ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ научное издание

This is a bridge
This bridge is very long
On the road again
This slideshow uses a JQuery script adapted from Pixedelic

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕННОГО ОПТИМИЗМА

  

УДК 159.922

English version:

Аннотация. В статье представлены результаты изучения проблемы организации психологического консультирования в ситуациях падения уровня жизненного оптимизма у студентов вуза. Проблема падения жизненного оптимизма увязана с вопросами обеспечения психологической безопасности личности. В статье раскрыто понятие жизненного оптимизма. Представлены результаты обследования состояния жизненного оптимизма студентов. Дано описание подходов к организации психологического консультирования студентов по проблеме развития жизненного оптимизма и результаты их апробации.

Ключевые слова: жизненный оптимизм, студенты вуза, психологическое консультирование, психологическая безопасность личности.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Введение

Оптимизм – один из двух основных видов восприятия мира, выражающий позитивное, доверительное отношение к нему; противостоит пессимизму. В обыденном понимании – это склонность видеть и подчеркивать во всех жизненных событиях положительные стороны, не впадать в уныние из-за неурядиц, верить в успех, в счастливый исход любого начинания и конечное благополучие. Оптимизм в значительной степени связан с жизнестойкостью личности [14].

В современном мире оптимистическая вера в неограниченные возможности науки, техники, в прогресс общества остается одним из самых влиятельных умонастроений. При этом, находясь под влиянием постоянных стрессов, вызываемых растущими требованиями конкурентного мира, личностный оптимизм человека стремительно угасает, что снижает его стремление к самосовершенствованию и мотивацию деятельности. Это происходит потому, что вместо желания достичь успеха человек, находящийся в ситуации падения жизненного оптимизма, тяготеет, скорее, к избеганию неудач.

Особенно эта проблема является актуальной в юношеском возрасте в период обучения в высшем учебном заведении, так как данный возрастной период характеризуется активным поиском и сменой смысложизненных ориентаций, личностным и профессиональным самоопределением, расстановкой приоритетных направлений профессиональной деятельности и создания семьи. Интенсивное развитие познавательных способностей открывает в этом возрасте широкие перспективы [13]. В данном возрастном периоде поддержание высокого уровня личностного оптимизма необходимо для постановки перспективных целей и их достижения. Личностный оптимизм дает возможность человеку мобилизовать себя и направить все свои силы на успешную самореализацию. Вместе с тем, именно в этом возрасте человек в силу ограниченности опыта легко попадает в ситуации нарушения своей безопасности [5].

Поэтому разработка программы психологического консультирования лиц, находящихся в ситуации падения личностного оптимизма представляется нам актуальной и необходимой с точки зрения ее практического использования.

Теоретическое обоснование проблемы

Наше исследование базируется на научных разработках, реализованных по нескольким направлениям. Важным направлением выступили работы, выполненные по проблеме падения личностного оптимизма (З. Фрейд, Э. Эриксон, В. Франкл, Л. Козер, С. Розенцвейг, Дж. Доллард, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, Ф.Е. Василюк и др.). Немаловажными оказались работы, в которых обсуждается вопрос о когнитивных детерминантах стремления к успеху и желания добиваться своих целей. Такая традиция преимущественно характерна для западных исследователей и просматривается в трудах Д. Макклелланда, X. Хекхаузена, Дж. Роттера, Б. Вайнера, К. Двек, Э. Скиннер, А. Бандуры и др. Особое внимание среди когнитивных теорий стремления к успеху привлекает подход М. Селигмана. Использовались также исследования в отношении особенностей развития личности в юношеском возрасте (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, И.С. Кон, Л.В. Мудрик и др.). Отметим также, что рассмотрение проблем жизненного оптимизма нами осуществлялось в контексте проблематики психологической безопасности личности (Баева И.А., Ковдра А.С., Краснянская Т.М., Татьянченко Н.П., Тырсикова А.Д., Эксакусто Т.В. и др.) [3]. Мы исходили из того, что самообеспечение безопасности в настоящее время выступает актуальной проблемой каждого человека [6].

Обращаясь к трактовке базового для нашего исследования понятия, уточним, что оптимизм в переводе с лат. «optimus» дословно означает «наилучший». Под данным понятием понимается взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. Оптимизм утверждает, что мир замечателен, из любой ситуации есть выход, всё получится хорошо, все люди в общем хорошие.

