ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

  

УДК 159.9:34(075)

English version:

Аннотация. В статье представлены результаты историко-теоретического анализа психологических исследований, посвященных проблеме обучения иностранным языкам. Определены основные направления и области применения существующих подходов в отечественной психологии обучения иностранным языкам. Дана обобщающая характеристика проблемно-предметной области овладения и освоения иноязычного лингвистического опыта.

Ключевые слова: иностранный язык, психология обучения, овладение иностранным языком, психологические стратегии, педагогическая психология.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

 

Психологические исследования в обучении и овладении иностранным языком на протяжении многих лет развития педагогической психологии представляли весьма амбивалентную картину. С одной стороны, многие психологи обращались к вопросам обучения и овладения языком, в том числе иностранным (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.П. Нечаев, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.). С другой стороны – психология обучения иностранным языкам, как никакая другая отрасль педагогической психологии, была наименее изучена в плане системного анализа и трактовки основных феноменов обучения и овладения иностранным языком. Лишь с появлением работ психологов (В.А. Артемов, Б.В. Беляев, Б.В. Бенедиктов, А.А. Алхазишвили, А.А. Леонтьев, З.И. Клычникова, Ж.Л. Витлин, Н.В. Витт, И.А. Зимняя, Л.В. Марищук, Т.С. Серова, А.И. Яцикевичус и др.) и педагогов (В.Н. Вагнер, Г.В. Елизарова, В.Н. Карташова, Е.В. Мещерякова, Ж.В. Перепелкина, Е.Ю. Протасова, Н.А. Тарасюк и др.) психология обучения иностранным языкам стала принимать очертания методологически обеспеченной исследовательской сферы [7, 12].

Анализ существующих подходов показывает, что к настоящему времени определилась устойчивая тенденция выделения психологии обучения иностранным языкам не только как отраслевой области педагогической психологии, но и специальной отрасли психологического знания (В.А. Артемов, Б.В. Беляев, Б.А. Бенедиктов, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др.) [5, 8]. Проводимые на сегодняшний день исследования посвящены различным аспектам овладения иностранным языкам (Барвенко О.Г. [1], Каграманян К.А. [2], Краснянская Т.М., Тылец В.Г. [3], Мацкевич К.О. [4], Полякова С.В. [5, 6] и мн. др.).

