ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

  

УДК 159.923.2

English version:

Аннотация. В статье рассматриваются сущностные характеристики образа Я как системообразующего фактора в отношении здоровья и личностного роста. 

Ключевые слова: образ-Я, самоактуализация, здоровье, личностный рост. 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

 

Духовное, душевное (психическое, ментальное) и телесное бытие человека неразрывны. Слияние этих сфер человеческого существа создает его уникальность как космического явления. Переживание своего здоровья или нездоровья являются очень значимыми в контексте общей самооценки личности, в определении ее «линии жизни», «плана жизни», «жизненного стиля». Однако, активность личности, направленная на сохранение и укрепление здоровья у многих людей не соответствует интенсивности эмоционального отношения. Причем это свойственно не только людям здоровым, но и тем, кто уже имеет достаточно выраженные расстройства здоровья.

В аспекте психологии здоровья первостепенное значение имеет осознание своего состояния, субъективная картина здоровья. Отношение к здоровью и болезни, когнитивные и эмоциональные компоненты этого отношения имеют важное значение в сохранении здоровья и преодолении болезни. Нездоровье современного общества это отсутствие осознания между эмоциональным дискомфортом, усугубляющейся дисгармонией личности и соматическим расстройством. Проводимая просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни – ведет к накоплению информации у некоторой части населения, но знания лишь опосредованно могут изменять поведение индивида.

Р. Лэйнг указывает на единство переживания ментального Я и тела «…В той степени, в какой человек ощущает свое тело живым, реальным и субстанциональным, он ощущает себя живым, реальным и субстанциональным» [5, c. 61]. Переживания человеком собственного Я в единстве с телом распространяются на его бытие-в-мире в целом, определяет «физиогномию» мира.

У. Джемс также указывает на подобный механизм взаимовлияния ментального Я и телесного-Я. «Моя настоящая личность ощущается мною с оттенком родственности и теплоты. В этом случае есть тяжелая теплая масса моего тела, есть и ядро моей духовной личности – чувство внутренней активности. Без одновременного сознавания этих двух объектов для нас невозможно реализовать собственную личность. Всякий предмет, находящийся в отдалении, если он удовлетворяет этим условиям, будет сознаваться нами с таким же чувством теплоты и родственности» [8].

Физическое и психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония с окружающим миром редко даны человеку от природы сполна. К этому невозможно прийти без активного творческого отношения к собственной жизни. Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегулированию и саморазвитию создает основу для ослабления психологической устойчивости, а затем и к болезням разного уровня (соматических, психосоматических, психических).

Таким образом, в понимании причин здоровья вошло понятие бипсихосоционоэтической модели, указывающей на мультифакторную природу и структурно-уровневую организацию феномена здоровья. Ведущим фактором в этой интегрированной целостной организации с все большей очевидностью доминирующую роль играет именно ноэтическая / духовная составляющая, которая, в конечном итоге, определяет «индивидуальную ответственность человека за свое здоровье» [6].

Проблема здоровой, полноценно функционирующей личности является ведущей для гуманистической психологии. Представители гуманистической школы рассматривают «здоровье» как целостный конструкт телесного, психического и духовного, связанный с ценностями, целями и потребностями человека.

Обращение к самосознанию личности, субъективному отношению и отражению своего здоровья и благополучия, должно стать определяющим в понимании проблемы профилактики заболеваний и лечения.

Психологическую устойчивость личности поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка).

Важная составляющая психологической устойчивости – позитивный образ Я или Я-концепция. В психологии принято выделять две основные формы Я-концепции: Я-реальное и Я-идеальное. Я-реальное включает те представления человека о самом себе, которые, по его мнению, наиболее достоверно и адекватно характеризуют личность в данный момент. Идеальная Я-концепция – это представления личности о себе в соответствии с желаемым образом, сложившимися идеалами и желаниями («каким я хотел бы быть»). Соотношение Я-реального и Я-идеального положено в основу самооценки, понимаемой как соотношение реальных достижений индивида и его притязаний. Сущностью чувства самоуважения является соотношение индивидуального идеала и достижений. Соотношение Я-реального и Я-идеального лежит в основе механизмов адаптации личности. Идеальное «Я» – это развитые и активные жизненные силы, потенции Я-реального, побуждающие личность к развитию.