В философском словаре оптимизм и пессимизм определяются как понятия, характеризующие ценностную сторону мировосприятия, в которой мир осмысливается лишь с точки зрения соотношения в нем добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бедствий. Исходя из динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова, оптимизм как устойчивая личностная характеристика тесно связан с ее направленностью и установками. С позиций гуманистической психологии оптимизм рассматривается как вера в человеческую природу, в безусловно позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях.

Оптимизм также можно рассматривать как систему взглядов и отношений личности к своей жизни, к будущему, к окружающим людям и самому себе. Д. Осгуд в своих трудах отметил, что самое крупное открытие нашего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив отношение к ней. От особенностей системы отношений личности зависят многие явления внутреннего мира, психические состояния и процессы. На наш взгляд, оптимизм как система отношений, оценок и мировоззрения представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние на выбор моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу. Оптимизм – это устойчивая личностная позиция человека по отношению к трудностям, основанная на вере в успех и силу человеческой природы.

Человек-оптимист характеризуется умением не терять надежды на лучшее в самых трудных и неприятных условиях. Оптимизм придает силы человеку в преодолении препятствий, помогает переносить тяжелые невзгоды и лишения, унижения и оскорбления. Оптимист философски относится ко всем событиям, происходящим, как в его личной жизни, так и в жизни других людей, в истории общества и государства, человечества в целом. Он верит, что все плохое рано или поздно закончится, и наступят лучшие времена, что силы добра победят, что за внешним, иногда обманчивым, фасадом событий обязательно скрыт сокровенный смысл, недоступный для понимания большинства людей.

В свою очередь пессимизм рассматривается, как склонность человека все видеть в мрачных тонах. Для пессимиста светлые промежутки в жизни – это не повод для радости, а лишь основание для ожидания очередных трудностей и неудач. Он настолько неуверен в себе, что малейшие трудности представляются ему совершенно непреодолимыми. Он считает себя неудачником, а все, в чем он участвует, – заранее обреченным на неудачу. Отсюда и один из его основных принципов: зачем стараться что-то делать, если результат все равно будет отрицательный? Пессимист не способен создавать себе и другим радость, а также адекватно реагировать на попытки других сделать его жизнь светлее и приятнее. Пессимист считает, что жизнь – сплошная борьба в джунглях, жестокая и беспощадная, полная лишь агрессии, страдания, разочарований и грусти. Большую часть времени он проводит в плохом настроении.

Немаловажен отмеченный в литературе факт, согласно которому оптимизм способствует укреплению здоровья, а именно:

- мешает возникновению состояния выученной беспомощности, а, следовательно, поддерживает в постоянной готовности иммунитет;

- способствует ведению здорового образа жизни и своевременному обращению к врачу; оптимистам легче устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а наличие социальной поддержки – одно из условий сохранения хорошего здоровья.

Ситуация падения жизненного оптимизма может быть рассмотрена как ситуация фрустрации. У ситуации фрустрации есть несколько определений, которые полностью описывают это состояние: 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема падения жизненного оптимизма связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между фрустрацией и агрессией. В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие падения жизненного оптимизма и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают ситуацию падения жизненного оптимизма как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать ситуацию падения жизненного оптимиза в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных [1].

Необходимыми признаками ситуации падения жизненного оптимизма согласно большинству определений является наличие подавленности, апатии, плохого настроения и ощущения преграды, препятствующей достижению целей. В соответствии с этим ситуации падения жизненного оптимизма классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру «барьеров».

С. Розенцвейг выделил три типа фрустрирующих ситуаций [7] . К первому он отнёс лишения (privation), т.е. отсутствие необходимых средств, для достижения цели или удовлетворения потребности. В качестве иллюстрации «внешнего лишения», т.е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. Примером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность. Второй тип составляют падения (deprivation). Примеры: смерть близкого человека; сгорел дом, в котором долго жили (внешняя потеря); Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила (внутренняя потеря). Третий тип ситуации – конфликт. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг приводит пример с человеком, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру. Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физическими (например, стены тюрьмы), биологическими (болезнь, старение), психологическими (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурными (нормы, правила, запреты). Упомянем также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними – те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает «физически- вещественные», «социологические» («орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции») и «идеологические» барьеры (вид социальных, отличающийся включением «целей и ценностей, признаваемых самим ребенком» [10].