Современный уровень развития психологической науки и иноязычной образовательной практики обозначил необходимость разработки психологической стратегии овладения иностранным языком, связанной с системной оценкой образовательного процесса [8, 14]. Реализация такого подхода возможна посредством переосмысления и интерпретации уже имеющегося опыта преподавания и обучения иностранному языку с психологических позиций. Однако разрабатываемые в отечественной науке психологические концепции и подходы к обучению и овладению иностранным языком в большинстве случаев оформлены лишь в практико-ориентированном аспекте. Они посвящены: общепсихологическим аспектам овладения иностранным языком (Акоста В.Е. 2012, Алхазишвили А.А. 1967, Алыбина А.Т. 1976, Андриевская В.В. 1967, Архипова М.В. 2012, Бандурка Т.Н. 2001, Беляев Б.В. 1959, Бенедиктов Б.А. 1958, Ветлугина Ф.А. 1988, Домнич Л.А. 1991, Жукова Э.Я. 1989, Кабардов М.К. 1983, Карпенко Л.А. 1987, Кокорева Е.Д. 1989, Кондратьева В.А. 1964, 1972, Ларичев В.В. 1996, Мактамкулова Г.А. 1996, Малешина М.С. 1992, Мирошник С.Б. 1985, Неженцев Ю.И. 1988, Перевозчикова В.Н. 2005, Ребзуев Б.Г. 2001, Свешникова, И.А. 1997, Соколова В.А. 2005, Торбан О.В. 1990, Усов И.И. 1987, Франк Л.Д. 1969, Харьковская Н.Н. 1989, Хизроева З.М. 1989, Шатух В.Г. 1958, Шишкина В.Ю. 1989, Яковлева Л.Л. 1990, Ямщикова О.А. 2000, Яцикевичус А.И. 1960); анализу субъектно-личностной составляющей в овладении иностранными языкам (Авдонина М.Ю. 1986, Барановская Т.А. 1990, Бруслова И.Ю. 1992, Гайдукова Е.А. 1999, Душко М.С. 2011, Денисенко Е.Г. 2006, Емельянова Н.А. 1997, Касьянова В.Г. 1995, Кричевер О.П. 1989, Кутейников А.Н. 1999, Лабутова И.В. 1990, Мазурик Т.Н. 1984, Меркулова Л.Г. 1990, Немцова О.А. 1991, Серков А.К. 1992, Симонова Н.И. 1982, Сорокоумова Г.В. 1990, Черниченко О.Ф. 1996); развитию личности преподавателя (учителя) иностранного языка (Баскакова Т.Ю. 1990, Бурлаков В.В. 1991, Гришечко О.С. 1999, Губанова Л.В. 1999, Копылова Н.В. 1999, Котрикова М.Ю. 1995, Межиева М.В. 2001, Савицкая Е.М. 1993, Спасскова Н.П. 1987, Строганова О.В. 1996, Тылец В.Г. 1998, Шувалова И.В. 1991); психолингвокультурологической проблематике (Высоких Е.В. 1999, Лушин П.В. 1983); проблемам иноязычного или опосредованного иностранным языком общения (Бенедикова И.Б. 1986, Гольдштейн Я.В. 1987, Зарембо Г.В. 2011, Кириленко Г.Л. 1987, Пантюшина М.М. 2007, Чалкова Е.Г. 1988); психосемантическим особенностям овладения иноязычного лингвистического опыта в условиях специализированного обучения (Безденежных Н.М. 1997, Пулькина Т.Б. 1993); психологическим основам обучению письменной речи на иностранном языке (Батищева И.Р. 1988, Бобырева А.П. 1987); проблемам билингвизма и билингвального обучения в контексте овладения вторым (иностранным) языком (Савельева Т.М. 1993, Сивакова Ю.Н. 1998, Яцикевичус А.И. 1970); психологическим механизмам и условиям формирования иноязычных лингвистических способностей (Бондаревская О.И. 1998, Лукашенко И.Н. 1983, Лысых Е.Ю. 2002, Марищук Л.В. 1999, Павлов М.Е. 2009, Шибкова О.С. 2000, Шульга О.К. 2010); школьной специфике обучения иностранным языкам (Бурляев А.Ф. 1989, Горохова Н.Э. 1998, Григорян С.Т. 1977, Карапетова Н.С. 2000, Карпович Т.Е. 1993, Конакова Н.И. 2002, Лобай Е.В. 1986, Мансурова А.Р. 1990, Мануйлова Е.И. 1998, Посмёткина Н.Н. 2007, Токарева Л.Н. 1972); проблемам дошкольного обучения второму (иностранному) языку (Жукова А.В. 2006, Негневицкая Е.И. 1986, Никулина Т.И. 1998, Уланова О.Б. 2000); овладению иностранным языком через посредство компьютера (Гребенюк Н.Д. 1987); социально-психологическим аспектам обучения и овладения иностранным языком (Дерунова Н.В. 1998, Кожевникова О.В. 2006, Панич О.Е. 2010); психофизиологическим аспектам усвоения иноязычного знания (Балина Т.Н. 2002, Ермоленко Г.Н. 1986); гуманизации обучения иностранным языкам в психологическом аспекте (Ковальчук М.А. 1993); психологическим аспектам вузовского образования в области иностранного языка (Гришаев М.П. 2010, Гуро-Фролова Ю.Р. 2011, Назаренко Н.С. 1986, Седова Е.А. 2012, Сокольская Н.В. 2006, Фабулова М.А. 2013); обучению пониманию научного иноязычного текста (Наролина В.И. 1985); обучению иностранному языку детей с задержкой психического развития (Новикова Н.Б. 1979); интенсивному обучению взрослых иностранному языку (Именитова И.П. 1983, Савельева Э.Н. 1991).

Обращает на себя внимание факт малого числа фундаментальных работ, посвященных психологическим проблемам обучения и овладения иностранным языком. Исключение составляют лишь исследования А.А. Алхазишвили (1967), Т.А. Барановская (2004), Б.В. Беляева (1959), В.А. Кондратьевой (1972), Н.В. Копылова (2005), Л.В. Марищук (1999), И.М. Румянцева (2004), Т.М. Савельевой (1993), А.И. Яцикевичуса (1970). Наше собственное исследование было посвящено историко-теоретическим аспектам развития отечественной психологии обучения иностранным языкам [9].

Таким образом, к настоящему времени в психологии все еще слабо разработаны концептуальные подходы к обучению иностранному языку. 

