденциальности имена военнослужащих и опознавательные данные были изменены)

(Проходя соревнования, Николай занял не то место, на которое рассчитывал).

(Николай) – Никакой из меня атлет. Зря я вообще связался с этим видом спорта. С моими данными, мне лучше в соревнованиях не участвовать, все равно только нашу военную часть позорю.

(Консультант) – Вы заняли не то место, на которое рассчитывали.

(Николай) – Да. Я всех подвел!

(Консультант) – Подвели кого?

(Николай) – Нашу команду. Мы соревновались и выбились вперед, но мои показатели повлияли на общий исход соревнований. Короче я обложался.

(Консультант) – Вы готовились к соревнованиям?

(Николай) – Да, разумеется, просто не так интенсивно.

(Консультант) – Не так интенсивно?

(Николай) – Да. Обычно я больше выкладываюсь.

(Консультант) – Что помешало вам выложиться на этот раз?

(Николай) – Да много всего как-то навалилось. Мама ногу сломала. А у нее уже возраст. И это чревато последствиями. Я только о ней и думал. Дочка в школе подралась, жена говорит, что это все мое воспитание, что я ей неправильные вещи говорю, что она у нас агрессивная.

(Консультант) – И все это произошло…?

Николай) – Где-то за неделю до соревнований.

(Консультант) – То есть вы были обеспокоены состоянием мамы, волновались и переживали, как она справится после опасного перелома, переживали за дочь, терпели обвинения, в том, что лишь вы несете ответственность за поведение дочери, у вас возникло напряжение во взаимоотношениях с женой и при этом Вы умудрились, каким то непостижимым для меня образом, занять 4 место в соревнованиях. Я если честно поражена, что Вам это удалось. Учитывая то, сколько всего на Вас навалилось.

(Николай) – Если честно я не связывал эти события. Но сейчас думаю, что Вы правы. Возможно на меня действительно слишком много всего навалилось.

В ходе работы мы стремились усилить позитивное толкование военнослужащих о самих себе. С этой целью мы помогали им искать и открывать свои добродетели, такие как:

а) Мудрость и знание

1. Любознательность

2. Любовь к знаниям

3. Способность к суждению

4. Изобретательность

5. Умение общаться

6. Умение видеть перспективу

б) Мужество

7. Храбрость

8. Упорство

9. Цельность натуры

в) Гуманизм и любовь

10. Доброта

11. Способность любить и быть любимым

г) Справедливость

12. Коллективизм

13. Справедливость

14. Лидерские качества

д) Умеренность

15. Самоконтроль

16. Благоразумие

17. Смирение

е) Трансцендентность (духовность)

8. Чувство прекрасного

19. Благодарность

20. Надежда

21. Вера

22. Прощение

23. Юмор

24. Увлеченность

Так же для самоконтроля психоэмоционального состояния нами была предложена когнитивная модель контроля настроения Д. Бернса:

1. Быстрое симптоматическое улучшение, наступает при освоении дыхательных техник регуляции сознания

2. Понимание причин. Необходимо понимать причины возникновения плохого настроения и знать, что негативное состояние вызвано предшествующими волнениями, неадекватностью эмоций и неправильным определением значимости огорчений.

3. Самоконтроль. Нужно научиться: применять имеющиеся уже навыки управления эмоциями; овладевать новыми способами улучшения настроения при стрессах.

4. Профилактика и личностное развитие.

Для освоения навыка самоодобрения (Д. Бернс) нужно сознательно одобрять себя на протяжении дня, за любой поступок, даже самый тривиальный. Можно и не почувствовать эмоционального подъема сразу, но при продолжении практики через несколько дней непременно наступит улучшение, появится гордость за сделанное.

Результаты психологического консультирования

Динамика изменений участников экспериментальной выборки проверялась при помощи проведения методики многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина). Произошедшие позитивные сдвиги отражены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты повторного исследования экспериментальной группы военнослужащих по контракту с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина)

Показатели опросника

Средние баллы выборки

до консультирования

после консультирования

«Адаптивные способности»

6,14

8,28

«Нервно-психическая устойчивость»

5,71

7,71

«Моральная нормативность»

4,57

7

«Коммуникативные особенности»