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием падения жизненного оптимизма, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не теряя оптимистичного настроя. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях падения жизненного оптимизма, или вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию падения жизненного оптимизма от ситуации затрудненности.

Уровень падения жизненного оптимизма зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего в ситуацию падения жизненного оптимизма, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

В юношеском возрасте особый интерес представляют причины падения жизненного оптимизма, а также способы и глубина реагирования на них каждого конкретного юноши или девушки. Ситуация падения жизненного оптимизма различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности. Настроения могут быть продолжительными, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности молодого человека. Кроме того, ситуации падения жизненного оптимизма могут быть типичными для характера человека, нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера, либо эпизодическими, преходящими.

В данном случае знания о протекании юношеского возраста оказываются особенно значимыми. Потребность в камерном, глубоко личностном общении, на фоне которого разворачиваются все процессы взросления, созревания, психического развития настолько высока, что юноши общаются по 7-9 часов в день, в основном со своими друзьями, старшими и младшими.

Одна из самых распространённых проблем юношеского возраста – это застенчивость, однако благоприятный климат в коллективе и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность.

По мнению Э. Эриксона, становление идентичности, то есть целостного самосознания, предшествует вызреванию у личности способности к устойчивой психологической близости с другим человеком. «Только когда формирование идентичности в основном завершено, становится возможной истинная интимность, которая фактически является одновременно и слиянием, и противопоставление индивидуальностей… Юноша, который не уверен в своей идентичности, избегает межличностной интимности или же склонен к такой интимности, в которой есть только видимость «совместимости», но без подлинного слияния или реального самозабвения» [11].

Отсутствие достаточного опыта в общении, максимализм часто порождают резкие и конфликтные формы в общении, когда молодые люди реагируют друг на друга резко и грубо, когда объявляются «бойкоты», являющиеся ни чем иным, как фрустрацией ведущей потребности в общении. Лишенный общения со значимыми людьми молодой человек может переживать поистине огромную трагедию, становиться озлобленным и замкнутым, агрессивным, саркастичным, обидчивым, эмоционально несдержанным, – что и характеризует его как лицо, находящееся в ситуации падения личностного оптимизма. Это отражается на других людях, в частности на членах его семьи, на родителях.

«Аффективный центр» юношеской жизни – это построение планов на будущее, попытка реализовать еще толком и не понимаемый смысл собственной жизни. В этом возрасте, как правило, окончательно избирается профессия. Уровень социальной жизни таков, что без специальной подготовки, без образования очень сложно построить достойную в материальном отношении жизнь. Также в этом возрасте уже довольно ярко проявляются потребности в престиже, уважении и самоуважении. Юноша испытывает падение жизненного оптимизма, если что-то на этом пути не получается. Например, невозможность в силу разных причин получить избранную специальность приводит к негативным переживаниям [12].

Падение жизненного оптимизма начинается с резкого, бесконтрольного со стороны сознания эмоционального возбуждения, прямо пропорционального величине положительной потребности и величине (а также скорости) падения субъективной вероятности удовлетворения этой потребности. Резкое падение вероятности удовлетворения значимой потребности создает для человека внезапно возникшую проблемную ситуацию. Эту ситуацию еще можно отнести и к аффектогенным ситуациям. Продуцируется огромное количество энергии на решение этой, объективно нерешаемой проблемной ситуации. Поскольку рационального выхода из этой ситуации нет и быть не может, эта, фактически бесцельная энергия, находится в крайне неустойчивом состоянии и быстро разряжается в какой-то случайной, иррациональной, энергетически насыщенной деятельности, напоминающей аффективную вспышку.

Психологическое консультирование призвано помочь в осуществлении следующих задач, стоящих перед практикой психологического сопровождения студентов: предупреждать состояния падения жизненного оптимизма, и если они возникают, регулировать их; развивать у студентов правильное понимание трудностей, чтобы они не принимали вполне преодолимые трудности за непреодолимые барьеры: воспитывая волевые черты характера, большое внимание уделять воспитанию выносливости и самообладания; воспитывать эти черты и у преподавателя, чтобы он не давал студентам дурных примеров и падением собственного жизненного оптимизма не терял авторитета в глазах студентов [8]. Психологическое сопровождение студентов по проблемам снижения жизненного оптимизма должно включать работу по подготовке к обеспечению личной безопасности в различных ситуациях [4].

