ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

  

УДК 159.923

English version:

Аннотация. В статье рассматривается формирование в ходе образовательного процесса общекультурных компетенций будущих специалистов и бакалавров социальной сферы.

Ключевые слова: культуроёмкость изучаемыхдисциплин,принцип преемственности, двухуровневый подход к получению образования..

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Общая культура будущего специалиста социальной сферы представляет собой универсальное единство, включающее в себя: с одной стороны, процесс накопления знаний, опыта и качественной их реализации в деятельности и поведении, а с другой стороны, сложную систему качеств, выражающуюся совокупностью ценностей, норм, идеалов; определяющую отношение к себе и окружающему миру, к учебной и будущей профессиональной деятельности; включающую в себя духовность и нравственность, эстетику, толерантность и патриотизм, а также готовность и стремление к личностному и профессиональному развитию.

Одна из тенденций современного развития отечественной системы образования связана с ростом востребованности специалистов, способных реализовать принцип «образование через всю жизнь». Такая парадигма предъявляет повышенные требования к совершенствованию системы непрерывного профессионального образования.

В то же время процессы гуманизации и демократизации общественной жизни приводят к признанию культуры как важнейшей (наряду с экономикой и политикой) ее составляющей, показателем духовно-нравственного состояния общества. Эта тенденция иначе ставит проблемы воспитания, образования и развития личности будущего специалиста, ведет к увеличению доли культуроемкости их содержания, технологий и организационных форм.

Вуз, в котором обучаются наши студенты – социальный. Миссией филиала РГСУ в г. Анапе является подготовка квалифицированных специалистов, бакалавров, магистров, обладающих современными знаниями и навыками для системного, инновационного развития социально-трудовой сферы Юга России на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок.

Начиная с 2003 года, в филиале РГСУ в г. Анапе получение высшего образования для значительной части студентов осуществляется в системе: социальный колледж – вуз, это, прежде всего, касается таких специальностей и направлений подготовки, как «Социальная работа», «Финансы и кредит», «Экономика», «Менеджмент организации», «Менеджмент», «Юриспруденция».

Обучаясь в колледже, наши студенты проходят несколько ступеней образования: они получают обязательное среднее (полное) образование, среднее профессиональное образование базового или повышенного уровня; после чего получают право, после сдачи вступительных экзаменов, продолжить обучение по профильной специальности в РГСУ или другом вузе по сокращенной программе. Таким образом, за годы обучения они получают два государственных диплома – о среднем профессиональном и высшем профессиональном образовании, решается главная задача при подготовке специалистов – правильная ориентация в выборе профессии.

Обучение студентов в системе: ссуз – вуз – основано на принципах преемственности образовательных программ и означает, что программы среднего профессионального уровня плавно переходят в более сложные профессиональные программы вуза.

Изучение результатов двухуровневой, непрерывной подготовки специалистов выпускающими кафедрами филиала показали ее очевидное преимущество, подтвержденное временем.

Сложные и противоречивые изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, серьезно повлияли на все институты жизни общества и, прежде всего, на образование, потребовали переосмысления качества профессиональной подготовки, его культурной составляющей, в том числе и специалистов по социальной работе, тем более, что к настоящему времени в России закончился очень важный этап становления системы социальной работы: обеспечены нормативно-правовые и административно-организационные условия для создания инфраструктуры социальной защиты населения, регионального и федерального уровней.

Сегодня наблюдается повышение ответственности регионов за укрепление интеллектуального потенциала на местах, развитие региональной системы непрерывного профессионального образования с целью подъема экономики, активизации инвестиционной, инновационной социально-ориентированной политики, подготовки высококвалифицированных кадров. Кроме того, отмена в современной России «советского силового» распределения выпускников приводит к невозвращению студентов в регионы после окончания центральных вузов, что еще более повышает заинтересованность регионов в развитии собственной системы подготовки и переподготовки специалистов. Как правило, центральная роль в становлении системы непрерывного образования, кадровом и научном обеспечении социально-экономического развития региона принадлежит университетам,

Реализуя образовательную концепцию филиала, мы опираемся на программу развития образования в Краснодарском крае, которая основана на Концепции региональной политики в области образования на Кубани, краевой программе «Система духовного и физического оздоровления населения Кубани». Образовательная политика администрации Краснодарского края, соответствуя основным положениям Национальной доктрины образования, учитывает его региональные особенности, потребности рынка труда и выступает важнейшим фактором социально-экономического развития региона.

 В процессе реализации региональной образовательной политики на Кубани сложился ряд направлений, по которым обеспечивается реальная непрерывность и преемственность образования. Среди таких направлений: объединение разноуровневых образовательных структур, обеспечивающих непрерывную профессиональную подготовку специалистов и др. Анализ состояния и хода развития краевой системы образования свидетельствует об актуальности постановки проблемы подготовки специалистов для социальной сферы, обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании подрастающего поколения.