>4,42

7,14

Важно отметить, что трое участников консультирования обладали акцентуациями характера, сложностями в адаптации, и низкой нервно-психической устойчивостью. Четверо военнослужащих имели удовлетворительную адаптацию. Некоторые признаки акцентуаций характера, не мешающих приспосабливаться к новой среде, однако успех во многом зависит от внешних факторов. Низкая эмоциональная устойчивость. Представленный анализ позволяет говорить о наличии позитивных сдвигов в уровне нервно-психической устойчивости, адаптивности, моральной нормативности и коммуникативной компетентности военнослужащих по контракту, прошедших психологическое консультирование. По результатам проведенной консультативной работы было установлено, что военослужащие смогли повысить уровень нервно-психической устойчивости, поведенческой регуляции. Особо следует отмеить более устойчивую и адекватную самооценку. Большой процент нахождения в ситуации «здесь и сейчас». Так же необходимо отметить более высокий кровень коммуникативных способностей военнослужащих, улучшение межличностного взаимодействия, хороший навык разрешать конфликтные ситуации, умение в открытой и некритичной манере высказывать свои чувства и пожелания. В силу развития данных навыков снизился уровень конфликтности и напряженности. Военнослужащие стали более высоко и адекватно оценивать себя, свое место в коллективе.

Выводы

1. Нервно-психическая неустойчивость является интегральной совокупностью адаптационных возможностей индивида.

2. Усложненные условия профессиональной деятельности военнослужащих по контракту предъявляют повышенные требования к их адаптационным возможностям, в силу чего им особенно важно иметь высокий уровень нервно-психической устойчивости, снижение которого приводит к потере интереса к работе, ошибкам в профессиональной деятельности, снижению эффективности, эмоциональны срывам, легкому возникновению ПТСР (пост травматического стрессового расстройства) и др.

3. Диагностика нервно-психической неустойчивости должна быть комплексной и включать анализ тревожности, адаптационных возможностей, стрессоустойчивости, невротизации и психопатизации.

4. Наиболее действенным и эффективным методом работы с военнослужащими по проблеме нервно-психической устойчивости является поведенческий подход.

5. Профилактика нервно-психической неустойчивости у военнослужащих по контракту должна включать работу с пессимистическими умозаключениями, нерациональными убеждениями, межличностными отношениями, тревогой и агрессией, выученной беспомощностью.

6. В консультировании военнослужащих по контракту крайне эффективно проявляют себя такие техники поведенческой терапии, как мотивационное интервью (по В. Миллер и С. Роллник), метод критического анализа пессимистических мыслей (по М.Селигману), навыки эффективного взаимодействия в межличностных отношениях (по В.Ромеку), техника развития оптимизма и уверенности в себе (по М.Селигману).

7. Основную сложность в работе с военнослужащими по контракту составляют закрытость эмоциональной сферы, подозрительность, недоверие.

8. Открытость консультанта, безусловное положительное принятие, аутентичность и своевременное установление границ консультирования позволяют преодолеть сопротивление военнослужащих по контракту.

Литература

  1. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. – С.10.
  2. Краснянская Т.М. Правовое сознание персонала как фактор корпоративной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2014. – № 1 (61). – С.180-183.
  3. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации: монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 268 с.
  4. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности (феноменология, механизмы, стратегии): Дисс. … докт. психол. наук. – Таганрог, 2006. – 383 с.
  5. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность: монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2011. – 328 с.
  6. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – М., 2001. Т. 22. – № 1. – С. 16-24.
  7. Методики военного профессионального психологического отбора. / Под ред. В.И. Лазуткина, Н.Н. Зацарного, Г.М. Зараковского. – М.: МО РФ, 2011. – С. 23.
  8. Прохвощев В.А., Забродин Ю.М. Военная служба по контракту. – М: Нива России, 2007. – С.32.
  9. Соловьева О.В., Папура А.А. Феномен уверенности: понятие, подходы, составляющие // Сибирский психологический журнал, 2010. – № 4. – С. 63-65.
  10. Спивак Л.И. Раннее выявление военнослужащих с нервно-психическими расстройствами. Методическое пособие. – М.: Воениздат, 1984.
  11. Татьянченко Н.П. Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Сочи: ИОТ РАО, 2008. – 27с.
  12. Татьянченко Н.П. Роль жизнестойкости в преодолении военнослужащими по призыву экстремальных ситуаций профессиональной деятельности // Образование. Наука. Научные кадры, 2013. – № 3. – С. 106-108.
  13. Татьянченко Н.П. Адаптация военнослужащих в ситуации профессиональной деятельности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2010. – № 3. – С. 391-394.
  14. Татьянченко Т.П. Психологический анализ экстремальных условий воинской службы // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2006. – Т.69. – № 14. – С. 378-383.

 

Об авторе

Галанова Ирина Степановна – студентка 6 курса по специальности 030301.65 – Психология (квалификации: «Психолог. Преподаватель психологии») Института человековедения ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Ссылка для цитирования

Галанова И.С. Психологическое консультирование военнослужащих по контракту с проблемами нервно-психической устойчивости. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.