Организация исследования

Целью эмпирического исследования выступила разработка подходов к организации психологического консультирования лиц, находящихся в ситуации падения жизненного оптимизма. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» в Институте международного сервиса, туризма и иностранных языков. В исследовании приняли участие 60 респондентов (студенты 3го и 4го курса ИМСТИЯ) в возрасте от 19 до 21 года. В состав респондентов вошли 41 девушка и 19 юношей. Все респондент приняли участие в исследовании добровольно и изъявили желание сотрудничать. В полной мере были соблюдены требования Хельсинской декларации 1975 года и ее пересмотренного варианта 1996 года.

Для обследования студентов использовался следующий диагностический комплекс: методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора; Методика «Оптимист-пессимист» [9]; Тест «Пессимист или оптимист» [2]; Методика СЖО Д.А. Леонтьева.

Результаты исследования

Изучение уровня тревожности, проведенное с применением методики Дж. Тейлора, позволило получить следующие результаты:

- высокий уровень тревожности был выявлен у 13 респондентов из 60, что составило 21,67%;

- средний уровень тревожности свойственен 19 респондентам, что составляет 31,67%;

- низкий уровень тревожности характерен для 28 человек, что составляет 46,67%.

в среднем респондентам свойственен средний уровень тревожности. При этом, в группе есть респонденты, высокий уровень тревожности которых говорит о наличии у них невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Они склонны часто переживать по относительно малым поводам, то есть, характеризуются низким порогом возникновения тревожности.

При помощи методики изучения уровня оптимизма-пессимизма были получены следующие результаты:

- оптимизмом характеризуются 17 респондентов из 60, что составило 28,33%;

- скорее оптимистами, чем пессимистами является 22 респондента, что составило 36,67%;

- скорее пессимистами, чем оптимистами является 16 респондентов, что составило 26,67%;

- пессимизм характерен для 5 респондентов, что составило 8,33%.

Согласно полученным результатам, респондентам преимущественно свойственна характеристика «скорее оптимист, чем пессимист». Это означает, что в случае попадания в сложную жизненную ситуацию, они в большей степени настроены на то, что найдут из нее выход, при этом оценивают ситуацию объективно, не преувеличивая, но и не преуменьшая ее сложности. При этом для группы характерно наличие респондентов, которым свойственна переоценка имеющихся трудностей и негативный взгляд на жизнь.

При помощи исследования смысложизненных ориентаций студентов, проведенного с применением методики СЖО Д.А. Леонтьева, нами были получены следующие результаты: интернальный локус контроля, как смысложизненная ориентация личности свойственен 23 респондентам, что составляет 38,33%;

экстернальный локус контроля, как смысложизненная ориентация личности, характерен для 37 респондентов, что составляет 61,67%.

Таким образом, согласно полученным результатам, в обследованной группе студентов имеется приблизительно равное количество респондентов, склонных приписывать результаты происходящих с ними событий самим себе (интернальный локус контроля), а также, склонных находить причины происходящих с ними событий в окружающих людях и ситуации (экстернальный локус контроля).

Итак, по итогам констатирующего этапа исследования нами были выделены 32 респондента из 60, переживающие, согласно результатам констатирующего этапа, исследования ситуации потери жизненного оптимизма. Для этих респондентов был характеренвысоким уровнем тревожности, пессимистичный настрой либо настрой скорее пессимистичный, чем оптимистичный и экстернальный локус контроля, выраженный в склонности винить в возникновении в их жизни сложных ситуаций окружающих людей и обстоятельства. Выделенные из общей выборки 32 респондента были поделены на контрольную и экспериментальную группы по 16 человек соответственно. Остальные 28 респондентов, характеризующиеся уровнем тревожности ниже среднего и низким, отличающиеся высокой степенью интернальности и оптимизмом, вошли в состав эталонной группы.

По результатам констатирующего этапа исследования 16 респондентов были выбраны в экспериментальную группу, с которыми проводилось индивидуальное и групповое консультирование. Консультирование проводилось по обоюдной инициативе. В заключение был проведён семинар-тренинг на тему «Позитивное мышление».