Овладение иностранным языком, как и языком родным, всегда находилось в центре внимания не только специалистов-педагогов и методистов, но и ученых-психологов. Эффективное, полноценное владение иностранным языком – это не столько проблема метода и методики преподавания, сколько проблема адекватного использования психологических механизмов присвоения речевого и грамматико-синтаксического опыта, адекватного присвоения и интерпретации лингвистических средств данного иностранного языка с целью их дальнейшего использования в коммуникативной деятельности. Полноценное владение иностранным языком включает освоение ментальных репрезентаций окружающего мира средствами данного языка [16]. Другими словами, владение иностранным языком на уровне реального использования лингвистического опыта составляет не только методическую, но и психологическую проблему.

Изучение и интерпретация психологических проблем обучения и овладения иностранному языку представляет для специалистов-психологов известную трудность, связанную с необходимостью реального владения и использования исследовательским материалом, что в специфических условиях иноязычной образовательной практики означает не только субъектное и личностно-ориентированное обучение иностранному языку, но и его активное преподавание. Речь идет о соединении в одном лице психолога-исследователя и преподавателя иностранного языка. Об относительной редкости этого феномена свидетельствует значительно меньшее количество психологических исследований по обучению и преподаванию иностранных языков в сравнении с традиционно педагогическими и методическими научными публикациями.

Психология обучения иностранным языкам представляет собой многоаспектную и весьма содержательную область психологического знания, фонд знаний которой требует не только концептуального переосмысления, но и обновленного понимания, как с позиций теоретико-психологического анализа, так и фактического содержания исследовательских наработок, сделанных психологами в середине ХХ века. Это в первую очередь относится к экстраполяции в современные условия иноязычных образовательных практик положений ведущих теоретических концепций психологии обучения иностранным языкам (А.А. Алхазишвили, В.А. Артемов, Б.В. Беляев, Б.А. Бенедиктов, Ж.Л. Витлин, Н.В. Витт, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев), а также возможности использования частных психологических подходов к обучению различным аспектам иноязычной речевой деятельности (Б.В. Беляев, И.А. Зимняя, З.И. Клычникова, Т.С. Серова и др.). С этих позиций следует говорить об актуальности теоретического исследования основ психологии обучения иностранным языкам, проблематизации его смысло-содержательной сферы.

Современная психология обучения иностранным языкам отвечает всем методологическим признакам сформировавшейся самостоятельной области педагогической психологии. Ею накоплен фактический материал, полученный в результате опыта обучения иностранным языкам в разных условиях и типах образования, в ходе длительных наблюдений и экспериментов, отраженный в научных работах разного жанра (монографии, статьи, диссертации и др.). В данной области научного знания определен объект психологических исследований – обучение иностранному языку как иноязычная образовательная практика, и определилось проблемно-предметное поле психологических исследований – зависимость содержания, методов и результатов обучения от психических и психологических особенностей тех, кто овладевает иностранным языком и тех, кто обучает иностранному языку, от различных факторов, обстоятельств, возможностей, ресурсов и условий обучения.

Кроме того, в психологии обучения иностранным языкам определились основные методологические подходы психологического анализа и моделирования новой практики обучения иностранному языку в виде фундаментальных психологических теорий, определивших не только круг научно-практических проблем, но и приоритетные направления теоретико-экспериментальных, прикладных и междисциплинарных исследований; оформляются в систему основные категории и понятия психологии обучения иностранному языку, т.е. формируется своя особая психологическая терминологическая сфера – психология преподавания иностранного языка, психология овладения и владения иностранным языком, психология чтения, говорения на иностранном языке, психология развития иноязычной личности [11].

Следует отметить, что ныне в психологии обучения иностранным языкам появляются новые научные обобщения фактического материала о психологических особенностях иноязычной образовательной практики, выраженные не только в понятиях, но принципах и методах, закономерностях и концептуальных построениях. Наряду с подтвержденными практикой психологическими теориями и концепциями, существуют заявленные, но пока еще недостаточно научно проработанные, гипотетические положения о психологических свойствах той или иной практики обучения иностранному языку. Кроме того, имеется достаточно большое число научных публикаций по психологическим аспектам обучения иностранным языкам, содержание которых богато новыми идеями, эмпирическими и экспериментальными данными, обеспечивающими развитие психологии овладения и обучения иностранным языкам, психологии обучения мышлению на иностранном языке, психологии развития иноязычной личности, психологии субъекта речевой иноязычной деятельности, психологии оптимизации обучения иностранному языку и сопровождения иноязычной образовательной практики [3, 16 и др.].