Я-идеальное и Я-реальное, как правило, не совпадают и не могут совпадать полностью. Однако большие расхождения между ними, конфликтный характер соотношения (когда в идеальном «Я» присутствует одна черта, а в реальном «Я» ее противоположность) считается тревожным симптомом, так как ведет к нарушениям в поведении и неадаптивности. Выделяют следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции:

1. Снижение самоуважения и часто как следствие – социальная деградация, агрессивность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Человек легко поддается влиянию группы.

3. Глубокое изменение восприятия. Люди с негативной Я-концепцией с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

Подход, основанный на психоаналитических взглядах, рассматривает Я-идеальное как элемент глубинных личностных процессов. Помимо того, что Я-идеальное может стать причиной депрессивных переживаний, что подтверждается исследованиями, которые показали, что у больных неврозом конфликт между Я-идеальным и Я-реальным выражен намного сильнее, чем у психически здоровых людей, человек переживает постоянное недовольство собой, проявляя основные признаки фрустрированности.

Кроме того, Я-идеальное включается в структуру защитно-психологических механизмов и стратегий, цель которых – сохранение положительного самоотношения. Психологической защитой в настоящее время считают любые реакции, которым человек научился и прибегает к их использованию неосознанно, для того, чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое «Я» от чувства тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные.

Психологические конфликты становятся своеобразными пунктами проверки качества на пути к личностному росту и самореализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог «Я»-образов, каждый из которых, являясь существенной частью «Я»-концепции, силится «заявить о себе», «заговорить», «быть услышанным», но не принимается за свой, отторгается или защитно трансформируется.

К. Хорни отделяет актуальное, или эмпирическое, «Я» от идеализированного «Я», с одной стороны, и реального «Я» – с другой. Актуальное «Я» – всеохватывающее понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное «Я» – то, что имеет в виду субъект, когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является. Идеализированное «Я» – это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости. Реальное «Я» – это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, с которой субъект может вновь достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Реальное «Я» – это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Реальное «Я» для невротиков является возможным «Я», в противоположность идеализированному «Я» – которого достичь невозможно [8].

Признание и принятие всех аспектов своего «Я» в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность «Я»-концепции, утверждает «я» в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. «Я»-концепция («Я»-образ) – то зерно, которое несет в себе как зародыш, так и его потенциал роста и развития. Согласованность работы всех структур, их гармоничное взаимодействие есть необходимое условие психологического комфорта.

В выборе способов психологического преодоления решающая роль принадлежит присущему человеку локусу контроля. При интернальном (внутреннем) локусе контроле личность считает себя ответственной за все, происходящее в жизни, при экстернальном (внешнем) – ответственность перекладывает на других либо на внешние обстоятельства. Интерналы чувствуют себя творцами собственной жизни – это прекрасное ощущение свойственно только по-настоящему самоактуализирующейся личности. Они менее склонны подчиняться влиянию других, они сопротивляются, когда чувствуют, что ими пытаются манипулировать. Они лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением, болезненно реагируют на утрату личной свободы. Экстернал реже достигает тех высот жизнетворчества, которые присущи интерналам, он ощущает себя менее значимым в этой жизни. Они конформны, поддаются давлению окружающих.

У интерналов обнаружена более активная позиция по отношению к собственному здоровью: они лучше осведомлены об его особенностях, больше заботятся о нем и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстернальность, напротив, сочетается с пониженным настроением, переживанием тревоги за свое здоровье [4].

Таким образом, негативная Я-концепция вызывает к жизни избыточные психологические защиты, ограничивая круг деятельности и общения человека. Стиль взаимодействия человека, не принимающего себя, характеризуется незнанием себя и потому закрытостью для критики, авторитарностью, доминантностью, обидчивостью, эмоциональной ригидностью. И напротив, человек с позитивной Я-концепцией открыт и дружелюбен, способен выдержать критику, обладает самоиронией, готов к самоизменению. Принятие себя – основа самоактуализации и личностного роста личности.

По К. Роджерсу, «тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация – это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма». В каждом человеке заложена тенденция актуализации. Это «свойственная организму тенденция развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» [8].

По мнению гуманистов, самый важный мотив жизни человека – актуализировать, развить и сохранить себя, выявить лучшие качества личности, заложенные в ней от природы. По мнению К. Роджерса, именно эта тенденция является единственной мотивационной человеческой областью. Она является центральным источником энергии в организме.

Самоактуализация признается мировым сообществом гуманистически ориентированных психологов моделью психологического здоровья. По аналогии потребность в самоактуализации подразумевает, что индивиду психологическое здоровье дано априори. Однако достижение психического здоровья предполагает не только создание определенных условий, но на наш взгляд сложнейшую работу связанною с самостоятельным выбором человека.