Организация и результаты психологического консультирования

Цель консультирования: формирование позитивного мышления в ситуациях падения жизненного оптимизма.

Задачи консультирования:

- Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

- Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени её серьёзности (проблемное информирование клиента).

- Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

- Чёткое формулирование рекомендаций по поводу того, как наилучшим образом решить проблему.

- Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

- Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки (психолого-просветительское информирование клиента).

Консультирование проводилось в психологическом кабинете ИЧ ФГБОУ ВПО «ПГЛУ». Продолжительность консультаций составила 50 минут. Трое из членов экспериментальной группы проходили консультации раз в неделю в заранее оговоренное время. В промежутках между консультациями некоторые клиенты звонили и советовались по поводу различных вопросов, касающихся формирования интернального локуса контроля.

Первый контакт.

Клиенты проявляли интерес к профессиональной подготовке консультанта. Тревога о подготовленности консультанта постепенно развеялась. И уже к концу первой сессии начал выстраиваться терапевтический альянс.

На стадии установления раппорта с клиентом применялись техники перефразирования, отзеркаливания, присоединения, эмпатического слушания и другие. Успешность раппорта была заметна по менее скованной позе клиента, по тому, как клиент перестал избегать контакта глаз. И, кроме того, по завершении первой сессии клиент проявил интерес к следующей встрече.

В ходе психодиагностики выяснилось, что проблемы клиентов связаны со сложностями в принятии на себя ответственности за происходящее. Клиенты сталкиваются с трудностями реализовывать активную жизненную позицию и достигать успеха в разнообразных жизненных ситуациях. Часть испытуемых избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенны как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях и потому чаще всего не готовы решать стоящие перед ними задачи в логике «сегодня и здесь», а склонны скорее подходить к их решению по схеме «завтра и где-нибудь». Основные жалобы в процессе консультирования приходились именно на то, что есть определенные трудности в принятии ответственности за события в своей жизни.

Испытуемые в экспериментальной группе выделили следующие трудности связанные с:

-умением видеть причины своих успехов в собственных усилиях, личностных качествах, способностях;

-верой в свои силы;

-способностью достигать свои цели;

-уверенностью в своих способностях решать проблемы;

-умением достигать успеха в тех или иных ситуациях;

-умением прилагать усилия для достижения положительных результатов в будущем;

-умением брать на себя ответственность как за позитивные, так и за негативные варианты сложившихся межличностных отношений.

Клиент: «Я очень часто не верю, что могу повлиять на сложившуюся ситуацию. Мне кажется, что от меня ничего не зависит. Это очень мешает в учёбе, да честно говоря, и вообще в личной жизни».

Были и другие клиентские запросы, которые были менее реалистичны, и направлены скорее на изменение окружающих, чем на себя.

Позиция консультанта – помощник. Выбранная позиция является помощью психолога, в процессе которой, клиенты осознают, почему они не берут ответственность на себя, а переносят её на судьбу или других людей. В процессе психологического консультирования психолог опирался на доброжелательное и безоценочное отношение к клиентам, старался не давать советов, разграничивал профессиональные и личностные отношения, ориентировался на ценности и нормы клиентов и вовлекал студентов в процесс консультирования.

После третьей сессии мы решили организовать групповую работу, поскольку групповая работа считается более эффективной в том смысле, что осознание клиентами трудностей проходит быстрее за счет работы с другими участниками группы.

Перечислим основные преимущества данной формы работы:

- Участники группы могут исследовать свой стиль отношений с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения.

- Члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа и отдельные её участники.

- Группа в некоторой мере воссоздаёт привычный для её участников мир – социальный микрокосм, образец социальной реальности, и делает это тем сильнее, чем сильнее участники группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу, типам проблем и др.

- Консультативные группы, как правило, предлагают своим участникам понимание и поддержку, что усиливает готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.

Таким образом, со всеми клиентами был успешно установлен контакт, что способствовало успешной совместной работе. Клиенты были заинтересованы в работе с психологом. В обратной связи, после проведения консультирования, клиенты отразили, что в сфере ответственности за свою жизнь стали наблюдаться изменения. А именно, они стали полагать, что человек может повлиять на успешность собственной жизни и деятельности.