Современная отечественная психология обучения иностранным языкам в филогенетическом аспекте представляет собой многоуровневую структуру психологического знания и исследовательских методов. Фундаментальным ее основанием выступает совокупность трех ведущих концепций обучения иностранным языкам – экспериментально-психологической (В.А. Артемов), психолого-методической (Б.В. Беляев) и личностно-деятельностной (И.А. Зимняя). Каждой из этих концепций свойственна оригинальность подхода, однако их общим свойством выступает наибольшая глубина психологического осмысления обучения иностранному языку и его закономерностей, полнота определения всего комплекса психологических проблем первостепенной важности, обусловленных потребностями иноязычной образовательной практики. В рамках экспериментально-психологической и психолого-методической концепций определилась предметную область психологии обучения иностранным языкам. Расширительное понимание исследуемых явлений и объяснение фактов в них соотносилось с внутренними структурно-содержательными детерминантами, будь то психологические основы обучения иноязычной лексике или психологическое обоснование того или иного метода обучения иностранному языку. Именно эти концепции охватывают весь спектр возможных вариантов иноязычных образовательных практик, различия между которыми составляли важные, но все же «фоновые» и прикладные показатели развития основных теоретических подходов. Личностно-деятельностная концепция представляет собой новое качество в развитии отечественной психологии обучения иностранным языкам в период ее перехода от концептуально-формирующего к концептуально-развивающему этапу, подобно тому, как экспериментально-психологическая и психолого-методическая концепции были ключевыми в оформлении концептуально-формирующей идеи о психологических особенностях и отличиях обучения иностранным языкам при переходе от более раннего эволюционно-накопительного этапа.

В заключении отметим, что современное состояние и дальнейшее развитие психологии обучения иностранным языкам определяется фактическим уровнем развития педагогической психологии и смежных с ней наук, закреплением статуса психологии обучения иностранных языков как самостоятельной области педагогической психологии, разработанностью таких ее разделов, как психология обучения иностранным языкам, психология овладения и владения иностранным языком, психология развития иноязычной личности в условиях обучения, активным развитием новых научных течений в рамках предмета психологии обучения иностранным языкам, опорой исследователей на инновации в практике обучения иностранным языкам и широкое внедрение в образовательную практику результатов проведенных исследований по психологическим проблемам обучения иностранным языкам.

Литература

  1. Барвенко О.Г. Проблема психологической готовности к изучению иностранного языка в техническом вузе. // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты, 2013. – № 22. – С. 4-8.
  2. Каграманян К.А. Культуроориентированные методы обучения иностранному языку как средство эстетического воспитания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007. – Т. 12. – № 33. – С. 348-352.
  3. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность личности в овладении иностранным языком // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences, 2013. – № 2. – С. 140-142.
  4. Мацкевич К.О. Зрительное восприятие иностранного текста // Молодой ученый, 2013. – № 4. – С. 577-579.
  5. Полякова С.В. Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения // Вестник Томского государственного университета, 2007. – № 303. – С. 202-204.
  6. Полякова С.В. Сравнительное исследование вариативности восприятия английских и русских текстов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2008. – Т. 2. – № 2. – С. 66-67.
  7. Тылец В.Г. Отечественная психология обучения иностранным языкам: зарождение, становление, развитие: Монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – 300с.
  8. Тылец В.Г. Психологическая оптимизация деятельности преподавателя иностранного языка высшей школы: Монография. – Ессентуки: Издательство «РОССЫ», 2002. – 136 с.
  9. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Санкт-Петербург, 2006.
  10. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: развитие и современное состояние: Монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 312с.
  11. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: рефлексивно-ретроспективная реконструкция: Монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2011. – 340с.
  12. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления: Монография. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 304с.
  13. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теория и история: Учебное пособие. – Ставрополь: ЗАО «Пресса», 2004. – 220с.
  14. Тылец В.Г. Психология освоения иноязычного лингвистического опыта: теоретические и прикладные аспекты: Монография. – Ессентуки: РОССЫ, 2002. – 110с.
  15. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая реальность иноязычных образовательных практик: от комфорта к личной безопасности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 3. С. 317-321.
  16. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2012. – № 3. – С. 186-189.

 

Об авторе

Тылец Валерий Геннадьевич – доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии филиала ГБОУ ВПО "Ставропольский государственный педагогический университет".

е-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Тылец В.Г. Современные проблемы психологии обучения иностранным языкам. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.