По К. Роджерсу, мотив поведения – это человеческая потребность развиваться и улучшаться. «Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации». И эта тенденция присуща не только человеку, это – сущность жизни». Самость или Я-концепция – это: «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый» [8].

Человек может осознавать несоответствие между своей Я-концепцией и реальным переживанием. И эта способность возникает вместе со способностью изменять Я-концепцию исходя их реальности. Таким образом, К. Роджерс вывел природное движение человека от конфликта к его разрешению. Межличностные отношения, в которых хотя бы один человек не обладает несоответствием, то есть Я-концепция и реальное переживание гармонично взаимодействуют, способствует проявлению здоровых тенденций личности и у других людей. Именно поэтому главная задача терапии – это установить искренние отношения, и уже они будут способствовать личностному росту клиента.

Термином «полноценно функционирующий» К. Роджерс обозначает людей, которые используют все свои способности и таланты и движутся к полному познанию себя и своих переживаний. И именно это – критерий личностного роста и необходимое условие для осознанного и активного отношения к своему здоровью.

Характеристики, общие для полноценно функционирующего человека:

1. Открытость переживанию. Возможность слушать себя, чувствовать всю сферу переживаний внутри себя, не испытывая угрозы. Возможность действовать в соответствии со своими самыми глубинными ощущениями.

2. Экзистенциальный образ жизни. Тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования. То, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий.

3. Организмическое доверие. В принятии решении уметь полагаться не на внешние силы (социальные нормы, суждения других людей…), а на свои ощущения, свою интуицию.  Доказано, что внутренне ощущение типа «я поступаю правильно» является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения [8].

4. Эмпирическая свобода. Чувство личной власти над своей жизнью, способность делать выбор и руководить собой.

5. Креативность и творческий образ жизни.

К. Роджерс и другие гуманисты призывали людей обращать внимание на то, кем они могут быть: жить насыщенно, полностью ощущая бытие, то есть «полноценно функционировать». Это и есть критерий непрерывного личностного роста.

По авторитетному мнению Г. Олпорта здоровый человек – это зрелый человек, который характеризуется определенными чертами:

- имеет широкие границы «Я»;

- способен к теплым и сердечным социальным отношениям; демонстрирует эмоциональную стабильность и самопринятие;

- имеет реалистическое восприятие, опыт и притязания; стремится к самопознанию и обладает чувством юмора;

- выстраивает цельную жизненную философию [8].

Установлено, что основным источником преобразования Я-концепции являются природные (мозг, тело), психологические (сознание, самосознание, психологическая «защита», опыт), и социальные (культура и общество) факторы. Развиваясь Я-концепция влияет на то, как личность воспринимает действительность и с кем взаимодействует. От нее зависит мотивация, уверенность в себе, самоуважение, самоэффективность, самораскрытие и в конечном итоге здоровье и личностный рост. Я-концепция – внутреннее, экзистенциальное ядро личности; продукт отражения системы отношений личности к себе и внешнему миру, элемент личностного образования, с которым согласуются все действия, эмоции, чувства, поступки, поведение, психологическое здоровье и успех в практической деятельности жизни [1].

Я-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. Я-концепция участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации. Раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации. Развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни.

Субъективное восприятие и отношение к собственному здоровью важный, но не единственный фактор, который должен найти свое развитие. Необходимость создания системы и сообщества людей, воспринимающих связь между здоровьем, Я-конценпцией и личностным ростом и создающие реальные для этого условия.

Литература

1. Агапов В.С. http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/iconcept.htm

2. Васильев Н.Н. «Я»-концепция: в согласии с собой. – Элитариум: Центр дистанционного образования, 2009.

3. Колядин А.П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке // Серия «Гуманитарные науки». – 2005. – № 1.

4. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

5. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». – СПБ.: Белый Кролик, 1995. – 352 с.

6. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебник для вузов. – СПб., 2006

7. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Идентичность как психологический конструкт: возможности и ограничения междисциплинарного подхода. Психологические исследования, 2012, 5(26), 2.

8. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер Ком,1998. – 668с.

 

Об авторе

Исламова Эльвира Халиловна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и конфликтологии, заместитель директора по научно-исследовательской и инновациолнно-внедренческой деятельности филиала Российского государственного социального университета в г. Анапа.

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Ссылка для цитирования

Исламова Э.Х. Я-концепция как центральный интегрирующий фактор личностного роста. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.