Цель программы группового консультирования – формирование позитивного мышления в ситуациях падения жизненного оптимизма.

Задачи:

- изменить отношение участников к себе;

- повысить их веру в возможность собственного влияния на то, что происходит в их жизни;

- побудить испытуемых к самостоятельным активным действиям;

- повысить уровень ответственности участников;

- >помочь осознать значимость и ценность активной жизненной позиции;

- сформировать навык оптимистичного отношения к возможным неудачам;

- сформировать навыки самостоятельного планирования, осуществления деятельности и принятия ответственности за неё;

- сформировать навыки самостоятельного решения различного рода жизненных задач.

Структура программы:

  1. Знакомство участников между собой, разминка, выработка основных правил работы в тренинговой группе.
  2. Формирование у участников ответственности за события своей жизни.
  3. Формирование у участников уверенности в своих способностях решать проблемы.
  4. Формирование положительного Я-образа участников, позитивного отношения к себе; осознание и принятие своих позитивных мировоззренческих позиций.
  5. Формирование навыков оптимистичного отношения к возможным неудачам, поиска альтернативного решения.
  6. Подведение итогов тренинга.

С респондентами контрольной группы формирующий этап исследования проведен не был с целью дальнейшего выявления степени эффективности его применения с респондентами экспериментальной группы.

После проведения формирующего этапа, в данной работе было осуществлено повторное диагностическое исследование жизненного оптимизма личности студентов ВУЗа.

Ниже приведены результаты повторного диагностического исследования в контрольной группе.

При помощи исследования уровня тревожности, проведенного с применением методики Дж. Тейлора, были получены следующие результаты:

- высокий уровень тревожности был выявлен у 4 респондентов из 16, что составило 25%;

- средний уровень тревожности свойственен 9 респондентам, что составляет 56,25%;

- низкий уровень тревожности характерен для 3 человек, что составляет 18,75%.

Таким образом, в среднем респондентам контрольной группы свойственен умеренный уровень тревожности. При этом в группе есть респонденты, высокий уровень тревожности которых говорит о наличии у них невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Они склонны часто переживать по относительно малым поводам, то есть, характеризуются низким порогом возникновения тревожности.

При помощи исследования оптимизма-пессимизма, осуществленного с применением соответствующих диагностических методик, были получены следующие результаты: оптимизмом характеризуются 2 респондента из 16, что составило 12,5%;

- скорее оптимистами, чем пессимистами является 7 респондентов, что составило 43,75%;

- скорее пессимистами, чем оптимистами является 6 респондентов, что составило 37,5%;

- пессимизм характерен для 1 респондента, что составило 6,25%.

Согласно полученным при помощи исследования результатам, респондентам контрольной группы в равной степени свойственны характеристики «скорее оптимист, чем пессимист» и «скорее пессимист, чем оптимист». Это означает, что в случае попадания в сложную жизненную ситуацию, они в большей степени настроены на то, что найдут из нее выход, при этом оценивают ситуацию объективно, не преувеличивая, но и не преуменьшая ее сложности.

При помощи исследования смысложизненных ориентаций студентов, проведенного с применением методики СЖО Д.А. Леонтьева, нами были получены следующие результаты: интернальный локус контроля, как смысложизненная ориентация личности свойственен 7 респондентам, что составляет 43,75%;

-                    экстернальный локус контроля, как смысложизненная ориентация личности, характерен для 9 респондентов, что составляет 56,25%.

Согласно полученным результатам, в контрольной группе имеется приблизительно равное количество респондентов, склонных приписывать результаты происходящих с ними событий самим себе (интернальный локус контроля), а также, склонных находить причины происходящих с ними событий в окружающих людях и ситуации (экстернальный локус контроля).

Повторное диагностическое исследование жизненного оптимизма личности студентов ВУЗа, проведенное в экспериментальной группе, показало следующие результаты:

При помощи исследования уровня тревожности, проведенного в экспериментальной группе с применением методики Дж. Тейлора, были получены следующие результаты:

-                    высокий уровень тревожности в исследовании выявлен не был;

-                    средний уровень тревожности свойственен 13 респондентам из 16, что составляет 81,25%;

-                    низкий уровень тревожности характерен для 3 человек, что составляет 18,75%.