В настоящее время в системе профессионального образования происходит усиление культурологической направленности образовательного процесса. В педагогической практике эта проблема рассматривается в одном из главных аспектов – формирование общей культуры личности как одна из важнейших задач образования.

Анализ социологической и психолого-педагогической литературы показал, что в России увеличивается количество исследований по проблеме формирования культуры будущего специалиста. Рассматривая различные стороны общекультурного становления и развития студентов, педагоги и ученые говорят о необходимости формирования духовно-нравственной и толерантной культуры (что особенно важно в условиях многонациональной Кубани), этической и эстетической, информационной и коммуникативной культуры.

Важнейшими факторами формирования общей культуры будущего специалиста в системе «колледж-вуз» являются: ориентация на качество профессиональной подготовки; организация образовательного процесса с ориентацией на современные стратегии и модели обучения; использование инновационных технологий и методик обучения; ценностное самоопределение личности студента.

Модель формирования общей культуры будущего специалиста в системе «колледж-вуз» представляет собой многоуровневую структуру, схематически отражающую процесс организации формирования общей культуры студентов и включающую в себя три основных компонента: содержательный компонент (единые для системы «колледж-вуз» учебный план и учебная программа формирования общей культуры); технологический компонент (личностно-ориентированные, практико-ориентированные, культуросообразные и блочно-модульные технологии); организационный компонент (совокупность форм, методов и средств, способствующих повышению мотивации обучения и воспитания будущих специалистов и их общекультурному и профессиональному развитию). В основу построения модели положена идея преемственности, системности и непрерывности формирования общей культуры.

Механизм формирования общей культуры будущего специалиста в системе «колледж-вуз» включает организацию данного процесса на основе:

- обеспечения преемственности, системности и непрерывности процесса формирования общей культуры через введение в образовательный процесс единых для системы «колледж-вуз» учебного плана и учебной программы формирования общей культуры (спецкурс «Культура руководителя социальной сферы», введение регионального компонента в такие дисциплины, как «История России», «Культурология», «Социология», «Экология» и др.), а также реализации принципов индивидуализации и дифференциации, культуросообразности и гуманизации;

- практико-ориентированных, личностно-ориентированных, культуросообразных и блочно-модульных технологий, способствующих соответственно созданию благоприятной творческой атмосферы, позволяющей раскрывать будущим специалистам свои индивидуальные творческие и личностные способности; построению образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений; реализации общекультурной направленности обучения и воспитания будущих специалистов; обеспечению преемственности и непрерывности изучения и освоения учебно-тематического материала, а также формирования и развития общекультурных качеств личности на основе интеграции блоков и модулей учебного курса.

Нужно отметить, что в Анапе для этого есть все условия, т.к. наш город имеет древнюю культуру, изучить которую помогают памятники древности. В городе созданы богатый краеведческий музей, океанариум. Поэтому в практике обучения широко применяются экскурсии, работа по созданию совместных проектов с Центрами культуры, участие в проведении многочисленных фестивалей, проводимых в Анапе. Кроме того используются различные формы, методы и средства, позволяющие повысить мотивацию обучения и воспитания будущих специалистов и способствовать их общекультурному и профессиональному развитию.

Сегодня рынок труда предъявляет требования не столько к уровню теоретических знаний, сколько к профессионально-практическим умениям и навыкам, полученным во время обучения. Поэтому филиал РГСУ в г. Анапе заключил договоры о партнерском сотрудничестве с различными организациями по основным направлениям своей деятельности: органами власти, государственными и негосударственными учреждениями, Управлением внутренних дел, судебными органами, финансовыми и торговыми компаниями, учреждениями культуры, УСЗН и другими социальными центрами Краснодарского края, курортными учреждениями, где студенты проходят производственную и преддипломную практику. Это дает возможность нашим студентам показать свои возможности и решить вопрос с трудоустройством, получить место работы по приобретенной специальности.

Особые отношения сложились с Центром социальной помощи семье и детям «Перекресток», предназначенном для помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Уже на протяжении пяти лет наши студенты проходят в нем практику, проводят научные исследования, а студентка пятого курса Склярова Людмила уже получила приглашение на работу в Центре в качестве специалиста по социальной работе.

Опыт работы данного учреждения заслуживает внимания, как место, где формируются на практике личностные, профессиональные и общекультурные качества.

Государственное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Центр социальной помощи семье и детям «Перекресток» осуществляет социальное обслуживание женщин, детей в отделении в соответствии с Уставом государственного учреждения социального обслуживания населения Краснодарского края от 22 февраля 2005 года № 161 «О порядке и условиях социального обслуживания семей и детей в полустационарных государственных учреждениях социального обслуживания Краснодарского края».

Социальную помощь в Центре могут получить все обратившиеся женщины, имеющие регистрацию на территории Краснодарского края. К ним относятся подвергшиеся психофизическому насилию в семье, находящиеся в остром эмоциональном или психологическом кризисе, конфликтной ситуации, не допускающей проживания в семье.