Таким образом, в среднем респондентам контрольной группы свойственен умеренный уровень тревожности, а также средний уровень порога ее возникновения. Респондентам свойственно ощущение гармонии и отсутствиеявного внутреннего конфликта.

При помощи исследования оптимизма-пессимизма, осуществленного в эксперимен6тальной группе с применением соответствующих диагностических методик, были получены следующие результаты: оптимизмом характеризуются 6 респондентов из 16, что составило 37,5%;

-                    скорее оптимистами, чем пессимистами является 5 респондентов, что составило 31,25%;

-                    скорее пессимистами, чем оптимистами является 5 респондентов, что составило 31,25%;

-                    пессимизм в исследовании выявлен не был.

Согласно полученным при помощи исследования результатам, респондентам экспериментальной группы в равной степени свойственны характеристики «скорее оптимист, чем пессимист» и «скорее пессимист, чем оптимист». Это означает, что в случае попадания в сложную жизненную ситуацию, они в большей степени настроены на то, что найдут из нее выход, при этом оценивают ситуацию объективно, не преувеличивая, но и не преуменьшая ее сложности. В экспериментальной группе отсутствуют респонденты с ярко выраженным пессимистичным настроем.

При помощи исследования смысложизненных ориентаций студентов, проведенного в экспериментальной группе с применением методики СЖО Д.А. Леонтьева, нами были получены следующие результаты: интернальный локус контроля, как смысложизненная ориентация личности свойственен 11 респондентам, что составляет 68,75%;

-                    экстернальный локус контроля, как смысложизненная ориентация личности, характерен для 5 респондентов, что составляет 31,25%.

Таким образом, согласно полученным при помощи исследования результатам, в экспериментальной группе преобладают респонденты, склонные приписывать результаты происходящих с ними событий самим себе (интернальный локус контроля), нежели склонные находить причины происходящих с ними событий в окружающих людях и ситуации (экстернальный локус контроля).

Повторное диагностическое исследование жизненного оптимизма личности студентов, проведенное в экспериментальной группе на контрольном этапе показало наличие преимущественно высоких и выше среднего показателей оптимизма, интернальности и эмоционального благополучия.

После проведения повторного диагностического исследования, полученные как в контрольной, так и в экспериментальной группе данные были подвергнуты математической статистической обработке при помощи метода математической статистики t-критерия Стьюдента на предмет обнаружения значимых различий в результатах, полученных на разных этапах исследования и определения степени эффективности применения в экспериментальной группе разработанной развивающей программы.

Математическая обработка данных, полученных в контрольной группе, проведенная при помощи t-критерия Стьюдента показала, что (при р ≤ 0,05) значимые различия в показателях жизненного оптимизма личности студентов ВУЗа выявлены не были.

Математическая обработка данных, полученных в экспериментальной группе, проведенная при помощи t-критерия Стьюдента показала, что (при р ≤ 0,05) значимые различия в показателях жизненного оптимизма личности студентов ВУЗа были выявлены по всем исследованным показателям, что свидетельствует об улучшении эмоционального состояния студентов экспериментальной группы, формировании оптимистичного настроя на решение различных жизненных проблем, повышении у них степени ответственности за свой выбор и происходящие с ними события.

Выводы

Представленные данные, в целом, свидетельствуют о создании благоприятных психологических условий для развития жизненного оптимизма у студентов ВУЗа, говорят о справедливости заявленной гипотезы и подтверждают эффективность применения разработанной развивающей программы в условиях практической психологии образования.

В процессе исследования были решены следующие задачи:

  1. Рассмотрены теоретико-методологические основы исследования жизненного оптимизма личности студента, а также специфики организации психологической поддержки в ситуации падения жизненного оптимизма методами психологического консультирования.
  2. На эмпирической основе выявлены психологические особенности студентов, находящихся в ситуации падения жизненного оптимизма.
  3. Разработана программа оказания средствами консультирования психологической поддержки студентам, находящимся в ситуации падения жизненного оптимизма.
  4. Проведен ряд консультативных сессий, направленных на развитие у студентов жизненного оптимизма.
  5. Разработаны рекомендации по повышению эффективности применения разработанной программы оказания средствами консультирования психологической поддержки студентам, находящимся в ситуации падения жизненного оптимизма.

Согласно полученным при помощи экспериментального исследования и математической статистической обработки эмпирических данных результатам можно сделать следующие выводы:

1. Для студентов ВУЗа, находящихся в ситуации падения жизненного оптимизма, а также для оказания им консультативной поддержки, необходимо комплексное исследование их психологических особенностей в силу сложности и многомерности жизненного оптимизма как психологического состояния.

2. Студентам в ситуации падения жизненного оптимизма свойственен умеренный уровень тревожности с наличием в группе очень высоких показателей, говорящих о дисгармоничном состоянии некоторых респондентов, ситуативно обусловленный «скорее оптимистичный, чем пессимистичный настрой», наличие респондентов, как с интернальным, так и с экстернальным локусом контроля.

3. Групповая коррекционно-развивающая работа, а также индивидуальное психологическое консультирование, представляющие собой формирующий этап данного исследования, являются эффективными методами поддержки студентов, находящихся в ситуации падения жизненного оптимизма. Это подтверждается значимостью статистических данных, полученных путем компьютерной математической обработки с применением Т-критерия Стьюдента.

4. По итогам психологического консультирования студентов со снижением жизненного оптимизма происходит улучшение эмоционального состояния, формирование оптимистичного настроя на решение различных жизненных проблем, повышение степени ответственности за свой выбор и происходящие с ними события.

Таким образом, можно говорить о подтверждении заявленной гипотезы, а также о практической значимости полученных в исследовании результатов.

Применительно к оказанию психологической помощи студентам, находящимся в ситуации падения жизненного оптимизма, преподавателям и студентам могут быть даны следующие рекомендации:

-                    Обеспечить безусловное принятие и эмпатийное отношение к студентам, благоприятный климат в учебном коллективе.

-                    Четко разъяснять студентам их права и обязанности относительно специфики образовательного процесса и Устава высшего учебного заведения.

-                    Организовывать регулярную индивидуальную и групповую работу студентов с психологами ВУЗа, посредством сотрудничества с Психологической службой по всем направлениям (информационно-просветительское, диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее).

-                    Организовывать и проводить совместные мероприятия, способствующие сплочению коллектива, укреплению коллективных традиций, поддержанию благоприятного фона для межличностного общения студентов.

Разработанный подход к оказанию психологической поддержки студентов, находящихся в ситуации падения жизненного оптимизма, с применением психологического консультирования может быть эффективно применен в условиях психологической службы вуза.

Литература

  1. Дубовицкая Т.Д., Эрбегеева А.Р. Психологическая поддержка конструктивного преодоления фрустрации у студентов // Ярославский педагогический вестник, 2009. – №3. – С. 24-35.
  2. Кинчер Дж. Книга о тебе: 40 тестов-самоисследований. – СПб.: Питер, 1997.
  3. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2006. – Т. 56. – № 1. – С. 238-247.
  4. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации: монография. – Пятигорск, 2010. – 268 с.
  5. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2006. – Т. 68. – № 13. – С. 299-305.
  6. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности (феноменология, механизмы, стратегии): дисс. … докт. психол. наук. – Таганрог, 2006. – 383 с.
  7. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии, 1967. – № 6. – С. 37-52.
  8. Минияров В.М. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: Изд-во МПСИ, 2008. – С. 120-143.
  9. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. – СПб., 1997.
  10. Оршанская М.В. Психическая саморегуляция в подростковом возрасте // Материалы III съезда Российского психологического общества, Т.6. – СПб., 2003. – С.189-191.
  11. Пинн В.М. Фрустрация и воспитание. – Таллинн: Валгус, 1985. – С. 112.
  12. Психическая напряженность. Фрустрация: хрестоматия / Сост. И.В. Герасимова. – Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2002. – С. 64.
  13. Соловьева О.В. Познавательные способности: феноменология, диагностика, развитие: монография. – Ставрополь: СГУ, 2010. – 300 с.
  14. Татьянченко Н.П. Развитие психологических знаний о феномене жизнестойкости в трудах отечественных и зарубежных авторов // Вестник Московского университета МВД России, 2013. – № 5. – С. 240-241.

Об авторе

Морозов Денис Игоревич – практикующий психолог, г. Минеральные Воды.

e-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ссылка для цитирования

Морозов Д.И. Психологическое консультирование студентов по проблеме развития жизненного оптимизма. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.