При приеме женщин, детей на обслуживание в отделение производился их медицинский осмотр. В случае необходимости получения медицинской помощи женщины, дети, направляются в соответствующее учреждение органов здравоохранения. В случае угрозы жизни и здоровью женщины, ребенка специалисты отделения принимают меры оперативного информированиясоответствующих служб (правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, органов и учреждений здравоохранения и пр.).

Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетнего, временно проживающего в отделении, несет его мать, а также учреждение, в рамках действующего законодательства, обеспечивающее безопасное пребывание лиц, находящихся в условиях временного проживания.

В Центре им оказываются социально-правовые услуги : содействие в консультировании по социально-правовым вопросам, консультирование по вопросам, относящимся к компетенции органов социальной защиты населения, связанным с правами граждан и защитой своих интересов, и содействие в оформлении необходимых документов и многое другое. Именно к этой работе привлекаются наши студенты, многие из которых имеют практику проведения подобных консультаций в Центре социального консультирования, созданного и успешно функционирующего при филиале.

Кроме того, студенты филиала участвуют в оказании социально-психолого-педагогических услуг, которые включают в себя:

- проведение психологических тренингов;

- содействие в приобретении навыков конструктивного взаимодействия в семье, способов примирительного общения;

- содействие в организации досуга несовершеннолетних, находящихся вместе с матерью.

Сотрудники ЦСО «Перекресток» вместе с нашими студентами согласно критериям организации работы Центра ежегодно проводят анализ эффективности работы Центра по методике, отраженной в таблице  1.

 Таблица 1

Контуры, предметы и методики оценки эффективности социальной работы

Контуры оценки эффективности

Предметы оценки эффективности

Виды методик оценки эффективности

1.Деятельность различ­ных учреждений системы социальной защиты населения

Используемые формы и методы управления социальной защитой. Результаты деятель­ности за определенный период времени. Результаты выполнения целевых программ

Методики оценки эф­фективности форм и методов управления. Методики оценки результативности. Методики оценки вы­полнения целевых программ

2. Качество или уровень организации труда работников (персо­нала), обеспечиваю­щего социальную защиту

Условия труда – физи­ческие, социальные, организационные, соци­ально-психологические. Ресурсное обеспечение социальной защиты. Мотивация персонала

Методики оценки условий труда. Методики оценки ресурсного обеспечения (затрат). Методики оценки мотивационной системы, средств мотивации

3.Уровень (качество) квалификации персо­нала, обеспечиваю­щего социальную защиту

Методики оценки квали­фикации персонала. Методики оценки эффек­тивности подготовки иповышения квалифика­ции персонала

Методики оценки квали­фикации персонала. Методики оценки эффективности подготовки и повышения квалифи­кации персонала

 4.Качество и уровень социального обслу­живания различных категорий граждан

Виды обслуживания. Формы, методы итехно­логии социального обслуживания. Результаты социального обслуживания

Методики оценки видов социального обслу­живания.

Методики оценки эффективности форм, методов и технологий социаль­ного обслуживания. Методики оценки резуль­татов социального обслуживания

При использовании данных методов приходится считаться стак называемыми «неожиданными реакциями клиентов», ког­да они обращаются в орган соцзащиты с жалобами, вопросами, просьбами, в которых находят выражение их потребности.

С точки зрения структур, управляющих процессом соцобс­луживания, важно обладать информацией об удовлетворяемых, не полностью удовлетворяемых и по каким-то причинам не удовлетворяемых потребностях своих клиентов. Это, как показывает практика, позволяет более целенаправленно строить работу по социальному обслуживанию, добиваться необходимых ресур­сов, использовать новые формы и методы и др.

Студенты специальности «Социальная работа» участвуют в информационно-просветительской деятельности ЦСО «Перекресток», привлекая внимание общественности к проблемам женщин, оказавшимся в трудной жизненной ситуации выпуском буклетов «Женщина в опасности», «Остановим насилие». Участвуя в этой работе, они изучают литературу по проблеме семейного насилия с целью повышения уровня социального обслуживания в Центре, являются слушателями обучающего семинара по современным направлениям повышения социального обслуживания населения.

Таким образом, практическая деятельность в Центре способствует профессионально-личностному развитию будущего специалиста социальной сферы, обучающихся как в социальном колледже, так и в вузе.

Однако кафедры филиала продолжают искать новые подходы к подготовке бакалавров и магистров социальной работы, пути совершенствования образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

 

Литература

  1. Никитина Н.И. Профессиональное самоопределение будущих социальных педагогов в системе непрерывного образования. – М., 2004.
  2. Мартыненко О.И. Формирование общей культуры будущего специалиста в системе «Колледж – вуз». – Астрахань, 2009.
  3. Моргайлик М.А. Социальное самочувствие молодёжи в условиях общества риска. – Анапа, 2011.
  4. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. – М: Просвещение, 2011.

 

Об авторе

Захарчук Людмила Михайловна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы, психологии и социального права филиала Российского государственного социального университета в г. Анапа.

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Захарчук Л.М. Формирование общей культуры будущего срециалиста социальной сферы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.